Автор: Манохина Маргарита Сергеевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №26 "Солнышко"
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР»
Раздел: дошкольное образование
«Использование метода наглядного моделирования
в коррекционно-образовательной деятельности
с детьми с ТНР»
(из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ ДС №26 «Солнышко»
Манохиной М.С.)
Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества
таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем
информации,
ориентироваться
в
нем,
стараться
быть
успешным
и
конкурентоспособным.
А, если учесть тот факт, что с каждым годом увеличивается число
детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с ТНР. И у наших
воспитанников помимо нарушений языковых средств общения, отмечается
незрелость психических процессов. То можно предположить, что такие дети
испытывают еще большие затруднения в процессе адаптации к школе,
усвоении школьных программ. Таким образом, работа учителя-логопеда
направлена на развитие и совершенствование языковых средств общения,
всесторонне гармоничное развитие личности дошкольника, успешную
подготовку к обучению в школе. Педагоги в свою очередь находятся в
постоянном поиске новых наиболее продуктивных методов в коррекционно-
образовательной деятельности.
Одним
из
таких
методов
для
меня
стал
метод
наглядного
моделирования.
Наглядное
моделирование
–
это
воспроизведение
существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и
работа
с
ним.
Поскольку
помогает
ребенку
зрительно
представить
абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с
ними. Это особенно важно для дошкольников, так как наглядный материал
усваивается лучше вербального. Опорные схемы и модели – это попытка
задействовать
зрительную,
двигательную,
ассоциативную
память,
следовательно, развивать умственные способности дошкольников.
Метод
наглядного
моделирования
активно
применяем
мной
в
коррекционно-образовательной деятельности по:
- развитию связной речи и коммуникативных навыков;
- развитию и совершенствованию
лексико-грамматического строя
речи;
- развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и
синтеза, обучению элементам грамоты.
Внедрение данного метода повлекло за собой
обогащение и
преобразование предметно-пространственной развивающей среды как в
логокабинете, так и в групповом помещении. Она организуется таким
образом, чтобы быть доступной, способствовать совершенствованию всех
сторон речи, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их
активность и инициативность.
Разработанные мною дидактические игры и
пособия, на основе
наглядного
моделирования
обладают
многофункциональностью,
вариативностью, мобильностью в процессе использования.
Так на занятиях по развитию связной речи широко использую рассказы
цепной
организации
предложений,
придуманные
мною
на
каждую
лексическую тему. Сначала дети рассказывают по готовым схемам. А затем
они
самостоятельно
составляют
рассказы,
используя
предложенные
логопедом
карточки-модели
и
выстраивают
их
в
нужной
последовательности. Так же это позволяет преобразовывать рассказ из
цепной организации предложений в рассказ по опорным картинкам. Далее в
процессе обучения дошкольники самостоятельно моделируют рассказы,
зарисовывая их в пустые карточки. Также можно использовать карточки в
процессе пересказа и при придумывании собственных рассказов (как
программирование внутреннего плана высказывания).
Развивая и совершенствуя лексико-грамматический строй речи также
применяю дидактические игры и пособия, разработанные с использованием
метода наглядного моделирования, в рамках тематического планирования.
Эти пособия многофункциональные, вариативные. Позволяющие применять
их как на групповых, подгрупповых так и на индивидуальных занятиях. В
процессе работы с пособиями развивается не только грамматический строй
речи, но и мелкая моторика (дети обводят изображенные предметы
маркерами, выполняют различные штриховки). Так одно им тоже пособие
можно применять для различных игр.
Пример:
«Наполним корзины богатым урожаем»
(дети маркером
обводят овощи по контуру, наносят штриховку, а далее ведут линии от овоща
в
большую
и
маленькую
корзины
и
упражняются
в
образовании
уменьшительно-ласкательной
формы
сущ-х
и
употреблении
в
распространенных предложениях с союзом. А: «Я сорвал с грядки большую
луковицу и положу в большую корзину, а маленькую луковку в маленькую
корзиночку» и пр.), а так же использовать в качестве игры «Вершки и
корешки».
Игра «Фруктовый сад» направлена на согласование количественных
числительных с существительными и построение связных предложений (Это
яблоко. Яблоко растет на яблоневом дереве, значит яблоко – это фрукт.
Игры «Полезный обед и фруктовые угощения» (помогают упражняться
в образовании относительных прилагательных посредством неоднократного
проговаривания, а также развивать мелкую моторику).
Мною было разработано дидактическое пособие «В мире животных и
птиц». Оно многофункциональное, развивает и совершенствует навыки
словоизменения
и
словообразования,
позволяет
отрабатывать
навык
словообразования
и
словоизменения,
посредством
образования
притяжательных
прилагательных.
Которые
чаще
всего
у
наших
воспитанников вызывают определенные трудности и аграмматизмы.
Игровые
упражнения
на
согласование
числительных
с
существительными: «Сосчитай-ка», «Бросай-считай-ка»
Использую
многофункциональные
наглядные
модели
в
системе
речевых игр и упражнений для развития и совершенствования лексико-
грамматического строя речи. Представленые модели, можно вариативно
использовать в играх «Речецветик», а также самостоятельно выкладывать с
использованием деревянной ритмической дорожки.
В
коррекционно-образовательной
деятельности
по
развитию
фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению
элементам грамоты активно применяем модели для характеристики звуков по
акустико-артикуляционным признакам. Они представлены в виде готовых
схем (это «Звукобуквенный цветок») и набора отдельных карточек-моделей
для самостоятельной характеристики звука. Далее дети способны не только
самостоятельно характеризовать звук, но и графически обозначать на
шаблоне Звукобуквенного цветка.
Используем
условные
модели
при
дифференциации
твердости-
мягкости согласных звуков.
При определении позиции заданного звука в слове используем модели
«Звуковой дельфинчик», «Звуковая рыбка». И отрабатываем полученные
навыки с помощью разработанного мною пособия «Грамотейка», который
представлен в виде индивидуальных альбомов на каждого воспитанника.
Обучение элементам Грамоты, так же не обходиться без использования
приемов наглядного моделирования. Дидактическое пособие «В гости к
букве мы идем, песни весело поем!» и индивидуальные альбомы «Я читаю»,
в котором дети могут упражняться в навыках звукобуквенного анализа и
синтеза.
В нашей группе используется инновационная технология «Говорящие
стены». Которая позволяет в доступной и приемлемой для ребенка форме
закреплять полученные навыки, посредством выполнения предложенных
заданий (конверт с зашифрованными моделями заданиями от Веселого
Грамотейки, тематические комплексные карты) при выполнении этих
заданий дети организуют работу, как в парах, так и подгруппой.
Метод наглядного моделирования активно применяется нашими
воспитанниками при планировании групповых итоговых мероприятий и
проектов. Где дети самостоятельно придумывают и моделируют праздник,
сценарий и этапы подготовки к этому событию. Тем самым проявляя
творческую активность, самостоятельность и инициативность.
Подводя итог, следует отметить, что использование наглядного
моделирования в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с
ТНР:
- мотивирует и вызывает интерес к деятельности;
-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала,
формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления
памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти
графики”;
- учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания,
применяя графическую аналогию, развивает мыслительные и в целом
психические процессы;
- самое главное развивает и совершенствует языковые средства
общения у воспитанников и помогает при подготовке к обучению в школе.