Автор: Ануфриева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР д/с "Классика"
Населённый пункт: город Нерюнгри, РС (Я)
Наименование материала: Статья
Тема: Чем важен "Уголок уединения" для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Статья «Чем важен «Уголок уединения» для детей дошкольного
возраста»
Ануфриева Марина Александровна, воспитатель, МДОУ ЦРР д/с
«Классика», Республика Саха Якутия, г.Нерюнгри
Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС является охрана
и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального
благополучия. Для создания эмоционально комфортной обстановки в группе,
для сохранения и укрепления психического здоровья необходим «Уголок
уединения». Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности,
здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, по-
играть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу
или просто помечтать. Уголок в детском саду необходим, ведь он обеспечива-
ет возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди
большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупре-
дить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной си-
стемы. Даже кратковременное пребывание в «Уголке уединения» улучшает
эмоциональное
состояние.
Дети
отвлекаются
и
забывают
отрицательные
переживания. В процессе роста и развития им приходиться получать и пере-
рабатывать огромное количество информации. Неокрепшая детская психика
не выдерживает такой нагрузки - ребенок начинает капризничать. Вот почему
важно, чтобы у детей в детском саду было личное пространство, место уеди-
нения, где они могли бы восстановиться и прийти в себя.
Согласно
существующим
требованиям
к
организации
развивающей
среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в
ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанни-
ков, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологи-
ческой разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном кол-
лективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого разме-
щают в детском саду "Уголок уединения".
Поведение, настроение ребёнка-дошкольника очень сильно зависит от
его эмоционального состояния. Управлять своими переживаниями он ещё не
научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения:
ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей од-
ной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регу-
лировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является
слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к разнообразным
невротическим проявлениям.
Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей,
окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более
наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.
К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида,
страх. Для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чув-
ствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть
большое количество.
Наиболее распространённые это - детская ревность, обида, зависть, за-
щита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителя-
ми, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.
Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять свои-
ми эмоциями является организация соответствующей среды. Эффективной
формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка
уединения» («Уголка настроения»).
Особенности организации уголка уединения
- Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не
рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие цвета.
- На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное дет-
ское кресло, можно использовать мягкие модули.
- Желательно «населить» уголок мягкими игрушками (при этом важно вы-
брать такие игрушки, которые можно легко постирать).
- Возможно размещение пейзажных картин, размещение различных световых
и шумовых водопадов.
Оснащение уголка уединения
- Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;
- игрушка-телефон;
- Куклы (в том числе народные, сшитые из ткани);
- Клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания);
- Игрушки для снятия психического напряжения
«Уголок уединения» - это место, где ребёнок может успокоиться, рас-
слабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги,
«позвонить» маме или просто помечтать.
Данная форма работы позволяет решить следующие задачи: - организо-
вать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей; - со-
здавать положительный эмоциональный микроклимат в группе, - предупре-
дить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной си-
стемы; - облегчить привыкание к детскому саду, к новым сверстникам и
взрослым, новому распорядку дня.