Автор: Пушкарёва Светлана Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Губернаторский лицей № 101 имени Ю.И.Латышева
Населённый пункт: г Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Краеведение на уроках в начальной школе
Раздел: начальное образование
Краеведение на уроках в начальной школе
Два века назад, в 1802 году наш знаменитый земляк, Николай
Михайлович Карамзин в статье «О любви к Отечеству и народной
гордости» писал: «…Человек любит место своего рождения и
воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и
народов, есть дело природы и должна быть названа физическою.
Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не
приятным
климатом,
а
пленительными
воспоминаниями,
окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества…»
Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей
независимо от возраста. Содержание при этом будет различным, так
как
выбор
информации
и
методов
зависит
от
возрастных
и
познавательных особенностей учащихся. Но цель будет иметь много
общего: «цель краеведческого образования - способствовать духовно-
ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном
пространстве, а также социальной адаптации».
1. Воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманное отношение
ко всему окружающему. Объяснить детям, почему они должны быть
патриотами своей Родины - сложно.
Ведь в реальной жизни их
окружает непривлекательная действительность:
фильмы,
переполненные
сценами
насилия,
где
рассказывается о беспредельной власти криминальных структур,
газеты, пестрящие материалами похожего содержания,
пьянство, наркомания.
компьютерные игры, в которых победитель тот, кто более
жесток и изворотлив.
А ведь верно подмечено, что патриотизм - это ответ гражданина
на заботу государства о нем. Именно поэтому столь трудно сегодня
воспитывать патриота - человека любящего свою страну и способного
жертвовать ради неё самым дорогим. Первым шагом к воспитанию
такого человека может стать историческое краеведение, где учащимся
будут объяснены важнейшие нормы человеческой жизни: почему мы
должны:
беречь природу и окружающую среду в целом,
сохранять и преумножать историческое и культурное
наследие прошлых поколений,
беречь памятники истории и культуры.
относиться друг к другу гуманно, стараться понять и
принять
каждого
живущего
рядом,
вне
зависимости
от
его
социального положения, богатства, образования, религии и цвета
кожи, т. е. быть толерантными.
2. Человек - звено в цепи жизни. «История в некотором смысле
есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их
бытия и деятельности,
завет предков потомству, дополнение,
изъяснение настоящего и пример будущего.
Выполнение заданий по краеведению позволяет воспитанникам
знакомиться с новыми людьми, или узнавать ранее неизвестное о,
казалось бы, знакомых людях. Подробности жизни этих людей
вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям
старшего поколения. Приходит понимание - эти люди причастны к
историческим событиям, описанным в моем учебнике. Возникает
желание помочь, понять, защитить.
3. Воспитание у учащихся чувства уважения к делам и трудам
наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.
4. Изучение истории родного края способствует формированию
познавательного интереса к процессу обучения.
Именно в процессе изучения местной истории, возможно, научить
ребят быстро и правильно находить нужную информацию, связанную
с нашей областью в музеях, архивах, библиотеках; делать выводы о
развитии нашего края в определённый период.
Краеведение – знакомство с историей малой родины, начинается
с истории семьи, школы, родного села или деревни. Именно это
позволяет постичь исторические корни каждого из нас, узнать откуда
и когда появились на ульяновской земле наши предки.
Бесценна роль учителя начальных классов в организации системной,
личностно – ориентированной деятельности по освоению историко-
культурного наследия.
Использование краеведческого материала на уроках является
актуальным и перспективным.
Практическая часть. Использование краеведческого материала
на уроках.
В
качестве
одного
из
средств
формирования
элементов
математической культуры можно рассматривать текстовые задачи.
Вот некоторые из составленных задач:
1. Город Симбирск, как конечная оборонительная
крепость, был
построен в 1648 году. Сколько лет исполнится нашему городу в 2018
году?
2. Длина реки Волга составляет 3530 км. Река Сура – вторая по
величине река нашей области. Её длина составляет 828 км. На
сколько км Волга длиннее Суры?
3. 16
апреля
1970
года
Ленинский
Мемориальный
комплекс
гостеприимно распахнул свои двери. Сколько лет принимает гостей и
жителей города на различные мероприятия этот комплекс?
4. Течение реки Свияга – 5 км/час. Сколько километров проплывет
моторная лодка за 2 часа по течению и против течения, если её
средняя скорость 30 км/час?
Можно привлекать школьников к составлению и решению
жизненно-практических
задач
уже
с
первого
класса.
Можно
использовать задачи, связанные с сезонными явлениями, календарём
природы, различными видами спорта, проведением ремонта или
праздника.
Уроки литературного чтения
дополняются результатами
начального литературно-краеведческого исследования по связям
жизни и творчества известных писателей, художников с реальными
историческими лицами, жившими в Ульяновской области. На этом
этапе дети получают знания о стране, о её символах (флаге и гербе,
столице)
и
о
своём
городе.
Знакомство
с
современными
Ульяновскими
поэтами,
писателями,
литераторами
Евгением
Меньшиковым, поэтом Владимиром Дворянским, Юрием Соколовым,
Наумовым Анатолием. При изучении темы «Звуки и буквы У, у» в 1-ом
классе («Азбука») используется текст, который предлагается ребятам
просто для пересказа, а я предлагаю дополнить его, представив, что
речь идёт о нашем городе. Например, перечислить по каким улицам
нашего города движется транспорт и т.п. На последующих уроках
обучения грамоте начинаю пополнять лексический запас ребёнка
словами Родина, Отчизна, малая родина, родная сторона, семья,
родня, родители и т.д. Составляем рассказы о маме, папе, бабушке,
дедушке. Все это воспитывает гордость ребёнка своей семьёй,
развивает его речь. Можно организовать ролевую игру «Мои
семейные обязанности», выставки « Золотые руки моей семьи»,
«Этому я научился в своей семье».
Русский язык. При изучении заглавной буквы «Л» предлагаю
написать улица Ленина, когда учим букву «Я» - Н. М. Языков, «П» -
художник А. Пластов, «К» - народная учительница В. Кашкадамова и
т.д. Для этих людей малая родина – Ульяновская земля.
А)Записать предложение, подчеркнуть главные члены, указать части
речи. В Ульяновске построен самый длинный мост через реку Волгу В
России.
Б) Записать предложение, найти однородные члены предложения,
составить схему.
Многочисленные овраги с родниками, пруды, высокий берег Волги
делают Винновскую рощу любимым местом отдыха жителей и гостей
города.
Уроки окружающего мира дают широкий простор для использования
краеведческого материала. В соответствии с темой урока всегда
можно подобрать интересные задания, связанные с географией
родного края, его историей, природно-климатическими условиями и
т.д. Ты и твоё имя. Индивидуальная поисковая деятельность. Работа с
энциклопедической литературой. Практическая часть: составление
листа с описанием значения своего имени в портфолио.
Твоя школа. Беседа о школе, история школы, символика. За что
люблю школу, что бы изменил. В классе есть дети, родители которых
закончили нашу школу. Сравнение рассказов о школе родителей и
детей. Что изменилось, что сохранилось за эти годы. Практическая
часть: вместе с родителями рисуется безопасный путь от дома до
школы. Мой двор. Моя улица. Познакомить с названиями улиц, на
которых живут дети. Рассказать о самых красивых местах родного
города, о природе. Что находится на твоей улице, что бы ты изменил?
Практическая часть: Рисунок «Я живу на улице…» Мой город. Из
истории образования города. Как образован город? На каких реках
стоит. Какие достопримечательности есть? Какие известные люди
жили и живут в Ульяновске? Особенности труда людей, основные
профессии. Поход в краеведческий музей. По результатам экскурсии в
музей, к местам исторических событий, к памятникам истории и
культуры учащиеся готовят рассказ.
При изучении темы «Наша
Родина» дети учатся показывать на карте России не только столицу
нашей Родины – Москву, но и находить на карте свой регион, свой
город.
Наши
родственники.
Моя
родословная.
Изучение
родословной, истории рода. Семейные традиции. Знать как назвать
всех членов семьи.
Создание семейной летописи.
Составление
генеалогического древа семьи учащегося. Именно в семье дети
получают практический опыт познания своего края, его обычаев,
традиций.
Жизнь животных. Знакомство с животными, которые
обитают в Ульяновской области.
Знакомство с Красной книгой
Ульяновской области. Рассказ об исчезающих флоре и фауне
Ульяновской области. Практическое занятие. Составление кроссворда
по Красной книге Ульяновской области.
Введение элементов краеведения в структуру уроков в начальной
школе
способствует
раннему
формированию
«исторического
чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за
сохранение национального культурного наследия.
Краеведческий
подход
при
осуществлении
межпредметных
связей,
позволяет
учащимся
самостоятельно
совершать
переход
от
доступных
непосредственному наблюдению фактов и явлений к глубоким
выводам и обобщениям, что в начальной школе будет только
способствовать формированию именно высокообразованной личности
с широким кругозором.
Список используемой литературы.
1.
Бородин С.П. Общие вопросы школьного краеведения. – М.,
1971.
2.
Жукова Т.Д. Познаем свою малую Родину. – «Юный краевед»,
2007, №1.