Напоминание

«Гармония движения и роста: физическое развитие дошкольников – от теории к современным практикам»


Автор: Клевцова Людмила Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР - детский сад № 3 "Березка"
Населённый пункт: СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ, КИРОВСКИЙ РАЙОН, НОВОПАВЛОВСК
Наименование материала: статья
Тема: «Гармония движения и роста: физическое развитие дошкольников – от теории к современным практикам»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Стать по физическому воспитанию

«Гармония движения и роста: физическое развитие дошкольников – от

теории к современным практикам».

Уважаемые читатели из статьи вы узнаете, что именно подразумевает

понятие «физическое развитие» в дошкольном возрасте. На каких ключевых

научных теориях строится понимание детского движения и роста. Какие

современные подходы и методы использует наш детский сад для

обеспечения полноценного физического развития каждого ребенка в условиях

современных вызовов.

Физическое развитие дошкольников является краеугольным камнем

общего благополучия и успешности ребенка. Именно в этот период

закладываются

основы

здоровья,

формируются

двигательные

навыки,

развиваются

важные

психофизиологические

качества.

В

условиях

современного мира, когда дети все чаще сталкиваются с гиподинамией и

чрезмерной нагрузкой на зрение из-за гаджетов, роль детского сада в

обеспечении полноценного физического развития становится особенно

значимой.

Эта

статья

призвана

рассмотреть

теоретические

основы

физического

воспитания

и

обозначить

современные

подходы

к

его

организации

в

дошкольном

образовательном

учреждении.

Что такое физическое развитие дошкольника?

Физическое развитие – это сложный, многогранный процесс

становления и изменения морфофункциональных свойств организма на

протяжении жизни. У дошкольников оно включает:

Развитие крупной и мелкой моторики: ходьба, бег, прыжки, лазанье,

манипулирование мелкими предметами.

Формирование

физических

качеств: ловкость,

координация,

выносливость, сила, гибкость.

Овладение культурно-гигиеническими навыками: правильное питание,

режим дня, личная гигиена.

Укрепление

здоровья: повышение

сопротивляемости

организма

к

болезням, формирование правильной осанки.

Развитие

познавательных

процессов: пространственная

ориентация,

восприятие,

мышление,

речь,

которые

тесно

связаны

с

движением.

Теоретические основы физического развития.

Понимание механизмов физического развития базируется на ряде ключевых

теорий:

1. Теория созревания (созревания нервной системы, А. Гезелл): Согласно

этой

теории,

физическое

развитие

ребенка

происходит

по

заранее

определенной генетической программе, в рамках которой двигательные

навыки появляются в определенной последовательности (например, сначала

ребенок переворачивается, потом садится, ползает, встает, идет). Роль среды

заключается в создании благоприятных условий, которые не мешают, а

способствуют проявлению этих врожденных программ. Для ДОУ это

означает, что необходимо уважать индивидуальный темп развития

каждого

ребенка

и

не

форсировать

события,

а

предлагать

виды

активности,

соответствующие

его

текущему

уровню

созревания.

2. Теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев): Этот подход

акцентирует внимание на том, что развитие ребенка происходит в процессе

активного взаимодействия со средой и освоения культурно-исторического

опыта. Двигательная деятельность не просто отражает созревание, но

и стимулирует его. В процессе игры, труда, общения ребенок осваивает

новые способы движения, развивает физические качества. В практике ДОУ

это

подчеркивает

важность

организации

разнообразных

видов

двигательной

активности,

побуждающих

к

экспериментированию,

преодолению трудностей и сотрудничеству.

3. Экологическая

теория

систем

(У.

Бронфенбреннер): Эта

теория

рассматривает развитие ребенка в контексте многоуровневой системы

взаимодействующих сред. Физическое развитие находится под влиянием

микросистемы (семья, ДОУ), мезосистемы (взаимодействие семьи и ДОУ),

экзосистемы (структуры, влияющие на ребенка косвенно – например,

политика района по созданию спортивных площадок) и макросистемы

(культурные

ценности,

законодательство). Для

ДОУ

это

означает

необходимость комплексного подхода: не только работа с ребенком, но и

тесное взаимодействие с семьей, создание партнерских отношений с

социумом, учет культурных особенностей.

Современные подходы к физическому развитию в ДОУ.

Опираясь на теоретические знания и учитывая вызовы современности,

дошкольные учреждения, в том числе и наше, формируют эффективные

стратегии физического воспитания:

1. Приоритет

игровой

деятельности: Игра

остается

ведущим

видом

деятельности дошкольника. Современные подходы максимально используют

ее потенциал, интегрируя физические упражнения в сюжетно-ролевые,

подвижные и творческие игры. Это делает процесс увлекательным,

естественным и мотивирующим.

2. Обогащенная развивающая двигательная среда: Создание в ДОУ и на

прогулочных участках условий для разнообразной двигательной активности.

Это не только стандартное спортивное оборудование, но и природные

объекты (горки, пеньки, неровности), сенсорные дорожки, модули для

конструирования,

уголки

для

подвижных

игр.

Важно,

чтобы

среда

провоцировала детей на движение, исследование и экспериментирование.

3. Интегрированный

подход: Физическое

развитие

не

ограничивается

только занятиями по физкультуре. Оно интегрируется во все режимные

моменты

и

образовательные

области:

утренняя

гимнастика,

физкультминутки на занятиях, прогулки с элементами подвижных игр,

развитие

мелкой

моторики

на

занятиях

по

лепке,

рисованию,

конструированию.

4. Индивидуализация и учет потребностей: Каждый ребенок уникален.

Современный подход предполагает учет возрастных и индивидуальных

особенностей, уровня физической подготовленности, состояния здоровья.

Воспитатели создают условия для дифференцированного подхода, предлагая

задания разной степени сложности и поддерживая детей с особыми

образовательными потребностями.

5. Формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни

(ЗОЖ): Помимо непосредственного развития двигательных навыков, акцент

делается на воспитании ценности здоровья. Это включает обучение правилам

личной гигиены, основам рационального питания, соблюдению режима дня,

умению заботиться о своем теле.

6. Активное взаимодействие с семьей: Родители являются ключевыми

партнерами

ДОУ

в

вопросах

физического

воспитания.

Проводятся

консультации,

мастер-классы,

совместные

спортивные

праздники,

челленджи, направленные на вовлечение семей в активный образ жизни и

обеспечение преемственности между детским садом и домом.

7. Использование современных технологий (умеренно): Хотя гаджеты

являются вызовом, некоторые технологии могут быть полезны. Например,

интерактивные панели для развивающих игр, приложения для мониторинга

физической активности, видеоматериалы для обучения и демонстрации

упражнений – при условии строгого дозирования и под контролем педагогов.

Физическое развитие дошкольников – это не просто набор упражнений,

а системный, научно обоснованный процесс, направленный на формирование

гармонично

развитой

личности.

Сочетание

глубокого

понимания

теоретических основ с применением современных, ориентированных на

ребенка подходов позволяет ДОО создавать оптимальные условия для

полноценного роста, развития и здоровья каждого воспитанника. Инвестиции

в физическое развитие в дошкольном возрасте – это инвестиции в здоровое и

успешное будущее наших детей.



В раздел образования