Автор: Белякова Ирина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ 5 г. Балтийск Калининградская область
Населённый пункт: г. Балтийск Калининградская область
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Александр Невский"
Раздел: среднее образование
«Православие нельзя рассказать, его можно показать жизнью».
Святейший Патриарх Алексий II
Пояснительная записка
4 июня 2014 года президент российской федерации В.В.Путин «в целях
сохранения военно – исторического и культурного наследия, укрепления
единства российского народа» подписал указ «О праздновании 800 - летия
со дня рождения князя Александра Невского». Близится день празднования
памятной даты - 6 декабря.
Святой благоверный великий князь Александр, названный Невским,
является одним из величайших представителей исторических личностей
Руси. Изучая современную историю России, мы видим, какой вклад в
становление
и
развитие
нашего
государства
внёс
князь
Александр.
Благодаря неординарной личности князя, Русь установила и сохранила свою
государственность, этническую самостоятельность и глубокую, искреннюю
приверженность православной вере.
Воспитание будущих поколений в духе бережного, ответственного
отношения к своей истории, народу, природным богатствам, к своей,
выстраданной за долгие годы православной вере является основой сплочения
российского общества, укрепления его духовно - нравственных устоев.
Формирование патриотического самосознания есть неотъемлимая часть
современного воспитания подрастающего поколения.
Актуальность данного
мероприятия
определяется
необходимостью
в
сложившихся современных политических и духовно-нравственных реалиях
формирования у обучающихся патриотических чувств и настроений, а так же
укрепление нравственности и развитие духовности в молодёжной среде.
Форма: «классный час» в рамках праздничных мероприятий, проводимых в
честь памяти Великого Благоверного князя Александра Невского (80 минут)
Целевая аудитория: обучающиеся двух 7 –х; 8-х классов
Место проведения: учебный кабинет, актовый зал, зал для проведения
конференций.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентационный
материал,
листы
бумаги
(ватмана),
маркеры,
карточки
для
каждого
участника.
Цели:
1.
формирование
у
обучающихся
чувства
патриотизма,
гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере
знакомства с личностью князя Александра Невского;
2.
формирование у обучающихся интереса к подлинной истории родного
Отечества;
3.
Повышение
духовного
и
интеллектуального
уровня
развития
обучающихся;
4.
Побуждение
обучающихся
проявлять
социальную
активность,
принимать участие в возрождении величия и славы России.
Задачи:
1.
Познакомить обучающихся с национальным героем, древнерусским
князем, полководцем и дипломатом Александром Невским;
2.
Формирование у обучающихся гражданской позиции, основанной на
исторических событиях и фактах;
3.
Способствование формированию у обучающихся духовно-нравственных
идеалов;
4.
Установление связи между православием и личностью великого
человека, а также приобщение подрастающего поколения к идеалам
православной культуры.
Мотивация. Цитата профессора Императорского Московского
университета, историка И. Д. Беляева об Александре Невском: «Мудрый
ратоборец за Русскую землю знал, чего добивался, вполне заслуживает
благоговение и благодарность потомства, которое, зная уже последствия
Александровых забот, может с большею правдивостию оценить его
труды» (1849).
Ход классного часа:
1)
Смотрим отрывок из фильма «Александр Невский» (3 мин.)
2)
Речь учителя (ведущего мероприятие): (3 мин.)
Александр Невский является одной из ключевых фигур в русской истории.
Князь Александр - великий полководец, легендарный политик, дипломат,
святой, канонизированный православной церковью, небесный покровитель
и защитник Руси. Мы знаем, что за свою бурную, наполненную событиями
жизнь он и его дружины не проиграли ни одного сражения, причем часто
одерживали верх в битвах с более вооружённым, сильным и подготовленным
противником.
Историческая
наука
называет
Александра
Невского
одним
из самых
известных, почитаемых и значимых символов России. Он демонстрирует
нам,
своим
потомкам,
острый
ум полководца,
личное
мужество
и самоотверженность, а также незыблемую веру в Бога и Его провидение.
Но что мы знаем и чего не знаем о человеке, память о котором и поныне для
нас священна, а деяния вызывают восхищение, уважение и глубокую
благодарность?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы попытаемся с разных сторон
рассмотреть отдельные исторические данные о великом человеке. После чего
мы объединим выбранные данные и подведём итог.
3)
Класс делится на группы, которые будут изучать с помощью
предоставленных печатных материалов сведения об А Невском. (2
мин).
Участники мероприятия изучают печатные материалы (печатные тексты,
карты, тематические картинки), лежащие на столах определённой группы.
Делают краткие записи. Выделяют основные моменты для краткого
сообщения по заданной микротеме. (10 мин.)
1 группа: детство и юность князя, обусловившие становление его личности.
2 группа: Княжение. Военные походы, битва на Неве,
3 группа: Военные походы, освобождение Пскова и сражение на Чудском
озере.
4 группа: Княжение. Орда. Дипломатия.
5 группа: Святой заступник земли Русской. Канонизация.
4)
Представитель от каждой группы обучающихся кратко излагает
материал,
выделенный
в
процессе
самоподготовки.
Выделяются
основные тезисы, которые кратко записываются на подготовленных
листах ватмана. Используется наглядность, выбранная обучающимися
во время работы над предоставленным материалом.
На каждое выступление по 3 мин. Итого 15 мин.
Вывод: Итак, мы провели небольшую исследовательскую работу по
выявлению информации об А.Невском. Таким образом, мы можем ответить
на главный вопрос нашего занятия: «Что мы знаем и чего не знаем о
человеке, память о котором и поныне для нас священна, а деяния вызывают
восхищение, уважение и глубокую благодарность?»
Ответ на главный вопрос занятия. Каждый участник имеет право выразить
своё мнение, дополнить высказывания участников. (5 мин.)
5)
Рефлексия.
1.
Беседа с обучающимися (10 мин.)
Ведущий (учитель): сегодня мы вспомнили, прочитали и обсудили
информацию о нашем замечательном предке, великой исторической
личности, русском святом. Давайте вспомним самые важные вехи из его
жизни, о которых мы только что говорили. Как вы думаете, почему князь
Александр Невский был так удачлив в сражениях?!
Возможный вариант ответа: Ему помогал Бог, Его Ангелы…Он был
талантлив, подготовлен с детства, смел, умён…
Ведущий (учитель): Почему считается, что Бог помогал ему?! На Руси было
много князей.
Возможный вариант ответа: Князь вёл праведную жизнь, просил в
молитвах помощи у Бога, был верен Православию, не принимал
католическую веру. Всегда носил с собой икону Божией Матери
Феодоровскую.
Ведущий (учитель): какой факт из жизнеописания великого князя больше
всего впечатлил вас, запомнился ?
Возможные варианты ответов:
- С 16 лет Александр самостоятельно княжил в Новгороде.
- В 20 лет выиграл Невскую битву. И т.д.
- Особенно поразил факт смиренного преклонения князя – героя Невской
битвы перед ханом Батыем: «Тебе поклонюсь, о царь…»
- Князь стал монахом.
- Князь был необыкновенно мудрым и скромным.
Ведущий (учитель): Какова роль великого князя Александра Невского в
истории России?
Возможный вариант ответа: Если бы ни его мудрое управление
государством, то Россия могла перестать существовать уже в XIII веке.
Ведущий (учитель): Как вы думаете, наш народ сделал правильный выбор,
определяя символ нации – имя России – святой благоверный князь
Александр Невский?
Возможный вариант ответа: Князь Александр Невский причислен к лику
святых, потому что вёл праведную жизнь, В нём воплотились лучшие черты
русского человека. Он является достойным представителем нашего народа и
служит примером для подражания.
Ведущий (учитель): Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку?
Возможный вариант ответа: Вся жизнь Александра Невского является
ярким подтверждением его верности православной вере, любви к своей
Родине и народу.
a.
Участникам предлагается ответить на вопросы теста (25 мин.):
Наступил на землю русскую, да оступился.
(Русская пословица.)
1.
В каком году родился Александр Невский?
а) 1121;
б) 1221;
в) 1321;
г) 1421.
(В мае 1221 года.)
2. Какое отчество было у Александра Невского?
а) Всеволодович;
б) Ярославич;
в) Владимирович;
г) Игоревич.
(Александр Невский был сыном переяславского князя Ярослава
Всеволодовича.)
3. В честь кого родители назвали маленького княжича Александром?
а) В честь Александра Афродисийского;
б) В честь Александра Македонского;
в) В честь Александра Суворова;
г) В честь Александра Пушкина.
(Александр Невский полностью соответствовал своему имени,
вырос верным, стойким защитником Русской земли.)
4. Какой город является родиной Александра Невского?
а) Переяславль-Залесский;
б) Новгород;
в) Москва;
г) Киев.
(Александр Невский родился в Переславле-Залесском – городе,
расположенном на территории Ярославской области.)
5. В каком возрасте Александр Невский прошёл обряд посвящения в
воины?
а) В 4 года;
б) В 6 лет;
в) В 10 лет;
г) В 14 лет.
(В Киевской Руси, которую со всех сторон окружали враги, мальчики
взрослели быстро, им нужно было учиться воинскому искусству.
Церемония проходила в Спасо-Преображенском соборе, после нее
мальчик получил титул княжича.)
6. Сколько лет было Александру, когда он стал самостоятельно
управлять Новгородом?
а) 15;
б) 16;
в) 17;
г) 18.
(В 1228 году Александр вместе со старшим братом был перевезен в
Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. В 1236
году, после отъезда Ярослава, стал самостоятельно защищать
земли от шведов, ливонцев, литовцев.)
7. Каким князем не был Александр Невский?
а) Новгородским;
б) Киевским;
в) Владимирским;
г) Псковским.
8. После какой битвы прославился Александр Ярославич?
а) Куликовская битва;
б) Невская битва;
в) Бородинская битва;
г) Полтавская битва.
9. В каком году состоялась знаменитая Невская битва, после которой
князь получил почетное прозвище «Невский»?
а) В 1240;
б) В 1242;
в) В 1247;
г) В 1263.
(В июле 1240 года.)
10. Кто противостоял Александру Невскому во время известной
Невской битвы?
а) Объединение балтийских племён;
б) Армия галицкого князя;
в) Татары;
г) Шведы.
(Флот неприятеля вошел в Неву, планируя завладеть Ладогой.
Князю, собравшему свою дружину – отряды новгородцев и
ладожан – удалось одержать в этой битве блестящую победу.)
11. Как назывался водоём, на котором произошло Ледовое побоище?
а) Река Нева;
б) Балтийское море;
в) Чудское озеро;
г) Ладожское озеро.
(Решающая битва произошла на Чудском озере.)
12. Кого победил Александр Невский на Чудском озере?
а) Шведов;
б) Монголо-татар;
в) Немцев;
г) Турок.
13. Когда произошел разгром войском Александра немецких рыцарей
на Чудском озере?
а) 14 ноября 1263 года;
б) 5 апреля 1242 года;
в) 25 мая 1249 года;
14. Что было роздано воинам Александра Невского для Ледового
побоища?
а) Вилы;
б) Крючья;
в) Горящие факелы;
г) Лыжи.
(Чтобы стаскивать рыцарей с коней.)
15. С кем, помимо шведов и немецких рыцарей, пришлось воевать
князю Александру Невскому?
а) С половцами;
б) С поляками;
в) С литовцами;
г) С французами.
16. Как называется «бронежилет» времён Александра Невского?
а) Камзол;
б) Понёва;
в) Кольчуга;
г) Дублёнка.
17. Какие слова стали девизом ордена Александра Невского?
а) За воинскую доблесть;
б) За веру и Отечество;
в) За труды и Отечество;
г) За веру и верность.
18. Продолжите фразу Александра Невского: «Не в силе Бог, а в …»
а) В мужестве;
б) В правде;
в) В достоинстве;
г) В мире.
19. Перед каким сражением князь Александр сказал ставшие
легендарными слова «Не в силах Бог, а в правде!»?
а) Невская битва;
б) Ледовое побоище;
в) Освобождение Пскова;
г) Оборона Новгорода.
20. Сколько сражений проиграл за свою жизнь Александр Невский?
а) Одно;
б) Два;
в) Три;
г) Ни одного.
21. Что предлагал Александру Невскому римский папа Иннокентий
IV в 1246 году?
а) Ханскую грамоту;
б) Управлять Южной Русью и Киевом;
в) Принять католичество;
г) Папскую тиару.
22. Как складывались взаимоотношения Александра с Ордой?
а) Возил дары в Орду, княжил по ярлыку великого хана;
б) Одержал победу над Ордой;
в) Организовал партизанское движение для борьбы с Ордой;
г) Покорился Орде.
23. Кто распорядился перенести мощи князя Невского из Владимира
в Петербург?
а) Пётр I;
б) Екатерина I;
в) Екатерина II;
г) Николай II.
(Изначально Александр Невский был похоронен в Рождественском
монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи
Александра Невского торжественно перенесены в Александро-
Невский монастырь в Санкт-Петербурге.)
24. Выберите правильное утверждение:
а) Смерть Александра Невского от укуса змеи предсказали волхвы;
б) За всю жизнь князь Александр Невский не проиграл ни одного
сражения;
в) Князь Александр Невский был канонизирован еще при жизни;
г) Князь Александр Невский основал Санкт-Петербург.
25. Кто из российских монархов учредил Императорский Орден
Святого Благоверного Князя Александра Невского?
а) Петр I;
б) Екатерина I;
в) Екатерина II;
г) Петр III.
(Это была одна из высших наград России до 1917 года.)
26. Александр Невский был не только успешным полководцем, но и
хорошим...
а) Дипломатом;
б) Иконописцем;
в) Писателем;
г) Философом.
(Около 1251 года Александр заключил договор между Новгородом и
Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в
сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и
саамы. Между 1259 и 1262 годами, Александр заключил договор о
торговле с «Готским берегом» – Готландом, Любеком и немецкими
городами. Этот договор сыграл важную роль в истории русско-
немецких отношений и оказался весьма долговечным, на него
ссылались даже в 1420 году.)
27. В каком русском городе осенью 1263 года завершился земной
путь князя Александра?
а) В Нижнем Новгороде;
б) В Городце;
в) Во Владимире;
г) В Киеве.
(Городец – город в Нижегородской области России.)
28. Где хранятся мощи Александра Невского?
а) В Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре;
б) В Москве, в Храме Христа Спасителя;
в) Во Владимире, в Рождественском монастыре;
г) В Городце, в Фёдоровском монастыре.
29. Благодаря какому телепроекту 2008 года Александр Невский
признан величайшим россиянином всех времен и национальным
символом?
а) «Герои России»;
б) «Имя России»;
в) «Воины России»;
г) «Святые России».
6)
Подведение итогов. (На усмотрение ведущего/учителя)
Сбор бланков ответов на вопросы теста.