Напоминание

Девиантное поведение детей и подростков – виды, причины, феноменология.


Автор: Ксенжик Ирина Евгеньевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №122 имени Ж.А. Зайцевой"
Населённый пункт: Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Девиантное поведение детей и подростков – виды, причины, феноменология.
Раздел: среднее образование





Назад




Девиантное поведение детей и

подростков – виды, причины,

феноменология.

Что такое девиантное поведение?

Девиантное (отклоняющееся) поведение — это поведение, не

соответствующее общепринятым или официально установленным

социальным нормам, которое вызывает негативную оценку

общества.

Типичными

примерами

девиантного

поведения

подростков

являются

систематические

прогулы,

побеги

из

дома,

бродяжничество

и

попрошайничество,

аддиктивное

поведение

(зависимость

от

психоактивных

веществ,

алкоголизация,

табакокурение), ранняя сексуальная жизнь и аутодеструктивное

поведение (парасуицидальное и суицид).

Процессы обеспечивающие развитие

девиантного поведения.

Десоциализация представляет собой негативную социализацию в

форме отделения, противостояния и конфронтации с обществом,

представляющего угрозу и негативные следствия для социальных

устоев и приводящую к снижению уровня адаптации личности к

жизни общества.

Социальная дезориентация – психологический синдром,

складывающийся еще в дошкольном и младшем школьном

возрасте и находящий проявление в асоциальном поведении,

причиной которого служит невладение социальными нормами, а

не их сознательное нарушение.

Оценка поведения подростка как

девиантного должно учитывать

- социо-культурную природу отклоняющегося поведения личности, обуславливающую

исторически изменчивый характер девиантного поведения, сопряженного с изменением

социальных норм и правил в различные исторические времена;

- негативная оценка девиантного поведения может выступать в форме общественного

осуждения либо применения социальных санкций, в случае делинквентного поведения –

административное/уголовного наказания;

- результатом отклоняющегося поведения является нанесение реального ущерба

окружающим людям и обществу, а также самому субъекту такого поведения в различных

формах - дестабилизации общественного порядка, морального и материального ущерба,

физического и психического насилия, ухудшения соматического и психического здоровья и

благополучия;

- девиантное поведение носит стойко повторяющийся характер (многократное или

длительное);

Оценка поведения подростка как

девиантного должно учитывать

отклоняющееся поведение сочетается с общей асоциальной и

антисоциальной направленностью личности;

отклоняющееся поведение не выходит за пределы медицинской нормы

и не должно отождествляться с психическими заболеваниями, хотя и

может являться его следствием, переходя в патологическое поведение;

отклоняющееся поведение приводит к социальной дезадаптации

различной степени тяжести;

отклоняющееся поведение имеет выраженное индивидуальное и

возрастно-половое своеобразие.

Типологии девиантного поведения в

подростковом возрасте (1) (Ю.А.Клейберг)

негативные, социально неодобряемые (асоциальное

поведение как отклонение от моральных норм и

антисоциальное как отклонение от правовых норм),

позитивные, социально одобряемые (просоциальное

поведение),

социально-нейтральное (не представляющее социальной

опасности с неоднозначной оценкой.

Типологии девиантного поведения в

подростковом возрасте (2)

С учетом направленности девиантного поведения и его эффекта для

общества и личности можно выделить два типа поведения:

- нестандартное поведение, играющее позитивную роль в развитии

общества, но при этом не укладывающееся в рамки принятых социальных

моделей и стереотипов поведение.

– деструктивное поведение, включая внешнедеструктивное поведение,

направленное на нарушение социальных норм и нарушение законов и прав

других людей (аддиктивное и антисоциальное) и внутридеструктивное

поведение, направленное на дезинтеграцию самой личности (суицидальное,

конформистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое).

Типологии девиантного поведения в

подростковом возрасте (3) Е.В.Змановская

1) антисоциальное (делинквентное) поведение, нарушающее правовые

нормы и угрожающее социальному порядку и благополучию

окружающих людей,

2) асоциальное поведение как нарушение морально-нравственных

норм, угрожающее благополучию межличностных отношений,

3) аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение, включая

суицидальное, фанатическое, аутистическое, виктимное, рискованное

поведение, аддиктивное поведение, включая пищевую зависимость и

зависимость от психоактивных веществ и т.д.

Уровни девиаций по уровню опасности

для человека и общества:

Докриминогенный уровень - формы поведения, не представляющие серьёзной

общественной опасности - нарушение моральных норм и конвенциональных

норм и правил поведения в общественных местах, уклонение от общественно-

полезной деятельности, употребление алкогольных и наркотических,

токсических средств.

Криминогенный уровень — действия и поступки, выражающиеся в преступных

уголовно-наказуемых деяниях (В. Н. Иванов). Криминогенному уровню

соответствует делинквентное поведение – противоправное антиобщественное

поведение подростков в возрасте до 16-18 лет, основанное на их

антисоциальных установках и выражающееся в действиях или бездействии,

наносящих ущерб как отдельным гражданам, так и обществу в целом

(А.Г.Амбрумова, В.В.Ковалев, Н.В.Вострокнутов).

Виды делинквентного поведения:

административные нарушения - Нарушение правил дорожного движения,

мелкое хулиганство в форме нецензурной брани в общественных местах,

оскорбительные действия, нарушение общественного порядка и спокойствия,

распитие спиртных напитков на улицах и в общественных местах, появление в

общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство

и нравственность, побеги из дома и бродяжничество, попрошайничество,

занятия проституцией.

дисциплинарные проступки- прогулы без уважительных причин занятий

учащимися, прогул без уважительных причин и появление на работе в состоянии

алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных

напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем

месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда работающими

подростками.

Виды делинквентного поведения:

преступления - антиобщественные деяния, предусмотренные

уголовным законодательством, такие как физическое насилие и

убийство, посягательство на имущество из корыстных побуждений

(кражи, вымогательство, мошенничество), вандализм и намеренное

разрушение материальных и духовных ценностей, угоны автомобилей,

мотоциклов и велосипедов; террористические акты, изнасилования,

незаконный оборот наркотических средств, поджоги.

Факторы риска подросткового

девиантного поведения

индивидуально-психологические особенности и нервно-

психические

аномалии

личности,

в

том

числе

формирование акцентуаций в сензитивном подростковом

возрасте;

остроту подросткового кризиса и усиление его негативных

симптомов без позитивной динамики разрешения;

личностную незрелость, включая моральную незрелость;

Факторы риска подросткового

девиантного поведения

нарушения

отношений

со

сверстниками

(изоляция,

отвержение, отсутствие социального признания);

школьную

дезадаптацию

(хроническая

неуспешность

учебной деятельности, низкая учебно-познавательная

мотивация);

неадекватные

стратегии

совладания

с

трудными

жизненными ситуациями.

Факторы риска подросткового

девиантного поведения

дезадаптация

родительской

семьи

(неполная

семья,

конфликтная семья, семья с антисоциальной атмосферой),

наличие

конституциональной

предрасположенности

и

экзогенно-повреждающие

воздействия,

обуславливающие

формирования

аномалий

характера

и

личностных

нарушений

Группы риска возникновения девиантного

поведения в подростковом возрасте

1) подростки с трудностями преодоления негативной фазы

подросткового возраста;

2) дети из дисгармоничных, асоциальных и неполных семей;

3) подростки с хронической неуспешностью в школе и низким

уровнем академических достижений;

4) подростки с неудовлетворенной потребностью в социальном

признании группами сверстников и депривацией потребности в

аффилиации (изолированные, изгои, жертвы школьного

преследования).

Основные направления профилактики

девиантного поведения.

Организация социальной среды

Информирование

Активное социальное обучение социально-важным навыкам

Организация деятельности, альтернативной девиантному

поведению

Основные направления профилактики

девиантного поведения

Организация здорового образа жизни

Активизация личностных ресурсов

Минимизация негативных последствий девиантного

поведения



В раздел образования