Автор: Шаханова Ирина Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №90
Населённый пункт: г.Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами образовательного проекта "В гостях у сказки"
Тема: Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами образовательного проекта "В гостях у сказки"
Раздел: дошкольное образование
Сенсомоторное развитие детей младшего дошкольного возраста
средствами образовательного проекта «В гостях у сказки»
Шаханова Ирина Сергеевна,
Воспитатель
МАДОУ №90
г. Нижний Новгород
Актуальность
выбранной
темы
определяется
тем,
что
важной
составляющей частью развития ребенка является накопление им сенсорно-
моторного опыта, а сенсорное развитие ребенка является основой для
развития
его
мышления,
мыслительных
операций,
познавательных
процессов.
Сенсомоторное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни
является залогом успешного осуществления разных видов деятельности,
формирования различных способностей.
Что же такое сенсомоторная потребность? Сенсо – это чувство, а
моторика – это движение. Таким образом, сенсомоторная потребность – это
потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и
в движении. Удовлетворение этой потребности вызывает у ребёнка
положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а с возрастом
превращается в познавательную деятельность.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорно-моторного
воспитания,
без
которого
невозможно
нормальное
формирование
умственных способностей ребёнка. Ребенок познает окружающую его
действительность путем ощущения и восприятия. Он узнает о предметах и
явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в
дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление.
Восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с
окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной
деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно-моторных функций
имеет
очень
большое
значение
для
всего
последующего
развития
дошкольника и начинать работу по сенсомоторному развитию необходимо с
самого раннего возраста.
В свете требований Федеральной образовательной программы
дошкольного
образования,
утвержденной
приказом
Министерства
просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874, в области
познавательного развития по сенсорному развитию в образовательной
деятельности с детьми от 3 до 4 лет стоят следующие задачи:
—
формировать представления детей о сенсорных эталонах цвета и формы, их
использовании в самостоятельной деятельности; — развивать умение
непосредственного попарного сравнения предметов по форме, величине и
количеству, определяя их соотношение между собой; помогать осваивать
чувственные способы ориентировки в пространстве и времени; развивать
исследовательские умения. В организации образовательной деятельности:
педагог
развивает
у
детей
осязательно-двигательные
действия:
рассматривание, поглаживание, ощупывание ладонью, пальцами по контуру,
прокатывание,
бросание
и
тому
подобное,
расширяет
содержание
представлений ребёнка о различных цветах (красный, желтый, зеленый,
синий, черный, белый), знакомит с оттенками (розовый, голубой, серый) и
закрепляет слова, обозначающие цвет. Организуя поисковую деятельность,
конкретизирует и обогащает познавательные действия детей, задает детям
вопросы, обращает внимание на постановку цели, определение задач
деятельности, развивает умения принимать образец, инструкцию взрослого,
поощряет
стремление
самостоятельно
завершить
начатое
действие.
Организует и поддерживает совместные действия ребёнка с взрослым и
сверстниками; — при сравнении двух предметов по одному признаку педагог
направляет внимание детей на выделение сходства, на овладение действием
соединения в пары предметов с ярко выраженными признаками сходства,
группировкой по заданному предметному образцу и по слову; — педагог
продолжает работу по освоению детьми практического установления
простейших пространственно-количественных связей и отношений между
предметами: больше-меньше, короче-длиннее, шире-уже, выше-ниже, такие
же по размеру; больше-меньше, столько же, поровну, не поровну по
количеству, используя приемы наложения и приложения; организует
овладение уравниванием неравных групп предметов путем добавления
одного предмета к меньшей группе или удаления одного предмета из
большей группы; расширяет диапазон слов, обозначающих свойства,
качества предметов и отношений между ними; — знакомит детей с
некоторыми фигурами: шар, куб, круг, квадрат, треугольник, активизируя в
их речи данные названия; обращает внимание на использование в быту
характеристик: ближе (дальше), раньше (позже); помогает на чувственном
уровне ориентироваться в пространстве от себя: впереди (сзади), сверху
(снизу), справа (слева) и времени (понимать контрастные особенности утра и
вечера, дня и ночи); — развивать умение непосредственного попарного
сравнения предметов по форме, количеству, определяя их соотношения
между
собой,
развивать
исследовательские
умения.
Для поддержания и развития этого интереса необходима развивающая
предметно-пространственная среда, которая должна быть насыщенной
(постоянно
обновляющейся),
полифункциональной,
вариативной,
безопасной. Вопрос создания развивающей предметно-пространственной
среды на сегодняшний день стоит особо актуально.
Авторская
развивающая
предметно-пространственная
среда
обеспечивает
максимальную
реализацию
образовательного
потенциала
пространства группы, приспособленной для сенсомоторного развития детей
младшего
дошкольного
возраста
в
продуктивных
видах
детской
деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого
ребенка, охраны и укрепления здоровья воспитанников.
Сенсомоторное
развитие
осуществляется
в
различных
видах
деятельности
-
исследовательская,
художественно
-
творческая,
самостоятельная игровая, а также большое значение мы отводим проектной
деятельности. Нами был организован образовательный проект «В гостях у
сказки», целью которого является создание условий для сенсомоторного
развития детей младшего дошкольного возраста. В рамках проекта усилиями
воспитателей и родителей созданы авторские игры и пособия:
1.
Настольная игра-ходилка «Царевна-лягушка»
Задачи:
-Развивать внимание, логическое мышление, моторику рук;
- Закрепить знание геометрических фигур, основных цветов;
- Воспитывать усидчивость, умение взаимодействовать с другими
игроками.
2.
Дидактическая игра «Три медведя»
Задачи:
- побуждать в умении сравнивать три предмета по величине;
- учить обозначать результаты сравнения словами «большой», «средний»,
«маленький».
3.
Дидактические игры «Накорми мышку-норушку»
- закреплять знания о геометрических фигурах, учить сопоставлять
предмет с его тенью;
- развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание, зрительную
память, логическое мышление, усидчивость.
4.
Бизиборд «Дом»
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук, логику и мышление;
- формировать причинно-следственные связи;
- развивать самостоятельность и познавательную активность;
- закреплять знания о животных и их детенышах.
5.
Дидактическая игра «Цветные крышечки»
Задачи:
- развивать зрительное восприятие и внимание;
- развивать мелкую моторику рук;
- активизировать словарь детей.
6.
Сенсорное панно «Волшебная сказка»
Задачи:
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
-
закреплять знания основных цветов;
-
развивать связную речь, активизировать словарь;
-
учить работать сообща.
7.
Дидактическое пособие «Настольный тактильный театр»
Задачи:
- развивать мелкую моторику, тактильное восприятие;
-
развивать связную речь, активизировать словарь;
-
воспитывать
дружеские
взаимоотношения
со
сверстниками
при
взаимодействии с пособием.
8.
Дидактическая игра «Ёжик»
Задачи:
- развивать мелкую моторику рук;
-
закреплять знания основных цветов;
-
расширять представления о фруктах, дарах леса;
-
воспитывать бережное отношение к животным.
9.
Развивающий куб «В гостях у сказки»
Задачи:
- Развивать мелкую моторику рук, связную речь;
-
Закреплять счет до 5;
-
Закреплять знания о знакомых сказках.
10. Дидактическое пособие «Кто в домике живёт?»
Задачи:
-
развитие
мелкой
моторики
руки
и
тактильных
ощущений,
ознакомления детей с различными свойствами предметов
- развитие тактильно - двигательного восприятия,
совершенствование двигательных функций.
Планомерная
и
систематическая работа по сенсорному развитию детей дошкольного
возраста значительно влияет на развитие всех видов восприятия, памяти,
мышления, речи. Дети научились определять форму, величину, цвет
предмета.
У
детей
развиваются
ценные
качества
личности,
как
целенаправленность, волевая регуляция, самостоятельность, инициатива,
аккуратность. Отмечается положительная динамика в развитии моторики
рук.
Таким
образом,
реализация
образовательного
проекта,
создание
предметно - развивающей среды, разнообразие форм работы и использование
нетрадиционного сенсорного материала, целенаправленное комплексное
руководство совместной деятельностью, обогащение чувственного опыта в
самостоятельной деятельности благоприятно воздействуют на сенсомоторное
развитие детей младших дошкольников.