Автор: Галиева Ильмира Нахиповна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Воспитатель
Населённый пункт: Республика Татарстан г Елабуга
Наименование материала: статья
Тема: Безопасность информационной продукции для детей, используемых педагогами в работе с детьми-дошкольниками
Раздел: дошкольное образование
Галиева Ильмира Нахиповна 1 квалификационная категория
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 29 «Золотая рыбка»
Елабужского муниципального района
Безопасность информационной продукции для детей, используемых педагогами в
работе с детьми-дошкольниками
Добрый день, уважаемые коллеги!
Как и почему информация может влиять на процессы развития и социализации детей
дошкольного возраста? Потеря дошкольниками чувства безопасности нередко становится
следствием использования непродуктивных методов обучения в
общественном и
семейном воспитании.
Широко распространенные методы ознакомления детей с различными категориями
опасностей формируют у них недоверие к людям, вызывают состояние тревожности,
неуверенности в себе, стремление избегать знакомства с чем-то новым.
Большинство родителей знает о важности чтения детям книг. Они сознают, как это
необходимо для развития малышей. Но, далеко не все родители понимают, какие книги
надо читать, а какие не стоит, какие книги могут помочь, а какие – навредить.
Остановимся на этом подробнее.
Прошло время дефицита детской и любой другой литературы, время, когда книги с
картинками было не сыскать и многие из них передавались из поколения в поколение.
Сейчас на рынке большой ассортимент всевозможных изданий на разный вкус и кошелек.
Многие детские книги издаются на прекрасной бумаге, с высоким качеством полиграфии.
Однако часть этой замечательной продукции не так уж безвредна для детей.
А вы читаете детям сказки и смотрите ли мультфильмы?
Задумывался ли каждый из вас хоть на минуту?
Знаменитая сказка Г.Х. Андерсена «Русалочка» уже не раз подвергалась критике.
Читать дочери эту сказку не стоит хотя бы потому, что она формирует в корне неверное
поведение девушки.
Честно говоря, эта сказка, от которой каждой женщине становится невыносимо
грустно. Особенно это касается тех, кто борется или боролся со своей жертвенностью в
отношениях (как с родственниками, так и с партнером) — все для кого-то и в ущерб себе.
Русалочка пошла на невероятные лишения, чтобы завоевать любовь принца. Остаться без
голоса, терпеть боль — физическую и душевную — и все для того, чтобы некий парень
обратил на нее внимание. Так быть не должно. Такое поведение девочке перенимать ни в
коем случае не стоит.
Отвлечемся от сказок и поговорим о современных детских книжках для самых маленьких.
Речь обо всех этих маленьких пушистых и глазастых «явлениях» с милыми, короткими и
совсем не развивающими стишками.
Есть родители, которые скупают подобные творения, но по факту все, что там написано,
не имеет никакого отношения к развитию ребенка. Единственное, что делает такая
литература — помогает продлить нахождение малыша в бессмысленном, бессловесном
состоянии.
Эти книги якобы приобщают малыша к чтению, но на самом деле обрушивают на голову
дошкольника кучу плохо зарифмованной чуши. Если вы хотите развить речевой аппарат
ребенка, лучше просто учите с ним новые слова и делайте упор на адекватные детские
стихотворения.
«Карма Чебурашки»
Родители, как известно, бывают разные. Не мало среди мам и пап тех, кто хочет с раннего
возраста приобщить сына или дочь к своим эзотерическим и духовным изысканиям.
Книга «Карма Чебурашки» как раз такова.
Автор подробно объясняет детям, что такое «сансара» и «карма». Более того в книге
высказывается предположение, что в прошлой жизни найденный в ящике из-под
апельсинов Чебурашка был бодхисаттвой.
Лучше все-таки дать ребенку прожить детство без этой информации. С ней он сможет
ознакомиться в любом другом возрасте. Если захочет.
Колобок и Баба-Яга (что у них общего)
Объединяет эти и другие русские народные сказки то, что в них постоянно кто-то кого-то
съедает. Само собой, все эти действия несут свой смысл и, может, даже поучительный
момент. Однако, после таких зверских историй у детей появляются страхи, учащаются
кошмары и повышается тревожность.
Особенно этого не миновать, если не проводить после подобных чтений разъяснительные
беседы и оставлять малыша наедине со своими выводами и картинками в голове.
«Жила-была мама»
Еще один современный шедевр детской литературы это рассказ «Жила-была мама»
Сергея Седова. В ней детям рассказывается о том, что делать, если оба родители
алкоголики.
В сказке «Волк и семеро козлят», которую мы знаем с детства, волку охотники
вспарывают живот, и оттуда выбегают козлятки. Вот одна из современных версий сказки.
Бедного волка ловят охотники, еще живого зверя крутят на вертеле, вспарывают ему
живот, оттуда выбегают козлятки, а затем и так уже неживое животное жарят в костре и
бросают в реку. Сюжет не очень-то гуманный и по-настоящему вредный для детского
восприятия: непонятно, зачем столько раз нужно убивать волка, если козлятки давно уже
спасены.
Давайте же от современных книг перейдем к традиционным сказкам, которые читают
детям из поколения в поколение!Многие родители переживают, как можно читать детям
эти ужасные сказки со смертями и уродованиями?
Каждый взрослый человек является членом информационного сообщества. Родители же, в
первую очередь, несут ответственность за будущее своих детей. Поэтому необходимо
выбрать такие меры, которые бы максимально обезопасили информационную среду для
дошкольников.
2
Необходимым условием является систематическое взаимодействие детского сада и семьи
по вопросам обеспечения безопасности детей.
В новом учебном году мы традиционно
будем с вами проводить для детей различные праздники и развлечения. Их основная цель
– доставить радость дошкольникам. Как вы думаете, могут ли праздничные и досуговые
мероприятия или отдельные их компоненты представлять опасность для детей? А если
главный герой будет плохо себя вести и никто его за это не осудит? Если музыка будет
очень тревожной? Если декорации будут мрачными .Вы совершенно правы, любое
мероприятие может содержать в себе компоненты, которые не отвечают требованиям
информационной безопасности, а значит, могут причинить вред здоровью и развитию
детей. Как мы можем обезопасить наших воспитанников? Что мы с вами уже знаем и
умеем для этого? Предлагаю сегодня выступить в роли экспертов и оценить
информационную продукцию, которую использовали наши коллеги в других детских
садах во время зрелищных мероприятий. Но перед этим проведем небольшую беседу и
познакомимся с нормативными документами. Что такое зрелищное мероприятие? (Ответ-
подсказка для ведущего: «демонстрация информационной продукции в месте, доступном
для детей, и в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к
обычному кругу семьи, в том числе посредством проведения театрально-зрелищных,
культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий» – п. 3 ст. 2
Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ.)
• Какие из педагогических мероприятий в детском саду можно отнести к зрелищным
мероприятиям? (Ответ-подсказка для ведущего: праздники, квесты, спектакли, концерты,
развлечения, досуги, выставки.)
• Зачем нужны зрелищные мероприятия в детском саду? (Ответ-подсказка для ведущего:
дошкольники расширяют свой кругозор, знакомятся с разными видами искусства и с
традициями народов России, учатся воспринимать музыку, художественную литературу и
фольклор. Также тематические мероприятия помогают развивать у них коммуникативные
навыки, формировать досуговую культуру и учат заниматься творчеством.)
• Как вы думаете, какие задачи обучения, воспитания, развития дошкольников
невозможно решить без праздников, концертов, развлечений, досугов? (Ответ-подсказка
для ведущего: задачи нравственного воспитания, формирование у детей
дисциплинированности, культуры поведения, коммуникативных навыков, умения
взаимодействовать со сверстниками и педагогом.)
• Какие виды информационной продукции используются при подготовке и проведении
зрелищных мероприятий? (Ответ-подсказка для ведущего: сценарии, фотографии и другие
иллюстрации, музыка, видео, декорации, костюмы, афиши, световое оформление.)
• Какая информационная продукция может представлять угрозу для здоровья и развития
детей? (Ответ-подсказка для ведущего: без возрастной маркировки или с маркировкой 6+
и выше; с длительными сценами жестокости, насилия, агрессии, опасного для персонажей
и природы поведения, которое не осуждается, оправдывается; с пугающими детей
персонажами, музыкой, оформлением.)
• На что обратить внимание, чтобы оценить информационную безопасность компонентов
зрелищного мероприятия: сюжета, декораций, светового оформления, цветовых решений,
музыкального сопровождения, костюмов, афиш? (Ответ-подсказка для ведущего: есть ли
возрастная маркировка 0+, нет ли описания безнаказанного насилия и опасного
3
поведения, чего-то пугающего.) Ответы на вопросы есть в картах оценки
информационной безопасности и в сценарии семинара-практикума
Теперь познакомьтесь с документами, которые регламентируют ответственность за
нарушение требований информационной безопасности.)
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(п. 2 ч. 6 ст. 28, пп. 8–9 ч. 1 ст. 41)
• Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию»
• Приказ Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161 «Об утверждении требований к
административным и организационным мерам, техническим и программно-аппаратным
средствам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или)
развитию»
• Методические рекомендации Минкомсвязи от 16.05.2019 «Методические рекомендации
по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам
информации, распространяемой посредством сети «интернет», причиняющей вред
здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования»
• Концепция информационной безопасности детей (ч. II распоряжения Правительства от
02.12.2015 № 2471-р)
• Статья 6.17 и часть 2 статьи 13.21 КоАП Нормативные акты, которые регламентируют
ответственность за нарушение требований информационной безопасности
Мозговой штурм «Причины и последствия» Мероприятие «Блокадный хлеб» может
негативно повлиять на эмоциональное состояние детей, вызвать высокую эмоциональную
напряженность, сильные эмоции глубокой скорби, чувство страха, подавленное
настроение. Отдаленными последствиями может стать повышенная тревожность, утрата
чувства безопасности, слишком сильный страх смерти, потери близких. Избежать
негативного влияния на детей фотографий, песен, инсценировок невозможно.
Мероприятие «Веселый выпускной» может негативно повлиять на эмоциональное
состояние детей, вселить или усилить страх перед школой, учителем, сформировать
негативное отношение к школе, искаженные образы ученика и педагога. Действия учителя
из сценария необходимо убрать, поведению учеников важно дать отрицательную оценку,
показать позитивные поведенческие модели, которые можно придумать вместе с детьми-
зрителями.
Подводим итоги итоги. Во-первых, при подготовке мероприятий необходимо выбирать
формы работы с воспитанниками и компоненты зрелищных мероприятий, которые
соответствуют требованиям информационной безопасности дошкольников. Пугающие
фотографии, страшные костюмы и декорации, тревожные тексты стихотворений, песен и
рассказов нельзя использовать в детском саду. Если это часть традиций праздника, как в
случае с Хэллоуином, такие мероприятия лучше вообще не проводить. Мероприятия для
дошкольников должны демонстрировать победу добра над злом, торжество
справедливости. Если персонажи будут внушать, что никому нельзя доверять, дети станут
тревожными, а их психика неустойчивой
4
Во-вторых, некоторые риски можно снять, если подать информацию правильно.
Например, агрессивное поведение персонажа допустимо, если оно будет редким, другие
персонажи его осудят, агрессор проявит чувство вины и стыда. Также если в сценарии
есть эпизоды с агрессией, важно побеседовать с детьми о ее недопустимости, о том, что
нужно искать конструктивные решения. Можно заменить музыку, костюмы и декорации
на более спокойные, понятные детям. Сегодня мы с вами выявили, что мероприятия,
которые должны доставлять детям радость, обучать и воспитывать их, приобщать к
культурным ценностям, могут причинить вред их здоровью и развитию. Избежать
подобных проблем вам помогут знания и навыки, которые вы отработали на сегодняшнем
семинаре-практикуме. Сегодня мы следовали алгоритму, по которому вы сможете
разрабатывать подходящие для дошкольников зрелищные мероприятия – пусть он будет у
вас .
Пусть праздники и развлечения будут веселыми и приносят нашим детям только пользу
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ "О защите детей от информации,
причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010 года
2. Тимофеева Л. Проблемы времени. Обеспечение информационной безопасности детей
дошкольного возраста. "Дошкольное воспитание" 7/2019
5