Автор: Хетагурова Мадина Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназии №45 имени Жоржа Дюмезиля
Населённый пункт: г. Владикавказа
Наименование материала: статья
Тема: Особенности организации подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку
Раздел: среднее образование
Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка эффективности
учебной деятельности ученика под руководством учителя. Подготовка к итоговой
аттестации – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет
построен, зависит наш результат.
Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний,
а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы
экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение
подготовки выпускников к следующей ступени образования.
Главная задача учителя - учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели
самостоятельно добывать знания, поэтому наша позиция – учитель-помощник, учитель-
партнер. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя в системе
подготовки к ОГЭ, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с
родителями.
Основной государственный экзамен стал частью профессиональной жизни учителя
– словесника. Один из существенных факторов успеха Основного государственного
экзамена обеспечение качественного преподавания на протяжении всех лет обучения в
школе, а также серьезная подготовка к сдаче ОГЭ.
А правило «Учись учиться!» касается личности самого учителя. Нельзя добиться
успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности
заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых
вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий.
Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах. Это вопросы
по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках
русского языка. То же относится и к части С. Имея опыт решения задач ОГЭ и написания
сочинения, учитель может быть по-настоящему полезным своим ученикам, разъясняя,
приводя десятки примеров.
Поэтому учитель обязан учиться:
посещать курсы по подготовке к ОГЭ, где квалифицированные специалисты
рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;
перенимать опыт у других учителей
изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор,
спецификация;
знать критерии оценивания.
Отсюда и актуальность подготовки учащихся к экзамену, ведь на ОГЭ по русскому
языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная
проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе
и подготовка к ОГЭ по русскому языку - это не одно и то же!
Ежегодно во время сдачи ОГЭ по русскому языку у выпускников в РФ
прослеживаются одни и те же проблемы.
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ОГЭ по
русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении
делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие
нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в
коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу.
Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно
падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то
научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются только
материала,
изучаемого
непосредственно
на
уроках
русского
языка
(например,
орфоэпические и лексические нормы).
С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ОГЭ по
русскому языку
В тестовой части :
лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
виды связи в словосочетании;
морфология современного русского языка
типы сложных предложений и их специфика;
средства языковой выразительности.
В изложениях и сочинениях:
композиционное оформление;
логическое оформление (в т.ч. абзацное членение);
грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского
языка;
теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют)
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:
1.
Отсутствие навыков тестирования.
2.
Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ОГЭ;
3.
Технические ошибки при заполнении бланков ОГЭ;
4.
Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение
пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)
В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт
проведения и подготовки к ОГЭ. Процесс этот трудоёмкий. Для успешной сдачи экзамена
по русскому языку в новой форме недостаточно грамотно писать, необходимо понять
саму специфику экзамена.
ОГЭ по русскому языку
Этот экзамен состоит из трех частей – изложения, сочинения и заданий, требующих
ответа. Рекомендуется знать критерии оценивания ОГЭ – это поможет упорядочить
подготовку. Изложение пишется по прослушанному 2 раза тексту и требует от учащихся
следующих навыков:
умение понимать смысл текста;
выявлять авторскую идею;
уметь применять приемы сжатия текста;
соблюдать все условия, касающиеся цельности и связности;
соблюдать грамматические и речевые нормы.
Задания, требующие ответа в виде нескольких слов или цифр, касаются основных тем
русского языка, предусмотренных школьной программой. Проверяются знания учащихся
в области расстановки запятых в простых и сложных предложениях, умение работать со
словосочетанием, анализировать текст полностью и по фрагментам.
Третья часть экзамена – сочинение-рассуждение, которое строится по определенному
алгоритму – начинается с вступления, содержащего тезис – то есть утверждения, которое
учащемуся
предстоит
доказывать.
Сами
доказательства,
официально
именуемые
аргументами, расположатся в средней части, а заключение – вывод по всей работе. Такую
последовательность нужно сохранять, ведь это влияет на количество баллов, которые
экзаменуемый получит в итоге.
Сочинение на ОГЭ достаточно небольшое, поэтому вступление должно быть кратким
– можно ограничиться несколькими предложениями. Можно использовать речевые
клише, подготовленные заранее. Размер основной части должен быть больше объема
взятых вместе вступления и заключения.
Следует избегать при этом пересказа и лишней информации, демонстрируя умение
мыслить логично при доказательстве тезиса. Работать лучше по такому плану:
Прочитать текст не один раз, а несколько, убедиться, что смысл в целом ясен
Нужно понять, о чем пишет автор (тема), на какие рассуждения наталкивает читателя
(идея – обычно ее располагают в выделенном фрагменте)
Эту идею высказать своими словами, без потери смысла и с учетом грамматических
норм
Найти в тексте те места, которые эту идею подтверждают
По-своему, но грамматически правильно переделать и эти фрагменты
Аргументов в основной части должно быть два и оба с примерами, взятыми из этого
же текста.
Следует указать аргумент, к которому подобран пример. Можно использовать при
этом цитирование (не забываем про кавычки) или номер предложения. Нужно помнить,
что заключение – итог, а не просто еще один абзац. Он не опровергает информацию,
сказанную в предыдущих частях работы, а обобщает ее.
Девятиклассники должны знать, что баллы, полученные ими на экзаменах, являются
объективными показателями достигнутого учащимися уровня знаний и умений. Итоговые
результаты могут помочь попасть в тот или иной профильный класс, а сама форма ОГЭ
сейчас максимально приближена к ЕГЭ, что считается одним из способов подготовки к
последнему.
Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания,
умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания,
предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.