Автор: Ксенжик Ирина Евгеньевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Девиантное поведение детей и подростков – виды, причины, феноменология.
Раздел: среднее образование
Девиантное поведение детей и
подростков – виды, причины,
феноменология.
Что такое девиантное поведение?
Девиантное (отклоняющееся) поведение — это поведение, не
соответствующее общепринятым или официально установленным
социальным нормам, которое вызывает негативную оценку
общества.
Типичными
примерами
девиантного
поведения
подростков
являются
систематические
прогулы,
побеги
из
дома,
бродяжничество
и
попрошайничество,
аддиктивное
поведение
(зависимость
от
психоактивных
веществ,
алкоголизация,
табакокурение), ранняя сексуальная жизнь и аутодеструктивное
поведение (парасуицидальное и суицид).
Процессы обеспечивающие развитие
девиантного поведения.
Десоциализация представляет собой негативную социализацию в
форме отделения, противостояния и конфронтации с обществом,
представляющего угрозу и негативные следствия для социальных
устоев и приводящую к снижению уровня адаптации личности к
жизни общества.
Социальная дезориентация – психологический синдром,
складывающийся еще в дошкольном и младшем школьном
возрасте и находящий проявление в асоциальном поведении,
причиной которого служит невладение социальными нормами, а
не их сознательное нарушение.
Оценка поведения подростка как
девиантного должно учитывать
- социо-культурную природу отклоняющегося поведения личности, обуславливающую
исторически изменчивый характер девиантного поведения, сопряженного с изменением
социальных норм и правил в различные исторические времена;
- негативная оценка девиантного поведения может выступать в форме общественного
осуждения либо применения социальных санкций, в случае делинквентного поведения –
административное/уголовного наказания;
- результатом отклоняющегося поведения является нанесение реального ущерба
окружающим людям и обществу, а также самому субъекту такого поведения в различных
формах - дестабилизации общественного порядка, морального и материального ущерба,
физического и психического насилия, ухудшения соматического и психического здоровья и
благополучия;
- девиантное поведение носит стойко повторяющийся характер (многократное или
длительное);
Оценка поведения подростка как
девиантного должно учитывать
отклоняющееся поведение сочетается с общей асоциальной и
антисоциальной направленностью личности;
отклоняющееся поведение не выходит за пределы медицинской нормы
и не должно отождествляться с психическими заболеваниями, хотя и
может являться его следствием, переходя в патологическое поведение;
отклоняющееся поведение приводит к социальной дезадаптации
различной степени тяжести;
отклоняющееся поведение имеет выраженное индивидуальное и
возрастно-половое своеобразие.
Типологии девиантного поведения в
подростковом возрасте (1) (Ю.А.Клейберг)
негативные, социально неодобряемые (асоциальное
поведение как отклонение от моральных норм и
антисоциальное как отклонение от правовых норм),
позитивные, социально одобряемые (просоциальное
поведение),
социально-нейтральное (не представляющее социальной
опасности с неоднозначной оценкой.
Типологии девиантного поведения в
подростковом возрасте (2)
С учетом направленности девиантного поведения и его эффекта для
общества и личности можно выделить два типа поведения:
- нестандартное поведение, играющее позитивную роль в развитии
общества, но при этом не укладывающееся в рамки принятых социальных
моделей и стереотипов поведение.
– деструктивное поведение, включая внешнедеструктивное поведение,
направленное на нарушение социальных норм и нарушение законов и прав
других людей (аддиктивное и антисоциальное) и внутридеструктивное
поведение, направленное на дезинтеграцию самой личности (суицидальное,
конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое).
Типологии девиантного поведения в
подростковом возрасте (3) Е.В.Змановская
1) антисоциальное (делинквентное) поведение, нарушающее правовые
нормы и угрожающее социальному порядку и благополучию
окружающих людей,
2) асоциальное поведение как нарушение морально-нравственных
норм, угрожающее благополучию межличностных отношений,
3) аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение, включая
суицидальное, фанатическое, аутистическое, виктимное, рискованное
поведение, аддиктивное поведение, включая пищевую зависимость и
зависимость от психоактивных веществ и т.д.
Уровни девиаций по уровню опасности
для человека и общества:
Докриминогенный уровень - формы поведения, не представляющие серьёзной
общественной опасности - нарушение моральных норм и конвенциональных
норм и правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-
полезной деятельности, употребление алкогольных и наркотических,
токсических средств.
Криминогенный уровень — действия и поступки, выражающиеся в преступных
уголовно-наказуемых деяниях (В. Н. Иванов). Криминогенному уровню
соответствует делинквентное поведение – противоправное антиобщественное
поведение подростков в возрасте до 16-18 лет, основанное на их
антисоциальных установках и выражающееся в действиях или бездействии,
наносящих ущерб как отдельным гражданам, так и обществу в целом
(А.Г.Амбрумова, В.В.Ковалев, Н.В.Вострокнутов).
Виды делинквентного поведения:
административные нарушения - Нарушение правил дорожного движения,
мелкое хулиганство в форме нецензурной брани в общественных местах,
оскорбительные действия, нарушение общественного порядка и спокойствия,
распитие спиртных напитков на улицах и в общественных местах, появление в
общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство
и нравственность, побеги из дома и бродяжничество, попрошайничество,
занятия проституцией.
дисциплинарные проступки- прогулы без уважительных причин занятий
учащимися, прогул без уважительных причин и появление на работе в состоянии
алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных
напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем
месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда работающими
подростками.
Виды делинквентного поведения:
преступления - антиобщественные деяния, предусмотренные
уголовным законодательством, такие как физическое насилие и
убийство, посягательство на имущество из корыстных побуждений
(кражи, вымогательство, мошенничество), вандализм и намеренное
разрушение материальных и духовных ценностей, угоны автомобилей,
мотоциклов и велосипедов; террористические акты, изнасилования,
незаконный оборот наркотических средств, поджоги.
Факторы риска подросткового
девиантного поведения
индивидуально-психологические особенности и нервно-
психические
аномалии
личности,
в
том
числе
формирование акцентуаций в сензитивном подростковом
возрасте;
остроту подросткового кризиса и усиление его негативных
симптомов без позитивной динамики разрешения;
личностную незрелость, включая моральную незрелость;
Факторы риска подросткового
девиантного поведения
нарушения
отношений
со
сверстниками
(изоляция,
отвержение, отсутствие социального признания);
школьную
дезадаптацию
(хроническая
неуспешность
учебной деятельности, низкая учебно-познавательная
мотивация);
неадекватные
стратегии
совладания
с
трудными
жизненными ситуациями.
Факторы риска подросткового
девиантного поведения
дезадаптация
родительской
семьи
(неполная
семья,
конфликтная семья, семья с антисоциальной атмосферой),
наличие
конституциональной
предрасположенности
и
экзогенно-повреждающие
воздействия,
обуславливающие
формирования
аномалий
характера
и
личностных
нарушений
Группы риска возникновения девиантного
поведения в подростковом возрасте
1) подростки с трудностями преодоления негативной фазы
подросткового возраста;
2) дети из дисгармоничных, асоциальных и неполных семей;
3) подростки с хронической неуспешностью в школе и низким
уровнем академических достижений;
4) подростки с неудовлетворенной потребностью в социальном
признании группами сверстников и депривацией потребности в
аффилиации (изолированные, изгои, жертвы школьного
преследования).
Основные направления профилактики
девиантного поведения.
Организация социальной среды
Информирование
Активное социальное обучение социально-важным навыкам
Организация деятельности, альтернативной девиантному
поведению
Основные направления профилактики
девиантного поведения
Организация здорового образа жизни
Активизация личностных ресурсов
Минимизация негативных последствий девиантного
поведения