Напоминание

Кино и интернет в помощь профессиональному самоопределению подростка


Автор: Иванова Ирина Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦППМСП Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Кино и интернет в помощь профессиональному самоопределению подростка
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное образовательное учреждение для детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи

Центр

Психолого-медико-социального сопровождения

Приморского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка занятия по

профориентации

Кино и интернет в помощь профессиональному

самоопределению подростка

Составила

Педагог-психолог Иванова И.И.

Введение

Из возрастной психологии нам известно, что осознание своих

способностей и интересов, связанных с профессиональным выбором

происходит

в

5-7

классах,

а

формирование

профессионального

самосознания приходится на 8-9 классы.

Профессиональное самоопределение личности в ранней юности

важнейшая

задача.

Планы

подростка

очень

аморфны,

расплывчаты,

представляют

характер

фантазии.

Представляя

себя

в

различных

эмоционально

привлекательных

ролях,

он

не

может

сделать

психологически обоснованный выбор профессии самостоятельно.

Отечественная

психология

связывает

профессиональное

самоопределения с личностным самоопределением и выбором образа

жизни. Над этой темой работали такие исследователи: Н.С. Пряжников,

Э.Ф.

Зеер,

М.Р.

Гинзбург,

Е.А.Климов.

Именно

Е.А.Климов

профессиональное

самоопределение

отнес

к

качеству

психического

проявления развития человека.

Сегодня профориентационная работа психолога должна быть не

столько

диагностической,

сколько

формирующей

и

развивающей,

нацеленной

на

активизацию

учащихся.

Желание

формировать

стремление

к

осознанному,

самостоятельному

выбору

профессии,

учитывая полученные знания о себе - вот задача психолога.

В копилке психолого-педагогической практики накоплен большой

опыт

форм

проведения

подготовки

профессиональной

ориентации

подростков: тренинги, экскурсии на производство, лекции.

Мы опирались в выборе формы профессиональной ориентации из

многолетнего наблюдения, где желание общаться движет подростками

как

в

выборе

досуга

вне

дома,

так

и

в

использовании

интернета.

Большое количество подростков сообщали, что, пребывая дома, они

предпочитают общаться в социальных сетях. Старшее поколение рисует

себе

социальные

сети,

как

опасность,

но

большинство

подростков

занимаются

там

вполне

безобидными

вещами

слушают

музыку,

смотрят фильмы, «чатятся». И именно социальные сети служат для

школьников

основным

каналом

коммуникации

и

получения

информации. В

школе

же

в

силу

разных

обстоятельств

подросток

сложно

идет

на

тренинг

или

игру,

поэтому

пришла

идея

формы

проведения

-

кинопрактикум

«Дивергент»

через

интернет-

ресурс

«ВКонтакте».

Почему кино? Наверно потому, что хороший фильм позволяет

заглянуть

в

мир

другого

человека,

увидеть

действительность

его

глазами,

прожить

вместе

с

ним

кусочек

его

жизни.

В

процессе

просмотра фильм становится причиной возникновения самых разных

эмоций, вызываемых отношением к героям фильма, к их особенностям

и способностям, к чертам их характера и

манере поведения, манере

общения

и

взаимодействием

с

окружающими.

Происходит

идентификация

с

одним

или

несколькими

героями

фильма,

установление

эмоциональной

связи

между

подростком

и

героем

фильма. А также происходит внутреннее бессознательное, возможно

осознаваемое

принятие,

интеграция

нравственных,

моральных,

общечеловеческих

ценностей

в

его

реальность.

То

есть

в

итоге

происходит бессознательное уподобление, либо открытое подражание.

Почему фильм «Дивергент»? В фильме актуальна тема выбора,

по сценарию все подростки, достигшие 16 лет, обязаны выбрать одну из

пяти фракций, и присоединиться к ней. Каждая фракция представляет

определенное

качество.

Важна,

тема

выбора,

форма

личностного

выбора, самоопределение в процессе анализа личных возможностей,

способностей в соотнесении с требованиями фракций, в нашем случае

самоопределение к профессиональной деятельности.

Кинопрактикум по профориентации «Дивергент»

Цель: профессиональное и личностное самоопределение учащихся

Задачи:

-знакомство учащихся с понятием «Надпрофессиональные качества»;

-первичная профориентация учащихся;

-психологическая коррекция личностных качеств учащихся.

Ход занятия

БЛОК I Просмотр фильма «Дивергент»

БЛОК II

3-5 минут Выбор фракции. Тема для обсуждения: какими качествами

нужно обладать в той фракции, которую ты выбрал.

Обсуждения всех фракций

Работа с зачетным листом участника, перечисли свои положительные

качества. После работы в обсуждении, совпавшие фракции отметь

галочкой. Отметь совпавшую фракцию по твоим качествам.

Зачетный лист участника

1

2

3

Отметь фракцию

которую ты выбрал

Напиши свои

положительные качества

Совпавшие фракции

отметь

Фракция «Эрудиция»

1.

Фракция «Эрудиция»

Фракция «Искренность»

2.

Фракция «Искренность»

Фракция «Дружелюбие»

3.

Фракция «Дружелюбие»

Фракция «Бесстрашие»

4.

Фракция «Бесстрашие»

Фракция «Отречение»

5.

Фракция «Отречение»

Напишите профессии, которые соответствуют данной фракции, учитывая

положительные качества. Обобщение и обсуждение.

1

2

Напиши свои отрицательные

качества

В каких профессиях это качество

будет положительным?

1.

2.

3.

4.

5.

Обсуждения.

БЛОК III

Останешься ли ты в той фракции, которую ты выбрал, или перейдешь в

другую, учитывая свои качества?

Остался

Изменил выбор

Напиши, что тебе понравилось, был ли этот опыт полезным?

В ходе этой практики подросткам предоставилась уникальная

возможность:

1.

Проработать личные проблемы, не вынося их на публику, что

очень важно для подростка.

2.

Научиться выбирать лучшее, чтобы черпать ресурсы для личного

становления

3.

Получить представление о себе, знание о своих слабых и сильных

сторон.

4.

Задуматься о будущем.

В завершении подростки оценили полезность практики с

пожеланием еще раз пройти его через год.

Рекомендуемая литература

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.-

М.:Академия,2010.

Психология подростка/под ред. А.А.Реана. СПб.: Прайм ЕВРО-ЗНАК,

2008.

Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Профориентация в школе и колледже:

игры, дискуссии, задачи-упражнения

Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения

школьников. М.: Академия, 2005.



В раздел образования