Автор: Сутина Ольга Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ Ульяновская СШ
Населённый пункт: город Лукоянов, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Игры на развитие фонематического слуха
Раздел: начальное образование
Серия «По совету логопеда»
Игры на развитие
фонематических
процессов
Весёлое название
Взрослый дает ребенку два кружка
— красный и зеленый — и предлагает
игру: если ребенок услышит правиль-
ное название того, что изображено на
картинке, он должен поднять зеленый
кружок,
е сли
неправильное
—
красный. Затем показывает картинку и
громко,
медленно,
четко
произносит
звукосочетания:
Баман,
альбом,
витамин,
клетка,
паман, айбом, митанин, къетка, банан,
аньбом,
фитамин,
клетта,
банам,
авьбом, виталим, тлетка.
Какое слово задумано?
Взрослый показывает детям
к а р т и н к и
и
н а з ы в а е т
и х ,
пропуская
первый
звук
(…
омашка),
а
ребенок
произносит
слово,
выделяя
пропущенный
звук (ррромашка).
Поймай звук
Предложите ребенку хлопать в
ладоши (или топать ногой, ударять по
коленкам,
поднимать
руку
вверх,
приседать и т.д.), когда он услышит
слово, в котором есть заданный звук.
Подскажи звук
Взрослый предлагает детям
договаривать
последний
звук
(На
солнышке грелся черноухий котено…
К).
Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три-четыре
слова, в каждом из которых есть один
и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и
спрашивает у ребенка, какой звук есть
во всех этих словах.
Уважаемые родители!
Большое значение в формировании
правильной речи имеет
фонематический слух.
Фонематическим восприятием или
фонематическим слухом, называют то,
что по данным современных
исследователей одно и тоже, принято
называть способность воспринимать и
различать звуки речи (фонемы),
составляющие звуковую оболочку
слов.
Несовершенное фонематическое
восприятие отрицательно влияет на
становление детского
звукопроизношения, тормозит,
усложняет формирование навыков
звукового анализа, без которых
полноценное чтение и письмо
невозможны.
Преодоление нарушений
фонематического слуха является
одним из основных направлений
логопедической работы в процессе
коррекции различных
нарушений речи.
Назови первый звук
Взрослый произносит слово с
интонационным
выделением
первого
звука
и
кидает
мяч
ребенку,
а
тот
называет
первый
звук
в
слове
и
перебрасывает
мяч
взрослому
(Аня,
азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля,
осень, утка, улица …).
Сложи звук
Взрослый произносит ряд звуков, а
дети проговаривают составленные из
них слоги и слова, например: [
М
][
А
] -
МА
; [
Н
][
О
][
С
] -
НОС
.
Скажи наоборот
Взрослый проговаривает два-три
звука, а дети должны произнести их в
обратном порядке.
Определи первый гласный звук
Произносите
ребёнку
слова,
выделяя голосом первый гласный звук
и попросите ребёнка назвать этот звук.
Зоркий глаз
Детям предлагается найти в
окружающей обстановке предметы, в
названии которых есть заданный звук.
Что лишнее?
Взрослый произносит ряды слогов
«па-па-па-ба-па»,
«фа-фа-ва-фа-фа»…
Ребенок
должен
хлопнуть,
когда
услышит лишний (другой) слог.
Чистоговорки
Взрослый начинает, а ребёнок
договаривает последний слог.
Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).
За-зу-за
-
уходи
домой,
ко...
(за).
Ти-ди-ти
-
на
Луну
ле...
( т и ) .
Де-де-те
-
сядем
в
темно...
(те).
Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).
Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).
Назови слова на звук …
Взрослый
предлагает
ребёнку
придумать слова на заданный звук.