Автор: Калинина Людмила Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №104 "Семицветик" города Калуги
Населённый пункт: Калуга, Калужская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Игры с крупой"
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Игры с крупой - развитие мелкой моторики рук»
Составила: Калинина Людмила Анатольевна
Игры с крупой на развитие мелкой моторики рук
Игры с крупами всегда были популярны: они очень нравятся детям и способствуют
развитию мелкой моторики. К тому же это очень доступный материал для развития
познавательного интереса, концентрации внимания и усидчивости. С крупой можно
играть в любое время года и в любую погоду, так как, например, в песочнице зимой не
поиграешь.
Занятий с крупами уже придумано множество, можно фантазировать и изобретать
что-то новое, ведь простор для фантазии огромен, во время манипуляций с этим
материалом, ребенок освобождается от внутренних зажимов, стрессов и негативных
эмоций. В этой статье озвучены общие моменты, рассказано об играх для разного возраста
и приведены несколько примеров интересных идей для начала ваших занятий.
Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: сухие макароны, фасоль, пшено
рис, гречневая крупа и даже соль, ну и конечно разные емкости, ложечки и сито.
Благодаря таким занятиям всесторонне развивается личность ребенка, так как вы
выполняете не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные. Во
время игр с разными крупами дети узнают историю их получения, например, где
выращивают пшеницу, как получают манку или рисовую муку и так далее.
С чего начать?
Игра «Перекладываем горох»
Поставьте перед малышом две емкости, в одну насыпьте горох (фасоль, чечевицу,
сухие макароны и пр.). Дайте ребенку задание: переложить содержимое в другую пустую
миску ручками.
Игра «Пересыпание круп»
Предложите пересыпать крупу ложкой из миски в миску или из чашки в чашку или
попросить ребенка насыпать ее поровну в три маленькие чашечки. Покажите, как держать
ложку правильно, не в кулаке, а тремя пальцами.
Игра «Пересыпание круп через воронку»
Покажите малышу как пересыпать крупу через воронку. Можно использовать
крупу разного вида или цвета и слоями насыпать ее через воронку в прозрачный стакан.
Игра «Прячем ручки»
Возьмите большую миску, насыпьте в неё любую крупу, опустите в нее руки и
пошевелите пальцами. Ребёнок обязательно заинтересуется и захочет присоединиться.
Можно играть в прятки с ручками: «А где мои ручки? Да, Спрятались. Давай твои ручки
тоже спрячем?!»
Игра «Ищем клад»
Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, например, из киндер-сюрприза,
различные предметы - крупные бусины, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать
их. Можно поставить больше мисок и в каждой спрятать клад, без сомнения интерес к
игре возрастет!
Игра «Сортируем, собираем, перекладываем»
Возьмите небольшое количество, например, гороха и фасоли, перемешайте их и
предложите ребенку разделить горох и фасоль, разложив их по тарелочкам: «Смотри,
горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим фасолинки на эту тарелочку, а
горошинки - на эту».
Перемешать можно соль и горох, тогда разделить их можно с помощью сита,
предварительно покажите этот способ малышу.
Рассыпьте крупу в большую миску и предложите ребенку собрать все в банку.
Сначала банку можно взять с широким горлышком, потом поменять ее на банку с более
узким горлышком, и опять же взять форонку. Такое занятие позволяет овладеть таким
важным движением, как «щепотка». Заранее покажите, как соединить три пальчика и как
ими брать крупу.
Игра «Бусы из макарон»
Вам понадобиться макароны с отверстиями и шнурок. Покажите ребёнку, как
продеть шнурок в отверстия: «Ниточку в дырочку» и дайте ему возможность дальше
самому заняться этим непростым занятием.
Счет, форма, цвет
Возьмите макароны разного цвета, формы (если нет цветных макарон, то можно
использовать пищевой краситель), перемешайте их, а затем предложите ребёнку их
разложить по тарелочкам, предварительно положите на каждую тарелку по 2-3
одинаковых макаронинки, чтобы у ребёнка сработала ассоциация: «зеленая к зеленой,
желтая к желтой, звезда к звезде и так далее».
Разного цвета могут быть не только макароны, но и рис, горох или фасоль.
2
Очень важно, учитывать то, что если сортируете предметы по форме, то все они
должны быть одинакового цвета, и наоборот, если сортируете по цвету, то предметы
должны быть одной формы.
Творчество
Рисование
Вам понадобится поднос, насыпьте на него равномерным слоем крупу, для
рисования хорошо подойдет соль, кукурузная или манная крупы. Всё, можно рисовать!
Проведите пальцем по подносу, покажите малышу что надо делать и предложите ему
попробовать самостоятельно. Можно нарисовать дорожки и "пройтись" по ним
пальчиками. Для детей более старшего возраста можно рисовать лабиринты, использовать
маленькие машинки или поезда. Разучите с помощью такой манипуляции основные
фигуры - круг, квадрат, треугольник, овал.
Аппликации
Такая техника подойдет для изготовления поделок в детский сад или как
украшение для своего дома. Вам понадобятся: клей ПВА, карандаши, краски, картон,
крупы, которые подходят для исполнения задумки, по желанию, трафареты. На картоне
нарисуйте или переведите картинку, так же можно использовать вырезанный рисунок из
раскраски. Намажьте клей по контуру вашей картинки и засыпьте этот участок крупой,
лишнее стряхните. Семена, горох приклеивают по отдельности. Чтоб работа дольше
сохранилась, нанесите на нее лак для волос. Можно поместить работу под в рамку под
стекло.
Лучше выбирать плотный картон, так как тонкий размокнет, тем самым
деформирует внешний вид аппликации, так же можно использовать жесткую кисточку для
клея.
Игра с крупой и пластилином
Крупа, макароны, орехи, бобовые – отлично подходят как дополнение для занятий
с пластилином. Скорлупа от орехов может стать зонтиками или шапочками, горох можно
использовать как глазки и пуговки. Можно «приготовить» пиццу, раскатав пласт из
пластилина и «вдавив» в него разнообразные «ингредиенты», или украсить ёлочку, либо
что-то предварительно облепив пластилином. Манку можно насыпать на пластилин и
получится пушистый снег, а из макарон необычной формы получатся цветы.
3
Найди одинаковое
Для этой игры понадобятся надо подготовится заранее.
Суть состоит в том, чтобы найти пару предмету либо по звуку, либо по
ощущениям.
Для первого варианта будут нужны пластиковые контейнеры от киндер-сюрпризов
или что-то похожее, в каждые два надо насыпать одинаковые крупы, бобовые, макароны.
В начале игры предложить ребенку изучить такие погремушки, а затем обратить
внимания, что здесь есть одинаковые по звучанию шарики, взять один шарик и
предложить: «Давай искать такой же!».
Для второго варианта понадобятся маленькие плотные мешочки, одинаковые по
цвету и фактуре, в каждые два засыпать одинаковые крупы, бобовые или макароны, потом
мешочки закрыть и завязать. Алгоритм тот же, что и в первом варианте: дать освоиться и
предложить найти такой же.
После игры
Конечно, после игры вся крупа будет перемешана, не выбрасывайте ее, ссыпьте в
любую емкость, а на дно положите игрушку. В следующий раз малышу приятно будет
отыскать «клад на дне бассейна из крупы».
Обязательно соблюдайте меры предосторожности - не оставляйте детей играть с
крупой в одиночестве, так как малыши нечаянно могут засунуть в нос или в ушко
маленькие горошинки и фигурки.
Самое важное, что мы можем дать нашим детям – это заботу и внимание! Поэтому
вместе играйте, фантазируйте, занимайтесь, проводите время с пользой друг для друга.
4