Напоминание

Чем важен "Уголок уединения" для детей дошкольного возраста


Автор: Ануфриева Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ЦРР д/с "Классика"
Населённый пункт: город Нерюнгри, РС (Я)
Наименование материала: Статья
Тема: Чем важен "Уголок уединения" для детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Чем важен «Уголок уединения» для детей дошкольного

возраста»

Ануфриева Марина Александровна, воспитатель, МДОУ ЦРР д/с

«Классика», Республика Саха Якутия, г.Нерюнгри

Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС является охрана

и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального

благополучия. Для создания эмоционально комфортной обстановки в группе,

для сохранения и укрепления психического здоровья необходим «Уголок

уединения». Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности,

здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, по-

играть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу

или просто помечтать. Уголок в детском саду необходим, ведь он обеспечива-

ет возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди

большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупре-

дить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной си-

стемы. Даже кратковременное пребывание в «Уголке уединения» улучшает

эмоциональное

состояние.

Дети

отвлекаются

и

забывают

отрицательные

переживания. В процессе роста и развития им приходиться получать и пере-

рабатывать огромное количество информации. Неокрепшая детская психика

не выдерживает такой нагрузки - ребенок начинает капризничать. Вот почему

важно, чтобы у детей в детском саду было личное пространство, место уеди-

нения, где они могли бы восстановиться и прийти в себя.

Согласно

существующим

требованиям

к

организации

развивающей

среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в

ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанни-

ков, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологи-

ческой разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном кол-

лективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого разме-

щают в детском саду "Уголок уединения".

Поведение, настроение ребёнка-дошкольника очень сильно зависит от

его эмоционального состояния. Управлять своими переживаниями он ещё не

научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения:

ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей од-

ной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регу-

лировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является

слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к разнообразным

невротическим проявлениям.

Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей,

окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более

наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.

К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида,

страх. Для того, чтобы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чув-

ствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть

большое количество.

Наиболее распространённые это - детская ревность, обида, зависть, за-

щита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителя-

ми, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.

Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять свои-

ми эмоциями является организация соответствующей среды. Эффективной

формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка

уединения» («Уголка настроения»).

Особенности организации уголка уединения

- Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не

рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие цвета.

- На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное дет-

ское кресло, можно использовать мягкие модули.

- Желательно «населить» уголок мягкими игрушками (при этом важно вы-

брать такие игрушки, которые можно легко постирать).

- Возможно размещение пейзажных картин, размещение различных световых

и шумовых водопадов.

Оснащение уголка уединения

- Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями;

- игрушка-телефон;

- Куклы (в том числе народные, сшитые из ткани);

- Клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания);

- Игрушки для снятия психического напряжения

«Уголок уединения» - это место, где ребёнок может успокоиться, рас-

слабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги,

«позвонить» маме или просто помечтать.

Данная форма работы позволяет решить следующие задачи: - организо-

вать работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей; - со-

здавать положительный эмоциональный микроклимат в группе, - предупре-

дить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной си-

стемы; - облегчить привыкание к детскому саду, к новым сверстникам и

взрослым, новому распорядку дня.



В раздел образования