Автор: Гусева Светлана Александровна
Должность: учитель начальной школы
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 508
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Имя прилагательное как часть речи" 2 класс
Раздел: начальное образование
Тема урока «Имя прилагательное как часть речи» Тип урока : открытие новых знаний.
Предметные умения
УУД
Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном
как части речи.
Задачи урока:
обучающие:
· систематизировать знания об имени
прилагательном как части речи;
· пополнить практический опыт учащихся в
употреблении имен прилагательных в
словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
· обратить внимание на роль прилагательных в
речи;
· закрепить навыки правильного написания
окончаний имен прилагательных
развивающие:
· развивать каллиграфические навыки;
· прививать основы орфографической
грамотности;
· развитие умения распознавать имена
прилагательные в тексте, определять их род и число;
· развитие умения анализировать, развивать
устную речь учащихся при объяснении (толковании)
значений слов, при составлении устного ответа по
предложенному плану, развивать навыки самооценки;
воспитательные:
· воспитывать уважение к одноклассникам;
· воспитывать волевые качества (терпение, умение
выполнить работу до конца).
Познавательные
Искать, получать и использовать информацию;
читать и слушать, извлекая информацию;
фиксировать информацию разными способами.
Регулятивные
Контролировать процесс и результаты деятельности,
вносить коррективы; адекватно оценивать свои
возможности, осознавать возникающие трудности и
преодолевать их.
Коммуникативные
Умение
с
достаточной
полнотой
и
точностью
выражать
свои
мысли;
планирование
учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками; участие
в
диалоге,
беседе;
построение
диалогических
и
монологических высказываний.
Опорные
понятия, термины
Новые
понятия, термины
Имя существительное, род имени
существительного, число имени
существительного.
Имя прилагательное.
Межпредметные связи
Формы работы
Ресурсы
Окружающий мир
Фронтальная, работа в парах
Учебник Русский язык, 2 класс,
Школа 21 век
ИКТ-презентация
Раздаточный материал
Сигнальные карточки
Учебник
Тетрадь
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Примечание
I.Организация
деятельности учащихся
Здравствуйте,
ребята.
Пожалуйста,
внимательно осмотрите свое рабочее
место – все ли готово к работе? На
парте
у
вас
обязательно
должны
находиться учебник, ручка и тетрадь.
Теперь, пожалуйста, посмотрите на
своих товарищей, давайте улыбнемся
и
пожелаем
друг
другу
удачной
работы.
Садитесь.
Запишите
в
тетрадях сегодняшнее число и фразу
классная работа.
Ученики
п ри в е т с твуют
учителя
и
друг
д р у г а ,
проверяют
готовность
к
уроку.
В р е м я
д л я
организационн
ого момента: 1
– 2 минуты.
II.Минутка
чистописания.
Ребята,
посмотрите
пожалуйста
на
доску.
Сейчас
мы
с
вами
запишем
буквенные
сочетания,
каждое
из
которых вы должны прописать по два
раза.
Для
чистописания
даются
суффиксы
прилагательных
–
лив,
чив, ск .
Пишем аккуратно.
Ст рочная
буква
эль,
в е р х н е е
соединение
строчная
и,
верхнее
соединение, строчная в.
Пропишите
данное
сочетание
еще
два раза самостоятельно.
Теперь
пишем
строчную
букву
ч,
верхнее
соединение,
строчная
и,
верхнее
соединение,
строчная
в.
Прописываем
сочет ание
бу к в
самостоятельно еще два раза.
Теперь
пишем
строчную
букву
с,
верхнее соединение, строчная к.
Пропишите
данное
с оч е т а н и е
самостоятельно
еще
два
ра за .
Молодцы.
Учащиеся
прописывают
в
т е т р а д и
п р и в е д е н н ы е
суффиксы,
по
два
раза
каждый.
.
Предложенны
е
суф ф и кс ы
прописываютс
я
на
меловой
доске.
III. П о д г о т о в к а
к
в о с п р и я т и ю
н о в о й
темы.
IV.Сообщение темы и
цели урока.
Как
вы
думаете,
что
мы
с
вами
прописали,
на
что
это
похоже?
Суффиксы
какой
части
речи
мы
прописали?
Ребята,
кто
уже
догадался,
какова
тема
нашего
сегодняшнего
урока?
А
какую
цель
мы
с
вами
можем
поставить?
Это похоже на суффиксы.
Мы
прописали
суффиксы
имен прилагательных.
Имя прилагательное.
Познакомиться
с
именем
Тема и цель
урока
фиксируются на
слайде
V.Повторение
изученного.
1.) Письменная работа с
ч и с л о м
и м е н
существительных.
Молодцы.
Но прежде, чем мы перейдем к новой
теме – давайте вспомним
информацию, которая очень
пригодится нам на уроке.
Ребята, скажите, как могут
изменяться имена существительные?
Молодцы.
Сейчас я буду называть вам имена
существительные, а вы будете
ставить их в форму множественного
числа и записывать получившиеся
пары к себе в тетрадь.
Давайте попробуем.
Я вам диктую: кошка, а вы, ребята,
записываете кошки. Поставили
запятую.
Я диктую – книга – вы тихонько
записываете форму множественного
числа.
Кошка, книга, платье, сапог, ручка,
самолет, капля, птица, звезда,
нитка
Скажите, какие слова у вас
получились?
Спрашиваю по поднятой руке.
Один ученик диктует одну пару слов.
Те, кто согласен – поднимают вверх
правую руку.
Молодцы.
прилагательным.
Имена
существительные
могут изменяться по родам
и числам.
Ученикам диктуются слова
в
форме
единственного
числа,
они
записывают
с л о в а
в
ф о р м е
множественного числа.
Кошки,
книги,
платья,
сапоги,
ручки,
самолеты,
капли,
птицы,
звезды,
нитки.
презентации.
VI.
Открытие
новых
знаний.
1.)Письменная
работа
с
р о д о м
и м е н
существительных.
Ре бя т а ,
с е й ч а с
я
п р о ш у
в а с
посмотреть
на
слайд,
где
записано
предложение.
Вам
нужно
переписать
данное
предложение к себе в тетрадь и над
именами существительными указать
род и число.
У
кошки
есть
шерстка,
ушки,
хвостик, на лапках есть коготки.
Сейчас
мы
проверим,
что
у
вас
получилось.
Один
ученик
отвечает,
о с т а л ь н ы е
р е бя т а
е го
о ч е н ь
внимательно слушают.
Учащиеся
переписывают
предложение
в
тетрадь,
указывают род над именами
существительными.
К о ш к а
–
ж . р . е д . ч . ,
ше р с тка
–
ж . р . е д . ч . ,
у ш к и
–
м н . ч . ,
х в о с т и к
–
м . р . е д . ч . ,
л а п к и
–
м н . ч . ,
коготки – мн.ч.
Н а
с л а й д е
презентации
показываются
два
ва р и а н т а
т е к с т а .
Н а д
именами
существительн
ыми и именами
прилагательны
ми
указывается
род.
2 . ) Ус т н а я
р а б о т а
с
числом
и
родом
имен
прилагательных.
Скажите,
вы
смогли
представить
кошку?
Удалось ли вам представить, чем эта
кошка отличается от других кошек?
Тогда давайте посмотрим с вами на
другой текст.
Шерстка у кошки рыжая и мягкая.
Ушки маленькие и чуткие. Хвостик
длинный и пушистый. На передних и
задних
лапках
имеются
острые
коготки.
Скажите, что изменилось?
Что нам в этом помогло?
Ребята,
у
нас
с
вами
получилось
определить
род
и
число
у
имен
существительных.
А как же нам определить род и число
у имен прилагательных?
Давайте
еще
раз
внимательно
посмотрим на текст.
Ш е р с т к а
( к а к а я ? )
р ы ж а я .
Хвостик (какой?) длинный.
Какую закономерность вы заметили?
Тогда как мы будем определять род и
число имен прилагательных?
Давайте устно назовем род и число
имен прилагательных из текста.
А мы можем назвать с вами вопросы
и м е н и
п р и л а г а т е л ь н о г о ?
Посмотрите еще раз внимательно на
текст.
А что называет имя прилагательное,
на что указывает? Верно.
Да, смогли.
Нет, не удалось.
У ч а щ и е с я
ч и т а ю т
предложенный текст.
Т е п е р ь
м о ж е м
б о л е е
подробно представить себе
кошку.
Имя прилагательное.
Имена
п р и л а г ат е л ь н ы е
согласуются
с
именами
существительными в роде и
числе.
Р о д
и
ч и с л о
и м е н
прилагательных
мы
будем
определять по роду и числу
согласующихся
с
ними
именами
существительными.
М я г к а я ,
р ы ж а я
–
ед.ч.ж.р.;
маленькие,чуткие – мн.ч.;
длинный,
пушистый
–
ед.ч,м.р.;
острые – мн.ч.
И м я
п р и л а г а т е л ь н о е
от в еч а е т
н а
в о п р о с ы :
(какой?какая?какие?какое?)
И м я
п р и л а г а т е л ь н о е
На
меловую
доску
вывешивается
понятие - имя
прилагательно
е.
Ребята, скажите, а у кого – нибудь из
в а с
е с т ь
д о м а
к о ш к а ?
Если есть – опишите ее.
Молодцы.
указывает
на
признак
предмета.
В а р и а ц и и
о т в е т о в
учащихся.
Скажите, что мы с вами узнали об
имени прилагательном?
Верно.
И м я
п р и л а г а т е л ь н о е
о б о з н а ч а е т
п р и з н а к
предмет а,
отвечает
н а
вопро сы
( ка ко й ? ка ка я ?
какие?какое?) и согласуется
с именем существительным
в роде и числе.
На
меловую
доску
крепится
т а б л и ч к а
с
вопросами
имени
прилагательно
го.
VII.Физкультурная
пауза.
Ребята,
сейчас
я
предлагаю
вам
немного
поиграть.
У
меня
есть
мячик.
Я
кидаю
его
одному
из
учеников
и
называю
предмет,
а
ученик, который ловит мяч должен
назвать
признак
предмета.
Потом
этот же человек называет предмет и
кидает
мячик
другому
человеку,
чтобы
уже
другой
ученик
назвал
признак предмета.
Ученик ловит мяч, называет
признак предмета, потом
называет другому ученику
предмет и бросает мячик, а
тот должен назвать признак
названного предмета.
Ученики
называют
признаки
предметов.
VI
I
I.Закрепление
пройденного
материала.
1.)Работа с учебником,
страница 77.
2.)Работа с упражнением
№ 309 на странице 78.
Теперь,
ребята,
давайте
откроем
учебники
и
прочитаем
правило
на
странице 77.
Давайте
еще
раз
повторим
–
что
обозначает
имя
прилагательное?
На
какие
вопросы
отвечает
имя
прилагательное?
К а к
с о г л а с у ю т с я
и м е н а
п р и л а г а т е л ь н ы е
и
и м е н а
существительные?
Молодцы.
Теперь
давайте
посмотрим
на
упражнение № 309 на странице 78.
Прочитайте задание.
Скажите, как вы его поняли?
Верно.
Одного
ученика
я
приглашаю
к
доске, остальные ребята выполняют
данное
задание
в
тетрадях.
Не
забывайте
выделять
окончания
Учащиеся читают правило
по учебнику.
Имя прилагательное
обозначает признак
предмета.
(какой?какая?какие?какое?)
Имя прилагательное имеет
то же число и род что и имя
существительное, с
которым оно согласуется.
Читается задание.
Нужно списать образец и
вставить вместо точек
пропущенные слова.
Один ученик работает у
доски и комментирует
написание, остальные
выполняют задание в своих
Производится
работа с
учебником
(чтение правила
и выполнение
упражнений)
3.)Работа с упражнением
№ 310 на странице 78.
прилагательных.
Скажите, какие пропущенные слова
вы
вставили
на
место
точ ек ?
Один
человек
отвечает,
а
вс е
остальные его внимательно слушают.
Теперь
ребята
по смотрите
н а
вопросы после упражнения. Давайте
ответим на нах.
Имена
прилагательные
изменяются
по родам.
А
можно
ли
так
же
сказать
о
существительных?
Почему?
В чем разница?
Изменяются
ли
прилагательные
по
числам?
Д о ка ж и ,
что
п р и л а г а т е л ь н ы е
изменяются
по
числам,
как
и
существительные.
Давайте еще раз вспомним, от чего
з а в и с и т
р о д
и
ч и с л о
и м е н
прилагательных?
Ребята,
посмотрите
на
упражнение
№ 310.
Прочитайте задание.
Как вы его поняли?
О б р а т и т е
в н и м а н и е
–
в а м
встречаются
слова
оранжевый
и
смородина
–
выпишите
их
в
тетрадь,
поставьте
ударение
и
подчеркните орфограммы.
Ребята, работаем со словами яблоко,
печенье
и
смородина.
Образец
с п и с ы в а е м ,
ф о р м а
з а п и с и
–
сохраняется.
Давайте
приступим.
Яблоко
какое?
Печенье какое? Смородина какая?
Ребята, скажите, так для чего же нам
рабочих тетрадях.
Сладкий чай, сладкая
конфета, сладкое варенье,
сладкие пирожки.
Проводится устная работа с
вопросами после
упражнения.
Нет, нельзя.
Род – постоянный признак
имен существительных.
Прилагательное синий –
изменяется по родам –
синяя, синий и т.д. А
существительное карандаш
по родам не изменяется.
Да, изменяются.
Приведем пример: синие
зонтики (множественное
число) – синий карандаш
(единственное число).
От рода и числа имен
существительных, с
которыми они согласуются.
Учащиеся читают задание.
Нужно подобрать и
записать как можно больше
признаков к предложенным
объектам.
Ученики называют
признаки яблока, печенья и
смородины и записывают их
к себе в тетрадь через
запятую. Устная проверка
происходит сразу после
называния признака.
Имена прилагательные
делают нашу речь более
полной и выразительной.
Для облегчения
восприятия
на
слайд
выводится
изображение
смородины
и
краткая
характеристика
ягоды.
IX. Самостоятельная
работа.
X. Итог.
нужны имена прилагательные?
Молодцы.
Сейчас мы с вами напишем
самостоятельную работу.
Я раздам вам листочки, на которых
будут записаны имена
прилагательные и имена
существительные.
Вам нужно будет соотнести имена
существительные и имена
прилагательные в форме рода и
числа, выделить окончания
прилагательных и указать род и
число над именами
прилагательными.
Скажите, как вы будете определять
род и число у имен прилагательных?
На работу вам отводится три минуты.
После того, как вы закончили –
меняетесь листками с соседом по
парте и сверяете результаты со
слайдом.
Внимательно проверяйте написание
окончаний.
Если нету ошибок – ставите 5, если
есть одна ошибка – 4, если две
ошибки – 3, а если ошибок больше –
ничего не ставите.
После проверки листочки передаете
мне. Не забудьте подписать листы.
новогодн___праздник,
тепл___шарф,
праздничн___настроение
разноцветн___фонарик,
мягк___игрушка,
золотист___свет,
серебрист___звезда,
темн___ночь,
радостн___пение,
морозн___день
Поднимите руки те, кто получил 5.
Поднимите руки те, кто получил 4.
Молодцы.
Скажите, с какой частью речи мы с
вами сегодня познакомились?
Что обозначает имя прилагательное?
На
какие
вопросы
отвечает
имя
Учащимся выполняют
самостоятельную работу на
карточках.
По роду и числу
существительных с
которыми они согласуются.
С именем прилагательным.
Обозначает признак
предмета.
Р а б о т а
н а
карточках, после
выполнения
задания
происходит
взаимопроверка
работ,
учащиеся
сравнивают
полученные
р е з ул ьт а т ы
с
правильными
ответами,
указанными
на
слайде.
Устный опрос и
подведение
итогов.
XI. Рефлексия
Домашнее задание.
прилагательное?
С какой частью речи согласуется имя
прилагательное?
Ответьте на вопросы:
Я_узнал…
Я_научился…
Теперь я умею…
Ребята, запишите домашнее задание:
учить
правило
на
стр.
77,
упр.
№
2(стр.98)
(какой?какая?какие?какое?)
Имя прилагательное
согласуется с именем
существительным.
Учащиеся дополняют
предложения.
Ученики записывают
домашнее задание в
дневники.
Производится
устный опрос.
Запись
домашнего
задания.