Автор: Афиногентова Галина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО "Центр детского творчества"
Населённый пункт: р.п. Николаевка ,Ульяновская область
Наименование материала: Конспект занятия по изобразительному искусству
Тема: ПЕЙЗАЖ - КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Раздел: дополнительное образование
Тема: ПЕЙЗАЖ - КАК ЖАНР
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Составила
Педагог дополнительного образования
Афиногентова Г.В.
Цель: Познакомить детей с жанром пейзажа, его разновидностями, с творч
еством отдельных художников-пейзажистов.
Задачи:
Обучающие: ознакомить с этапами рисования пейзажа и научить грамотно
изображать пейзаж на плоскости листа, применяя линейную и воздушную
перспективы;
Развивающие: рассказать о городском, сельском, морском пейзажах, как
разновидностях жанра; различиях и особенностях лирического, эпического и
героического пейзажей; познакомить воспитанников с поджанрами пейзажа,
развивать глазомер, аналитическое мышление, воображение;
Воспитывающие: воспитывать художественный вкус, аккуратность, чувство
взаимопомощи;
Оборудование на занятии:
для педагога – иллюстрации пейзажей, авторские работы, работы учеников,
ТСО.
для воспитанников – Ватман Ф. А-3, графические материалы: простой
карандаш ТМ, 2М, ластик.
Тип занятия: Комбинированный
Зрительный ряд: Авторские картины, рисунки и пособия педагога.
Иллюстрации: Шишкин И.И. «Рожь", Левитан И.И. «Золотая осень»,
Куинджи А.И. «Ночь на Днепре», Саврасов А.К. «Грачи прилетели», Левитан
И.И. «Март», Шишкин И.И. «Корабельная роща».
Музыкальный ряд: Классическая музыка
Ход занятия:
Организация группы.
II. Вводная беседа.
Педагог: Ребята, на прошлом занятии мы с вами познакомились с портретом,
как жанром изобразительного искусства. А сегодня на занятии мы
продолжим изучать жанры изобразительного искусства. И какой именно
жанр, вы узнаете, разгадав представленный ребус.
Сегодня мы познакомимся с таким жанром изобразительного искусства как
пейзаж. Встречались ли вы с этим жанром. Все мы очень любим природу. На
лоне природы мы отдыхаем, восстанавливаем силы, обретаем душевное
спокойствие. В конечном итоге человек без природы не может жить.
Художники издавна стремились запечатлеть на своих картинах красоту
утренней зари, майской ночи, морозного утра, а люди с удовольствием
украшали стены своих домов этими прекрасными картинами. Все эти
картины с изображениями природы называются пейзажем. И сейчас мы
подробнее остановимся на таком жанре изобразительного искусства как
пейзаж.
III.Объяснение нового материала:
Пейзаж - жанр изобразительного искусства, где главным является
изображение природы, окружающей среды, видов сельской местности,
городов, исторических памятников, называется пейзажем (фр. paysage). В
зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский,
городской (в том числе городской архитектурный — ведута),
индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской
стихии — марина. Пейзаж может носить исторический, героический,
фантастический, лирический и эпический характер.
Хотя элементы пейзажа встречаются в картинах мастеров итальянского
Возрождения, как, например, Леонардо да Винчи или Джорджоне, впервые в
европейской живописи чисто пейзажные композиции появились в работах
мастеров нидерландского Возрождения середины XVI века, в первую
очередь Иоахима Патинира и Херри мет де Блес.
Элементы пейзажа:
В пейзаж входят некоторые основные элементы: земная поверхность,
растительность, человеческие постройки, перспектива вида
Картина также может включать: водоёмы (озера, моря, реки), фауну, людей,
свет, метеорологические образования (облака, дождь).
В древности и в средние века пейзаж появляется в росписях храмов, дворцов,
в иконах и в миниатюрах. В европейском искусстве первыми обратились к
изображению природы венецианские живописцы эпохи Возрождения
(А.Каналетто). С 16 в. пейзаж становится самостоятельным жанром,
формируются его разновидности и направления: лирический, героический,
документальный пейзажВ 19 в. творческие открытия мастеров пейзажа,
насыщение его социальной проблематикой, развитие пленэра (изображение
естественной природной среды) завершились достижениями
импрессионизма, давшими новые возможности в живописной передаче
пространственной глубины, изменчивости световоздушной среды, сложности
цветовой гаммы: барбизонцы,
Выступление воспитанника с докладом о морском пейзаже(марина).
Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа,
объектом изображения которого является море. Самостоятельным жанром
марина оформляется в Голландии в начале 17 в.: Я.Порселлис, С. де Влигер,
В.ван де Велле, Ж.Верне, У.Тернер Похороны на море (1842, Лондон, галерея
Тейт), К.Моне Впечатление, восход солнца (1873, Париж, музей Мармоттан),
С.Ф.Щедрин Малая гавань в Сорренто (1826, Москва, Третьяковская
галерея). (Педагог показывает слайд-шоу).
Выступление воспитанника с докладом о городском пейзаже.
Городской пейзаж является результатом нескольких веков развития пейзажа
, который в средние века не являлся самостоятельным видом живописи, а
только необходимым фоном, на котором разворачивалась фигурная
композиция, как первоначально в работах религиозной тематики , так в
последствии и в светской живописи. Сначала .особенно в итальянском
искусстве XV века, получили развитие так называемые архитектурные
пейзажи, в которых изображались виды городов с необычайной точностью,
но обычно с высоты птичьего полета. Часто, так же, это были
фантастические архитектурные виды, где сливались античность с готикой
современность с руинами или трагические сцены с оттенком жуткого
гротеска. Карпаччо и Беллини положили начало венецианскому городскому
пейзажу, в котором в конечном счете преобладала архитектурная ведута.
Расцвет ее связан с именем Каналетто, который добился в своих ведутах
равновесия между документальностью и поэтической интерпретацией
городского пейзажа. Завершающим звеном в этой эволюции является
пейзажная живопись Франческо Гварди, который с блеском решал проблемы
света и воздуха , вибрации атмосферы, эмоциональной активности образа
природы, воплощая в своих работах дух городской атмосферы. Следующий
серьезный шаг, в котором виден глубоко поэтический взгляд на городской
пейзаж сделали импрессионисты на рубеже XIX и XX веков, среди которых
были Писсарро, Клод Монэ, Утрилло и другие. В дальнейшем поиски
выразительности устремились к обобщению формы и сдержанному
благородству цветовой гаммы. А. Марке, Р.Фальк и прочие их современники.
В творчестве Константина Коровина ярко проявляются черты
импрессионизма. В своих городских пейзажах он разрабатывает тончайшую
гармонию гамм и оттенков цвета. В его пейзажах северных городов, Ялты,
ночных пейзажах Парижа он предстает поэтом ночных огней , марева
тончайшей паутины света, атмосферы праздничности улиц с помощью
богатейшей симфонии красок. Широкую картину городской жизни своего
времени создал неповторимый Кустодиев., В наше время поэтическую
картину города, лирическую взволнованность, богатство психологического
подтекста зритель встретит в многих работах художников, в частности в
ранних работах И. Глазунова. (Педагог показывает слайд-шоу).
Выступление воспитанника с докладом о сельском пейзаже.
Сельский пейзаж — это изображение сельской местности с ее красотой. Все
мы хоть раз были в селе, кто-то проездом, а некоторые из нас там росли и
выросли. Многие русские и зарубежные художники такие как: Клодт М.К.
(«Дубовая роща», «Село в Орловской губернии», «Крестьянская усадьба у
реки».); Васильев Ф.А. («Деревня»); Дюккер Е.Э. («Дубовый лес в
окрестностях Ревеля»); Шишкин И.И. («Швейцарский пейзаж», «Рожь»), и
многие другие изображали на своих полотнах сельский пейзаж. На этих
картинах видна красота природы сельского пейзажа, культура того времени,
обычаи. (Педагог показывает слайд-шоу).
Перед практическим разделом занятия педагог разбивает детей на две
команды и предлагает два задания:
- собрать пейзаж из разрезанной на несколько частей иллюстрации;
- раздает карточки-задания с изображениями пейзажей с целью закрепления
пройденного материала. По предложенным изображениям пейзажей нужно
определить их поджанры и виды изобразительного искусства.
IV. Работа над заданием.
Самостоятельная работа учащихся.
Задание: нарисовать лирический пейзаж
Учитель. Сейчас мы попробуем нарисовать пейзаж, который состоит из
нескольких этапов.
Учитель показывает методические таблицы и рисует на доске, а дети на
листах.
Этапы выполнения пейзажа:
Компануем в листе задуманный природный фрагмент карандашом.
Намечаем линию горизонта.
Обозначаем первый, второй и дальний планы.
Первый план рисуем подробно, обогащаем деталями. Второй план
прорабатываем менее тщательно.
Можно включить в пейзаж фигуры людей и животных.
Дальше работаем цветом: начинаем с больших плоскостей (фон) широкими
мазками, дальше переходим к деталям, не забывая об освещении и тоне.
V. Итоги занятия.
Контрольный момент:
Педагог предлагает отгадать несколько репродукций пейзажей различных
художников, представленных на доске, с целью проверки знаний
воспитанников.
Выбор и показ лучших работ. Уборка рабочих мест.
Домашнее задание: Дома порисовать пейзажи из окна или если позволяет
погода на улице с натуры. Найти дома несколько репродукций пейзажа и
принести их в изостудию. Всем спасибо, занятие окончено.