Напоминание

Игры на развитие фонематического слуха


Автор: Сутина Ольга Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ Ульяновская СШ
Населённый пункт: город Лукоянов, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: Игры на развитие фонематического слуха
Раздел: начальное образование





Назад




Серия «По совету логопеда»

Игры на развитие

фонематических

процессов

Весёлое название

Взрослый дает ребенку два кружка

— красный и зеленый — и предлагает

игру: если ребенок услышит правиль-

ное название того, что изображено на

картинке, он должен поднять зеленый

кружок,

е сли

неправильное

красный. Затем показывает картинку и

громко,

медленно,

четко

произносит

звукосочетания:

Баман,

альбом,

витамин,

клетка,

паман, айбом, митанин, къетка, банан,

аньбом,

фитамин,

клетта,

банам,

авьбом, виталим, тлетка.

Какое слово задумано?

Взрослый показывает детям

к а р т и н к и

и

н а з ы в а е т

и х ,

пропуская

первый

звук

(…

омашка),

а

ребенок

произносит

слово,

выделяя

пропущенный

звук (ррромашка).

Поймай звук

Предложите ребенку хлопать в

ладоши (или топать ногой, ударять по

коленкам,

поднимать

руку

вверх,

приседать и т.д.), когда он услышит

слово, в котором есть заданный звук.

Подскажи звук

Взрослый предлагает детям

договаривать

последний

звук

(На

солнышке грелся черноухий котено…

К).

Какой звук есть во всех словах?

Взрослый произносит три-четыре

слова, в каждом из которых есть один

и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и

спрашивает у ребенка, какой звук есть

во всех этих словах.

Уважаемые родители!

Большое значение в формировании

правильной речи имеет

фонематический слух.

Фонематическим восприятием или

фонематическим слухом, называют то,

что по данным современных

исследователей одно и тоже, принято

называть способность воспринимать и

различать звуки речи (фонемы),

составляющие звуковую оболочку

слов.

Несовершенное фонематическое

восприятие отрицательно влияет на

становление детского

звукопроизношения, тормозит,

усложняет формирование навыков

звукового анализа, без которых

полноценное чтение и письмо

невозможны.

Преодоление нарушений

фонематического слуха является

одним из основных направлений

логопедической работы в процессе

коррекции различных

нарушений речи.

Назови первый звук

Взрослый произносит слово с

интонационным

выделением

первого

звука

и

кидает

мяч

ребенку,

а

тот

называет

первый

звук

в

слове

и

перебрасывает

мяч

взрослому

(Аня,

азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля,

осень, утка, улица …).

Сложи звук

Взрослый произносит ряд звуков, а

дети проговаривают составленные из

них слоги и слова, например: [

М

][

А

] -

МА

; [

Н

][

О

][

С

] -

НОС

.

Скажи наоборот

Взрослый проговаривает два-три

звука, а дети должны произнести их в

обратном порядке.

Определи первый гласный звук

Произносите

ребёнку

слова,

выделяя голосом первый гласный звук

и попросите ребёнка назвать этот звук.

Зоркий глаз

Детям предлагается найти в

окружающей обстановке предметы, в

названии которых есть заданный звук.

Что лишнее?

Взрослый произносит ряды слогов

«па-па-па-ба-па»,

«фа-фа-ва-фа-фа»…

Ребенок

должен

хлопнуть,

когда

услышит лишний (другой) слог.

Чистоговорки

Взрослый начинает, а ребёнок

договаривает последний слог.

Ба-бо-ба - у дороги два стол... (ба).

За-зу-за

-

уходи

домой,

ко...

(за).

Ти-ди-ти

-

на

Луну

ле...

( т и ) .

Де-де-те

-

сядем

в

темно...

(те).

Лю-лу-лю - лук зеленый я по... (лю).

Фе-ве-фе - посижу я на со... (фе).

Назови слова на звук …

Взрослый

предлагает

ребёнку

придумать слова на заданный звук.



В раздел образования