Напоминание

Особенности организации подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку


Автор: Хетагурова Мадина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназии №45 имени Жоржа Дюмезиля
Населённый пункт: г. Владикавказа
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку
Раздел: среднее образование





Назад




Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности

учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой

аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет

построен, зависит наш результат.

Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний,

а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы

экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение

подготовки выпускников к следующей ступени образования.

Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели

самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-

партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе

подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с

родителями.

Основной государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя

– словесника. Один из существенных факторов успеха Основного государственного

экзамена обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в

школе, а также серьезная подготовка к сдаче ОГЭ.

А правило «Учись учиться!» касается личности самого учителя. Нельзя добиться

успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности

заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых

вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий.

Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы

по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках

русского языка. То же относится и к части С. Имея опыт решения задач ОГЭ и написания

сочинения, учитель может быть по-настоящему полезным своим ученикам, разъясняя,

приводя десятки примеров.

Поэтому учитель обязан учиться:

посещать курсы по подготовке к ОГЭ, где квалифицированные специалисты

рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;

перенимать опыт у других учителей

изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор,

спецификация;

знать критерии оценивания.

Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ОГЭ по русскому

языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная

проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе

и подготовка к ОГЭ по русскому языку - это не одно и то же!

Ежегодно во время сдачи ОГЭ по русскому языку у выпускников в РФ

прослеживаются одни и те же проблемы.

Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ОГЭ по

русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении

делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие

нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в

коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу.

Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно

падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то

научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются только

материала,

изучаемого

непосредственно

на

уроках

русского

языка

(например,

орфоэпические и лексические нормы).

С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ОГЭ по

русскому языку

В тестовой части :

лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);

виды связи в словосочетании;

морфология современного русского языка

типы сложных предложений и их специфика;

средства языковой выразительности.

В изложениях и сочинениях:

композиционное оформление;

логическое оформление (в т.ч. абзацное членение);

грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского

языка;

теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют)

Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:

1.

Отсутствие навыков тестирования.

2.

Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ОГЭ;

3.

Технические ошибки при заполнении бланков ОГЭ;

4.

Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение

пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)

В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт

проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена

по русскому языку в новой форме недостаточно грамотно писать, необходимо понять

саму специфику экзамена.

ОГЭ по русскому языку

Этот экзамен состоит из трех частей – изложения, сочинения и заданий, требующих

ответа. Рекомендуется знать критерии оценивания ОГЭ – это поможет упорядочить

подготовку. Изложение пишется по прослушанному 2 раза тексту и требует от учащихся

следующих навыков:

умение понимать смысл текста;

выявлять авторскую идею;

уметь применять приемы сжатия текста;

соблюдать все условия, касающиеся цельности и связности;

соблюдать грамматические и речевые нормы.

Задания, требующие ответа в виде нескольких слов или цифр, касаются основных тем

русского языка, предусмотренных школьной программой. Проверяются знания учащихся

в области расстановки запятых в простых и сложных предложениях, умение работать со

словосочетанием, анализировать текст полностью и по фрагментам.

Третья часть экзамена – сочинение-рассуждение, которое строится по определенному

алгоритму – начинается с вступления, содержащего тезис – то есть утверждения, которое

учащемуся

предстоит

доказывать.

Сами

доказательства,

официально

именуемые

аргументами, расположатся в средней части, а заключение – вывод по всей работе. Такую

последовательность нужно сохранять, ведь это влияет на количество баллов, которые

экзаменуемый получит в итоге.

Сочинение на ОГЭ достаточно небольшое, поэтому вступление должно быть кратким

– можно ограничиться несколькими предложениями. Можно использовать речевые

клише, подготовленные заранее. Размер основной части должен быть больше объема

взятых вместе вступления и заключения.

Следует избегать при этом пересказа и лишней информации, демонстрируя умение

мыслить логично при доказательстве тезиса. Работать лучше по такому плану:

Прочитать текст не один раз, а несколько, убедиться, что смысл в целом ясен

Нужно понять, о чем пишет автор (тема), на какие рассуждения наталкивает читателя

(идея – обычно ее располагают в выделенном фрагменте)

Эту идею высказать своими словами, без потери смысла и с учетом грамматических

норм

Найти в тексте те места, которые эту идею подтверждают

По-своему, но грамматически правильно переделать и эти фрагменты

Аргументов в основной части должно быть два и оба с примерами, взятыми из этого

же текста.

Следует указать аргумент, к которому подобран пример. Можно использовать при

этом цитирование (не забываем про кавычки) или номер предложения. Нужно помнить,

что заключение – итог, а не просто еще один абзац. Он не опровергает информацию,

сказанную в предыдущих частях работы, а обобщает ее.

Девятиклассники должны знать, что баллы, полученные ими на экзаменах, являются

объективными показателями достигнутого учащимися уровня знаний и умений. Итоговые

результаты могут помочь попасть в тот или иной профильный класс, а сама форма ОГЭ

сейчас максимально приближена к ЕГЭ, что считается одним из способов подготовки к

последнему.

Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания,

умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания,

предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:

лингвистическую;

языковую;

коммуникативную.



В раздел образования