Автор: Андреева Светлана Геннадьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Школа № 9
Населённый пункт: Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: Статья
Тема: СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МОЕГО ГОРОДА» (в рамках программы «Мой дом – мой Край, моя Родина – Россия»)
Раздел: начальное образование
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МОЕГО ГОРОДА»
(в рамках программы «Мой дом – мой Край, моя Родина – Россия»)
Тип проекта: долгосрочный
Срок исполнения 2025-2026 учебный год
Участники проекта: обучающиеся начальной школы, педагоги
Содержание проекта.
1.
Введение. Тема проекта. Актуальность выбранной темы.
2.
Цель проекта.
3.
Этапы реализации проекта.
3.1.
Выбор проблемы.
3.2.
Сбор информации.
3.3.
Разработка плана действий.
3.4.
Реализация плана.
4.
Ожидаемые от проекта результаты.
Введение.
Годы жизни имеют решающее значение в становлении основ личности учащихся,
поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ими опыта
общественной
жизни,
продумать
условия
для
активного
познания
школьниками
окружающей его социальной действительности.
Каждый народ, каждое время, каждая эпоха оставляют в истории свой след, свои вехи.
Что-то в людской памяти стирается бесследно, а что-то ярким пятном ложится на карту
истории. Время идет, рождаются новые традиции, складываются новые обычаи. Но без
наследия прошлого и настоящего не может быть и будущего. Из поколения в поколение
передается любовь к ближнему, широта души и другие качества, присущие русскому народу.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов,
авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны
забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…
Народные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а
не только передачей знаний» (Д.С. Лихачев).
Актуальность Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой.
Считается нормальным любой ценой уклониться от службы в армии, бросить из машины на
дорогу пустую пивную банку, не заводить детей ради сохранения материальных благ или
ограничиться одним ребенком, неполная семья, спокойно относимся к повсеместному
открытию сиротских приютов при живых родителях. Однако трудности переходного
периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания. Как бы не
менялось общество, а воспитывать у подрастающего поколения любви к своей стране,
гордости за нее – необходимо всегда.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему
отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящих в
состав России.
Проблема
проекта
В
Законе
«Об
образовании»
говорится
о
необходимости
формирования в школьном возрасте начала самосознания ребенка, себя как члена семьи,
гражданина города, как активного преобразователя окружающей и общественной среды.
1
Задача учителя – растить гражданина-труженика, которому в будущем предстоит стать
созидателем, принося людям, семье, обществу пользу.
Основной из задач образовательных учреждений является приобщение детей к
общечеловеческим ценностям.
В свое время И. Эренбург писал: «Для того чтобы патриотизм был крепким,
непоколебимым нужно, чтобы он исходил из любви к своей маленькой родине – родному
городу, родной природе, селу, краю».
Данный
проект
имеет
практико-ориентированное
значение,
потому
что
все
собранные материалы помогут учащимся и преподавателям при подготовке заданий по
истории города.
Создание и ведение дневников учащимися в работе по истории родного города, может
быть использован как на уроках учениками и преподавателями, так и во внеурочной
деятельности. Знание истории страны, края, посёлка нужны не только старшему поколению,
которое создавало эту историю, но, даже в большей степени, это знание необходимо
молодым, тем, кому передается эстафета истории.
Цель проекта:
воспитание интереса и уважения к истории своей страны, начинающейся с
маленького города;
приобретение школьниками опыта успешного участия в общественной жизни,
гражданских инициативах, социально значимых проектах;
развитие и поддержка социально-значимой деятельности детей;
создание и ведение дневников учащимися в работе по истории родного города.
Этапы реализации проекта
Вводный этап
актуализация знаний учащихся по теме проекта;
анкетирование;
обработка результатов и выводы (постановка проблемы);
разработка плана решения проблемы вместе с детьми.
Основной этап
распределение ролей и обязанностей среди учащихся;
определение сроков реализации проекта в соответствии с планом действий по
поставленной проблеме;
реализация идей.
Заключительный этап
анализ результативности и подведение итогов:
рефлексия.
1 этап. Выбор проблемы
Мы участвуем!
Найти ответ на вопрос «Какие мы, жители Дзержинска?»
«Мой дом – мой Край,
моя Родина – Россия»
СТАРТ
2
Социологический опрос «Какие мы, жители Дзержинска?»
Цель опроса: исследование духовно-культурных ценностей, социальных и личностных
качеств школьников для их реализации на благо общества.
1 анкета рассчитана на учащихся 3-4 классов. 2 анкета предназначена для учащихся 2
классов
Анкета 1.
Уважаемый респондент!
К Вам обращается инициативная группа. Просим ответить на вопросы нашей анкеты.
1.
Знаете ли Вы что такое патриотизм?
Да.
Если да, то напишите, как Вы это понимаете.
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Нет
2.
Чувствуете ли Вы себя гражданином России?
Да
Если да, то напишите, как Вы это понимаете.
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Нет
3.
Какими качествами должен обладать житель Нижегородской области?
Выберите 5 качеств, которые соответствуют Вашему представлению:
Нравственность
Эгоизм
Безразличие к себе и окружающим
Чувство долга
Приверженец идеалам, ценностям, традициям общества
Гражданственность
Духовность
Любовь к малой Родине
Безответственность
Безграмотность
4.
Знаете ли вы, что такое малая Родина?
Да
Если да, то напишите, как Вы это понимаете.
___________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Нет
Благодарим за сотрудничество!
3
Социологический опрос: «Знаете ли вы историю своего родного города?»
Анкета 2.
Решение :
Необходимо пробудить интерес
КАК?
к истории родного города
«мозговой штурм»
Как использовать собранные в ходе реализации проекта материалы?
Опубликовать материалы по истории города в методическом информационном сборнике.
Уважаемый респондент!
К Вам обращается инициативная группа. Просим ответить на вопросы нашей анкеты.
Вопросы:
1.
Знаете ли Вы историю возникновения нашего города, его названия?
Да
Если да, то напишите, что Вы знаете (кратко).
_______________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Нет
2.
Что Вы знаете об улицах нашего города? В честь кого они были названы?
Да
Если да, то приведите примеры.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Нет
.
Спасибо за сотрудничество!
Встречи с интересными
людьми
Посещение городских
библиотек
Викторины,
интеллектуальные игры
Экскурсии в
городские музеи
Классные часы
Экскурсии
по городу
ЦЕЛЬ
Просветительская
работа
Публикация
школьной газеты
по истории города
Дзержинска
Развитие интереса к
изучению истории
4
План реализации проекта
Дата
Класс
Мероприятие
Сентябрь
2 неделя
1
Вводное занятие. Мозговой штурм «Дзержинск – город юбиляр»
2
3
4 неделя
1
Классный час «Я знаю свой адрес»
2
Классный час «Чье имя носит улица, на которой я живу?»
3
Классный час «Знаете ли вы историю возникновения родного
города?»
Октябрь
2 неделя
1
Встреча с писателем и краеведом С.Шальновым
2
3
4 неделя
1
Экскурсия по городу.
2
3
Ноябрь
1 неделя
1
Классный час «Самые яркие впечатления от встречи с писателем и
экскурсии»
2
Пресс-конференция «Мои открытия после встречи с писателем и
экскурсии»
3
4 неделя
1
Заводим дневник «Азбука родного города»
2
Заводим дневник «Мой дом – город Дзержинск»
3
Декабрь
2 неделя
1
Классный час «История возникновения елочных игрушек»
2
3
4 неделя
1
Экскурсия на фабрику елочных игрушек «Ариэль»
2
3
Январь
1
Сбор информации об известных земляках дзержинцев
2
3
Февраль
1-2 неделя
1
Встреча с людьми интересных профессий
2
3
Классный час «Дзержинск-город трудовой доблести»
4 неделя
1
Посещение школьного музея железнодорожных войск
2
3
Экскурсия в пожарную часть
Март
1-2 неделя
1
Мини-исследование семейных профессиональных династий.
Классный час «Реликвии – как вещи, сохраняющие историю народа и
отдельной семьи»
2
3
3 неделя
1
Выставка «Секреты бабушкиного сундука»
2
3
Апрель
2 неделя
1
Посещение краеведческого музея «Билетик в прошлое»
2
3
1
Представление результатов по темам исследований в журнале
5
4 неделя
проекта
2
3
Презентация результатов по темам исследований.
Май
1-2 неделя
1
Мини-исследование «Наши родственники – герои Великой
Отечественной войны»
2
Мини-исследование «Дзержинск. Боевые действия в годы Великой
Отечественной войны»
3
3-4 неделя
1
Презентация результатов исследований. Подведение итогов проекта
«Страницы истории моего города»
2
3
Планируемые результаты:
Личностные:
готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности,
умение признавать различные мнения;
умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды
Метапредметные:
умение работать с информацией;
умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в
разных формах и различными способами;
умение оценить степень успешности своей деятельности;
умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск
способов выхода из ситуации;
умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения
Предметные:
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать
справочную литературу и другие источники информации;
привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории
родного края.
6
7