Автор: Первова Наталья Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 38 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактический потенциал кухонной утвари и материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Дидактический потенциал кухонной утвари и материалов в сенсорном
развитии детей раннего возраста
Актуальность темы.
Ограниченность готовых игрушек в развитии сенсорного опыта.
Важность «бытовой» социализации и включения ребенка в контекст семейной
деятельности.
Задача педагога: научить родителей видеть образовательный потенциал в
повседневности.
Теоретическое обоснование:
Почему кухня?
Сенсорная насыщенность: многообразие тактильных (крупы, тесто, губки),
слуховых (звуки посуды, воды), обонятельных (запахи фруктов, herbs), вкусовых и
зрительных стимулов.
Зона ближайшего развития: наблюдение и участие в реальных, осмысленных
действиях взрослого (переливание, пересыпание, мытье).
Развитие предпосылок предметно-орудийной деятельности: ложка, венчик, чашки,
контейнеры — первые «орудия труда» ребенка.
Принципы организации безопасной среды.
Правило «Нижних ящиков»: выделение безопасного пространства (1-2 ящика) с
разрешенными предметами (пластиковые контейнеры, ложки, силиконовые формы).
Четкие границы: что можно всегда, что — только со взрослым, что — нельзя.
Адаптация материалов: использование круп (пшено, манка), бобовых (фасоль, нут)
под постоянным визуальным контролем с учетом возраста и умения ребенка.
Блок практических рекомендаций: Картотека игр с дидактическими целями. (Для
каждого прописана Цель, Материалы, Алгоритм, Вариативность)
Сенсорные игры:
- «Сухой аквариум» (крупы в тазу): тактильное обследование, поиск «кладышей».
- «Волшебные баночки» (гречка/горох, вода/масло): развитие зрительного
восприятия.
- «Лепки из соленого теста/пластичного песка»: кинестетические ощущения.
·- Игры на развитие мелкой моторики и координации:
- «Пересыпания ложкой/переливания воронкой»: точность движений.
-
«Сортируем
по
цвету/форме»
(фасоль,
макароны):
зрительно-моторная
координация.
- «Открой и закрой»: контейнеры с разными типами крышек.
- Игры для познавательно-исследовательской деятельности:
- «Тонует — не тонет» (ложка, губка, яблоко).
- «Следы на муке»: установление причинно-следственных связей.
- «Холодный-теплый-горячий» (под контролем!): развитие бытовой безопасности.
Речевые и ролевые игры:
- «Накормим мишку»: развитие пассивного и активного словаря (названия
продуктов, посуды, действий).
- «Большая стирка» (мытье игрушечной посуды): развитие последовательности
действий и диалога.
Взаимодействие с родителями: Роль педагога.
Как донести идею: через индивидуальные консультации, памятки, фото-примеры
из жизни группы.
Важно сместить акцент с «чем занять, чтобы не мешал» на «как развивать,
включив в процесс».
Предупреждение о главном риске: безопасность. Алгоритм ее обеспечения.
Заключение.
Кухня— не зона отчуждения для ребенка, а богатейшая полифункциональная
среда. Грамотная организация деятельности в этом пространстве способствует не только
развитию отдельных психических функций, но и становлению целостной картины мира
ребенка через осмысленное участие в бытовой культуре его семьи. Задача педагога —
стать связующим звеном, переводящим профессиональные знания о развитии в язык
простых и безопасных домашних игр.