Автор: Туманина Екатерина Александровна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ МО города Нягани "НОШ№11"
Населённый пункт: город Нягань
Наименование материала: доклад по дисциплине: "Физическая культура"
Тема: "Польза плавания для детей младшего школьного возраста"
Раздел: начальное образование
Доклад
по дисциплине: «Физическая культура»
на тему: «Польза плавания для детей
младшего школьного возраста
»
Выполнила: Туманина Екатерина Александровна
Инструктор по плаванию
1квалификационная категория
г.Нягань , 2016г
Введение
Философ Платон заявлял,
что люди, не умеющие плавать- необразованны,
а самое обидное для греков было высказывание,
что кто-то «не умеет ни бегать, ни плавать».
В наши дни мы не относимся к этому так категорично. Но без сомнения,
плаванье
-
жизненно
необходимое
умение,
незаменимое
с
точки
зрения
здоровья, которому нужно учиться с детства. Плавание представляет собой и
одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит
в
содержание
программ
физического
воспитания
дошкольных
учреждений,
общеобразовательных
школ,
средних
и
высших
специальных
учебных
заведений.
Плаванье - это один из немногих способов поупражняться так, чтобы
получить
полный
комплекс
физической
нагрузки
и
увеличить
силу,
выносливость и гибкость одновременно. Оно соединяет в себе все выгоды для
сердечно - сосудистой системы, которые дает бег, но с небольшим эффектом
наращивания
мышц,
который
достигается
при
поднятии
тяжестей,
а
также
некоторым эффектом улучшения гибкости, как от занятий танцами. Плаванье
также помогает суставам оставаться гибкими, особенно в шее, плечах и бедрах.
История плавания.
Плавание
имеет
необычайно
давнюю
историю.
Находки
археологов
свидетельствуют
о
том,
что
умение
плавать
воспринималось
как
жизненно
важное в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Греции, Древнем Риме.
Плавание использовалось и как средство активного отдыха, и как гигиеническая
процедура,
и
в
самых
разных
прикладных
целях,
включая
хозяйственную
деятельность на воде, преодоление всевозможных водных преград, как в мирное
время, так и в ходе военных действий. Ученые датируют третьим тысячелетием
до нашей эры наиболее древние из найденных изображений людей, плывущих
способами, чем-то похожими на плавание кролем и брассом - если использовать
для
сравнения
современную
терминологию.
Хрестоматийно
известны
слова
древнегреческого
общественного
деятеля
Солона,
который,
характеризуя
невежественного человека, говорил, что тот"... не умеет ни плавать, ни читать".
Однако, хотя в Древней Греции и проводились соревнования по плаванию, в
программу
состязаний
древнегреческих
Олимпийских
игр
оно
не
входило.
Спортивное плавание как вид спорта начало развиваться на рубеже XV-XVI в. н.
э. Одним из примеров могут служить соревнования пловцов, состоявшиеся в
1515 году в Венеции. Регулярные соревнования по плаванию начались в Европе
с середины XIX века. В 1837 году в Англии была создана первая в мире
Ассоциация любителей спортивного плавания. В 1889 году в Будапеште прошли
первые
международные
соревнования
по
плаванию,
в
которых
участвовали
спортсмены из Австрии, Венгрии, Германии и Швеции, а в 1890 году состоялся
первый чемпионат Европы по этому виду спорта. В конце XIX в., когда началось
строительство
искусственных
бассейнов,
спортивное
плавание
приобрело
широкую популярность в различных странах мира. Отражением этого стало
включение соревнований по плаванию в программу первых Олимпийских игр
современности, состоявшихся в 1896 году в Афинах и с тех пор этот вид спорта
неизменно
входит
в
программу
всех
Игр
Олимпиад.
Участники
первых
олимпийских
соревнований
плыли
преимущественно
способом
брасс
и
способом на боку без выноса рук из воды. Брасс - пожалуй, самый давний из
используемых ныне стилей спортивного плавания: он ведет свою родословную
еще с последней четверти XVIII в., а его название, по-французски слово "брасс"
означает
"замах",
характеризует
основные
черты
этого
стиля
-
плавание
одновременными широкими гребками. Плавание на боку без выноса руки из
воды имеет столь же солидный возраст. Затем стал использоваться вариант
такого плавания, заимствованный англичанами у жителей Индии, - с проносом
одной руки над водой, "овер арм", что обеспечивало заметное возрастание
скорости. В 70-х годах XIX века появился так называемый "треджен-стиль",
названный по фамилии англичанина, заимствовавшего этот стиль плавания во
время своего пребывания в Южной Америке: спортсмен плывет на груди, держа
голову над водой, руки попеременно выполняют гребки и выносятся вперед над
поверхностью воды, а ноги во время гребка одной из рук выполняют движение
"ножницы". В начале XX века появился новый стиль плавания, оказавшийся
самым совершенным и быстрым из известных человеку способов плавания,
внешне напоминавший движения ползущего человека и потому получивший
название
"кроль"
-
это
слово
в
переводе
с
английского
означает
"ползти".
Впервые такой стиль плавания продемонстрировал Ален Викхем, родившийся
на Соломоновых островах в Тихом океане и научившийся так плавать у местных
жителей. В дальнейшем первоначальная техника плавания кролем, вольным
стилем - так называемый двухударный кроль, при котором на гребок каждой
руки приходится одно движение ноги, - неоднократно совершенствовалась.
Роль плавания в жизни человека
Для того чтобы научиться относительно свободно и безопасно чувствовать
себя в воде не нужно обладать особыми способностями. Но, тем не менее,
большое количество несчастных случаев с детьми школьно возраста ежегодно
происходит из-за того, что пострадавшие не умели плавать. Эта проблема стала
сегодня настолько актуальной, что нашла свое отражение в Федеральном законе
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации», где в ст. 15 п. 5.
указано,
что
Органы
исполнительной
власти
различных
уровней
в
области
образования и здравоохранения, а также руководители дошкольных и других
образовательных учреждений должны обеспечить высокий уровень проведения
в режиме учебного дня ежедневных учебных и внеучебных занятий, создать
условия для того, чтобы каждый обучающийся научился плавать.
В
связи
с
этим, массовому
обучению
плаванию
в
нашей
стране
уделяется
большое внимание. Плавание включено в школьную программу по физическому
воспитанию и как обязательный раздел спортивно-массовой работы в летних
спортивно-оздоровительных
лагерях
для
школьников
и
подростков.
Особое
место
плавание
занимает
в
системе
физического
воспитания
обучающихся
средних и высших профессиональных учебных заведений как вид специальной
п р и к л а д н о й
ф и з и ч е с к о й
п о д г о т о в к и .
Но вместе с тем, нельзя рассматривать обучение навыкам держаться на воде и
преодолевать вплавь необходимые для спасения жизни расстояния как одну из
главных задач школьной программы, потому что плавание является мощным
средством физического воспитания и относится к наиболее массовым видам
спорта. Тем более что плавание как спорт наиболее соответствует детскому
возрасту.
Дети
в
возрасте
7-9
лет
хорошо
осваивают
технику
спортивных
способов
плавания
и
могут
принимать
участие
в
различных
детских
соревнованиях.
В
большей
степени
это
объясняется
возрастными
анатомо-
физиологическими
особенностями
детей
и
подростков,
которые
могут
проявляться наилучшим образом в специфических условиях водной среды.
О пользе плавания
Плавание - это прекраснейший доктор.
Оно позволяет нам не болеть.
Плавание действует, как витамины,
И повышает иммунитет.
Интересно высказывание и римского писателя Плиния-старшего (124―79 гг. до
н. э.), который утверждал: “Римляне от всех болезней лечились водой, и в
течение шести веков у них совсем не было врачей”.
С
точки
зрения
врачей,
посещение
бассейна
-
это
сплошные
сеансы
оздоровления.
Гибкость и подвижность в суставах позволяет ребятам быстрее осваивать
технику
спортивных
способов
плавания,
причем
техника
эта
наиболее
рациональна, т.к. дети обладают лучшей плавучестью, чем взрослые, за счет
меньшего
удельного
веса.
Высокая
степень
двигательной
обучаемости
позволяет ученикам младших и средник классов успешно овладевать новыми
упражнениями и движениями, поэтому многие специалисты считают школьный
возраст
с
9
до
12
лет
наиболее
оптимальным
для
обучения
плаванию.
Физиологические
и
психологические
особенности
организма
детей
и
подростков
так
же
в
значительной
мере
способствуют
эффективному
использованию
плавания
на
уроках
физической
культуре
в
школе.
Вместе с тем сегодня на первый план выходит проблема состояния здоровья
обучающихся. Поэтому оздоровительная и гигиеническая роль занятий в воде
привлекает
к
себе
внимание
все
большее
число
специалистов
в
области
о з д о р о в и т е л ь н о й
и
а д а п т и в н о й
ф и з и ч е с к о й
к у л ь т у р ы .
Регулярное
посещение
бассейна,
систематические
водные
процедуры
прививают стойкие гигиенические навыки, постепенно становясь потребностью
и привычкой. Вместе с тем, занятие плаванием укрепляет нервную систему, что
наиболее
важно
для
детей
школьного
возраста,
испытующих
большие
психоэмоциональные
нагрузки.
Нервная
система
детей
и
подростков
чрезвычайно подвижна, процессы возбуждения, как правило, преобладают над
процессами
торможения.
Плавание
является
незаменимым
средством
для
уравновешивания
этих
процессов,
т.к.
температура
воды
и
циклические
движения
оказывают
успокаивающее
действие
на
организм
школьника.
Занятие
плаванием благотворно
влияют
на
дыхательную
систему. Плавание
улучшает
вентиляцию
легких,
закрепляет
навык
глубокого
и
ритмического
дыхания. Правильный ритм дыхания во время плавания с укороченным выдохом
и
удлиненным
вдохом
в
свою
очередь
положительного
сказывается
на
деятельности
сердечно-сосудистой
системы.
Механическое
воздействие
давления воды на поверхность помогает оттоку крови от периферии и облегчает
передвижение
ее
к
сердцу,
поэтому
плавание
считается
одним
из
лучших
средств
физической
культуры
для
укрепления
и
развития
сердечной
деятельности.
Плавание - незаменимое средство для устранения различного рода нарушений
опорно-двигательного аппарата у детей школьного возраста. Одна из основных
причин этих нарушений - неправильное положение школьника за партой во
время занятий и как следствие искривление позвоночника. Это связано с тем,
что обучающиеся с нарушениями осанки имеют, как правило, «плохой корсет»,
т.е. слабо развитие мышцы спины, которые не держат позвоночник в нужном
положении.
Плавание
-
один
из
немногих
видов
спорта,
гармонически
развивающих
все
группы
мышц.
Благодаря
горизонтальному
положению
и
механическим свойствам воды разгружается позвоночный столб от давления на
него
веса
тела,
поэтому
плавание
является
прекрасным
корригирующим
упражнением, устраняющим различные нарушения. Для техники спортивного
плавания характерна непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным
преодолением сопротивления воды. Такие упражнения великолепно развивают
мышцы
и
связки
голеностопных
суставов
и
способствуют
укреплению
и
формированию
стопы,
предупреждая
ее
деформацию
и
плоскостопие.
Видимо, нет необходимости говорить о важности школьного образования для
будущего успешного овладения какой-либо из профессий. В полной мере это
относится и к физическому воспитанию в школе. Ведь при всем многообразии,
решаемых на уроках физической культуры и в ходе внеурочных занятий задач
интегрирующим
фактором,
определяющим
целевую
направленность
всего
образовательного процесса, является создание предпосылок или базовой основы
для дальнейшего совершенствования сформированных в школе двигательных
навыков и умений, уровня развития физических качеств, приобретенных знаний
и первоначального опыта их использования для сохранения здоровья, а самое
главное
для
дальнейшей
профессиональной
деятельности.
Говоря
о
непрерывности физкультурного образования, многие специалисты считают, что
наряду с формированием физической культуры личности профессиональная
направленность
образовательного
процесса
может
послужить
связующим
фактором,
позволяющим
в
полной
мере
уточнить
цели
и
задачи,
а
также
содержание занятий по физическому воспитанию в старших классах средней
школы.
Особенно
это
характерно
для
занятий
плаванием
в
рамках
всей
школьной
программы по физической культуре. Если в младших классах занятия в бассейне
целесообразно
использовать
для
обучения
техники
спортивных
способов
плавания,
а
также
как
эффективное
оздоровительное
и
корригирующее
средство,
то
для
старшеклассников,
которые
уже
определились
с
выбором
будущей
профессии,
связанной
с
необходимостью
владеть
прикладными
плавательными навыками, вполне актуальным будет использовать занятия с
б о л е е
п р и к л а д н о й
н а п р а в л е н н о с т ь ю .
О пользе плавания
Плавание - это прекраснейший доктор.
Оно позволяет нам не болеть.
Плавание действует, как витамины,
И повышает иммунитет.
Плавание
как
способ
оздоровления,
физическое
развитие
и
закаливание детей.
В
н а с т о я щ е е
в р е м я перед нашим государством
до ст аточно
остро стоят проблемы
здоровья
подрастающего поколения,
воспитания
у детей потребности в здоровом образе жизни, здоровом досуге.
Плавание
я в л я е т с я
у н и к а л ь н ы м
в и д о м физической
активности.
Специфические особенности воздействия
плавания
на
детский
организм
связаны с активными движениями в водной среде. При этом организм человека
подвергается
двойному
воздействию:
с
одной
стороны
–
физических
упражнений,
с
другой
–
уникальных
свойств
водной
среды,
в
которой
выполняются эти упражнения. Нельзя забывать, что вода имеет особое значение
для человеческого организма, который на 80% состоит из воды (а клетки мозга
на 90% состоят из воды), все жизненно важные процессы протекают в водной
среде
организма,
а
первые
9
месяцев
развития
человеческого
организма
происходят в водной среде.
Забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его
гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное
питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе.
Плавание – это физическое действие, основу которого составляет удержание и
перемещение человека в воде в необходимом направлении. Во время плавания,
которое
является
средством
массажа
кожи
и
мышц,
ребенок
преодолевает
значительные сопротивления воды, постоянно тренируя опорно-двигательный
аппарат, т.е. осуществляется своеобразная гимнастика.
Во время
п л а в а н и я
о ч и щ а ю т с я потовые ж е л е з ы ,
ч т о способствует
активизации кожного
дыхания и обильному притоку
крови к периферическим
органам.
Горизонтальное положение во время плавания – это своеобразное состояние
невесомости, которое активизирует кровоток, развивая и укрепляя сердечно-
сосудистую систему.
Купание, плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов
физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их
нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его
плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии
всего детского организма.
Влияние занятий плаванием на центральную нервную систему
Регулярные занятия плаванием являются мощным фактором воздействия
на нервную высшую деятельность человека.
Действие
температуры
воды
уравновешивает
процессы
возбуждения
и
торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга.
Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные
окончания,
благоприятно
воздействует
на
центральную
нервную
систему,
успокаивает,
снимает
утомление.
После
плавания
человек
легче
засыпает,
крепче спит, у него улучшаются внимание, память.
Следует
отметить,
что
приятные
ассоциации,
связанные
с
плаванием,
положительно
сказываются
на
состоянии
психики,
спо собствуют
формированию
положительного
эмоционального
фона,
так
необходимого
в
повседневной жизни.
Роль, место и значение плавания в структуре средств физического
воспитания
К
с р е д с т в а м физического воспитания
относятся гигиенические факторы,
естественные силы природы, физические упражнения. На физическое развитие
человека
оказывают также влияние разнообразные
движения,
входящие
в различные вид ы
д е я т е льно с т и
(т а кие как н а п р и м е р
т р у д
и др.),
безусловные рефлексы, массаж.
Полноценное решение задач физического воспитания достигается только при
комплексном применении
всех
средств,
так как каждое
из
них по-разному
влияет на организм.
Гигиенические
факторы
(режим занятий,
отдыха,
сна и питания,
гигиена
помещения,
площадки,
одежды,
обуви,
физкультурного
инвентаря и др.)
повышают эффективность воздействия физических упражнений на организм.
Если
упражнения
проводятся
в чистом,
светлом помещении,
то
у
детей возникают положительные
эмоции,
повышается
работоспособность,
облегчается освоение
этих
упражнений
и развитие
физических
качеств.
Гигиенические факторы имеют и самостоятельное значение: они способствуют
нормальной работе всех органов и систем. Например, доброкачественное и
регулярное
питание
обеспечивает
своевременную
доставку
всем
органам
необходимых питательных веществ, содействует нормальному росту и развитию
ребенка,
а
также
положительно
влияет
на
деятельность
пищеварительной
системы и предупреждает ее заболевание. Нормальный сон обеспечивает отдых
и
повышает
работоспособность
нервной
системы.
Правильное
освещение
предупреждает возникновение заболеваний глаз (близорукость и др.) и создает
наиболее
благоприятные
условия
для
ориентировки
детей
в
пространстве.
Чистота
помещения,
физкультурного
оборудования,
инвентаря,
игрушек,
атрибутов,
а
также
одежды,
обуви,
тела
детей
служит
профилактикой
заболеваний.
Соблюдение
режима
дня
приучает
детей
к
организованности,
д
и
с
ц
и
п
л
и
н
и
р
о
в
а
н
н
о
с
т
и
.
Естественные силы природы (солнце, воздух, вода) усиливают эффективность
влияния
физических
упражнений
на
организм
ребенка.
Во
время
занятий
физическими упражнениями на воздухе, при солнечном излучении у детей
возникают
положительные
эмоции,
больше
поглощается
кислорода,
увеличивается обмен веществ, повышаются функциональные возможности всех
органов
и
систем.
Солнце,
воздух
и
вода
используются
для
закаливания
организма,
для
повышения
приспособляемости
организма
к
повышенной
и
пониженной
температуре.
В
результате
упражняется
терморегулирующий
аппарат
и
организм
человека
приобретает
способность
своевременно
реагировать на резкие и быстрые изменения метеорологических факторов. При
этом
сочетание
естественных
сил
природы
с
физическими
упражнениями
увеличивает эффект закаливания. Естественные силы природы используются и
как
самостоятельное
средство.
Вода
применяется
для
очищения
кожи
от
загрязнения, для расширения и сужения ее кровеносных сосудов, механического
воздействия на тело человека. Воздух лесов, садов, парков, содержащий особые
вещества (фитонциды), способствует уничтожению микробов, обогащает кровь
кислородом. Солнечные лучи благоприятствуют отложению витамина С под
кожей, охраняют человека от заболеваний. Важно применять все естественные
с и л ы
п р и р о д ы ,
н а и б о л е е
ц е л е с о о б р а з н о
с о ч е т а я
и х .
Физические упражнения – специфическое средство физического воспитания,
используемое
для
решения
оздоровительных,
образовательных
и
воспитательных задач. Поэтому физические упражнения широко применяются в
разные периоды жизни человека.
Д в и ж е н и я ,
в х о д я щ и е
в различные
в и д ы
д е я т е л ь н о с т и ,
оказывают положительное
влияние на
организм
ребенка,
если
соблюдается
правильная осанка, а также дозировка физической нагрузки.
Из всех циклических видов спорта плавание отличается от других тем, что им
можно заниматься
чуть
ли
не
с
рождения.
И в то
же
время многие
дети
более старшего возраста, подростки, юноши и даже взрослые в нашей стране
или вообще
не
умеют плавать
или передвигаются в воде
неправильно,
не
испытывая достаточных нагрузок,
а стало быть,
плавают без особой
пользы
для здоровья.
Плавание,
как и другие
циклические
упражнения,
оказывает благотворное
влияние на
ССС,
способствуя увеличению
ее
мощности,
экономичности,
жизнедеятельности.
При
систематических
занятиях
плаванием
улучшается
терморегуляция,
увеличивается
интенсивность
кровотока,
укрепляются
сердечные
мышцы.
Улучшается
и
газообмен,
что
весьма
важно
для
полноценного развития растущего организма. (Но все это, конечно, только при
достаточно
верной
технике
плавания
и
правильном
дыхании.)
Умеренные
плавательные
нагрузки
оказывают
благотворное
воздействие
на
нервную
систему, «снимая» утомление, улучшая сон и повышая работоспособность.
Плавание может эффективно
использоваться
для предупреждения
и даже
лечения довольно распространенных среди современных детей и подростков
нарушений
осанки
и сутулости.
Так.
при плавании
брассом происходит
выпрямление
позвоночника.
А у подростков,
плавающих
вольным стилем,
обычно отмечаются высокие темпы роста.
Обучение детей плаванию
Сейчас
суще с т вуе т
возможно с т ь массового
о б у ч е н и е
п л а в а н и ю
малышей практически
в каждой
семье –
в
домашней
ванне,
причем
круглогодично, без перерывов. И эту возможность нужно использовать в полной
мере. Ребенку 1–2 лет, не говоря уже о грудных детях, «домашнего бассейна»
вполне достаточно для того, чтобы он гармонично развивался физически, рос
здоровым
и
закаленным,
дисциплинированным
и
приобрел
необходимые
навыки для последующего освоения спортивного плавания в бассейне детского
сада, общеобразовательной школы или любом другом.
Конечно , к занятиям плаванием существуют и противопоказания, это: 1.
Открытые раны.
2. Инфекционные и кожные заболевания.
3. Туберкулез легких в открытой форме.
4. Заболевание лор-органов и глаз.
5. Язва желудка или 12-перстной кишки.
6. Неврологические патологии с судорожным синдромом.
Общая физическая подготовка
Общая
физическая
подготовка
(ОФП)
является
необходимым
звеном
спортивной тренировки пловца. Она решает следующие задачи: укрепление
здоровья
и
гармоническое
физическое
развитие
пловца;
развитие
и
совершенствование
силы,
гибкости,
быстроты,
выносливости
и
ловкости;
расширение
круга
двигательных
навыков
и
повышение
функциональных
возможностей
организма;
использование
физических
упражнений
с
целью
активного отдыха и профилактического лечения.
Основными средствами ОФП являются физические упражнения, которые
выполняются на суше и в воде. Все упражнения, выполняемые в воде, включены
в раздел ОФП, который получил название общей плавательной подготовки.
Средствами
общей
плавательной
подготовки
решаются
все
основные
задачи ОФП, но в специфических условиях водной среды.
ОФП является действенным средством укрепления здоровья: большинство
физических
упражнений
выполняются
на
суше
в
хороших
гигиенических
условиях.
Кроме
того,
многочисленные
упражнения
позволяют
улучшать
физическое
развитие
пловцов,
способствуют
уменьшению
и
ликвидации
физических
недостатков
(искривление
позвоночника,
слабая
подвижность
в
суставах, недостаточное развитие мускулатуры и др.), закаливают организм
детей, прививают необходимые гигиенические навыки.
Сила как физическое качество представляет собой способность человека
преодолевать
различные
сопротивления
за
счет
необходимого
уровня
напряжения
отдельных
мышц
или
группы
мышц.
Когда
спортсменов
характеризуют
по
силовым
качествам,
то
обычно
называют
максимальные
показатели
силы
у
каждого
из
них.
Эта
сила
является
результатом
разносторонней силовой подготовки, осуществляемой средствами ОФП пловца
и направленной на повышение силовых возможностей его мускулатуры.
Основными средствами для развития силы являются силовые упражнения.
Все
они
делятся
на
две
группы.
К
первой
группе
относятся
упражнения,
способствующие развитию только силы. Они получили названия собственно
силовых
упражнений
(например,
выжимание
штанги).
Ко
второй
группе
принадлежат упражнения, которые выполняются в скоростно-силовом режиме,
т.е. развивают как силу, так и быстроту (например, толкание ядра). Собственно
силовые упражнения вызывают значительные напряжения мышц, в то время как
скоростно-силовые - быстроту их сокращения.
Гибкость - это способность пловца выполнять различные движения с
максимальной амплитудой. Эта способность зависит от развития подвижности в
суставах,
которая
в
свою
очередь
определяется
эластичностью
мышц,
сухожилий и связок. Таким образом, упражнения для развития гибкости должны
быть
направлены
на
увеличение
подвижности
в
суставах,
которая
обеспечивается
растягиванием
мышц,
сухожилий
и
связок.
Для
этого
необходимо, чтобы средства ОФП обеспечили пловцу выполнение движений
головой, руками, туловищем и ногами с большей амплитудой, чем при обычном
плавании. Эти движения должны осуществляться в основном по таким же
направлениям, по которым выполняются движения пловца в воде.
Быстрота характеризуется способностью человека выполнить то или иное
движение
с
наименьшей
затратой
времени,
т.е.
с
максимальной
скоростью,
которая
зависит
от
величины
сопротивления
этому
движению
и
силовых
характеристик групп мышц, участвующих в движениях. Кроме этого, скорость
зависит
от
быстроты
нервно-мышечных
реакций,
эластичности
мышц
и
технической
совершенности
движений.
Поскольку
скорость
движения
спортсмена зависит от величины сопротивления этим движениям, то в условиях
водной среды пловец не может эффективно развивать быстроту и повышать
скорость.
Поэтому
основными
средствами
развития
быстроты
являются
упражнения
на
суше.
Они
создают
фундамент
для
повышения
скоростных
возможностей пловца в воде. Чтобы повысить уровень развития быстроты,
необходимо овладеть всеми ее проявлениями, а именно: быстротой реакции на
внешний раздражитель (стартовый сигнал, мяч в подвижных и спортивных
играх, касание финишной стенки при смене этапов в эстафетном плавании и
др.),
скоростью
выполнения
отдельного
движения
и
максимальным
темпом
мышечных сокращений.
Выносливость - это способность человека в течение продолжительного
времени выполнять интенсивную физическую работу. Эту способность обычно
определяют по двум показателям: скорости передвижения и времени, в течение
которого эта скорость сохранялась. В свою очередь уровень этих показателей
зависит от развития силы, быстроты и гибкости, от степени технической и
функциональной подготовленности человека. В настоящее время в спортивной
тренировке
различают
общую
и
специальную
выносливость.
Общая
выносливость
характеризуется
длительной
работоспособностью
пловца
при
выполнении любой работы (любых физических упражнений), а специальная
выносливость - длительной работоспособностью при выполнении определенной
работы (специфических физических упражнений). В свою очередь специальная
выносливость разделяется на силовую и скоростную. Силовой выносливостью
называется
та,
которая
обеспечивает
длительное
выполнение
силовых
упражнений.
Силовая
выносливость
пловца
в
достаточной
степени
обеспечивается
упражнениями
для
развития
силы.
Выполнение
этих
упражнений предусматривается как в общей, так и в специальной физической
подготовке пловца. Скоростная выносливость - способность пловца проплывать
основную дистанцию с максимальной равномерной скоростью и показывать при
этом наиболее высокий личный результата.
Ловкость - это собирательное двигательное качество человека, которое
зависит
от
уровня
развития
всех
других
двигательных
качеств.
Уровень
развития
ловкости
выражается
способностью
пловца
быстро
осваивать
различные по сложности новые движения, умением правильно координировать
свои действия, т. е. быстро находить наилучшую зависимость между формой,
характером и временем выполнения отдельных частей двигательного действия.
У пловца ловкость проявляется в умении быстро осваивать элементы старта,
новые повороты, новые варианты отдельных движений и способов плавания в
целом. В процессе спортивной тренировки ловкость проявляется во всех новых
тренировочных упражнениях.
Свойства водыплавание закаливание физический подготовка
Как всякое физическое тело, вода обладает весом. Удельный вес воды
приблизительно в 840 раз больше удельного веса воздуха. Частицы воды имеют
большую подвижность и значительную массу, поэтому вода обладает большой
инерцией. Следовательно, для того чтобы развить большую силу тяги, которая
продвигает тело пловца вперед, необходимо выполнять гребковые движения с
ускорением.
Вода оказывает значительное давление на поверхность тела пловца, а,
следовательно, и сопротивление движущемуся в ней телу. Величина давления
зависит от глубины погружения.
Передвижение человека в воде основано на свойстве жидкости оказывать
сопротивление движущемуся телу. Это сопротивление возникает на гребущих
поверхностях рук, ног и всего тела в виде реакции воды на эти поверхности.
Таким образом, пловец, находящийся в воде, может опираться, на нее руками,
ногами, всем телом и вызывать действие реактивных сил. На тело, помещенное
в воду, действует также подъемная сила.
Не
менее
важным
свойством
воды
является
ее
способность
к
волнообразованию. Это свойство основано на наличии силы тяжести, вязкости и
подвижности водной среды. Размеры волн, возникающих при движении пловца
по поверхности воды, зависят от его технической подготовленности.
Список литературы
1.
Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. М., «Просвещение», 1974.
2. Васильев В.С. Обучение детей плаванию. М., «Физкультура и спорт», 1973.
3.
Войцеховский
С.М.
Физическая
подготовка
пловца.
М.,
«Физкультура
и
спорт», 1978.
4. Гордон С.М. Техника спортивного плавания. М., «Физкультура и спорт», 1978.