Автор: Щупушкина Любовь Николевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа-интернат №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Пушкин
Наименование материала: статья
Тема: «Проблема межпредметных связей на уроках русского языка»
Раздел: среднее образование
Государственная бюджетная общеобразовательное учреждение
Школа – интернат № 16
Статья:
«Проблема межпредметных
связей на уроках русского языка»
Учитель Щупушкина Л.Н.
2024 г.
Проблема межпредметных связей на уроках русского языка.
Связи русского языка как предмета школьного преподавания с другими учебными
дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут рассматриваться с
разных позиций.
Обычно указывают на то, что русский язык связан со всеми школьными
дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения по
всем предметам» (Ш. И. Ганелин), « поскольку он отражает все стороны
действительности
и
поскольку
без
овладения
языком
невозможна
никакая
мыслительная деятельность» (В. А. Добромыслов). Наличие такой связи бесспорно.
В цепочке « русский язык - другие предметы» эта связь устанавливается не
столько для русского языка, сколько для всех других предметов, так как язык в
качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения
учащимися знаний по любому предмету.
Труднее
найти
линии
связи
(прежде
всего
по
содержанию),
которые
протягиваются от разных школьных дисциплин к русскому языку с целью лучшего
усвоения
учащимися
этого
предмета
с
целью
обогащения
методических
возможностей в его преподавания.
Межпредметные связи в обучении русскому языку могут рассматриваться и с
точки зрения общности методов, выработки умений и навыков, с точки зрения
общности между предметами в плане развития умственных способностей учащихся,
воспитание их творческой активности и самостоятельности и т.п.
Такое разграничение носит в известной мере условный характер, так как связи
между русским языком и другими предметами не являются однолинейными, а носят
взаимный или, как называют по-иному, цикличный, характер. Однако выделение
разных аспектов связей необходимо не только потому, что при этом преследуются
неодинаковые цели, но и, в особенности, потому, что неразработанность проблемы
требует на первых парах вычленение каких-то существенных сторон ее и более
пристального их рассмотрения.
По существу, каждый из названных выше аспектов в методике русского языка
лишь намечен. Так, важнейшая педагогическая проблема общая для всех
предметов,-
речевая
деятельность
учащихся
-
поставлена
уже
давно,
но
разрабатывается пока явно не достаточными усилиями.
Задача
учителя-предметника
-
определить
под
каким
углом
зрения
потенциальные источники связей русского языка (с какими именно предметами
устанавливаются контакты), разграничить характер этих связей (разные учебные
дисциплины связаны с русским языком неодинаковыми отношениями), отметить
использование межпредметных связей в обучении русскому языку.
Школьная программа выделяет два взаимосвязанных направления в обучении
русскому языку: ознакомление учащихся с основами языковой теории и (с опорой на
нее и в тесной связи с ней) выработка у школьников практических навыков владения
языком, как правописания, так и пользования устной и письменной речью. Причем в
современной программе заметно усиление теоретического направления. Эта
особенность содержания образования (на нее обращают внимания и диктанты,
разрабатывающие проблему межпредметных связей) не может не учитываться при
решении поставленных задач.
Определяя потенциальные источники связей русского языка, следует, во-первых,
иметь в виду те предметы, которые помогают объяснить происхождение или
существование различных фактов современного русского языка и лучше раскрыть их
особенности
.
Эти связи носят или генетический, или сопоставительный характер. Важно, во-
вторых, показать, для чего то или иное явление существует в языке, как оно
употребляется в разных стилях речи. Эти связи можно назвать функциональными.
Специфика межпредметных связей русского языка состоит в том, что она
разнокачественная и может быть выражена в таких группах:
1)
русский язык - иностранные языки, история;
2)
русский язык - литература;
3)
русский язык - естествознание, математика;
4)
русский язык - музыка, рисование, физкультура, труд.
Содержательная сторона этих групп различна. В первом случае связи носят
сопоставительный характер, во втором - связь выступает как первоэлемент для
изучения литературы, в третьем - связи выражаются в использование материала того
или иного предмета для развития речи и для раскрытия общности естественного
языка и языка науки, в четвертом - обогащают речь образностью, показывают
интонационную
общность
поэтического
слова
и
музыки,
и
специфику
словоупотребления в спорте, в трудовых процессах.
Совокупность межпредметных связей русского языка раскрывает основные
социальные функции языка как средства общения и как средства познания. В этом
заключены важнейшие обобщающие функции учебного предмета «Русский язык» в
обучение.
Отметим еще один вариант контактов, которые устанавливаются между русским
языком и другими предметами в организационно-методическом плане. Имеется в
виду использование организационных форм обучение (уроков, лабораторных
занятий, экскурсий, выставок и др.), характерных для разных школьных дисциплин,
как базы для устных и письменных работ на уроках русского языка: составление
примеров, ответы на вопросы, письма сочинений по личным впечатлениям и т.п. Этот
вид связи допускает разные равноценные варианты, широкую замену материалов
одного предмета материалами другого.
Допустим, ученикам предлагается написать сочинение «Как я делал скворечник»
или «Как я шила фартук». В этом случае мы апеллируем к опыту учеников,
приобретенному на уроках труда. Но разве не равноценной для русского языка будет
тема «Как заполнял контурную карту», или «Как я готовил семена к посеву», или
(возможно и такое) «Как я готовился к сочинению»? Здесь приведены лишь
некоторые варианты, список подобных тем было бы значительно увеличить, связав
их с любой школьной дисциплиной.
Все эти темы возможны, цель работы над ними одна и та же - описание процесса.
Одинаковой будет и композиция работы, и отбор многих языковых средств, и т.п.
Выбор конкретной темы, связь с каким-либо предметом определяется теми или
иными
условиями:
яркостью
и
свежестью
впечатлений,
объемом
действий,
заключенных в процессе, словарным запасом учащихся и т.п. Таким образом,
«пучок» этих связей оказывается нефиксированным. В него может войти любой
школьный предмет и даже, как мы видели, сам русский язык. Более того,
равнозначной оказывается опора на весь жизненный опыт ученика, т.е. здесь
понятие межпредметных связей будет эквивалентно другому - связи с жизнью.
Межпредметные связи функционируют в процессе обучения как существенный
фактор
активации
учебно-познавательной
деятельности
учащихся,
которые
качественно преобразуют все ее компоненты.
Повышение творческого потенциала межпредметных связей достигается путем
обучения обобщенными способами познавательной деятельности, позволяющим
решать новые задачи с опорой на общие ориентиры, характерные для целого класса
явлений. Обобщенные понятия и действия при всей своей универсальности не
должны утрачивать своего предметного смысла, иначе они превращаются в пустые
абстракции, малопродуктивные в познании. Обобщенность знаний и способов
действий, повышая активность и успешность деятельности, усиливает и ее
познавательную мотивацию, особенно при решении творческих, нестандартных
задач. У ученика возрастает интерес к собственному процессу мышления, к его
операционной стороне. «Открытия», которые делаются учениками при предметных
познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более
значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности. В связи с
этим повышаются и ценности нового «межпредметного» вида познавательной
деятельности, укрепляется потребность в ней. Выдвижение перед учащимися
учебных и познавательных задач при установлении межпредметных связей
значительно активирует познание. Такую задачу необходимо осознать и решить как
межпредметную. Ученик должен установить связи между элементами. Относящимися
к разным предметным системам знаний. Это требует активной умственной
деятельности,
напряжения
его
памяти,
мышления,
эмоционально-волевых
процессов, развития воображения и речи. Межпредметные связи - важнейший
фактор
оптимизации
процесса
обучения,
повышение
его
результативности,
устранение перегрузки учителей и учащихся.
Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования
организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех
основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Такая перестройка с учетом
межпредметных связей направлена на формирование активной позиции ученика в
процессе
обучения,
ибо
она
предусматривает
реализацию
единства
образовательных, развивающих и воспитывающих функций обучения; единство
идейно-теоретического, научномировоззренческого содержания обучения и активную
учебно-познавательную деятельность учащихся.
Русский язык и история.
Связи генетического характера русский язык устанавливает с историей (прежде
всего, с историей культуры). Сведения из истории дают возможность объяснить,
например, многие особенности лексики и фразеологии современного русского языка,
варианты форм, специфику русского письма и т.п. Генетическая связь с другими
предметами проявляется, в основном, при изучении образования слов и их
этимологии, когда в собственно языковом плане рассматриваются закономерность в
создании слов, а сведения из той или иной области знания помогают объяснить
содержательную сторону отдельных слов, позволяют раскрыть историю понятия.
В связи с только что сказанным весьма важно заметить следующее. Специфика
генетической связи, устанавливаемой между русским языком и другими предметами,
чтобы раскрыть происхождение тех или иных слов, заключается в том, что мы
привлекаем сведения из той или иной области знаний. Действительно, раскрывая
происхождение понятий, обозначаемых, например, словами: «цифра», «нуль»,
«номер», «календарь», «рисовать», «гречиха», «ромашка» и т.д., не возможно не
обратиться к истории соответствующей науки. То же, по существу, происходит при
выяснении этимологии любого знаменательного слова. «Как название, как указание
на предмет, - писал академик В.В.виноградов. - слово является вещью культурно-
исторической.
Характерной илюстрацией к этому положению могут служить, например,
названия различных понятий (географических объектов, единиц измерения, законов
и др.), этимология которых приводиться в школьных учебниках.
Из опыта работы. Вот некоторые примеры, которые можно использовать в
качестве исторического диктанта:
Названия «Европа» и «Азия» были введены древнегреческими географами.
Слово «Африка» происходит от названия берберского племени - афригии.
Название «Африка» было дано римлянами одной из территорий на севере
материка, где жило это племя, потом название распространилось на весь
материк.
Месопотамия - страна очень древней культуры.
Название «Дальний Восток» возникло в народе в конце XVII в., когда русские
землепроходцы шли навстречу солнцу в поисках новых земель и пушного зверя.