Напоминание

Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами образовательного проекта "В гостях у сказки"


Автор: Шаханова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №90
Населённый пункт: г.Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами образовательного проекта "В гостях у сказки"
Тема: Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами образовательного проекта "В гостях у сказки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста

средствами образовательного проекта «В гостях у сказки»

Шаханова Ирина Сергеевна,

Воспитатель

МАДОУ №90

г. Нижний Новгород

Актуальность

выбранной

темы

определяется

тем,

что

важной

составляющей частью развития ребенка является накопление им сенсорно-

моторного опыта, а сенсорное развитие ребенка является основой для

развития

его

мышления,

мыслительных

операций,

познавательных

процессов.

Сенсомоторное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни

является залогом успешного осуществления разных видов деятельности,

формирования различных способностей.

Что же такое сенсомоторная потребность? Сенсо – это чувство, а

моторика – это движение. Таким образом, сенсомоторная потребность – это

потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и

в движении. Удовлетворение этой потребности вызывает у ребёнка

положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а с возрастом

превращается в познавательную деятельность.

Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорно-моторного

воспитания,

без

которого

невозможно

нормальное

формирование

умственных способностей ребёнка. Ребенок познает окружающую его

действительность путем ощущения и восприятия. Он узнает о предметах и

явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в

дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление.

Восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с

окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной

деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно-моторных функций

имеет

очень

большое

значение

для

всего

последующего

развития

дошкольника и начинать работу по сенсомоторному развитию необходимо с

самого раннего возраста.

В свете требований Федеральной образовательной программы

дошкольного

образования,

утвержденной

приказом

Министерства

просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874, в области

познавательного развития по сенсорному развитию в образовательной

деятельности с детьми от 3 до 4 лет стоят следующие задачи:

формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их

использовании в самостоятельной деятельности; — развивать умение

непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и

количеству, определяя их соотношение между собой; помогать осваивать

чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать

исследовательские умения. В организации образовательной деятельности:

педагог

развивает

у

детей

осязательно-двигательные

действия:

рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру,

прокатывание,

бросание

и

тому

подобное,

расширяет

содержание

представлений ребёнка о различных цветах (красный, желтый, зеленый,

синий, черный, белый), знакомит с оттенками (розовый, голубой, серый) и

закрепляет слова, обозначающие цвет. Организуя поисковую деятельность,

конкретизирует и обогащает познавательные действия детей, задает детям

вопросы, обращает внимание на постановку цели, определение задач

деятельности, развивает умения принимать образец, инструкцию взрослого,

поощряет

стремление

самостоятельно

завершить

начатое

действие.

Организует и поддерживает совместные действия ребёнка с взрослым и

сверстниками; — при сравнении двух предметов по одному признаку педагог

направляет внимание детей на выделение сходства, на овладение действием

соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства,

группировкой по заданному предметному образцу и по слову; — педагог

продолжает работу по освоению детьми практического установления

простейших пространственно-количественных связей и отношений между

предметами: больше-меньше, короче-длиннее, шире-уже, выше-ниже, такие

же по размеру; больше-меньше, столько же, поровну, не поровну по

количеству, используя приемы наложения и приложения; организует

овладение уравниванием неравных групп предметов путем добавления

одного предмета к меньшей группе или удаления одного предмета из

большей группы; расширяет диапазон слов, обозначающих свойства,

качества предметов и отношений между ними; — знакомит детей с

некоторыми фигурами: шар, куб, круг, квадрат, треугольник, активизируя в

их речи данные названия; обращает внимание на использование в быту

характеристик: ближе (дальше), раньше (позже); помогает на чувственном

уровне ориентироваться в пространстве от себя: впереди (сзади), сверху

(снизу), справа (слева) и времени (понимать контрастные особенности утра и

вечера, дня и ночи); — развивать умение непосредственного попарного

сравнения предметов по форме, количеству, определяя их соотношения

между

собой,

развивать

исследовательские

умения.

Для поддержания и развития этого интереса необходима развивающая

предметно-пространственная среда, которая должна быть насыщенной

(постоянно

обновляющейся),

полифункциональной,

вариативной,

безопасной. Вопрос создания развивающей предметно-пространственной

среды на сегодняшний день стоит особо актуально.

Авторская

развивающая

предметно-пространственная

среда

обеспечивает

максимальную

реализацию

образовательного

потенциала

пространства группы, приспособленной для сенсомоторного развития детей

младшего

дошкольного

возраста

в

продуктивных

видах

детской

деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого

ребенка, охраны и укрепления здоровья воспитанников.

Сенсомоторное

развитие

осуществляется

в

различных

видах

деятельности

-

исследовательская,

художественно

-

творческая,

самостоятельная игровая, а также большое значение мы отводим проектной

деятельности. Нами был организован образовательный проект «В гостях у

сказки», целью которого является создание условий для сенсомоторного

развития детей младшего дошкольного возраста. В рамках проекта усилиями

воспитателей и родителей созданы авторские игры и пособия:

1.

Настольная игра-ходилка «Царевна-лягушка»

Задачи:

-Развивать внимание, логическое мышление, моторику рук;

- Закрепить знание геометрических фигур, основных цветов;

- Воспитывать усидчивость, умение взаимодействовать с другими

игроками.

2.

Дидактическая игра «Три медведя»

Задачи:

- побуждать в умении сравнивать три предмета по величине;

- учить обозначать результаты сравнения словами «большой», «средний»,

«маленький».

3.

Дидактические игры «Накорми мышку-норушку»

- закреплять знания о геометрических фигурах, учить сопоставлять

предмет с его тенью;

- развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, зрительную

память, логическое мышление, усидчивость.

4.

Бизиборд «Дом»

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук, логику и мышление;

- формировать причинно-следственные связи;

- развивать самостоятельность и познавательную активность;

- закреплять знания о животных и их детенышах.

5.

Дидактическая игра «Цветные крышечки»

Задачи:

- развивать зрительное восприятие и внимание;

- развивать мелкую моторику рук;

- активизировать словарь детей.

6.

Сенсорное панно «Волшебная сказка»

Задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев рук;

-

закреплять знания основных цветов;

-

развивать связную речь, активизировать словарь;

-

учить работать сообща.

7.

Дидактическое пособие «Настольный тактильный театр»

Задачи:

- развивать мелкую моторику, тактильное восприятие;

-

развивать связную речь, активизировать словарь;

-

воспитывать

дружеские

взаимоотношения

со

сверстниками

при

взаимодействии с пособием.

8.

Дидактическая игра «Ёжик»

Задачи:

- развивать мелкую моторику рук;

-

закреплять знания основных цветов;

-

расширять представления о фруктах, дарах леса;

-

воспитывать бережное отношение к животным.

9.

Развивающий куб «В гостях у сказки»

Задачи:

- Развивать мелкую моторику рук, связную речь;

-

Закреплять счет до 5;

-

Закреплять знания о знакомых сказках.

10. Дидактическое пособие «Кто в домике живёт?»

Задачи:

-

развитие

мелкой

моторики

руки

и

тактильных

ощущений,

ознакомления детей с различными свойствами предметов

- развитие тактильно - двигательного восприятия,

совершенствование двигательных функций.

Планомерная

и

систематическая работа по сенсорному развитию детей дошкольного

возраста значительно влияет на развитие всех видов восприятия, памяти,

мышления, речи. Дети научились определять форму, величину, цвет

предмета.

У

детей

развиваются

ценные

качества

личности,

как

целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, инициатива,

аккуратность. Отмечается положительная динамика в развитии моторики

рук.

Таким

образом,

реализация

образовательного

проекта,

создание

предметно - развивающей среды, разнообразие форм работы и использование

нетрадиционного сенсорного материала, целенаправленное комплексное

руководство совместной деятельностью, обогащение чувственного опыта в

самостоятельной деятельности благоприятно воздействуют на сенсомоторное

развитие детей младших дошкольников.



В раздел образования