Автор: Егорова Светлана Борисовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ НШ №12
Населённый пункт: Р..п. Ильиногорск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Цель и задачи уроков музыки в начальной школе в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
Раздел: начальное образование
Цель и задачи уроков музыки в начальной школе в контексте
требований Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования
Цель музыкального образования в начальной школе. Развивающие задачи
уроков музыки. Предметные, метапредметные и личностные результаты
изучения музыки в начальной школе.
Глобальную цель обучения музыке младших школьников сформулировал
Д.Б.Кабалевский, создатель программы по музыке для общеобразовательной
школы, которая используется до сих пор. Цель музыкального воспитания
младших
школьников
-
формирование
музыкальной
культуры,
как
части
духовной
культуры
человека.
Несмотря
на
изменение
условий
жизни,
образовательной
политики,
появления
новых
технологий,
данная
цель,
безусловно является по-прежнему актуальной.
Однако
требования
ФГОС
к
музыкально-эстетическому
развития
личности ребенка, о которых мы говорили на прошлой лекции, диктуют
необходимость корректировки постановки конкретных задач музыкального
образования в младших классах. Как же реализовать данные требования
конкретно на уроках музыки в начальной школе? Необходимо понять, какими
знаниями, умениями и навыками конкретно должен обладать ученик после
четырех лет изучения музыки в начальной школе.
Прежде
всего,
правильно
спланированная
система
уроков
музыки,
должна
способствовать
развитию
личности
ребенка.
В
частности,
самореализации
в
области
творческих
возможностей,
готовности
к
самовыражению
в
области
искусства,
формированию
ценностного
нравственного стержня, адекватной самооценки.
Ознакомление
с
мировым
искусство
(в
данном
случае,
с
яркими
примерами
музыкального
творчества)
формирует
те
свойства
и
характеристики личности, на которые особенно обращает внимание ФГОС
НОО: понимание целостной картины мира (в частности и художественной),
патриотическое
мировоззрение,
понимание
истоков
толерантных
взаимоотношений
в
многокультурном
мировом
сообществе,
активизация
способности креативно и продуктивно мыслить и рефлексировать.
Основной спецификой музыкального образования в младших классах
прежде
всего
является
формирование
целостности
в
представлениях
о
музыкальной
культуре,
ее
основаниях,
образности.
Подобранные
в
современных
программах
музыкальные
произведения
–
русские
и
зарубежные, духовные и современные, народные и авторские – способствуют
этому.
Возможность
совершенно
различной
и
весьма
специфической
деятельности в ходе уроков музыки – наблюдения, восприятия, размышления
о явлениях искусства, разучивания и исполнения музыкальных произведений,
игры
на
музыкальных
инструментах
и
т.д
обеспечивает
возможность
разностороннего развития учащихся.
Важно также обратить внимание на следующие моменты при обучении
младших школьников на уроках музыки:
- формирование личностного восприятия музыки, которое основывается
на
эмоционально-окрашенном
отношении
к
ней
через
понимание
ее
характера, содержания, средств музыкальной выразительности;
-
знакомство
с
произведениями
величайших
представителей
музыкальной классики;
- ознакомление с музыкально-теоретическими понятиями, терминами и
явлениями:
музыкальными
интонациями,
значением
пе сенности,
танцевальности,
маршевости,
основами
нотной
грамоты,
музыкальными
инструментами и т.д.
При
обучении
музыке,
особенно
в
начальной
школе,
задачи
–
образовательные, развивающие и воспитательные, не могут рассматриваться
по-отдельности и должны решаться комплексно. ФГОС дает учителю свободу
в самостоятельном выборе методов обучения, но при этом сбалансированное
соотношение сочетание традиционных и инновационных технологий должно
соблюдаться.
На основании всего вышесказанного распределим некоторые конкретные
развивающие задачи применительно к содержанию музыкального искусства
по трем группам: задачам личностного развития, познавательного развития,
коммуникативного и социального развития.
Таблица 1
Задачи личностного
развития
Задачи познавательного
развития
Задачи
коммуникативного и
социального развития
-
духовное
раз вит ие
личности;
-
ф о р м и р о в а н и е
личностного
отношения
к
и с к у с с т в у ;
-
ф о р м и р о в а н и е
адекватной
самооценки
относительно творческих
( п р е ж д е
в с е г о
музыкальных)
способностей и желания
самосовершенствоваться
;
-
формирование
умения
самостоятельно
планировать
творческие
действия;
- развитие креативности,
-
развитие
целостного
восприятия
картины
мира;
- развитие видеть связь
музыкальных явлений с
жизнью;
-
умение
применять
логические
операции
(анализ,
с р а в н е н и е ,
синтез)
относительно
музыкальных
произведений
( а н а л и з и р о в а т ь
и
сравнивать
их;
уметь
объединять по признаку
в и д а
и
ж а н р а ,
г р у п п и р о в а т ь
п о
определенным
- приобретения навыков
общения в диалоге;
- формирование умения
работать в группе,
команде (например,
входе взаимодействия в
пении, музицировании,
танце);
самостоятельности
и
оригинально сти
п р и
решении
т в о рч е с к и х
задач.
характеристикам);
-
приобретение
знаний
о б
о с н о в н ы х
закономерностях
использования
графического
обозначением
музыки
н о т а м и
и
у м е н и е
работать с ним;
-
р а з в и т и е
у м е н и я
п р о г н о з и р о в а т ь
и
оценивать
итоговый
результат
деятельности (в данном
с л у ч а е
–
художественной)
Одним
из
важных
показателей
эффективности
уроков
согласно
требованиям ФГОС НОО является достижение личностных, предметных и
метапредметных
результатов.
Подробные
определения
данных
понятий
даются непосредственно в тексте ФГОС. Следует только отметить, что в
своей
работе
настоящие
педагоги-профессионалы
всегда
уделяли
значительное внимание приобретению, развитию и закреплению тех умений
и
навыков,
который
отнесены
во
ФГОС
к
метапредметным
результатам.
Однако
они
впервые
выделены
в
отдельное
направление
педагогической
деятельности
в
российской
педагогике.
Подробнее
о
них
мы
еще
будем
говорить на Лекции №3.
Рассмотрим некоторые предметные,
метапредметные и личностные
результаты
изучения
музыки,
которые
должны
показать
учащиеся
к
окончанию младшей школы.
Таблица 2
Предметные результаты
Метапредметные
результаты
Личностные результаты
-
развитие
интереса
к
р а з л и ч н ы м
в и д а м
искусства;
- формирование
художественного вкуса;
- умение формулировать
собственную оценку
произведения
музыкального
искусства;
- понимание
музыкального
произведения, как
способе выражения
внутренних
переживаний личности;
- четкое представление о
роли музыки в
человеческой жизни и
художественной картине
мира в целом;
- знание основных
закономерностей
музыкального
искусства;
- элементарные умения
и навыки при
-
у м е н и е
о ц е н и в а т ь
произведения
различных
видов искусства;
- ориентирование в
многокультурном
разнообразии;
- участие в культурной
жизни класса, школы,
города и т.д.;
- способность к
воплощению творческих
замыслов, понимание их
целей и выбор путей
решения проблем;
- использование знаковых,
символических и речевых
средств при решении
коммуникативных и
познавательных задач;
- умение применять
различные логические
приемы (анализ, сравнение,
синтез, обобщение,
классификация);
- умение планировать,
контролировать,
корректировать и оценивать
-
с ф о р м и р о в а н н о с т ь
эмоционально-ценностного
отношения к искусству;
-
ум е н и е
р е а л и з а ц и и
музыкально-творческого
потенциала;
-
позитивная
самооценка
с в о и х
м у з ы к а л ь н о -
творческих возможностей.
реализации содержания
различных видов
творческой
деятельности;
- готовность применять
приобретенные знания
во внеурочной и
внешкольной
творческой
деятельности;
- участие в конкретных
видах художественной
деятельности (в
спектаклях,
литуратурно-
музыкальных
композиций, пение в
хоре, участие в
творческих фестивалях,
конкурсах и т.д.)
свои учебные действия;
- участие в совместной
деятельности на основе
сотрудничества, поиска
компромиссов,
распределение функций и
ролей;
- умение воспринимать
окружающий мир в его
природном, культурном,
социальном и
художественном
многообразии.