Напоминание

«Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР»


Автор: Манохина Маргарита Сергеевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ ДС №26 "Солнышко"
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование метода наглядного моделирования

в коррекционно-образовательной деятельности

с детьми с ТНР»

(из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ ДС №26 «Солнышко»

Манохиной М.С.)

Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества

таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем

информации,

ориентироваться

в

нем,

стараться

быть

успешным

и

конкурентоспособным.

А, если учесть тот факт, что с каждым годом увеличивается число

детей с различными нарушениями в развитии, в том числе с ТНР. И у наших

воспитанников помимо нарушений языковых средств общения, отмечается

незрелость психических процессов. То можно предположить, что такие дети

испытывают еще большие затруднения в процессе адаптации к школе,

усвоении школьных программ. Таким образом, работа учителя-логопеда

направлена на развитие и совершенствование языковых средств общения,

всесторонне гармоничное развитие личности дошкольника, успешную

подготовку к обучению в школе. Педагоги в свою очередь находятся в

постоянном поиске новых наиболее продуктивных методов в коррекционно-

образовательной деятельности.

Одним

из

таких

методов

для

меня

стал

метод

наглядного

моделирования.

Наглядное

моделирование

это

воспроизведение

существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и

работа

с

ним.

Поскольку

помогает

ребенку

зрительно

представить

абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с

ними. Это особенно важно для дошкольников, так как наглядный материал

усваивается лучше вербального. Опорные схемы и модели – это попытка

задействовать

зрительную,

двигательную,

ассоциативную

память,

следовательно, развивать умственные способности дошкольников.

Метод

наглядного

моделирования

активно

применяем

мной

в

коррекционно-образовательной деятельности по:

- развитию связной речи и коммуникативных навыков;

- развитию и совершенствованию

лексико-грамматического строя

речи;

- развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и

синтеза, обучению элементам грамоты.

Внедрение данного метода повлекло за собой

обогащение и

преобразование предметно-пространственной развивающей среды как в

логокабинете, так и в групповом помещении. Она организуется таким

образом, чтобы быть доступной, способствовать совершенствованию всех

сторон речи, обеспечивать самостоятельность детей, стимулировать их

активность и инициативность.

Разработанные мною дидактические игры и

пособия, на основе

наглядного

моделирования

обладают

многофункциональностью,

вариативностью, мобильностью в процессе использования.

Так на занятиях по развитию связной речи широко использую рассказы

цепной

организации

предложений,

придуманные

мною

на

каждую

лексическую тему. Сначала дети рассказывают по готовым схемам. А затем

они

самостоятельно

составляют

рассказы,

используя

предложенные

логопедом

карточки-модели

и

выстраивают

их

в

нужной

последовательности. Так же это позволяет преобразовывать рассказ из

цепной организации предложений в рассказ по опорным картинкам. Далее в

процессе обучения дошкольники самостоятельно моделируют рассказы,

зарисовывая их в пустые карточки. Также можно использовать карточки в

процессе пересказа и при придумывании собственных рассказов (как

программирование внутреннего плана высказывания).

Развивая и совершенствуя лексико-грамматический строй речи также

применяю дидактические игры и пособия, разработанные с использованием

метода наглядного моделирования, в рамках тематического планирования.

Эти пособия многофункциональные, вариативные. Позволяющие применять

их как на групповых, подгрупповых так и на индивидуальных занятиях. В

процессе работы с пособиями развивается не только грамматический строй

речи, но и мелкая моторика (дети обводят изображенные предметы

маркерами, выполняют различные штриховки). Так одно им тоже пособие

можно применять для различных игр.

Пример:

«Наполним корзины богатым урожаем»

(дети маркером

обводят овощи по контуру, наносят штриховку, а далее ведут линии от овоща

в

большую

и

маленькую

корзины

и

упражняются

в

образовании

уменьшительно-ласкательной

формы

сущ-х

и

употреблении

в

распространенных предложениях с союзом. А: «Я сорвал с грядки большую

луковицу и положу в большую корзину, а маленькую луковку в маленькую

корзиночку» и пр.), а так же использовать в качестве игры «Вершки и

корешки».

Игра «Фруктовый сад» направлена на согласование количественных

числительных с существительными и построение связных предложений (Это

яблоко. Яблоко растет на яблоневом дереве, значит яблоко – это фрукт.

Игры «Полезный обед и фруктовые угощения» (помогают упражняться

в образовании относительных прилагательных посредством неоднократного

проговаривания, а также развивать мелкую моторику).

Мною было разработано дидактическое пособие «В мире животных и

птиц». Оно многофункциональное, развивает и совершенствует навыки

словоизменения

и

словообразования,

позволяет

отрабатывать

навык

словообразования

и

словоизменения,

посредством

образования

притяжательных

прилагательных.

Которые

чаще

всего

у

наших

воспитанников вызывают определенные трудности и аграмматизмы.

Игровые

упражнения

на

согласование

числительных

с

существительными: «Сосчитай-ка», «Бросай-считай-ка»

Использую

многофункциональные

наглядные

модели

в

системе

речевых игр и упражнений для развития и совершенствования лексико-

грамматического строя речи. Представленые модели, можно вариативно

использовать в играх «Речецветик», а также самостоятельно выкладывать с

использованием деревянной ритмической дорожки.

В

коррекционно-образовательной

деятельности

по

развитию

фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению

элементам грамоты активно применяем модели для характеристики звуков по

акустико-артикуляционным признакам. Они представлены в виде готовых

схем (это «Звукобуквенный цветок») и набора отдельных карточек-моделей

для самостоятельной характеристики звука. Далее дети способны не только

самостоятельно характеризовать звук, но и графически обозначать на

шаблоне Звукобуквенного цветка.

Используем

условные

модели

при

дифференциации

твердости-

мягкости согласных звуков.

При определении позиции заданного звука в слове используем модели

«Звуковой дельфинчик», «Звуковая рыбка». И отрабатываем полученные

навыки с помощью разработанного мною пособия «Грамотейка», который

представлен в виде индивидуальных альбомов на каждого воспитанника.

Обучение элементам Грамоты, так же не обходиться без использования

приемов наглядного моделирования. Дидактическое пособие «В гости к

букве мы идем, песни весело поем!» и индивидуальные альбомы «Я читаю»,

в котором дети могут упражняться в навыках звукобуквенного анализа и

синтеза.

В нашей группе используется инновационная технология «Говорящие

стены». Которая позволяет в доступной и приемлемой для ребенка форме

закреплять полученные навыки, посредством выполнения предложенных

заданий (конверт с зашифрованными моделями заданиями от Веселого

Грамотейки, тематические комплексные карты) при выполнении этих

заданий дети организуют работу, как в парах, так и подгруппой.

Метод наглядного моделирования активно применяется нашими

воспитанниками при планировании групповых итоговых мероприятий и

проектов. Где дети самостоятельно придумывают и моделируют праздник,

сценарий и этапы подготовки к этому событию. Тем самым проявляя

творческую активность, самостоятельность и инициативность.

Подводя итог, следует отметить, что использование наглядного

моделирования в коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с

ТНР:

- мотивирует и вызывает интерес к деятельности;

-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала,

формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления

памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти

графики”;

- учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания,

применяя графическую аналогию, развивает мыслительные и в целом

психические процессы;

- самое главное развивает и совершенствует языковые средства

общения у воспитанников и помогает при подготовке к обучению в школе.



В раздел образования