Напоминание

"Цель и задачи уроков музыки в начальной школе в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"


Автор: Егорова Светлана Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ НШ №12
Населённый пункт: Р..п. Ильиногорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Цель и задачи уроков музыки в начальной школе в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Раздел: начальное образование





Назад




Цель и задачи уроков музыки в начальной школе в контексте

требований Федерального государственного образовательного стандарта

начального общего образования

Цель музыкального образования в начальной школе. Развивающие задачи

уроков музыки. Предметные, метапредметные и личностные результаты

изучения музыки в начальной школе.

Глобальную цель обучения музыке младших школьников сформулировал

Д.Б.Кабалевский, создатель программы по музыке для общеобразовательной

школы, которая используется до сих пор. Цель музыкального воспитания

младших

школьников

-

формирование

музыкальной

культуры,

как

части

духовной

культуры

человека.

Несмотря

на

изменение

условий

жизни,

образовательной

политики,

появления

новых

технологий,

данная

цель,

безусловно является по-прежнему актуальной.

Однако

требования

ФГОС

к

музыкально-эстетическому

развития

личности ребенка, о которых мы говорили на прошлой лекции, диктуют

необходимость корректировки постановки конкретных задач музыкального

образования в младших классах. Как же реализовать данные требования

конкретно на уроках музыки в начальной школе? Необходимо понять, какими

знаниями, умениями и навыками конкретно должен обладать ученик после

четырех лет изучения музыки в начальной школе.

Прежде

всего,

правильно

спланированная

система

уроков

музыки,

должна

способствовать

развитию

личности

ребенка.

В

частности,

самореализации

в

области

творческих

возможностей,

готовности

к

самовыражению

в

области

искусства,

формированию

ценностного

нравственного стержня, адекватной самооценки.

Ознакомление

с

мировым

искусство

данном

случае,

с

яркими

примерами

музыкального

творчества)

формирует

те

свойства

и

характеристики личности, на которые особенно обращает внимание ФГОС

НОО: понимание целостной картины мира (в частности и художественной),

патриотическое

мировоззрение,

понимание

истоков

толерантных

взаимоотношений

в

многокультурном

мировом

сообществе,

активизация

способности креативно и продуктивно мыслить и рефлексировать.

Основной спецификой музыкального образования в младших классах

прежде

всего

является

формирование

целостности

в

представлениях

о

музыкальной

культуре,

ее

основаниях,

образности.

Подобранные

в

современных

программах

музыкальные

произведения

русские

и

зарубежные, духовные и современные, народные и авторские – способствуют

этому.

Возможность

совершенно

различной

и

весьма

специфической

деятельности в ходе уроков музыки – наблюдения, восприятия, размышления

о явлениях искусства, разучивания и исполнения музыкальных произведений,

игры

на

музыкальных

инструментах

и

т.д

обеспечивает

возможность

разностороннего развития учащихся.

Важно также обратить внимание на следующие моменты при обучении

младших школьников на уроках музыки:

- формирование личностного восприятия музыки, которое основывается

на

эмоционально-окрашенном

отношении

к

ней

через

понимание

ее

характера, содержания, средств музыкальной выразительности;

-

знакомство

с

произведениями

величайших

представителей

музыкальной классики;

- ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и

явлениями:

музыкальными

интонациями,

значением

пе сенности,

танцевальности,

маршевости,

основами

нотной

грамоты,

музыкальными

инструментами и т.д.

При

обучении

музыке,

особенно

в

начальной

школе,

задачи

образовательные, развивающие и воспитательные, не могут рассматриваться

по-отдельности и должны решаться комплексно. ФГОС дает учителю свободу

в самостоятельном выборе методов обучения, но при этом сбалансированное

соотношение сочетание традиционных и инновационных технологий должно

соблюдаться.

На основании всего вышесказанного распределим некоторые конкретные

развивающие задачи применительно к содержанию музыкального искусства

по трем группам: задачам личностного развития, познавательного развития,

коммуникативного и социального развития.

Таблица 1

Задачи личностного

развития

Задачи познавательного

развития

Задачи

коммуникативного и

социального развития

-

духовное

раз вит ие

личности;

-

ф о р м и р о в а н и е

личностного

отношения

к

и с к у с с т в у ;

-

ф о р м и р о в а н и е

адекватной

самооценки

относительно творческих

( п р е ж д е

в с е г о

музыкальных)

способностей и желания

самосовершенствоваться

;

-

формирование

умения

самостоятельно

планировать

творческие

действия;

- развитие креативности,

-

развитие

целостного

восприятия

картины

мира;

- развитие видеть связь

музыкальных явлений с

жизнью;

-

умение

применять

логические

операции

(анализ,

с р а в н е н и е ,

синтез)

относительно

музыкальных

произведений

( а н а л и з и р о в а т ь

и

сравнивать

их;

уметь

объединять по признаку

в и д а

и

ж а н р а ,

г р у п п и р о в а т ь

п о

определенным

- приобретения навыков

общения в диалоге;

- формирование умения

работать в группе,

команде (например,

входе взаимодействия в

пении, музицировании,

танце);

самостоятельности

и

оригинально сти

п р и

решении

т в о рч е с к и х

задач.

характеристикам);

-

приобретение

знаний

о б

о с н о в н ы х

закономерностях

использования

графического

обозначением

музыки

н о т а м и

и

у м е н и е

работать с ним;

-

р а з в и т и е

у м е н и я

п р о г н о з и р о в а т ь

и

оценивать

итоговый

результат

деятельности (в данном

с л у ч а е

художественной)

Одним

из

важных

показателей

эффективности

уроков

согласно

требованиям ФГОС НОО является достижение личностных, предметных и

метапредметных

результатов.

Подробные

определения

данных

понятий

даются непосредственно в тексте ФГОС. Следует только отметить, что в

своей

работе

настоящие

педагоги-профессионалы

всегда

уделяли

значительное внимание приобретению, развитию и закреплению тех умений

и

навыков,

который

отнесены

во

ФГОС

к

метапредметным

результатам.

Однако

они

впервые

выделены

в

отдельное

направление

педагогической

деятельности

в

российской

педагогике.

Подробнее

о

них

мы

еще

будем

говорить на Лекции №3.

Рассмотрим некоторые предметные,

метапредметные и личностные

результаты

изучения

музыки,

которые

должны

показать

учащиеся

к

окончанию младшей школы.

Таблица 2

Предметные результаты

Метапредметные

результаты

Личностные результаты

-

развитие

интереса

к

р а з л и ч н ы м

в и д а м

искусства;

- формирование

художественного вкуса;

- умение формулировать

собственную оценку

произведения

музыкального

искусства;

- понимание

музыкального

произведения, как

способе выражения

внутренних

переживаний личности;

- четкое представление о

роли музыки в

человеческой жизни и

художественной картине

мира в целом;

- знание основных

закономерностей

музыкального

искусства;

- элементарные умения

и навыки при

-

у м е н и е

о ц е н и в а т ь

произведения

различных

видов искусства;

- ориентирование в

многокультурном

разнообразии;

- участие в культурной

жизни класса, школы,

города и т.д.;

- способность к

воплощению творческих

замыслов, понимание их

целей и выбор путей

решения проблем;

- использование знаковых,

символических и речевых

средств при решении

коммуникативных и

познавательных задач;

- умение применять

различные логические

приемы (анализ, сравнение,

синтез, обобщение,

классификация);

- умение планировать,

контролировать,

корректировать и оценивать

-

с ф о р м и р о в а н н о с т ь

эмоционально-ценностного

отношения к искусству;

-

ум е н и е

р е а л и з а ц и и

музыкально-творческого

потенциала;

-

позитивная

самооценка

с в о и х

м у з ы к а л ь н о -

творческих возможностей.

реализации содержания

различных видов

творческой

деятельности;

- готовность применять

приобретенные знания

во внеурочной и

внешкольной

творческой

деятельности;

- участие в конкретных

видах художественной

деятельности (в

спектаклях,

литуратурно-

музыкальных

композиций, пение в

хоре, участие в

творческих фестивалях,

конкурсах и т.д.)

свои учебные действия;

- участие в совместной

деятельности на основе

сотрудничества, поиска

компромиссов,

распределение функций и

ролей;

- умение воспринимать

окружающий мир в его

природном, культурном,

социальном и

художественном

многообразии.



В раздел образования