Напоминание

"Александр Невский"


Автор: Белякова Ирина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ 5 г. Балтийск Калининградская область
Населённый пункт: г. Балтийск Калининградская область
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: "Александр Невский"
Раздел: среднее образование





Назад




«Православие нельзя рассказать, его можно показать жизнью».

Святейший Патриарх Алексий II

Пояснительная записка

4 июня 2014 года президент российской федерации В.В.Путин «в целях

сохранения военно – исторического и культурного наследия, укрепления

единства российского народа» подписал указ «О праздновании 800 - летия

со дня рождения князя Александра Невского». Близится день празднования

памятной даты - 6 декабря.

Святой благоверный великий князь Александр, названный Невским,

является одним из величайших представителей исторических личностей

Руси. Изучая современную историю России, мы видим, какой вклад в

становление

и

развитие

нашего

государства

внёс

князь

Александр.

Благодаря неординарной личности князя, Русь установила и сохранила свою

государственность, этническую самостоятельность и глубокую, искреннюю

приверженность православной вере.

Воспитание будущих поколений в духе бережного, ответственного

отношения к своей истории, народу, природным богатствам, к своей,

выстраданной за долгие годы православной вере является основой сплочения

российского общества, укрепления его духовно - нравственных устоев.

Формирование патриотического самосознания есть неотъемлимая часть

современного воспитания подрастающего поколения.

Актуальность данного

мероприятия

определяется

необходимостью

в

сложившихся современных политических и духовно-нравственных реалиях

формирования у обучающихся патриотических чувств и настроений, а так же

укрепление нравственности и развитие духовности в молодёжной среде.

Форма: «классный час» в рамках праздничных мероприятий, проводимых в

честь памяти Великого Благоверного князя Александра Невского (80 минут)

Целевая аудитория: обучающиеся двух 7 –х; 8-х классов

Место проведения: учебный кабинет, актовый зал, зал для проведения

конференций.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентационный

материал,

листы

бумаги

(ватмана),

маркеры,

карточки

для

каждого

участника.

Цели:

1.

формирование

у

обучающихся

чувства

патриотизма,

гражданственности, уважения к историческому прошлому на примере

знакомства с личностью князя Александра Невского;

2.

формирование у обучающихся интереса к подлинной истории родного

Отечества;

3.

Повышение

духовного

и

интеллектуального

уровня

развития

обучающихся;

4.

Побуждение

обучающихся

проявлять

социальную

активность,

принимать участие в возрождении величия и славы России.

Задачи:

1.

Познакомить обучающихся с национальным героем, древнерусским

князем, полководцем и дипломатом Александром Невским;

2.

Формирование у обучающихся гражданской позиции, основанной на

исторических событиях и фактах;

3.

Способствование формированию у обучающихся духовно-нравственных

идеалов;

4.

Установление связи между православием и личностью великого

человека, а также приобщение подрастающего поколения к идеалам

православной культуры.

Мотивация. Цитата профессора Императорского Московского

университета, историка И. Д. Беляева об Александре Невском: «Мудрый

ратоборец за Русскую землю знал, чего добивался, вполне заслуживает

благоговение и благодарность потомства, которое, зная уже последствия

Александровых забот, может с большею правдивостию оценить его

труды» (1849).

Ход классного часа:

1)

Смотрим отрывок из фильма «Александр Невский» (3 мин.)

2)

Речь учителя (ведущего мероприятие): (3 мин.)

Александр Невский является одной из ключевых фигур в русской истории.

Князь Александр - великий полководец, легендарный политик, дипломат,

святой, канонизированный православной церковью, небесный покровитель

и защитник Руси. Мы знаем, что за свою бурную, наполненную событиями

жизнь он и его дружины не проиграли ни одного сражения, причем часто

одерживали верх в битвах с более вооружённым, сильным и подготовленным

противником.

Историческая

наука

называет

Александра

Невского

одним

из самых

известных, почитаемых и значимых символов России. Он демонстрирует

нам,

своим

потомкам,

острый

ум полководца,

личное

мужество

и самоотверженность, а также незыблемую веру в Бога и Его провидение.

Но что мы знаем и чего не знаем о человеке, память о котором и поныне для

нас священна, а деяния вызывают восхищение, уважение и глубокую

благодарность?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, мы попытаемся с разных сторон

рассмотреть отдельные исторические данные о великом человеке. После чего

мы объединим выбранные данные и подведём итог.

3)

Класс делится на группы, которые будут изучать с помощью

предоставленных печатных материалов сведения об А Невском. (2

мин).

Участники мероприятия изучают печатные материалы (печатные тексты,

карты, тематические картинки), лежащие на столах определённой группы.

Делают краткие записи. Выделяют основные моменты для краткого

сообщения по заданной микротеме. (10 мин.)

1 группа: детство и юность князя, обусловившие становление его личности.

2 группа: Княжение. Военные походы, битва на Неве,

3 группа: Военные походы, освобождение Пскова и сражение на Чудском

озере.

4 группа: Княжение. Орда. Дипломатия.

5 группа: Святой заступник земли Русской. Канонизация.

4)

Представитель от каждой группы обучающихся кратко излагает

материал,

выделенный

в

процессе

самоподготовки.

Выделяются

основные тезисы, которые кратко записываются на подготовленных

листах ватмана. Используется наглядность, выбранная обучающимися

во время работы над предоставленным материалом.

На каждое выступление по 3 мин. Итого 15 мин.

Вывод: Итак, мы провели небольшую исследовательскую работу по

выявлению информации об А.Невском. Таким образом, мы можем ответить

на главный вопрос нашего занятия: «Что мы знаем и чего не знаем о

человеке, память о котором и поныне для нас священна, а деяния вызывают

восхищение, уважение и глубокую благодарность?»

Ответ на главный вопрос занятия. Каждый участник имеет право выразить

своё мнение, дополнить высказывания участников. (5 мин.)

5)

Рефлексия.

1.

Беседа с обучающимися (10 мин.)

Ведущий (учитель): сегодня мы вспомнили, прочитали и обсудили

информацию о нашем замечательном предке, великой исторической

личности, русском святом. Давайте вспомним самые важные вехи из его

жизни, о которых мы только что говорили. Как вы думаете, почему князь

Александр Невский был так удачлив в сражениях?!

Возможный вариант ответа: Ему помогал Бог, Его Ангелы…Он был

талантлив, подготовлен с детства, смел, умён…

Ведущий (учитель): Почему считается, что Бог помогал ему?! На Руси было

много князей.

Возможный вариант ответа: Князь вёл праведную жизнь, просил в

молитвах помощи у Бога, был верен Православию, не принимал

католическую веру. Всегда носил с собой икону Божией Матери

Феодоровскую.

Ведущий (учитель): какой факт из жизнеописания великого князя больше

всего впечатлил вас, запомнился ?

Возможные варианты ответов:

- С 16 лет Александр самостоятельно княжил в Новгороде.

- В 20 лет выиграл Невскую битву. И т.д.

- Особенно поразил факт смиренного преклонения князя – героя Невской

битвы перед ханом Батыем: «Тебе поклонюсь, о царь…»

- Князь стал монахом.

- Князь был необыкновенно мудрым и скромным.

Ведущий (учитель): Какова роль великого князя Александра Невского в

истории России?

Возможный вариант ответа: Если бы ни его мудрое управление

государством, то Россия могла перестать существовать уже в XIII веке.

Ведущий (учитель): Как вы думаете, наш народ сделал правильный выбор,

определяя символ нации – имя России – святой благоверный князь

Александр Невский?

Возможный вариант ответа: Князь Александр Невский причислен к лику

святых, потому что вёл праведную жизнь, В нём воплотились лучшие черты

русского человека. Он является достойным представителем нашего народа и

служит примером для подражания.

Ведущий (учитель): Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку?

Возможный вариант ответа: Вся жизнь Александра Невского является

ярким подтверждением его верности православной вере, любви к своей

Родине и народу.

a.

Участникам предлагается ответить на вопросы теста (25 мин.):

Наступил на землю русскую, да оступился.

(Русская пословица.)

1.

В каком году родился Александр Невский?

а) 1121;

б) 1221;

в) 1321;

г) 1421.

(В мае 1221 года.)

2. Какое отчество было у Александра Невского?

а) Всеволодович;

б) Ярославич;

в) Владимирович;

г) Игоревич.

(Александр Невский был сыном переяславского князя Ярослава

Всеволодовича.)

3. В честь кого родители назвали маленького княжича Александром?

а) В честь Александра Афродисийского;

б) В честь Александра Македонского;

в) В честь Александра Суворова;

г) В честь Александра Пушкина.

(Александр Невский полностью соответствовал своему имени,

вырос верным, стойким защитником Русской земли.)

4. Какой город является родиной Александра Невского?

а) Переяславль-Залесский;

б) Новгород;

в) Москва;

г) Киев.

(Александр Невский родился в Переславле-Залесском – городе,

расположенном на территории Ярославской области.)

5. В каком возрасте Александр Невский прошёл обряд посвящения в

воины?

а) В 4 года;

б) В 6 лет;

в) В 10 лет;

г) В 14 лет.

(В Киевской Руси, которую со всех сторон окружали враги, мальчики

взрослели быстро, им нужно было учиться воинскому искусству.

Церемония проходила в Спасо-Преображенском соборе, после нее

мальчик получил титул княжича.)

6. Сколько лет было Александру, когда он стал самостоятельно

управлять Новгородом?

а) 15;

б) 16;

в) 17;

г) 18.

(В 1228 году Александр вместе со старшим братом был перевезен в

Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. В 1236

году, после отъезда Ярослава, стал самостоятельно защищать

земли от шведов, ливонцев, литовцев.)

7. Каким князем не был Александр Невский?

а) Новгородским;

б) Киевским;

в) Владимирским;

г) Псковским.

8. После какой битвы прославился Александр Ярославич?

а) Куликовская битва;

б) Невская битва;

в) Бородинская битва;

г) Полтавская битва.

9. В каком году состоялась знаменитая Невская битва, после которой

князь получил почетное прозвище «Невский»?

а) В 1240;

б) В 1242;

в) В 1247;

г) В 1263.

(В июле 1240 года.)

10. Кто противостоял Александру Невскому во время известной

Невской битвы?

а) Объединение балтийских племён;

б) Армия галицкого князя;

в) Татары;

г) Шведы.

(Флот неприятеля вошел в Неву, планируя завладеть Ладогой.

Князю, собравшему свою дружину – отряды новгородцев и

ладожан – удалось одержать в этой битве блестящую победу.)

11. Как назывался водоём, на котором произошло Ледовое побоище?

а) Река Нева;

б) Балтийское море;

в) Чудское озеро;

г) Ладожское озеро.

(Решающая битва произошла на Чудском озере.)

12. Кого победил Александр Невский на Чудском озере?

а) Шведов;

б) Монголо-татар;

в) Немцев;

г) Турок.

13. Когда произошел разгром войском Александра немецких рыцарей

на Чудском озере?

а) 14 ноября 1263 года;

б) 5 апреля 1242 года;

в) 25 мая 1249 года;

14. Что было роздано воинам Александра Невского для Ледового

побоища?

а) Вилы;

б) Крючья;

в) Горящие факелы;

г) Лыжи.

(Чтобы стаскивать рыцарей с коней.)

15. С кем, помимо шведов и немецких рыцарей, пришлось воевать

князю Александру Невскому?

а) С половцами;

б) С поляками;

в) С литовцами;

г) С французами.

16. Как называется «бронежилет» времён Александра Невского?

а) Камзол;

б) Понёва;

в) Кольчуга;

г) Дублёнка.

17. Какие слова стали девизом ордена Александра Невского?

а) За воинскую доблесть;

б) За веру и Отечество;

в) За труды и Отечество;

г) За веру и верность.

18. Продолжите фразу Александра Невского: «Не в силе Бог, а в …»

а) В мужестве;

б) В правде;

в) В достоинстве;

г) В мире.

19. Перед каким сражением князь Александр сказал ставшие

легендарными слова «Не в силах Бог, а в правде!»?

а) Невская битва;

б) Ледовое побоище;

в) Освобождение Пскова;

г) Оборона Новгорода.

20. Сколько сражений проиграл за свою жизнь Александр Невский?

а) Одно;

б) Два;

в) Три;

г) Ни одного.

21. Что предлагал Александру Невскому римский папа Иннокентий

IV в 1246 году?

а) Ханскую грамоту;

б) Управлять Южной Русью и Киевом;

в) Принять католичество;

г) Папскую тиару.

22. Как складывались взаимоотношения Александра с Ордой?

а) Возил дары в Орду, княжил по ярлыку великого хана;

б) Одержал победу над Ордой;

в) Организовал партизанское движение для борьбы с Ордой;

г) Покорился Орде.

23. Кто распорядился перенести мощи князя Невского из Владимира

в Петербург?

а) Пётр I;

б) Екатерина I;

в) Екатерина II;

г) Николай II.

(Изначально Александр Невский был похоронен в Рождественском

монастыре во Владимире. В 1724 году по приказу Петра I мощи

Александра Невского торжественно перенесены в Александро-

Невский монастырь в Санкт-Петербурге.)

24. Выберите правильное утверждение:

а) Смерть Александра Невского от укуса змеи предсказали волхвы;

б) За всю жизнь князь Александр Невский не проиграл ни одного

сражения;

в) Князь Александр Невский был канонизирован еще при жизни;

г) Князь Александр Невский основал Санкт-Петербург.

25. Кто из российских монархов учредил Императорский Орден

Святого Благоверного Князя Александра Невского?

а) Петр I;

б) Екатерина I;

в) Екатерина II;

г) Петр III.

(Это была одна из высших наград России до 1917 года.)

26. Александр Невский был не только успешным полководцем, но и

хорошим...

а) Дипломатом;

б) Иконописцем;

в) Писателем;

г) Философом.

(Около 1251 года Александр заключил договор между Новгородом и

Норвегией об урегулировании пограничных споров и разграничении в

сборе дани с огромной территории, на которой проживали карелы и

саамы. Между 1259 и 1262 годами, Александр заключил договор о

торговле с «Готским берегом» – Готландом, Любеком и немецкими

городами. Этот договор сыграл важную роль в истории русско-

немецких отношений и оказался весьма долговечным, на него

ссылались даже в 1420 году.)

27. В каком русском городе осенью 1263 года завершился земной

путь князя Александра?

а) В Нижнем Новгороде;

б) В Городце;

в) Во Владимире;

г) В Киеве.

(Городец – город в Нижегородской области России.)

28. Где хранятся мощи Александра Невского?

а) В Санкт-Петербурге, в Александро-Невской лавре;

б) В Москве, в Храме Христа Спасителя;

в) Во Владимире, в Рождественском монастыре;

г) В Городце, в Фёдоровском монастыре.

29. Благодаря какому телепроекту 2008 года Александр Невский

признан величайшим россиянином всех времен и национальным

символом?

а) «Герои России»;

б) «Имя России»;

в) «Воины России»;

г) «Святые России».

6)

Подведение итогов. (На усмотрение ведущего/учителя)

Сбор бланков ответов на вопросы теста.



В раздел образования