Напоминание

"В гостях у лесной феи"


Автор: Ильина Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Злынковская ООШ №2
Населённый пункт: Брянская область, г. Злынка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "В гостях у лесной феи"
Раздел: начальное образование





Назад




Классный

час

«

В

гостях

у

лесной

Феи

»

Цели:

Рассмотреть значение леса для человека;

Обобщить знания о растительном и животном мире лесов;

Изучить экологические правила, правила поведения в лесу;

Учить устанавливать связи в природе;

Развивать познавательный интерес к изучению природы и ее охране;

Воспитывать чуткое отношение к природе, к лесу.

Оборудование:

Слайды растительного и животного мира лесов;

Экологические знаки;

Карточки с листьями;

Шапочки птиц, насекомых;

Запись голосов птиц;

Музыка Чайковского, Вивальди.

Ход занятия.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Меня зовут...

Сегодня мы отправимся в необыкновенное путешествие. А куда -догадайтесь

сами.

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом -

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

- Мы отправляемся в путешествие по лесу.

(Звучит запись «Голоса птиц». Показ слайдов леса.)

Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный

сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь

на заре, Весь в росе как в серебре? Кто в

глуши твоей таится? Что за зверь? Какая

птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь-

мы свои!

- Ребята, кто из вас был в лесу? Какие впечатления у вас остались о лесе?

На нашем занятии мы выясним, какую же пользу приносит нам лес и его

обитатели, как каждый человек должен о нем заботиться и оберегать.

Итак, отправляемся в путешествие.

А что мы возьмем с собой в дорогу? Конечно же хорошее настроение. Давайте

улыбнемся друг другу и споем песню «Улыбка».

Вот мы и в лесу. Нас встречает хозяйка леса - Фея леса.

Фея. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть у себя в гостях.

Ведущий. Наш брянский лес знаменит. Он воспет в стихах, в песнях. О нем сложены

легенды. С древних времен лес одевал, согревал, кормил. Лес оказывал русскому

человеку разнообразные услуги: обустраивал его сосной и дубом, отапливал березой

и осиной, освещал его избу березовой лучиной, обувал его лыковыми лаптями,

обзаводил домашней посудой и мочалом...

Ученик. А знаете ли вы, что из леса получают продукцию более 20.000 наименований:

пищевые продукты, витамины, строительные материалы, сырье для химии, корм для

скота, лечебный воздух ... Все леса земного шара производят около 40 трлн. т

кислорода в год.

Ведущий. Здесь прекрасный воздух. Он свеж. Он ароматен. Он целебен, как

лекарственный настой. Здесь дышится легко, полной грудью.

Осторожно у леса стою на краю,

А мне кажется, будто в небесном раю.

Чистый воздух я полной грудью вдыхаю

И душою и телом своим отдыхаю.

И поэтому, люди, откроюсь я вам,

Лес и есть настоящий божественный храм!

Мы приходим в лес, и восхищаемся его красотой. Восхищался красотой нашего леса и

наш земляк, художник-Игорь Сушенок. Многие свои картины он посвятил

злынковскому краю, злынковским лесам. О нашем крае, о нашем лесе знают во

многих уголках мира, где выставлялись его

"

Репродукции: «Тропинка», «Березы», «Полдень».

- А кто из вас любит рисовать? Может быть, когда вы вырастите, станете

художниками и тоже будете прославлять красоту нашего злынковского

леса, красоту нашей природы.

Продолжим наше путешествие.

Фея. Я для вас приготовила загадки о том, что растет в лесу, и кто в нем живет.

1.Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год. (Елка)

2. У меня длинней иголки, чем у елки.

Очень прямо я расту-в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

Ученик. Каждое пятое дерево наших лесов-сосна. Вместе с кислородом дерево

обогащает воздух летучими веществами - фитонцидами, которые губительно

действуют на возбудителей многих болезней.

3. Есть у родственницы елки

Неколючие иголки, но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

-

Как называется лес, в котором растут эти деревья?

-

Мы с Феей хотим узнать, какие бывают леса? (Леса бывают хвойные, лиственные

и смешанные.)

-

Ведущий. А вот мы уже в лиственном лесу.

-

Фея загадывает вам загадки, а вы должны не только отгадать загадку, но найти и

показать листья угаданных деревьев. Будьте внимательны. Если нужного листочка

нет, тогда вы ничего не показываете. И вот первая встреча.

-

4.

Она весну встречает,

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка.

-

А платьице в полоску

-

Ты узнаешь березку... ? (Березку)

-

Ведущий. Поднимите листочки выше, представьте себя березками.

Зашелестели березки своими листочками.

-

5.

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

-

Не боюсь ни гроз, ни туч.

-

Я кормлю свиней и белок,

-

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

-

- Поднимите листочки дуба. Дуб раскидистый и могучий.

-

Ведущий. А что вы знаете о дубе?

-

Ученик. Дубы достигают 40-50 м в высоту, 100-150 см в диаметре. Живут 500-

1000 лет.

-

Ведущий. Самый знаменитый дуб злынковского района - Кирьянов дуб. Ему уже

более 400 лет.

-

6.

С моего цветка берет

Пчелка вкусный мед несет.

А меня все обижают:

-

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

-

-Недаром в загадке есть строчка « шкуру тонкую сдирают». В старину из

молоденьких липок (лыко) делали вот такую обувь. ( показ лаптей)

-

Покажите листочки липы. Шелестит липа листочками, приглашает пчел к себе в

гости.

-

Ученик. Одно взрослое дерево липы дает в среднем 70 кг меда, а гектар липняка

- 1т меда. Живет дерево 300-400 лет.

-

А вот и новая встреча:

-

7.

Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела

-

Красные кораллы. (Рябина)"

-

Ученик. Зимой рябина кормит птиц. Полезны ее плоды и для человека. В них не

меньше полезных веществ (каротина), чем в моркови, петрушке, облепихе.

-

Ведущий. Вы нашли листочки рябины? Листья какого дерева остались у вас на

столах?

-

Ведущий. Но лес - это не только деревья, но и ягоды, цветы и грибы. Все мы

любуемся лесными цветами. А какие лесные цветы вы знаете?

В Красную книгу Брянской области занесены армерия, венерин башмачок, прострел

(или сон-трава), ветреница, купавница, печеночница, и др. Запомните, как выглядят

эти цветы. Эти редкие растения мы должны оберегать, чтобы они навсегда не исчезли

из нашего леса.

- Как мы можем оберегать цветы? А разве только редкие цветы мы

обязаны оберегать?

Лес щедро делится с людьми своими ягодными запасами.

Угадайте, какие лесные ягоды здесь изображены?

(Показ слайдов: земляника, клюква, малина, черника,)

- Какие еще ягоды кладет лес в наши корзинки?

(ежевика,голубика,брусника)

Ученик. Лес угощает щедро, но бери у него только ягоды. 300 лет может расти

кустарничек черники, но если сломать его, вырвать с корнем, то новый кустик с

плодами появится только через 7-8 лет.

-

Какое правило мы будем соблюдать при сборе ягод?

-

Продолжаем наше путешествие.

А кто же из нас не собирал в лесу грибы? Узнайте их.

(Показ муляжей грибов: белый, подосиновик, подберезовик, сыроежка, лисичка.)

(слайды: опята, мухоморы)

- Какой гриб мы не положим в корзинку? Почему? Какие еще ядовитые

грибы вы знаете? (Бледная поганка, ложноопенок, ложнодождевик.)

А можем ли мы уничтожать ядовитые грибы? (Нет, ими лечатся животные.)

Как же правильно собирать грибы?

Ученик. Грибы нужно срезать или выкручивать, а не вырывать из земли. А чтобы

грибница не высохла, присыпать ямку землей.

-

Грибы появляются после теплого дождя. Сейчас мы с вами выучим закличку, с

помощью которой вы сможете вызвать дождь.

-

Дождик, дождик

-

(руки, вытянув вперед ладошками вниз)

-

Дождик, лей.

-

Нам с тобою веселей,

-

Не боимся сырости

-

(встряхивать кистями рук) -

-

Только лучше вырастем

-

(встать на носочки)

-

А теперь похлопайте,

-

А теперь пошлепайте.

-

А теперь потопайте

-

И опять похлопайте.

-

Ведущий. А разве можно представить лесную полянку без насекомых?

-

К нам пришла лесная гостья. Вы ее узнали?

-

( Выходит девочка в костюме бабочки ).

-

Бабочка. Мы каждый день вокруг порхаем,

-

В работе устали не знаем:

-

Пыльцу цветков мы переносим,

-

А вас мы очень-очень просим

-

Нас не пугать и не ловить,

-

Чтоб мы могли спокойно жить! Мы привлекательны, красивы, Но просим

помнить, что должны вы На нас лишь издали смотреть. Ах, как нам нравится

лететь К цветам, на речку и на луг, И, сделав там над ними круг, Припав к

цветку, Нектар попить. Цветы поможем сохранить: У одного пыльцу возьмем И

на другой перенесем. Ведущий. Чем же полезны бабочки? (Они опыляют

растения.) Встречаем следующую гостью. Вы угадали, кто же это? ( Выходит

девочка в костюме божьей коровки)

-

Божья коровка. У Егорки на ладошке

-

Отдохну еще немножко.

-

Отдохну совсем чуток -

-

Перепрыгну на листок!...

-

Вся наша жизнь так интересна

-

И людям часто неизвестна,

-

Ведь вы живете в городах,

-

А мы - в лесах, полях, садах.

-

Мы грязный воздух не выносим

-

И о защите очень просим!

-

Ведущий. Чем же полезны божьи коровки?

-

Ученик. Этот жучок (божья коровка) и его личинки истребляют множество тли,

которая живет на листьях и сосет сок из растений.

-

Домовитая хозяйка

-

Пролетает над лужайкой,

-

Похлопочет над цветком -

-

Он поделится медком. (Пчела)

-

Ведущий. Чем полезны пчелы?

-

Ученик. Пчелы опыляют более 50 видов сельскохозяйственных культур. Одна

пчела опыляет от 4 до 16 тыс. цветков за сезон. Одна пчелиная семья собирает с

липы примерно 5 кг меда вдень.

-

Поприветствуем следующего гостя. Кто это?

-

( Выходит мальчик в костюме муравья.)

-

Ведущий. Размышляет муравей

-

Под ветвистой елочкой:

-

Муравей. Как бы справиться живей

-

С хвойною иголочкой?

-

Здесь ложбинка, там бугор,

-

Травки встали, как забор...

-

Пронесу ли я иглу

-

По узлистому стволу?

-

Ведущий. Ребята, если вы увидите муравьиную дорожку, - не топчите ее, не

мешайте муравьям трудиться. Ведь их называют лесными санитарами.

-

Ученик. Муравьи только одного крупного муравейника за лето уничтожают

около 100 тыс. насекомых. Гектар леса, охраняемый 4-5 муравейниками,

абсолютно чист от вредителей.

-

Ведущий. На нашу полянку летит шустрый вертолет. Кто это?

-

(Входит девочка в костюме стрекозы)

-

Стрекоза. Быстрый, шустрый,

-

Вот- над капустой,

-

Вот-над травой,

-

Над головой,

-

Вот-над малиной

-

Вертолет стрекозиный...

-

Вот опустился,

-

Вотприкустился

-

Вертолетик без расписания

-

Где он сядет?

-

Кто знает заранее?

-

Ведущий. Не позволяйте убивать или ловить для забавы стрекоз: они

защищают нас от комаров.

-

- Как мы можем охранять насекомых?

-

А какой же лес без птиц и птичьего пения?

-

9. Кто в беретке ярко-красной,

-

В черной курточке атласной,

-

На меня он не глядит.

-

Все стучит, стучит, стучит? (Дятел)

-

Ученик (одевает шапочку) Мы-лесные санитары. Мы не портим здоровые

деревья, а долбим кору тех, которые поражены внутри короедами.

-

10.

Угадайте, что за

птица:

Света яркого боится,

-

Клюв крючком, глаза пятачком,

-

Ушастая голова. Это... (Сова)

-

Ученик (одевает шапочку). Я - сова уничтожаю за год около 1000 грызунов. Если

учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, то, значит я одна спасу в

год тонну хлеба.

-

11.

В лесу ночном кукует птица.

Она назвать себя боится.

«Ку-ку. ..ку-ку. ..»-

-

Не спит опушка.

-

А птицу звать ...

(Кукушка)

-

Ученик (одевает шапочку). Я уничтожаю волосатых гусениц, которых все

остальные птицы, кроме иволги, клевать боятся. У меня необыкновенный

аппетит: за час я могу съесть 100 гусениц.

-

Ведущий. Если в лесу появляется большое количество насекомых -вредителей,

одна сова расправляется с ними в течение нескольких дней.

-

- Как мы можем помогать птицам?

-

Трудно представить лес без больших и маленьких зверей.

-

12.Шубна - иголки,

-

Свернется он - колкий,

-

Рукой не возьмешь.

-

Кто это? (Еж)

-

Ученик. У взрослого ежа до 16 тыс. колючек длиной до 2-3 см. ежи живут на

земле уже 50 млн. лет. Ежи уничтожают немало насекомых, лесных мышей и

других вредных грызунов. Они не боятся даже ядовитых гадюк.

-

13. Горбоносый, длинноногий,

-

Великан ветвисторогий,

-

Ест траву, кустов побеги,

-

С ним тягаться трудно в беге.

-

Коль такого довелось

-

Встретите, знайте -это... (Лось)

-

Ученик. К 30 годам прошлого столетия лоси сохранились только в Смоленской и

Брянской областях. Как ценное животное, лось был взят под охрану государства.

Сегодня в России насчитывается 500 тыс. лосей.

-

Ведущий. А каких животных нашего брянского леса вы еще знаете?

-

Вот как много живет в лесу разных животных. И все мы должны заботиться и

оберегать их.

-

- Почему мы должны охранять лес? (Это дом для животных.)

-

Ведущий. Бом-бом-бом!

-

Начинается погром.

-

Выезжаем на природу, сколько здесь в лесу народу!

-

Здесь костер и там костер,

-

Банки, склянки, всякий сор...

-

(У пенька сидит лягушонок и грустит.)

-

Фея. Что, случилось, лягушонок?

-

Лягушонок (вздыхает). Тут недавно были (начинает плакать)... они... они...

обижали...

-

Ведущий. Ребята, лягушонок так расстроился, что не может говорить. Да вы,

наверное, и сами догадались. Очевидно, здесь были те, кто не бережет природу.

Но, дорогой лягушонок, я уверена, что эти ребята знают, как вести себя в лесу.

Представьте, что вы оказались в лесу, где разбросано много мусора. А ведь в

лесу живет много зверей и птиц. А это наносит им непоправимый вред. Ребята,

а знает ли вы, как надо вести себя в лесу?

-

Правила поведения в природе.

-

( Насекомые по очереди читают правила, знаки вывешиваются на доске.) Если в

лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,

-

Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,

-

Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.

-

Испугаются зверушки, убегут с лесной опушки.

-

Ветки дуба Ие ломай, никогда не забывай

-

Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!

-

Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!

-

Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?

-

Здесь не нужно их ловить, топать, хлопать, палкой бить.

-

Ты в лесу-всего лишь гость, здесь хозяин-дуб и лось.

-

Их покой побереги, ведь они нам - не враги!

Помоги лесным зверюшкам, приготовь для них кормушки.

И тогда любой зверек - будь то ласка иль хорек,

Еж лесной, речная рыба-скажет: «Ты -мой друг! Спасибо!»

Ведущий. А что обозначают эти знаки? (вывешиваются остальные знаки)

Ведущий (обращаясь к лягушонку) . Вот видишь:

эти ребята настоящие друзья

природы. Они знают, какую пользу приносят людям обитатели леса.

1

ученик. Летучие мыши очищают местность от комаров. За час ночной охоты летучая

мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

2

ученик. Жабы уничтожают не только вредных насекомых, но и слизней, а это

опаснейшие враги растений.

3

ученик. За летний день корольки прилетают с кормом к гнезду 400 раз. Если сложить

в одну линию насекомых, которых они съедают, то она растянется на километр.

4

ученик. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная

бабочка - маленькая рана, нанесенная природе. А ведь природе сейчас очень трудно

залечивать даже самые маленькие раны.

5

ученик. Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более 2 лет,

консервная банка -до ста лет, полиэтиленовый пакет- более 200 лет, стекло - более

1000 лет.

Лягушонок. Как приятно, что ребята знают и берегут природу: деревья, цветы, птиц и

нас, лягушек. (Лягушонок садится на пенек.)

Появляется

Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята!

Ведущий. Здравствуй, Незнайка! Ты что принес?

Незнайка. Я сочинил правила.

(дети исправляют ошибки)

1.

Эй, послушайте, друзья! На деревья лезу я!

Буду с белками играть, буду сучья я срубать!

Если вдруг найду гнездо - разорю я и его!

Будет мне на обед из яиц этих омлет.

Ну а птицы - подождут, яйца новые снесут!

2.

На своей тропинке встретил ты лягушку или жабу?

Бей ее скорей камнями и с дороги прогони!

Пусть страшилище уходит. Нечего ей больше делать! От нее ведь

мало проку: только квакать и скакать!

3.

В лес однажды я пошел и детеныша нашел,

Я домой его принес, чтобы он со мною рос.

Я ведь так его люблю! Я и маму заменю! Ну и что, что ждут его!

Проживут и без него! Вырастет когда большой, в лес тогда и

отпущу. Пусть тогда увидит маму, братьев и сестер.

4.

На привале соберем ветки и иголки,

Палки, бревна принесем - заберем у волка.

Будем пламя разжигать, ставить кипятильник,

Ну, а мусор мы кидать будем в муравейник.

Все

бутылки

раскидаем,

банки

к

дереву

поставим,

Пусть

облизывают звери, что мы с вами не доели. Нам не нужен мусор

тут, пусть себе его берут!

Незнайка. Спасибо, ребята, за ваши советы. Я очень рад, что вы меня вовремя

поправили и научили, как вести себя в лесу.

Ведущий. Берегите лес. Его обитателей, и вы сохраните красоту земли.

Песенка защитников природы.

1. Если б только-только-только, Если б

только на планете,

Если б только все земляне

Все живое берегли.

То наверно - верно - верно,

То возможно - можно - можно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели!

Припев:

А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!

А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!

А-а, одуванчики, розы,

А-а, колокольчики, мимозы,

А-а, и цветущий шар земной!

А-а, и цветущий шар земной!

2.И пускай у этой речки,

И пускай у этой рощи,

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичьих стай,

И запомни-помни-помни,

Что беречь природу надо,

Всем на этом белом свете

Ты как можешь, береги!

Игра «Это все мои друзья!»

Ведущий. День закончился, но впрок

Надо повторить урок!

Если я скажу про вас,

Отвечайте сейчас:

«Это я, это я, это все мои друзья!»

Не согласен - так кричи,

Всем ребятам сообщи:

«Это не я, это не я, это не мои друзья!»

-

Не развожу костров в лесу, берегу его красу!

Это я...

-

Я люблю в лесу гулять, разные цветочки рвать! Это не я...

-

Любим мы в лесу шалить и кострища разводить!

Это не я ...

-

С берега кидаем в реку то пакеты, то газеты!

Это не я ...

-

Чтобы ягоды собрать, надо ветки обломать!

Это не я ...

-

Молодые деревца мы посадим у крыльца!

Это я ...

-

В выходной в лес идем, музыку с собой несем,

Чтобы вдоволь накричаться и на ветках покачаться!

Это не я ...

Фея. Лес не только для нашей забавы, Он богатство нашей

страны. Все деревья в нем, ягоды, травы, Нам на пользу, друзья,

взращены.

Каждый куст берегите, ребята! Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата, Березняк иль малинник

густой. А уж сколько орехов и ягод! Их, пожалуй, считать - не

сочтешь! Будьте верными лесу, ребята, Ведь красивее мест не

найдешь!

1 ученик. Здравствуй, планета!

Здравствуй, Земля!

Отныне мы дети твои и друзья, Отныне мы вместе большая семья

-Цветы и деревья, птицы и я!

2 ученик. Давайте будем дружить друг с другом,

Как птица с небом, как поле с лугом,

Как ветер с морем, трава с дождями Как дружит солнце со всеми

нами!

Песня «Если добрый ты».

Подведение итогов.

Ведущий. Наше путешествие завершено. Что интересного вы для себя открыли? Я

надеюсь, что все, о чем мы сегодня говорили, вы не забудете и станете настоящими

друзьями природы.

Сегодня вы потрудились очень хорошо.

Фея вас благодарит и дарит вам свои сувениры.



В раздел образования