Автор: Деденко Тамара Ивановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №79 "Чайка"
Населённый пункт: г. Симферополь РК
Наименование материала: Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию в подготовительной группе
Тема: Тема "Сердце матери"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №79 «Чайка» муниципального
образования городской округ Симферополь Республики Крым
Конспект занятия
по художественно – эстетическому развитию
в подготовительной группе
тема: «Сердце матери»
Подготовила: Деденко Т.И.,
музыкальный руководитель
Цель: повысить социальную значимость материнства, показать значимый
для ребенка образ мамы.
Программное содержание:
слушать и узнавать инструментальную
музыку; называть композитора; подбирать музыкальные инструменты,
соответствующие эмоционально-образному содержанию пьесы; определять
характер музыки. Развивать певческие навыки тембрового слуха, интонации.
Развивать выразительность речи, используя прилагательные, синонимы..
Воспитывать нравственные качества – любви к маме, желание заботиться о
ней, доставлять радость.
Словарная работа:
обогащение словаря – инструментальная музыка,
пьеса, фортепиано, музыкальная палитра. Активизация словаря – поэт,
композитор, художник, портрет.
Материалы, оборудование: мультимедийное оборудование: проектор,
экран, компьютер, презентация;
Предварительная
работа: знакомство
с
произведениями
П.
И.
Чайковского (слушание, разбор характера музыки, разучивание с детьми
стихотворений
о
маме,
рассматривание
иллюстраций
художников,
посвященных
образу
матери,
упражнения
на
цветовые
ассоциации,
составление цветовых палитр по настроению, изготовление поделок детьми в
подарок мамам.
Ход занятия
Дети заходят в зал вместе с воспитателем и становятся в круг.
Музыкальный руководитель: настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы
улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все
вместе. Давайте пожелаем друг другу доброго утра.
Дети
вместе
с
музыкальным
руководителем
исполняют
попевку
-
приветствие «Здравствуйте, ладошки!»
Музыкальный руководитель: ребята, послушайте отрывок стихотворения и
постарайтесь ответить мне, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.
Кто вас, детки, крепко любит,
Кто вас нежно так голубит.
Не смыкая ночью глаз,
Все заботится о вас.
Дети: Мама!
Музыкальный руководитель: правильно, ребята, сегодня мы с вами
поговорим о маме. Мама - самое нежное, самое понятное слово на земле.
Сколько доброты таит оно в себе! Мамина любовь согревает нас всю жизнь.
Мама...
Закройте глаза, тихо-тихо произнесите это слово и прислушайтесь к
нему. А теперь откройте глаза. Ребята, если бы слово «мама» можно было
попробовать на вкус, каким бы оно, по-вашему, было?
Дети: вкусным, сладким, нежным.
Музыкальный руководитель: А если бы это слово мы могли потрогать,
какое оно было бы на ощупь?
Дети: мягким, пушистым.
Музыкальный руководитель: а какими красками вы бы его нарисовали?
Дети: Жёлтыми, голубыми, розовыми.
Музыкальный руководитель: скажите, как вы себя чувствуете, если рядом
с вами ваши мамы?
Дети: Спокойно, уютно, тепло.
Музыкальный руководитель: а когда мамы нет дома, что вы чувствуете?
Дети: Печаль, тоску, скуку, грусть.
Музыкальный руководитель: грустно было и маленькому мальчику Пете,
когда его мама уехала из дома на несколько дней. Петя очень скучал по ней.
В печали он сел к роялю, долго что-то бормотал про себя, напевал и
подбирал на клавишах какую-то мелодию. Наконец получилась музыка.
Пьеса получилась немного грустная, но ведь это и вправду грустно, когда
мама уезжает. Прошли годы. Маленький Петя вырос и стал композитором,
которого узнали и полюбили все люди на земле за его прекрасную музыку.
Ребята, вы узнали, о ком идёт речь?
Музыкальный руководитель показывает портрет П.И. Чайковского, дети
называют композитора.
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель: верно, это Пётр Ильич Чайковский. Музыка,
которую мы услышим сегодня, написана специально для «Детского
альбома». «Мама» - так называется пьеса, которую я сейчас исполню,
Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано пьесу.
Музыкальный руководитель: как вы думаете, какие чувства испытывал
композитор к своей маме?
Дети: композитор любил свою маму, относился к ней с нежностью.
Музыкальный руководитель: музыка Чайковского без слов и называется
«инструментальная». Но и без слов понятны чувства композитора.
Музыкальный руководитель: напомните ребята, какой праздник мы будем
отмечать на днях?
Дети: День Матери!
Музыкальный руководитель: А что это за праздник? Что люди делают в
этот день?
Дети: Поздравляют мам.
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и важней оно,
Из двух слогов простое слово МАМА,
И нет слов нужнее, чем оно.
И. Мазнин.
Музыкальный руководитель: почему именно мама так нужна и важна для
каждого человека?
(ответы детей)
Я расскажу вам об этом сказку. А называется она «Сердце матери».
На экране демонстрируется презентация «Сердце матери».
На фоне музыки музыкальный руководитель рассказывает: «Большая
красавица береза росла в лесу с тремя маленькими дочками березками.
Не бойтесь, дочки, своими раскидистыми ветвями я закрою вас от жары.-
Говорила мама Береза, когда палил зной.
Прижмитесь ко мне, дочки, чтобы ветер не обломал ваши веточки –
Просила мама Березка, когда дул сильный ветер.
Березки быстро подрастали и радовались жизни. Рядом с мамой они не
боялись ничего.
Однажды в лесу разыгралась, сильна гроза. Гремел гром, на небе сверкали
молнии. Маленькие березки трепетали от страха. Береза крепко обняла их
ветвями и стала успокаивать.
Не бойтесь, молния не заметит вас за моими ветвями. Я самое высокое
дерево в лесу.
В этот момент раздался оглушительный треск, острая молния удврила
прямо в березу и опалила сердцевину ствола.
Береза, помня о том, Что она защищает дочек, не загорелась. Ливень и
ветер пытались повалить березу, но она стояла.
Только когда гроза прошла, а над умытой землей засияло солнце, ствол
березы покачнулся. Падая, она прошелестела дочкам. «Не бойтесь, я не
ухожу от вас. Молнии не удалось разбить мое сердце. Мой ствол зарастет
мхом и травой, но материнское сердце не перестанет биться в нем никогда.»
При падении ствол березы не задел ни одну из трех тонкоствольных
дочек.
С тех пор вокруг старого пня растут три стройные березка.
А возле березок лежит заросший мхом и травой ствол, в котором бьется
материнское сердце».
Музыкальный руководитель:
как вы думаете, почему мама всегда
защищает своих детей? Почему именно мама так нужна и важна для
человека?
(ответы детей)
Расскажите о своей маме, как зовут вашу маму, что она любит, как
ласково вы называете ее дома? Подумайте и расскажите, чем вы можете
помочь своей маме, если у нее неприятности и плохое настроение?
(ответы детей)
Молодцы ребята как много всего вы рассказали о своих мамах!
Мама любит вас, заботится о вас, даже утром, когда вы открываете глаза,
то первым делом многие видят маму, ее лицо и улыбку.
Музыкальный руководитель: а чем мы можем порадовать маму?
Дети: подарить подарок! Прочитать стихи!
Музыкальный
руководитель:
я
предлагаю
сейчас
прочитать
ваши
любимый стихи о маме.
Дети читают стихи.
Дети: спеть песню.
Музыкальный руководитель: я предлагаю спеть песню, которую подарим
маме. А для начала распоёмся.
Распевание.
Дети исполняют «Песню для мамы».
Н.П.Бобковой
Музыкальный руководитель: сегодня я предлагаю вам нарисовать то, что
порадует маму. Дети садятся за столы. А чтобы настроится, поиграем в
пальчиковую игру.
Пальчиковая гимнастика:
Наши
алые
цветки
распустили
лепестки. (показывают
ладони
с
раздвинутыми пальцами)
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (медленно покачивают ладонями
вправо - влево)
Наши алые цветы закрывают лепестки. (медленно сжимают пальцы в
кулачки)
Тихо засыпают, головой качают. (выполняют кулачками движения вверх-
вниз)
Под спокойную музыку дети выполняют аппликацию «Подарок маме»
Музыкальный руководитель: вечером скажите маме ласковые, нежные
слова, обнимите ее и преподнесите ваш подарок.
Я думаю, ваши мамы будут очень рады такому подарку.
Музыкальный руководитель: Ребята, наше занятие подошло к концу. О
ком сегодня мы с вами говорили? Что вам особенно понравилось? (ответы)
Давайте встанем в круг и нежно возьмёмся за руки.
Читает взрослый:
Разведешь ты тучи
Сильными руками
И добру научишь
Мудрыми словами.
Ты придешь на помощь-
Только позови.
Дай, Господь, здоровья
Нашей милой маме,
Дай ей Бог удачи,
Счастья и любви!
До новых встреч, друзья!
Под спокойную музыку дети выходят из музыкального зала.