Напоминание

"Дидактический потенциал кухонной утвари и материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста


Автор: Первова Наталья Александровна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 38 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Димитровград Ульяновской области
Наименование материала: статья
Тема: "Дидактический потенциал кухонной утвари и материалов в сенсорном развитии детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактический потенциал кухонной утвари и материалов в сенсорном

развитии детей раннего возраста

Актуальность темы.

Ограниченность готовых игрушек в развитии сенсорного опыта.

Важность «бытовой» социализации и включения ребенка в контекст семейной

деятельности.

Задача педагога: научить родителей видеть образовательный потенциал в

повседневности.

Теоретическое обоснование:

Почему кухня?

Сенсорная насыщенность: многообразие тактильных (крупы, тесто, губки),

слуховых (звуки посуды, воды), обонятельных (запахи фруктов, herbs), вкусовых и

зрительных стимулов.

Зона ближайшего развития: наблюдение и участие в реальных, осмысленных

действиях взрослого (переливание, пересыпание, мытье).

Развитие предпосылок предметно-орудийной деятельности: ложка, венчик, чашки,

контейнеры — первые «орудия труда» ребенка.

Принципы организации безопасной среды.

Правило «Нижних ящиков»: выделение безопасного пространства (1-2 ящика) с

разрешенными предметами (пластиковые контейнеры, ложки, силиконовые формы).

Четкие границы: что можно всегда, что — только со взрослым, что — нельзя.

Адаптация материалов: использование круп (пшено, манка), бобовых (фасоль, нут)

под постоянным визуальным контролем с учетом возраста и умения ребенка.

Блок практических рекомендаций: Картотека игр с дидактическими целями. (Для

каждого прописана Цель, Материалы, Алгоритм, Вариативность)

Сенсорные игры:

- «Сухой аквариум» (крупы в тазу): тактильное обследование, поиск «кладышей».

- «Волшебные баночки» (гречка/горох, вода/масло): развитие зрительного

восприятия.

- «Лепки из соленого теста/пластичного песка»: кинестетические ощущения.

·- Игры на развитие мелкой моторики и координации:

- «Пересыпания ложкой/переливания воронкой»: точность движений.

-

«Сортируем

по

цвету/форме»

(фасоль,

макароны):

зрительно-моторная

координация.

- «Открой и закрой»: контейнеры с разными типами крышек.

- Игры для познавательно-исследовательской деятельности:

- «Тонует — не тонет» (ложка, губка, яблоко).

- «Следы на муке»: установление причинно-следственных связей.

- «Холодный-теплый-горячий» (под контролем!): развитие бытовой безопасности.

Речевые и ролевые игры:

- «Накормим мишку»: развитие пассивного и активного словаря (названия

продуктов, посуды, действий).

- «Большая стирка» (мытье игрушечной посуды): развитие последовательности

действий и диалога.

Взаимодействие с родителями: Роль педагога.

Как донести идею: через индивидуальные консультации, памятки, фото-примеры

из жизни группы.

Важно сместить акцент с «чем занять, чтобы не мешал» на «как развивать,

включив в процесс».

Предупреждение о главном риске: безопасность. Алгоритм ее обеспечения.

Заключение.

Кухня— не зона отчуждения для ребенка, а богатейшая полифункциональная

среда. Грамотная организация деятельности в этом пространстве способствует не только

развитию отдельных психических функций, но и становлению целостной картины мира

ребенка через осмысленное участие в бытовой культуре его семьи. Задача педагога —

стать связующим звеном, переводящим профессиональные знания о развитии в язык

простых и безопасных домашних игр.



В раздел образования