Автор: Пономарева Евгения Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ОГКОУ "Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения"
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование дистанционных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС ООО"
Раздел: среднее образование
Пономарева Евгения Юрьевна, учитель русского языка и литературы
ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения» город Томск
Использование дистанционных образовательных технологий в условиях внедрения
ФГОС ООО.
Аннотация
ФГОС
требует осуществления личностно - ориентированного образовательного процесса.
Использование дистанционных образовательных технологий в этих условиях становится особенно
актуальным,
так
как
основано
на
широком
применении
методов
развивающего
обучения,
проблемных и исследовательских методах.
Какие виды технологий применяются в дистанционном образовании, как они способствуют
развитию
личностных
и
метапредметных
компетенций
рассматривается
в
данной
работе.
В
качестве
примера
приведен
опыт
использования
элементов
дистанционных
технологий
на
предметах гуманитарного цикла.
ФГОС,
в
основе
которого
лежит
системно-деятельностный
подход,
предусматривает
формирование и развитие у учащихся прежде всего личностных и метапредметных компетенций.
Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и овладение
способами этого усвоения, развитие познавательных потребностей и творческого потенциала
учащихся.
Достижение
личностных
результатов
обучения,
развитие
мотивационных
ресурсов
обучаемых требует осуществления личностно - ориентированного образовательного процесса,
построения индивидуальных образовательных программ и траекторий для каждого обучающегося.
В
этих
условиях
широкое
использование
дистанционных
образовательных
технологий
в
школьном образовании становится требованием времени.
Под
дистанционными
образовательными
технологиями
понимаются
образовательные
технологии,
реализуемые
в
основном
с
применением
информационно-телекоммуникационных
сетей
при
опосредованном
(на
расстоянии)
взаимодействии
обучающихся
и
педагогических
работников. Применение
этих
технологий
позволяет
обеспечить
доступность
качественного
образования для всех обучающихся, независимо от социального положения, места проживания,
состояния здоровья, а также реализовать модели совместной учебной деятельности школьников.
Каждый может учиться в удобном для себя темпе, по выбранному образовательному маршруту,
имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с
преподавателем. Для дистанционного образования характерен акцент на самостоятельной работе,
дробный режим работы, возможность доработки выполненных индивидуальных заданий. Если
обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то преподаватель может вернуть его на
доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Это способствует развитию у
обучающегося критического, продуктивного мышления.
Применяемые в дистанционном образовании технологии можно разделить на три группы:
технологии представления образовательной информации;
технологии передачи образовательной информации;
технологии хранения и обработки образовательной информации.
При
реализации
образовательных
программ
особое
значение
приобретают
технологии
передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и
его поддержку. Особенностью таких
технологий становится визуализация мысли, информации,
знаний, создание новых способов педагогической коммуникации, умение работать с информацией.
Дистанционные
технологии
можно
разделить
на
два
типа:
on-line
и
off-line.
Первые
обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное
отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее
устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются
на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в
удобное для него время.
Среди
педагогических
технологий
в
условиях
введения
ФГОС
наибольший
интерес
представляют те технологии, которые ориентированы на обучение в сотрудничестве, активный
познавательный процесс, работу с различными источниками информации. Именно эти технологии
предусматривают широкое использование исследовательских, проблемных методов, применение
полученных
знаний
в
совместной
или
индивидуальной
деятельности,
развитие
не
только
самостоятельного критического мышления, но и культуры общения, умения выполнять различные
социальные роли в совместной деятельности.
Среди таких дистанционных технологий можно выделить:
1 ) кейс-технологию (составление для учащегося типового или индивидуального кейса,
содержащего
пакет
с
учебной
литературой,
мультимедийным
видеокурсом,
виртуальной
лабораторией
и
обучающими
программами,
хрестоматиями,
фрагментами
монографий
с
комментариями
педагога,
контрольными
заданиями
для
самопроверки,
электронной
рабочей
тетрадью и т. д.). Преимуществом кейсов является возможность оптимально сочетать теорию и
практику.
Метод
способствует
развитию
умения
анализировать
ситуации,
оценивать
альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если в течение
учебного
цикла
такой
подход
применяется
многократно,
то
у
обучающегося
вырабатывается
устойчивый навык решения практических задач.
2) телевизионную технологию (видео-телеконференции, односторонние видеотрансляции).
Технология, базирующаяся на использовании сети Интернет для обеспечения учащихся учебно-
методическими материалами и для обучения. Стимулирует самостоятельность в обучении, умение
критически
мыслить
и
достигать
цели;
развиваются
и
укрепляются
такие
качества,
как
целеустремленность,
ответственность,
способность
принимать
конструктивные
решения,
значительно повышается и уровень интеллекта.
3) интернет-технология (видеоконференцсвязь, виртуальные сообщества, голосовая почта,
чат, онлайн-игры). Технология дает возможность каждому осваивать образовательную программу
в условиях «индивидуального образовательного маршрута», развивается умение концентрировать
внимание
и
сосредоточенно
работать,
умение
контролировать
себя,
свою
деятельность
и
поведение.
При этом возможно использование одной из основных технологий и дополнение их другими
технологиями и методами:
Базовая лекция
Обучение в сотрудничестве (в малых группах)
Метод проектов
Технологии проблемного обучения
Ролевые и деловые игры
Ситуационной анализ
Модульное обучение
Дискуссии, «мозговой штурм»
Дифференциация обучения (на основе гипертекстовых технологий).
Исследовательские, поисковые методы
Игровые технологии
Переход на ФГОС обучающихся первого класса с ОВЗ будет осуществлен с сентября 2016
года.
Но в своей работе педагоги нашей школы давно применяют элементы дистанционных
технологий. Рассмотрим несколько направлений использования технологий в изучении русского
языка и литературы.
Говоря о применении на уроках и во внеурочной деятельности интернет-технологий, нельзя
не сказать о популярных сервисах: электронной почте, которая стала неотъемлемым средством
делового и личного общения, программе SKYPE, социальных сетях «В Контакте», TWITTER. Все
они
могут
быть
использованы
не
только
в
процессе
консультаций,
но
и
для
пересылки
обучающимися выполненных заданий, для общения онлайн.
Важным
средством
обучения
являются электронные
образовательные
ресурсы.
Электронные
образовательные
ресурсы — это и источник учебной информации, и наглядное
пособие нового уровня с возможностями мультимедиа, и тренажер, и средство диагностики и
контроля.
Использование
электронных
образовательных
ресурсов
позволяет
эффективно
организовать
самостоятельную
работу
на
уроке,
индивидуализировать
процесс
обучения,
совершенствовать практические умения обучающихся, повысить интерес к урокам русского языка
и
литературы.
Использование
электронных
образовательных
ресурсов
на
уроках
создает
обстановку
эмоционального
восприятия
учебного
материала,
что
является
важным
условием
усвоения
содержания,
акцентирует
внимание
обучающихся
на
наиболее
важных
языковых
явлениях, повторении и разъяснении непонятных положений. Обучающиеся делают в тетрадях
соответствующие записи, составляют конспект изучаемого материала, в результате чего у них
формируются учебно-информационные навыки.
Можно
систематизировать,
где
и
как
целесообразно
использовать
дистанционные
технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в
рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные
фотоизображения,
достаточно
большие
объемы
полноэкранного
видео,
качество
которого
не
уступает телевизионному:
1)
при
изложении
нового
материала
—
визуализация
знаний
(демонстрационно
–
энциклопедические программы; программа презентаций PowerPoint);
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);
3)
система
контроля
и
проверки
(тестирование
с
оцениванием,
контролирующие
программы);
4)
самостоятельная
работа
учащихся
(обучающие
программы
типа
«Репетитор»,
энциклопедии, развивающие программы);
5)
при
возможности
отказа
от
классно-урочной
системы:
проведение
интегрированных
уроков
по
методу
проектов,
результатом
которых
будет
создание
Web-страниц,
проведение
телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
6) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.);
7)
интерактивный
демонстрационный
материал
(упражнения,
опорные
схемы,
таблицы,
понятия).
Использование
дистанционных
технологий
на
уроках
русского
языка
и
литературы
активизирует
познавательную
деятельность
обучающихся,
развивает
мышление
и
творческие
способности
школьников,
формирует
активную
жизненную
позицию
в
современном
информационном обществе.
Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий актуально в
процессе внедрения ФГОС, так как основано на широком применении методов развивающего
обучения, проблемных и исследовательских методах в сочетании с максимальным использованием
достижений в области информационно-коммуникационных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.
Бухаркина М. Ю. Теория и практика дистанционного обучения / М. Ю. Бухаркина, М. В.
Моисеева, Е. С. Полат. М.: Академия, 2004.
2.
Журавлева О. Б., Крук Б. И. Технологии интернет-обучения. М.: Горячая линия-Телеком,
2013
3.
Марчук
Н.
Ю.
Психолого-педагогические
особенности
дистанционного
обучения.
//
Педагогическое образование в России. 2013. № 4 с.78-85
4.
Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед.
учебн. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.:
Издательский центр «Академия», 2006.
5.
Интернет-ресурсы.