Напоминание

ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ ПРОФЕССИЯМИ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ


Автор: Богомолова Надежда Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 42 "Подсолнушек" г. о. Самара
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: статья
Тема: ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ ПРОФЕССИЯМИ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЗНАКОМСТВО ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

С ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМИ ПРОФЕССИЯМИ

В СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГРАХ

Подготовила:

Богомолова Надежда Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 42 «Подсолнушек»

г. о. Самара

Аннотация: В статье представлен опыт работы знакомства дошкольников

старшего возраста с профессиями железнодорожного транспорта в сюжетно-

ролевых играх.

Ключевые слова: дошкольники, железнодорожные профессии, сюжетно-

ролевые игры.

Дошкольное общеобразовательное учреждение является мощным

институтом социализации личности ребёнка дошкольного возраста.

Социальное развитие дошкольника предполагает постепенное вхождение в

мир человеческих отношений, в мир труда взрослых, в мир трудовых

профессий, развитие желания быть похожими на творческих, инициативных

людей, любящих свою работу и гордящихся результатом своего труда.

Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую

осведомлённость об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них

определённый элементарный опыт профессиональных действий, способствует

ранней профессиональной ориентации.

В концепции развития системы дошкольного и общего образования ОАО

«РЖД» (2010-2015гг.) одной из стратегических задач является достижение

нового качества профессиональной работы на профессии железнодорожного

транспорта как одного из условий подготовки квалифицированных кадров для

железнодорожного транспорта.

В негосударственном дошкольном образовательном учреждении «Детский

сад №118 ОАО «РЖД» работа по ранней ориентации дошкольников старшего

возраста на профессии железнодорожного транспорта осуществляется с

помощью сюжетно-ролевой игры.

Игра, согласно К. Гроссу, есть «вечная школа поведения», то есть

предварительное упражнение форм взрослого поведения в особо важных

сферах жизнедеятельности.

Ведущий вид деятельности для дошкольников – это игра. В совместной и

свободной деятельности формируется интерес к труду взрослых, ненавязчиво

нацеливая дошкольников старшего возраста на будущую профессию. Дети

начинают осознавать социальные отношения, понимать взаимоотношения в

различных видах деятельности взрослых, что отражается в сюжетно-ролевых

играх (например, машинист и помощник машиниста). Становятся более

сложными игровые действия, игровое пространство.

Существует большое количество детских игр и учёные их классифицируют

по-разному. Но все единодушны в одном: наибольшим развивающим эффектом

обладают сюжетные игры.

Известным детским психологом Д.Б. Элькониным [6] было установлено, что

сюжетная игра в старшем дошкольном возрасте особенно сензитивна к сфере

человеческой

деятельности

и

межчеловеческих

отношений.

Основным

содержанием детских сюжетно-ролевых игр является человек, его деятельность

и отношения людей друг к другу. Именно в сюжетно-ролевой игре, где всё

условно, «как будто», проживая ту или иную ситуацию, дошкольник проникает

в сферу социальных отношений взрослых, моделируя их по-своему.

Игровую роль дошкольники старшего возраста выбирают в соответствии со

своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. Они ещё по-детски

наивны, не раз изменяются, но важно, что ребёнок мечтает об участии в

полезном для общества труде. Постепенно в сюжетно-ролевой игре у

дошкольника старшего возраста формируются общие представления о значении

труда, о роли различных профессий.

В формировании представлений дошкольников старшего возраста о

профессиональной деятельности большую роль играют сюжетно-ролевые игры

профессионально-ориентированной направленности.

Сюжетно-ролевой игре предшествует подготовительная работа по

знакомству

дошкольников

с

железнодорожными

профессиями.

Это

тематические экскурсии на предприятия железной дороги, проводимые в

соответствии

с

правилами

безопасности

(локомотивное

депо,

музей

локомотивного депо, вагонное депо, железнодорожный вокзал). Дошкольники

старшего возраста видят труд железнодорожников, понимают важность их

профессий. Наблюдение дошкольников за работой специалистов позволяет

получать конкретные представления о функциях, которые они выполняют, о

специфике определённой работы. Постепенно дошкольники старшего возраста

начинают повторять действия людей разных железнодорожных профессий

(машиниста,

кассира,

дежурного

по

станции,

осмотрщика

вагонов,

проводника), моделируют их профессиональное поведение.

Из большого перечня профессий железнодорожного транспорта были

отобраны

основные

профессии

железнодорожников,

которые

понятны

дошкольникам: машинист, дежурный по станции, кассир, проводник, ревизор,

осмотрщик вагонов, составитель поездов.

Чтобы раскрыть содержательную сторону профессий, обратились к

справочнику профессиограмм [5], выбрали профессии, которые относятся к

сфере

железнодорожного

транспорта,

адаптировали

их

к

восприятию

дошкольника

старшего

возраста.

В

профессиограммах

выделены

доминирующие виды деятельности, качества, обеспечивающие успешность

выполнения профессиональной деятельности и личные качества.

Известно, что в сюжетно-ролевой игре одни предметы могут заменять

другие, но дошкольников старшего возраста привлекают предметы труда

взрослых. Дошкольнику доставляет огромное удовольствие возможность

дотронуться до руля машиниста, подержать в руках молоток осмотрщика

вагонов, развернуть флажок проводника.

В ходе сюжетно-ролевой игры дошкольники старшего возраста отражают

содержание

деятельности

представителей

железнодорожных

профессий,

ориентируются в их взаимосвязях, выражают предпочтение группе профессий

или какой-то конкретной профессии. Важны для дошкольников старшего

возраста встречи с интересными людьми, к проведению которых привлекаются

не только родители, бабушки, дедушки, дяди, тёти, но и работники-

профессионалы,

что

стало

традицией

негосударственного

дошкольного

образовательного учреждения «Детский сад №118 ОАО «РЖД».

Работа по знакомству дошкольников с железнодорожными профессиями в

сюжетно-ролевых играх проводится в три этапа.

На первом этапе рассматриваются предметы труда, иллюстрации,

фотографии на железнодорожную тематику, дошкольники знакомятся с

функциями выбранной железнодорожной профессии с помощью дидактических

игр: «Кому что нужно?», «Знаешь ли ты?», «Узнай по описанию».

Например, в игре «Кому что нужно?» дошкольники сначала называют

предметы труда машиниста, затем все действия данной профессии. На втором

этапе проигрываются с дошкольниками старшего возраста отдельные сюжеты,

где они берут на себя роль, выполняя функции доминирующих видов

деятельности

определённой

профессии:

кассира,

составителя

поездов,

дежурного

по

станции,

проводника,

машиниста.

На

третьем

этапе

объединяются несколько железнодорожных профессий, и создаётся сюжетно-

ролевая игра.

Знакомство дошкольников старшего возраста с железнодорожными

профессиями проходит в сюжетно-ролевой игре от простого к сложному.

Переходя в сюжетно-ролевой игре с этапа на этап, дошкольники могут

выполнять несколько ролей. Например: сначала кассир в железнодорожной

кассе, затем пассажир в поезде, по прибытию на станцию Самара – зритель в

театре.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре дошкольники старшего возраста

познакомились с основными железнодорожными профессиями: машинист,

дежурный по станции, ревизор, проводник, составитель поездов, осмотрщик

вагонов, кассир, начальник поезда. И это является тем фундаментом, на

котором формируется чувство гордости за причастность маленького человека к

Российским железным дорогам.

Литература

1.

Сташкова Т.Н., Шебалдина Л.Н. Мы – будущие железнодорожники. – М.:

Гном и Д, 2007.

2.

Ковардакова М.А., Стеклова И.Ю., Тимиреева М.Т., Королёва С.В.,

Никитина И.П. Дошкольник и мир профессий: Железная дорога. – М.:

АРКТИ, 2010.

3.

Программа воспитания и обучения в детском саду. От рождения до

школы. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.:

Мозаика-Синтез, 2010.

4.

Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного

возраста. – Ростов-на-Дону, 2006.

5.

Романова Е.С. 99 популярных профессий. – СПб.: Питер, 2003.

6.

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: 1978.

7.

Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск, 1993.



В раздел образования