Автор: Блащук Ираида Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ школа с. Анучино
Населённый пункт: с. Анучино, Приморский край
Наименование материала: статья (из опыта работы)
Тема: Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы, русского языка и во внеурочной деятельности
Раздел: среднее образование
Блащук Ираида Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ школы с. Анучино
с. Анучино, Приморский край
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы, русского
языка и внеурочной деятельности.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из
ключевых проблем современного общества.
Сегодня основным нормативным документом, отражающим моральные
ценности и позволяющим сформулировать общие требования к системе
образования, разработанным в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ
об образовании является Концепция
духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России.
В
посланиях
Президента
Федеральному
Собранию
подчеркнуто:
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это
такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая
стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать
масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система
нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку,
к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти
своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».
Согласно Концепции ценности личности формируются в семье,
неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в
сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее системно,
последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание
личности происходит в сфере общего образования,где развитие и воспитание
обеспечено всем укладом школьной жизни.
Перед семьей, общеобразовательной школой стоит задача воспитания
ответственного
гражданина,
способного
самостоятельно
оценивать
происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами
окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием
устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
В
Концепции
отражен
также
современный
национальный
воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный
гражданин
России,
принимающий
судьбу
Отечества
как
свою
личную,осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального
народа Российской Федерации.
Наиболее способствуют формированию такого гражданина русский
язык и литература.
В новом образовательном стандарте по литературе значительно
усилена духовно-нравственная функция предмета и определены цели
изучения
литературы:
воспитание
духовно-нравственной
личности,
формирование духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства
патриотизма, любви и уважения к литературным ценностям Отечественной
культуры.
Литература всегда была гордостью, совестью народа, для которого
характерно
повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и
меткому русскому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в
землю и вознести до небес.
Очень эффективен при изучении художественных произведений
принцип обучающего воспитания, разработанный петербургским учителем
Е.Н.Ильиным, в основе которого лежит реализация через осмысление
учениками духовно-нравственных понятий и формирование нравственных
отношений с окружающими в процессе учебно-познавательной и творческо-
аналитической деятельности. Поэтому углубляется и расширяется объём
таких понятий, как милосердие, бескорыстие, сострадание, смирение,
терпение, любовь и т.д.
Именно к литературе как средоточению гармонии и гуманизма мы
обращаемся в поисках духовных ориентиров и ценностей, определяющих
связи человека с миром.
Так, в пятом классе на уроках по произведениям устного народного
творчества говорим
о справедливости, трудолюбии, малодушии, лени,
себялюбии, трусости.
При изучении сказки А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и о семи
богатырях» учащиеся приходят к выводу, что истинная красота человека
состоит в сочетании высоких его душевных качеств с внешней красотой
(столкновение царевны и царицы-мачехи). Именно в царевне мы видим
воплощение лучших человеческих качеств.
Подобным
образом
рассматриваем
и
другие
программные
произведения, делая акцент на нравственные проблемы.
При анализе «Повести о Петре и Февронии Муромских» и «Жития
Александра Невского» учащиеся видят идею нравственного подвига героев,
глубокую нравственную основу произведений.
А
при
изучении
«Поучений
Владимира
Мономаха»
ученики
понимают,какие важные гуманные советыоставил Владимир Маномах
молодому поколению, что идея духовного развития человека должна быть в
основе воспитания: «Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и
тело».
Литература – это учебный предмет, где ученики могут высказывать
свою точку зрения, спорить, находить выход из трудных ситуаций. Важное
место
занимают
литературные
дискуссии,
так
как
они
развивают
самостоятельность мышления учащихся, готовят их к реальной жизни. Для
решения духовно-нравственного воспитания на уроках литературы я
провожу
уроки-исследования,
беседы,
семинары,
дискуссии,
которые
позволяют рассуждать о настоящих человеческих ценностях: о долге, о
чести, об ответственности за свои поступки, о величайшей силе любви, о
семье.
Так, рассказ Л.Андреева «Кусака» вызывает у учащихся различные
чувства. Обсуждая проблему отношения людей к животным, они искренне
сочувствуют собаке. Уроки литературы побуждают вести разговор с
учащимися о непростых проблемах нашей жизни, об утрате нравственных
идеалов, о трудной судьбе героев произведений, о добре и зле.
Расссказ А.Платонова «Юшка» позволяет прикоснуться к жизни
«обнажённым сердцем». Автором создан удивительный образ Юшки –
Ефима Дмитриевича, больного, никому не нужного человека, предмета
насмешек и издевательств не только взрослых, но и детей, которые
выплёскивали на него свою злобу, вымещали зло и ярость, накопившиеся в
них. И учащиеся понимают,что дети привыкли жить в атмосфере вражды.
Взрослые ругали их и били .А Юшка же был безответным, безобидным
человеком. И это было непривычным и удивительным для детей. На вопрос:
«Напрасно ли прожил свою жизнь Юшка?»- они дают ответ,что нет, не
напрасно. Это праведник,человек,живущий по христианским заповедям. Его
называли
блаженным,
юродивым,
«божьим
чучелом».
но
без
таких
«блаженных» люди обходиться не могут. Место Юшки, своего духовного
отца, заняла новая праведница - девушка, которая выучилась, стала врачом
благодаря самопожертвованию и любви чужого по крови, но не по духу
человека.
Рассказы Л.Н.Толстого «После бала», А.И.Куприна «Куст сирени»,
А.П.Чехова «О любви», И.А.Бунина «Кавказ», изучаемые в восьмом классе,
напрямую связаны с духовно-нравственным воспитанием, так как поднимают
такие
проблемы,
как
совесть,честь,чувство
собственного
достоинства,
готовность к самопожертвованию.
Огромное внимание уделяет русская литература семье и семейному
воспитанию.
Так, в «Песне про купца Калашникова...» М.Ю.Лермонтова мы видим
удалого купца Степана Парамоновича, который защищает честь жены, честь
семьи, свою честь ценой собственной жизни.
А в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» русское национальное
воспитание в семье Лариных позволила Татьяне сделать правильный
нравственный выбор: «Но я другому отдана, я буду век ему верна». это
пример того, как высоко Татьяна ценит такие понятия, как честь,совесть,
верность. Она готова пожертвовать своим чувством к Онегину, но не сможет
причинить боль мужу.
Русская классика бесценна, в ней нет ничего лишнего. И сколько бы
времени не прошло, она останется бесценным достоянием русского народа.
При изучении литературы в старших классах пытаюсь анализировать
произведения через призму христианских понятий, таких, как грех,
смирение, искушение, добродеятель, добро, зло, страх Божий.
А.Н. Островский в пьесе « Гроза» раскрыл трагическую ситуацию, в
которой оказалась Катерина. Трагизм ее положения в том, что, отдавшись
страсти , она чувствует, что нарушила
искренне признаваемый ею
нравственный
закон,
и
испытывает
«
смертельный
страх»
перед
Божественной карой. Героиня воспринимает действительный глубинный
смысл христианской символики ада. Именно поэтому она так остро осознает
силу своего греха. В сцене признания она думает лишь о том, что попадет в
ад , ее ждет геена огненная . Она падает на колени и признается: « Все
сердце изорвалось ! Не могу больше терпеть! Матушка !Тихон! Грешна я
перед Богом и перед вами ...»
Вместе с учащимися прослеживаем душевную драму Катерины с
момента ее рассказа о жизни в доме матери. В монологе героини о доме
преобладают представления о народной христианской религиозности . Так, в
девичестве Катерина « до смерти» любила ходить в церковь : « Точно ,
бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не
слышу,когда служба кончится...Маменька говорила ,что все, бывало, смотрят
на меня, что со мной делается!»
И
причины
трагедии
главной
героини
рассматриваются
через
православные этапы развития греха:
1. «Прилог»:
«Ах, Варя, грех у меня на уме!Сколько я бедная плакала,чего уж я над собой
не делала! Не уйти мне от греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь
это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»
2. «Сложение»:
«Да какой же в этом грех,если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть
и поговорю-то, так всё и не беда!»
3. «Пленение»:
«Ну как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом,ночью иду к тебе».
4. «Страсть»:
«Э! Что мне жалеть,никто не виноват,- сама на то пошла. Не жалей , губи
меня! ...Погуляем . А там...»
Перед этой женщиной встали два пути: либо перестать быть собой,
либо отвегрнуть законы Бога. Отсутствие в ней двойной морали, столь
необходимой в мире, где царят жестокие нравы,объясняется тем, что над
своей волей она видит только волю Божью. Стремление к воле, поселившееся
в
её
душе,
Катерина
воспринимает
как
нечто
страшное
и
гибельное,противоречащее ее собственным патриархальным представлениям
о нравственности. И ученикам интересно рассуждать на вопросы :» Что такое
грех?», « Как понимать страх Божий?», «Как объяснить , что такое « лукавый
смущал» и « гиена огненная» с точки зрения православной этики ?
Интересен для учащихся и роман Ф.М. Достоевского « Преступление и
наказание» .Необходимо разобраться вместе с десятиклассниками, в чем
видит писатель спасение души человеческой , вскрыть глубину трагедии
героев, расширить понятие идеи Раскольникова,
раскрыть понятия
«страдание» и « сострадание» с православной точки зрения.
При изучении романа необходимо познакомить учащихся с библейской
притчей о воскрешении Лазаря , которая помогает осознать идейный смысл
романа, понять , какие евангельские заповеди нарушил герой романа. Автор
подробно анализирует душевное состояние героя. Нравственные муки
Раскольникова показывают нам,что помраченная грехом человеческая
природа хочет вернуть свое первоначальное состояние, воссоединиться с
Богом, от которого она отпала.
Такие литературные дискуссии очень ценны, так как готовят учащихся
к реальной жизни, помогают отличить истинные и ложные ценности.
Уроки русского языка также способствуют формированию духовно-
нравственных ценностей .
Большое
место
на
уроках
занимает
работа
с
текстами,
воздействующими на духовно- нравственные качества личности школьника.
Именно через текст ученик усваивает знания и ценности , духовную культуру
своего народа,определяет нравственные и духовные ценности. Определяя
проблему текстов , аргументируя свою позицию по данной проблеме ,
учащиеся имеют возможность подготовиться к написанию сочинения-
рассуждения в 11 классе ( ЕГЭ)
При подготовке учащихся
к ГИА по русскому языкув 9 классе
подбираю текстовый материал , который позволяет также формировать и
воспитывать у учащихся духовно- нравственные ценности , а также написать
сочинение - рассуждение на морально - этические темы.
Дидактический материал по русскому языку разного типа при изучении
лингвистистических тем позволяет воздействовать на чувства учащихся,
формируя такие качества, как любовь к Родине, милосердие, сострадание,
чувство собственного достоинства, совесть, честь и т.д.
Большую роль в духовно-нравственном воспитании личности играют и
творческие работы учащихся : сочинения , изложения.
Также на уроках русского языка, работая над фонетическим ,
грамматическим разбором , над правописанием суффиксов, приставок, , над
усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на
лексическое значение слов, на нравоучительную сторону предложений и
текстов.
Например, при повторении умений постановки знаков препинания в
сложном предложении и в предложении с однородными членами можно
использовать высказывание Д.С. Лихачева : « Воспитание любви к родному
краю,к родной культуре,к родному селу или городу , к родной речи - задача
первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как
воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к
своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к
родному краю переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее
прошлому,а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Задание :
1. Определите тему и идею текста.
2. Определите стиль текста.
3. Найдите предложения с однородными членами, разберите их по членам.
Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать
на чувства учащихся , формируя у них духовно-нравственные понятия.
Во
внеурочной деятельности духовно-нравственное воспитание
занимает большое место . На протяжении десяти лет я руковожу воскресной
школой при сельском храме .
Сегодня мы с вами с тревогой следим за теми негативными процессами
духовно-нравственного характера, которые происходят в нашем обществе.
Такое быстротечное падение нравственности, культуры, распространения
насилия, агрессии ведет к деградации общества. Как передать детям, то
ценное в русской духовной культуре, что создавалось нашими предками,
созидавших Святую Русь, в течение столетий?
И в условиях духовного кризиса возрождение духовно-нравственных
ценностей выступает как жизненная необходимость. Детство всегда с
надеждой обращено в будущее. И от нас, взрослых наставников, зависит,
призовем ли мы их к свету или оставим во тьме неведения. Из страны детства
все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием,
минутами счастья и горя. Нам важно найти гармонию между нашей взрослой
успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки
доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Одним из наиболее эффективных способов решения данных задач
является привлечение детей в православное воспитательное пространство
через
воскресные
школы.
Чем
раньше
приобретает
человек
опыт
христианской жизни, тем естественнее и прямее этот путь. Иисус Христос
сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо
таковых есть царство небесное».
Уже сейчас можно сказать, что современная воскресная школа
способна решать сложные задачи духовно- нравственного воспитания на
селе, являясь составной и неотъемлемой частью храма, прихода, призванная
содействовать
воцерковлению
детей
и
организовывать
их
духовное
просвещение.
Цель воскресной школы: помочь ребенку определить собственную
оценку ценностей, основанную на Священном Писании, развивать в детях
христианский образ мышления, чтобы они могли жить и поступать в
соответствии со Словом Божиим, воспитывать христиан, способных к
милосердию и состраданию.
Задачи воскресной школы :
- Религиозно- нравственное обучение и воспитание детей.
-Всестороннее развитие личности воспитанников воскресной школы.
- Адаптация воспитанников к жизни в современном обществе.
Основные направления деятельности Воскресной школы:
- Воцерковление детей, участие в Божественной Литургии, в Таинствах
Церкви.
- Духовно-нравственное развитие воспитанников воскресной школы.
-Участие в православных праздниках (Покрова Пресвятой Богородицы,
Рождество Христово, Пасха).
- Паломнические поездки с целью ознакомления с историей Православия в
Приморском крае
- Установление православных крестов.
-Адаптация воспитанников к жизни в современном обществе (швейное дело,
столярное дело, кулинария, прикладное творчество, «Мотоклуб», основы
хорового православного пения).
- Экскурсии.
-Встречи с интересными людьми.
-Школа казачества.
-Участие в Епархиальных конкурсах («Красота Божьего мира», «Герои
Отечества», «Лира добра», «Ярмарка хоров»; участие в Рождественском
концерте Дворца культуры «Прогресс» г. Арсеньева).
- Участие в спортивной жизни края.
- Участие в проектах православного молодежного движения Арсеньевской
Епархии.
1. Воцерковление детей, участие в Божественной Литургии, в Таинствах
Церкви.
Укоренение в православной вере – главная цель воспитания в
воскресной школе. «Чему в юности научился, в том и в совершенный
возраст пришедши бываем», - говорил святой праведный Иоанн
Кронштадский.
Воспитание осуществляется через воцерковление детей, участие их в
Божественной Литургии, В Таинствах Церкви, молитве, участие в Крестных
ходах, прислуживание в алтаре, пение на клиросе. Приобщая воспитанников
к церковным обрядам, можно ненавязчиво, но эффективно способствовать
укоренению в их сердцах и умах многих христианских истин.
2. Духовно- нравственное развитие воспитанников воскресной школы.
Основной предмет изучения на занятиях после Литургии – Закон
Божий, который включает в себя знакомство со Священным Писанием и
Священным Преданием. Воспитанники знакомятся с историей Православной
Церкви, летописями, древнерусской литературой, славянской азбукой,
читают Жития святых (такое совместное чтение становится настоящим
открытием для ребят).
Вместе
со
священниками
и
преподавателями
обсуждают
просмотренные православные фильмы и слайдовые презентации, беседуют
на духовно- нравственные темы с опорой на жизненный опыт детей.
3.
Участие
в
православных
праздниках
(Покрова
Пресвятой
Богородицы, Рождество Христово, Пасха)
Важным направлением работы является проведение праздников,
которые являются также неотъемлемой частью духовно- нравственного
воспитания и развивают творческие способности наших воспитанников. Дети
готовят постановки, инсценировки, читают стихи, поют, танцуют, выступают
перед прихожанами. Эти детские служения показывают воспитанникам , что
есть и другие ценности – светлый мир добра и любви, называемый
Православием.
4.
Паломнические поездки с целью ознакомления с историей
Православия в Приморском крае).
В ходе паломнических поездок ребята узнают об истории Православия
в Приморском крае, Святынях, оставленным нам в наследство, и святых
людях. Ежегодно с воспитанниками мы посещаем Кафедральный собор
Благовещения Пресвятой Богородицы г. Арсеньева, Марфо - Мариинский
женский монастырь г. Владивостока, женский монастырь Казанской иконы
Божией Матери в Раздольном, Богородице-Рождественский
женский
монастырь в Линевичах , Свято-Серафимовский мужской монастырь на
Русском острове, Свято- Троицкий Николаевский мужской монастырь в
поселке Горные Ключи. Эти поездки надолго запомнятся детям, оставят в их
душах глубокий след.
5. Установление православных крестов.
Установление православных крестов также способствует укреплению
веры детей, связи их с жизнью церкви.
6. Адаптация воспитанников к жизни в современном обществе. (швейное
дело, столярное дело, ,кулинария, прикладное творчество, «Мотоклуб»,
основы хорового православного пения)
Наша воскресная школа готовит детей к практическим навыкам в
дальнейшей жизни через занятия:
швейным делом; столярным делом
(столярная мастерская оснащена дорогостоящими станками, на которых под
руководством
опытного
преподавателя
мальчики
осваивают
основы
столярного
дела);
прикладным
творчеством;
Основы
Православного
хорового
пения;
кулинарию;
мотоклуб
(воспитанники
знакомятся
с
Правилами дорожного движения, изучают устройство техники, учатся
ездить. Летом выезжают на байкерские слеты в Арсеньев и Уссурийск. На
балансе мотоклуба находится 18 видов техники (6 квадрациклов,
2
снегохода, питбайки , мотоциклы, мопеды. На День Победы воспитанники
принимали участие в автопробеге).
7. Экскурсии.
Ежегодно воспитанники воскресной школы совершают экскурсии в
Музей
авиации
г.
Арсеньева,
частную
мастерскую
ретро-самолетов,
краеведческий
музей
г.
Уссурийска,
Океанариум,
музей
Духовно-
просветительского
центра
г.
Арсеньев,
посещают
мероприятия
Епархиального духовно- просветительского центра.
8. Встречи с интересными людьми.
Встречи с интересными людьми помогают расширить кругозор, несут
профориентационный характер, способствуют формированию личностных
качеств характера, умения достигать поставленных жизненных целей. Это
встреча с творчески одаренным, увлеченными своим делом людьми:
гидронавтом, капитаном 1 ранга, артистом театра оперы и балета г.
Хабаровска, колллекционером народных музыкальных инструментов мира,
реконструктором летающих ретро-самолетов, местной поэтессой, автором и
исполнителем
песен,
участником
СВО,
который
еще
и
является
преподавателем Школы казачества.
9. Школа казачества.
В рамках Школы казачества воспитанники знакомятся с традициями
казачества, его историей, Установкой крестов, чувствуя свою сопричастность
к православным событиям, выезжают на ипподром, изучают устройство
автомата,
пневмооружия.
Военно-спортивная
составляющая
этой
деятельности
показывает,
что
это
направление
является
особенно
востребованным подростками, так как ориентировано на несение воинской
службы, на положительное морально- волевое и физическое развитие ,
всегда востребованное и в повседневной жизни. Стало доброй традицией
проводить зимние игры на Масленицу перед Великим Постом.
10. Участие в Епархиальных конкурсах: «Красота Божьего мира»; «Лира
добра»; Конкурс проектов «Герои Отечества», в которых наши воспитанники
занимают призовые места; «Ярмарка хоров»; Рождественский концерт.
11.
Участие в спортивной жизни края.
12.
Участие в проектах православной молодежи Арсеньевской
Епархии: Сретенская лыжня; Летний православный лагерь в Зеркальном;
Летний отдых в Иоанно – Предтеченском скиту Анучинского округа , где
дети и отдыхают, и приводят в порядок территорию, убирают храм, ходят на
службы.
13. За 10 лет существования школы мы отправили в большую жизнь уже
много наших воспитанников. Есть у нас уже и внуки. В этом году 4
выпускницы окончили школу (1 золотая медалистка, 2 серебряные. Все
поступили на бюджет)
14. О деятельности нашей воскресной школы пишут в СМИ.
Оставили свое впечатление и паломники из Центральной России,
которые назвали нашу школу уникальной. Также снят небольшой фильм,
который показывали по каналу Спас.
Воскресная школа – это и труд души, и радость от добрых дел, от того,
что тебя здесь любят, понимают и ценят. В воскресной школе всегда есть
место и время для серьезного разговора между взрослыми и детьми о том,
что по-настоящему ценно для каждого человека.
В заключение хотелось бы обратиться к словам Святейшего Патриарха
всея Руси Алексия II: «Людям, занимающимся образованием, всегда следует
помнить о том, что само слово «образование» восходит к понятию «образ
Божий», которое по учению Церкви, необходимо восстановить в человеке.
Величие народа в том, что носит в сердце своём».