Автор: Шиманова Наталья Сергеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсии"
Населённый пункт: г.о.г. Бор
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Занятие объединения "Робототехника" на базе электронного конструктора "Знаток" на тему "Источники света"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Центр детского и юношеского туризма и экскурсий
Занятие объединения «Робототехника»
на базе электронного конструктора «Знаток»
на тему «Источники света»
Составитель:
Шиманова Наталья Сергеевна,
педагог дополнительного
образования
Бор 2025
Сценарий открытого урока «Источники света»
Приветствие
2 мин.
История изобретения лампы
накаливания
10 мин.
Светодиоды
10 мин.
Энергосберегающие лампы
5 мин.
Сборка схем
18 мин.
Перемена
10 мин.
Сборка схем
22 мин.
Лампочки с датчиком
движения. Светофор
20 мин.
Завершение урока,
подведение итогов
3 мин.
1ч. 40 мин.
Здравствуйте! Сегодня я рада приветствовать всех ребят и наших гостей на
занятии объединения «Робототехника» по теме «Источники света».
Цель занятия:
закрепление изученного материала обучающимися по
разделу «Электротехника» на базе электронного конструктора «Знаток».
Задачи:
- повысить интерес обучающихся к техническому творчеству.
- стимулировать познавательную активность и творчество обучающихся.
- продолжить развивать и закреплять навыки решения
экспериментальных задач.
- формировать у обучающихся коммуникативные навыки.
Педагог:
На
нашем
занятии речь
пойдет
о
наиболее
распространенных
источниках света
—
лампах
накаливания
и
светодиодах,
постепенно
вытесняющих лампы из нашей жизни.
Ребята,
а почему людям плохо без электрического света? Как вы
думаете, лампочки всегда были?
Давным-давно люди разжигали костер, и от него было светло и тепло.
Потом люди стали жить в домах, и костер пришлось спрятать в печь из
камня и кирпича. Почему?
По вечерам, чтобы было светло, зажигали лучину. А что такое лучина?
Лучина
—
сухая тоненькая и длинная щепка.
А надолго ли хватало лучины?
Это было неудобно людям, и они придумали свечу. Первые свечи были
сделаны из растопленного жира животных, разлитые в формы. Сегодня на
современных
заводах изготавливают свечи из парафина. Сто, двести лет
назад
во дворцах, на улицах, в домах горели свечи. Горит она намного
дольше, чем лучина, но от неё копоть. Когда в комнате горело много свечей,
становилось жарко и душно.
Со временем люди изобрели керосиновую лампу.
В домах светло, а на улице темно. Вот и придумали люди уличные
фонари. По трубам подводили к фонарям газ, вечером человек зажигал
каждый фонарь, взбираясь по лесенке. Это было неудобно.
В
1873
году
русский
инженер
Александр
Лодыгин
придумал
электрическую лампочку. А Эдисон создал лабораторию, в стенах которой
родилась лампочка с цоколем, пригодная для домашнего использования. Она
очень удобная, как вы думаете, почему?
Ярко светит, щёлк — засветилась, щёлк — погасла. Ни запаха, ни дыма.
Лампочки — уменьшительно-ласкательное от слова лампа. Принцип
работы лампы накаливания:
При прохождении эл. тока через вольфрамовую нить, она нагревается и
начинает светиться. Нить накала держится па специальных держателях. Для
уменьшения испарения нити колбу наполняют инертным газом.
Картинка: лампа накаливания
Картинка: Различные виды ламп
Педагог:
В
тетрадях
зарисовываем
принципиальную
схему
из
пособия
к
конструктору «Знаток» № 1.
Практическая часть:
Чтобы убедиться, что схемы действительно «рабочие», дети на местах
собирают их. Схема 1-2, 7-8. Демонстрируют то, что собрали.
В наши дни появились энергосберегающие лампы.
Что это такое?
Это современные люминесцентные лампы с электронным управлением.
Такие лампы потребляют меньше энергии, а работают в 10 раз дольше
обыкновенных ламп.
Светодид (светоизлучающий диод или LED) — это не лампочка, это
электронный полупроводниковый прибор, который начинает светиться при
прохождении через него эл. тока. Светоднод обязательно нужно подключать к
батарее с соблюдением полярности и обязательно через токоограничивающий
резистор.
Картинка: светодиод устройство.
При
наличии
красного
(Red),
зеленого
(Green)
и
синего
(Blue)
светодиодов можно получать любой цвет (RGB). Часто три таких кристалла
помещаются в один корпус с четырьмя выводами для регулировки яркости
каждого кристалла в отдельности.
Итак, свечение лампочки не зависит от полярности подключения батареи.
! Не подключайте светодиод напрямую ь батарее — это надо обязательно
делать через токоограничивающий элемент. Иначе, он быстро сгорает.
«+» светодиода должен приходиться на «+» батареи.
Картинка: светофор .
Переключением
сигналов
светофора
управляет
контроллер.
На
пешеходных
переходах
устанавливают
кнопочный
датчик,
с
помощью
которого сами пешеходы включают для себя зеленый, а для транспортных
средств — красный сигнал.
Педагог:
Вот и подошел к концу наш сегодняшний урок. Мы с вами справились с
поставленной задачей - закрепили полученные знания и продемонстрировали
свои навыки и умения. Все молодцы!
Материально-техническое обеспечение:
1. Инструкция к конструктору «Электронный конструктор «Знаток» 180
схем».
2. Электронный конструктор «Знаток» 180 схем на каждого учащегося.
3. Аккумуляторы АА – 4 шт. на 1 комплект.
4. Электронный конструктор «Знаток».