Напоминание

«Проблема межпредметных связей на уроках русского языка»


Автор: Щупушкина Любовь Николевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа-интернат №16 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Пушкин
Наименование материала: статья
Тема: «Проблема межпредметных связей на уроках русского языка»
Раздел: среднее образование





Назад




Государственная бюджетная общеобразовательное учреждение

Школа – интернат № 16

Статья:

«Проблема межпредметных

связей на уроках русского языка»

Учитель Щупушкина Л.Н.

2024 г.

Проблема межпредметных связей на уроках русского языка.

Связи русского языка как предмета школьного преподавания с другими учебными

дисциплинами в зависимости от дидактических целей могут рассматриваться с

разных позиций.

Обычно указывают на то, что русский язык связан со всеми школьными

дисциплинами, «поскольку язык является необходимым средством выражения по

всем предметам» (Ш. И. Ганелин), « поскольку он отражает все стороны

действительности

и

поскольку

без

овладения

языком

невозможна

никакая

мыслительная деятельность» (В. А. Добромыслов). Наличие такой связи бесспорно.

В цепочке « русский язык - другие предметы» эта связь устанавливается не

столько для русского языка, сколько для всех других предметов, так как язык в

качестве орудия познания является одним из решающих условий усвоения

учащимися знаний по любому предмету.

Труднее

найти

линии

связи

(прежде

всего

по

содержанию),

которые

протягиваются от разных школьных дисциплин к русскому языку с целью лучшего

усвоения

учащимися

этого

предмета

с

целью

обогащения

методических

возможностей в его преподавания.

Межпредметные связи в обучении русскому языку могут рассматриваться и с

точки зрения общности методов, выработки умений и навыков, с точки зрения

общности между предметами в плане развития умственных способностей учащихся,

воспитание их творческой активности и самостоятельности и т.п.

Такое разграничение носит в известной мере условный характер, так как связи

между русским языком и другими предметами не являются однолинейными, а носят

взаимный или, как называют по-иному, цикличный, характер. Однако выделение

разных аспектов связей необходимо не только потому, что при этом преследуются

неодинаковые цели, но и, в особенности, потому, что неразработанность проблемы

требует на первых парах вычленение каких-то существенных сторон ее и более

пристального их рассмотрения.

По существу, каждый из названных выше аспектов в методике русского языка

лишь намечен. Так, важнейшая педагогическая проблема общая для всех

предметов,-

речевая

деятельность

учащихся

-

поставлена

уже

давно,

но

разрабатывается пока явно не достаточными усилиями.

Задача

учителя-предметника

-

определить

под

каким

углом

зрения

потенциальные источники связей русского языка (с какими именно предметами

устанавливаются контакты), разграничить характер этих связей (разные учебные

дисциплины связаны с русским языком неодинаковыми отношениями), отметить

использование межпредметных связей в обучении русскому языку.

Школьная программа выделяет два взаимосвязанных направления в обучении

русскому языку: ознакомление учащихся с основами языковой теории и (с опорой на

нее и в тесной связи с ней) выработка у школьников практических навыков владения

языком, как правописания, так и пользования устной и письменной речью. Причем в

современной программе заметно усиление теоретического направления. Эта

особенность содержания образования (на нее обращают внимания и диктанты,

разрабатывающие проблему межпредметных связей) не может не учитываться при

решении поставленных задач.

Определяя потенциальные источники связей русского языка, следует, во-первых,

иметь в виду те предметы, которые помогают объяснить происхождение или

существование различных фактов современного русского языка и лучше раскрыть их

особенности

.

Эти связи носят или генетический, или сопоставительный характер. Важно, во-

вторых, показать, для чего то или иное явление существует в языке, как оно

употребляется в разных стилях речи. Эти связи можно назвать функциональными.

Специфика межпредметных связей русского языка состоит в том, что она

разнокачественная и может быть выражена в таких группах:

1)

русский язык - иностранные языки, история;

2)

русский язык - литература;

3)

русский язык - естествознание, математика;

4)

русский язык - музыка, рисование, физкультура, труд.

Содержательная сторона этих групп различна. В первом случае связи носят

сопоставительный характер, во втором - связь выступает как первоэлемент для

изучения литературы, в третьем - связи выражаются в использование материала того

или иного предмета для развития речи и для раскрытия общности естественного

языка и языка науки, в четвертом - обогащают речь образностью, показывают

интонационную

общность

поэтического

слова

и

музыки,

и

специфику

словоупотребления в спорте, в трудовых процессах.

Совокупность межпредметных связей русского языка раскрывает основные

социальные функции языка как средства общения и как средства познания. В этом

заключены важнейшие обобщающие функции учебного предмета «Русский язык» в

обучение.

Отметим еще один вариант контактов, которые устанавливаются между русским

языком и другими предметами в организационно-методическом плане. Имеется в

виду использование организационных форм обучение (уроков, лабораторных

занятий, экскурсий, выставок и др.), характерных для разных школьных дисциплин,

как базы для устных и письменных работ на уроках русского языка: составление

примеров, ответы на вопросы, письма сочинений по личным впечатлениям и т.п. Этот

вид связи допускает разные равноценные варианты, широкую замену материалов

одного предмета материалами другого.

Допустим, ученикам предлагается написать сочинение «Как я делал скворечник»

или «Как я шила фартук». В этом случае мы апеллируем к опыту учеников,

приобретенному на уроках труда. Но разве не равноценной для русского языка будет

тема «Как заполнял контурную карту», или «Как я готовил семена к посеву», или

(возможно и такое) «Как я готовился к сочинению»? Здесь приведены лишь

некоторые варианты, список подобных тем было бы значительно увеличить, связав

их с любой школьной дисциплиной.

Все эти темы возможны, цель работы над ними одна и та же - описание процесса.

Одинаковой будет и композиция работы, и отбор многих языковых средств, и т.п.

Выбор конкретной темы, связь с каким-либо предметом определяется теми или

иными

условиями:

яркостью

и

свежестью

впечатлений,

объемом

действий,

заключенных в процессе, словарным запасом учащихся и т.п. Таким образом,

«пучок» этих связей оказывается нефиксированным. В него может войти любой

школьный предмет и даже, как мы видели, сам русский язык. Более того,

равнозначной оказывается опора на весь жизненный опыт ученика, т.е. здесь

понятие межпредметных связей будет эквивалентно другому - связи с жизнью.

Межпредметные связи функционируют в процессе обучения как существенный

фактор

активации

учебно-познавательной

деятельности

учащихся,

которые

качественно преобразуют все ее компоненты.

Повышение творческого потенциала межпредметных связей достигается путем

обучения обобщенными способами познавательной деятельности, позволяющим

решать новые задачи с опорой на общие ориентиры, характерные для целого класса

явлений. Обобщенные понятия и действия при всей своей универсальности не

должны утрачивать своего предметного смысла, иначе они превращаются в пустые

абстракции, малопродуктивные в познании. Обобщенность знаний и способов

действий, повышая активность и успешность деятельности, усиливает и ее

познавательную мотивацию, особенно при решении творческих, нестандартных

задач. У ученика возрастает интерес к собственному процессу мышления, к его

операционной стороне. «Открытия», которые делаются учениками при предметных

познавательных задач, оказываются более весомыми и субъективно более

значимыми, чем успехи в стандартизованной предметной деятельности. В связи с

этим повышаются и ценности нового «межпредметного» вида познавательной

деятельности, укрепляется потребность в ней. Выдвижение перед учащимися

учебных и познавательных задач при установлении межпредметных связей

значительно активирует познание. Такую задачу необходимо осознать и решить как

межпредметную. Ученик должен установить связи между элементами. Относящимися

к разным предметным системам знаний. Это требует активной умственной

деятельности,

напряжения

его

памяти,

мышления,

эмоционально-волевых

процессов, развития воображения и речи. Межпредметные связи - важнейший

фактор

оптимизации

процесса

обучения,

повышение

его

результативности,

устранение перегрузки учителей и учащихся.

Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования

организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех

основных звеньев учебно-воспитательного процесса. Такая перестройка с учетом

межпредметных связей направлена на формирование активной позиции ученика в

процессе

обучения,

ибо

она

предусматривает

реализацию

единства

образовательных, развивающих и воспитывающих функций обучения; единство

идейно-теоретического, научномировоззренческого содержания обучения и активную

учебно-познавательную деятельность учащихся.

Русский язык и история.

Связи генетического характера русский язык устанавливает с историей (прежде

всего, с историей культуры). Сведения из истории дают возможность объяснить,

например, многие особенности лексики и фразеологии современного русского языка,

варианты форм, специфику русского письма и т.п. Генетическая связь с другими

предметами проявляется, в основном, при изучении образования слов и их

этимологии, когда в собственно языковом плане рассматриваются закономерность в

создании слов, а сведения из той или иной области знания помогают объяснить

содержательную сторону отдельных слов, позволяют раскрыть историю понятия.

В связи с только что сказанным весьма важно заметить следующее. Специфика

генетической связи, устанавливаемой между русским языком и другими предметами,

чтобы раскрыть происхождение тех или иных слов, заключается в том, что мы

привлекаем сведения из той или иной области знаний. Действительно, раскрывая

происхождение понятий, обозначаемых, например, словами: «цифра», «нуль»,

«номер», «календарь», «рисовать», «гречиха», «ромашка» и т.д., не возможно не

обратиться к истории соответствующей науки. То же, по существу, происходит при

выяснении этимологии любого знаменательного слова. «Как название, как указание

на предмет, - писал академик В.В.виноградов. - слово является вещью культурно-

исторической.

Характерной илюстрацией к этому положению могут служить, например,

названия различных понятий (географических объектов, единиц измерения, законов

и др.), этимология которых приводиться в школьных учебниках.

Из опыта работы. Вот некоторые примеры, которые можно использовать в

качестве исторического диктанта:

Названия «Европа» и «Азия» были введены древнегреческими географами.

Слово «Африка» происходит от названия берберского племени - афригии.

Название «Африка» было дано римлянами одной из территорий на севере

материка, где жило это племя, потом название распространилось на весь

материк.

Месопотамия - страна очень древней культуры.

Название «Дальний Восток» возникло в народе в конце XVII в., когда русские

землепроходцы шли навстречу солнцу в поисках новых земель и пушного зверя.



В раздел образования