Напоминание

"Педагогические вопросы воспитания народного певца"


Автор: Губина Мария Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО Тазовская детская школа искусств
Населённый пункт: ЯНАО, Тазовский район, п. Тазовский
Наименование материала: статья
Тема: "Педагогические вопросы воспитания народного певца"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Педагогические вопросы воспитания народного певца

Выполнила преподаватель сольного пения

МБУ ДО Тазовская детская школа искусств

Губина М.В.

Педагогическая деятельность – это постоянное стремление «в сторону

совершенствования своих практических умений и навыков, теоретического

их наполнения, изучения и усвоения чужого практического и теоретического

опыта, постоянное выделение главного и второстепенного, их актуальности в

данный момент творческого роста ученика и в будущем» [7, с. 39].

Задачи

народно-певческой

педагогики,

как

органической

части

культурно-исторического

процесса,

заключается

в

воспроизведении

духовного

и

деятельного

потенциала

традиционной

народно-певческой

культуры, в передаче новым поколениям всей совокупности специфических

знаний

и

навыков,

обеспечивающих

восприятие,

воссоздание

и

интерпретацию народной и авторской (в стиле народной) музыки.

Народно-певческая педагогика направлена на раскрытие музыкально-

драматических способностей исполнителя, на формирование его ценностных

ориентаций в контексте понимания общественных функций народного пения,

его места в системе общественных отношений и в развитии национальной

культуры в целом.

Шамина Л.В. указывает на два важных аспекта современной народно-

певческой

педагогики:

практический,

направленный

на

педагогическую

деятельно сть

по

во спит анию

и

обучению

народного

п е в ц а ;

исследовательский,

направленный

на

изучение

процессов

педагогической

деятельности. [8, с. 131-132].

Основными

педагогическими

установками

в

работе

с

народными

певцами

являются

следующие

положения:

выработать

народную

манеру

голосообразования;

освоить

навыки

вокального

дыхания

и

управления

голосом на всем диапазоне его звучания; развить вокальное, музыкальное,

интонационно-речевое

мышление,

художественно-творческие

и

артистические способности; освоить вокально-технические умения и навыки;

сформировать

репертуарный

багаж;

воспитать

профессиональную

творческую

личность

в

области

народно-певческого

исполнительского

искусства.

Дмитриев

Л.Б.

указывает

на

следующие

основные

принципы

воспитания певцов, сформулированные впервые на Всесоюзном вокальном

совещании 1954 г. в Ленинграде, «которым должны следовать педагоги вне

зависимости от методов и приемов при работе с учениками. Это единство

художественного

и

технического

развития,

индивидуальный

подход

к

ученику и принцип постепенности и последовательности в воспитании певца

и его голоса» [2, c. 300]. Также автор отмечает, что такие принципы певца

дают полную свободу в разнообразии методических приемов.

Основному

этапу

вокальной

работы

с

певцом

предшествует

прослушивание,

на

котором

педагог

определяет

темброво-акустические

свойства

и

тип

голоса,

его

силу,

диапазон,

ровность

звучания;

эмоциональную и артистическую гибкость, координацию движения; речевые

характеристики т общую культуру. Такой анализ необходим педагогу для

определения вокально-технических задач в дальнейшей работе по развитию и

постановке голоса певца.

Следует отметить, что вокально-педагогический процесс - это своего

рода творческо-психологический дуэт учителя и ученика. В связи с этим

Мешко Н.К. отмечает, что «результат обучения зависит от согласованности

этого дуэта». Здесь же автор указывает на сугубо индивидуальный подход в

обучении пению, так как «каждый певец неповторим по качеству и типу

голоса, стремлению голосового аппарата, способностям и психике. Мало того

– он постоянно находится в физическом и психологическом движении. На

него влияет всё: состояние здоровья, обстоятельства жизни, погода, чужие

влияния и т.д. С учетом этого, на каждом занятии педагог должен находить

соответствующий

подход,

в

котором

неуклонная

требовательность

и

педагогическая

настойчивость

соединялись

бы

с

заинтересованностью

в

личности студента – его внутренним миром и состоянием» [5, c. 16].

Таким

образом,

на

вокальных

занятиях

для

осуществления

плодотворной

работы

между

педагогом

и

учеником

должна

создаваться

атмосфера

доброжелательности,

доверия,

взаимопонимания;

педагогу

необходимо найти нужные слова, реплики, действия для снятия психического

зажима и напряжения, настроить обучаемого на качественную вокальную

работу.

Такие установки дают возможность утверждать то, что преподавание

народному

пению

обязывает

педагога

к

всесторонней

компетентности:

пониманию

специфики

народного

творчества

и

исполнительства,

общих

законов

вокального

искусства,

музыки,

психологии,

педагогики

и

пр.

Профессия педагога-вокалиста требует особой педагогической одаренности и

педагогического терпения.

Важными вопросами вокально-педагогической работы по постановке и

развитию

голоса

являются:

структура

занятия

и

виды

работы

на

нем;

временная продолжительность видов деятельности на уроке и самого урока.

В педагогической практике выработана система проведения вокальных

занятий,

которая

предполагает

два

основных

вида

работы

по

освоению,

развитию

и

совершенствованию

вокально-технических

и

художественно-

творческих умений и навыков певца: распевка, освоение репертуара.

К

вокально-техническим

установкам

относятся

такие

основные

компоненты

как:

певческое

дыхание,

звукообразование,

резонаторные

функции, дикция и артикуляция, высокая певческая позиция.

К

художественно-творческим

умениям

и

навыкам

следует

отнести

интонационно-речевое

мышление,

сопряженное

с

характером

речи

и

выражающее

смысловыми

интонациями;

внутренние

психологические

переживания,

выражающие

эмоционально-образными

состояниями

и

перевоплощениями;

актерское

мастерство,

включающее

образ,

эмоцию,

мимику,

жест;

хореографическое

мастерство,

передающееся

пластикой

движения и элементами народной хореографии.

Вокальное

занятие

(индивидуальное,

коллективное)

всегда

должно

начинаться с распевания. Это часть певческой работы является необходимой

составной частью обучения пению. По времени распевка занимает 10-15

минут

в

зависимости

от

поставленных

задач

(обучающие,

разогрев

вокального аппарата, подготовка к концертному выступлению). Остальная

часть

урока

направлена

на

освоение

вокального

репертуара

с

учетом

выполнения поставленных вокально-технических и творческих задач.

Система

воспитания

дает

возможность

целенаправленного,

избирательного

и

последовательного

развития

вокальной

техники,

музыкальности и артистизма. Это наилучшая форма прочного закрепления

основных певческих умений и навыков. Распевание позволяет избирательно

останавливаться на отдельных элементах вокальной техники, доводить их до

автоматической

привычки,

постепенно

расширяя

диапазон

голоса

и

технических

навыков,

что

дает

возможность

певцу

«более

свободно

преодолевать вокально-технические трудности репертуара, уделяя главное

внимание

артистизму

и

раскрытию

идейно-художественного

содержания

исполняемого произведения» [5, c. 17].

Также распевка является настройкой «всех механизмов голосового

аппарата – его музыкального инструмента – приведение его в активное,

певчески

тонусное

состояние

для

продолжительной

и

качественной

вокальной

работы.

Распевки

включают

комплекс

речевых

и

вокальных

упражнений,

состоящих

из

мелодических

попевок

и

цитат

из

народных

песен.

Они

обычно

состоят

из

одной

или

двух

музыкальных

фраз

и

исполняются в виде секвенций по полутонам вверх и вниз» [3, c.4].

При подборе и систематизации развивающих упражнений и песенного

репертуара необходимо учитывать уровень подготовки и индивидуальных

особенностей обучаемого. Музыкально-поэтическое содержание упражнений

также должно соответствовать уровню восприятия певца, быть доступным и

интересным, простым и ясным с легко запоминающимся мелодическим и

ритмическим рисунком.

Упражнения, наряду с репертуарными источниками, помогают решать

задачи

по

освоению,

выработке,

закреплению

и

совершенствованию

певческих

умений

и

навыков:

певческого

дыхания;

народной

манеры

звукообразования;

скоординированной

работы

головных

и

грудных

резонаторов; единообразия певческой организации гласных фонем и правил

произношения

согласных

букв-звуков;

певческой

дикции

и

артикуляции;

интонационно-речевого мышления; правил певческой орфоэпии, культуры и

логики речи в пении.

Следует

также

обратить

внимание

на

специфику

начального

этапа

обучения певца. Занятия в этот период должны быть кратковременными, с

перерывами на отдых, с посильными техническими, психологическими и

эмоционально-образными нагрузками.

По этому поводу Дмитриев Л.Б. предлагает придерживаться некоторых

общепризнанных

правил,

проверенных

практикой,

вне

зависимости

от

качества голоса ученика и метода педагога: «уроки не должны превышать 20-

25 минут с перерывами между упражнениями. Это объясняется не только

тем, что не обладающий выносливостью голосовой аппарат быстро устает и

не может точно выполнить предложенных ему вокально-технических задач,

но

и

тем,

что

в

пении

мы

идем

дело

со

сложной

координацией

многочисленных органов, что требует большого напряжения внимания» [2, c.

304]. Здесь же автор отмечает, что у певца во время занятий утомляется

прежде

всего

нервная

система,

а

не

мышцы.

Поэтому

«наилучшими

условиями для образования рефлекторной связи являются многогранность и

ежедневность

повторения

нужных

сочетаний

при

утомленной

нервной

системе»

[Там

же].

Так

же

Дмитриев

Л.Б.

указывают

на

создание

оптимальных

условий

для

усвоения

материала

«относительная

кратковременность занятий, преимущественно в утренние часы, когда ученик

не устал. Это правило знали еще в XVII в. Старые итальянские педагоги,

рекомендовавшие с начинающими ежедневные занятия два раза в день по 15

– 20 минут» [2, c. 305].

Крошилина Т.Д. для начального обучения детей предлагает игры и

игровые упражнения на выработку певческого дыхания; организацию звуков

и

слов,

окрашиваемых

смысловыми

интонациями;

тренировку

навыков

резонативной распевно-скороговорочной речи [4]. Автор отмечает «игру»

наиболее благоприятной формой и естественными условиями обучения детей

новообразования, способствующие усвоению новых знаний и умений для

раскрытия певческих возможностей детей. Игра позволяет быстрее развивать

слуховой

анализатор

и

мелодическое

чувство,

на

рефлекторном

уровне

прививать

детям

правильные

навыки

певческого

дыхания,

через

игровое

движение

координировать

работу

дыхательной

системы

и

голосового

аппарата» [4, c. 3]. Также педагог отмечает важность работы над правильной

организацией голоса в играх-упражнениях по постановке певческой речи, что

развивает у детей навыки резонативной (звонкой) разговорной речи – «от

речи

к

пению,

на

основе

контроля

за

правильной

работой

дыхательной

системы»

[4, c.39]. При таком подходе к данной проблеме «постепенно и

незаметно

стирается

грань

между

распевно-скороговорочной

речью

и

мелодическим пением. Дети начинают интонировать близко и выразительно,

формируя свои представления о звуке на основе открытой (натуральной)

речи. Попутно игра создает благоприятные условия для развития искреннего

чувства, необходимого в исполнительстве, раскрывая артистическую свободу,

бодрый жизненный тонус детей. В процессе совместных игр воспитывается

дружелюбие, взаимопонимание – качества, необходимые для коллективного

творчества» [4, c. 3].

Другой педагог, работающий с детьми в области народного пения,

Федонюк

В.В.

отмечает,

что

профессиональная

подготовка

(постановка)

голоса у детей включает в себя, «прежде всего открытие голоса у ребенка, а

затем постоянное развитие его, с соблюдение особых правил техники пения и

приемов.

Отсюда

основной

задачей

педагога

народного

пения

является

развитие не только певческой, но и музыкальной культуры у детей; воспитать

голос

ребенка

путем

определенного

метода,

который

включает

в

себя

совокупность

определенных

знаний,

советов,

постоянное

усвоение

определенных

певческих

навыков

(вокальной

техники),

обеспечивающих

желаемый диапазон, силу и тембр голоса при неутомляемости голосового

аппарата» [7, c. 14]. Также автор отмечает то, что детям нельзя разрешать

петь дома и в школе, пока не закрепиться дыхание и ребенок не научиться его

использовать при пении; пока ребенок не овладеет своим голосом; пока идет

большая работа над брюшным дыханием, работа над речью, над ртом, над

звуком, над позицией звука, т.е. воспитанием аппарата» [7, c. 16].

Также

важным

вопросом

вокально-педагогической

работы

является

подбор репертуара, так как он является основным материалом учебной и

исполнительской

деятельности

певца.

Репертуар

можно

поделить

на

два

основных

вида:

учебный

и

концертный.

При

подборе

произведений

для

учебного процесса необходимо учитывать уровень подготовки воспитанника,

этапы

вокально-технической

и

художественно-творческой

работы

с

ним;

педагогические

принципы

сознательности

и

творческой

активности,

перспективности,

систематичности,

посильной

трудности,

единства

художественного и технического.

Репертуар

народного

певца

должны

составлять

разно-жанровые,

разнохарактерные,

разно-стилевые

произведения

традиционной

и

композиторской

(обработка

народной

песни,

оригинальное

сочинение

в

народно-песенном

стиле)

вокальной

музыки

с

инструментальным

сопровождением и a capella. На начальном этапе обучения инструментальное

сопровождение помогает солисту сорганизоваться в темпе, ритме, чистоте

интонирования.

Пение

без

музыкального

сопровождения

сложная

исполнительская

форма.

Она

является

показателем

высокой

певческой

культуры и высокотехнического исполнительского мастерства. В работе над

такими

произведениями

«совершенствуется

вокальный

и

интонационно-

ладовый слух, чистота интонации, вокально-исполнительская техника»[3, c.

7]. Произведения без музыкального сопровождения должны включаться в

репертуар и на начальном уровне обучения. Главное условие – доступность

музыкально-поэтического

содержания;

музыкально-попевочный

материал

песен должен быть малообъемным, развивающийся мелодически постепенно

(без скачков) в объеме терции-квинты.

Совершенствуя

исполнительский

уровень

и

вокально-техническое

мастерство

(на

различных

этапах

обучения),

для

дальнейшего

профессионального

роста

певца,

репертуар

необходимо

переосмысливать,

обновлять, усложнять, находить новые или обновленные формы сценических

и

художественно-исполнительских

решений.

Таким

репертуарным

источников может служить авторская музыка для народного голоса, которая,

по

мнению

Бурлакова

В.А.

«существенно

отличается

от

фольклорных

произведений, даже если она передана «языком» народного мелоса». Далее

автор указывает на то, что «способы изложения музыкального материала,

масштаб и характер музыкально-образных обобщений авторских композиций

следует законам профессиональной композиторской школы», в связи с чем

«сам музыкальный материал требует от певца иных исполнительских средств

и

приемов

(прежде

всего

вокально-технических):

во-первых,

наличия

большого широкого диапазона голоса (как правило, авторские произведения

рассчитаны

на

широкий

диапазон

звучания

более

октавы);

во-вторых,

разнообразие тембровых, динамических, агогических красок, необходимых

для

воплощения

тех

или

иных

образов;

а

также

особых

навыков

формообразования,

адекватных

композиторскому

формотворчеству

и

передаче авторского стиля музыки». Здесь же автор указывает на решение

технических проблем вокала в работе над авторской музыкой, так как «она

заставляет

исполнителя

соприкоснуться

с

материалом,

требующим

осмысления

его

с

точки

зрения

формы

и

содержания,

подчиненные

классическим

(академическим)

законам

композиторского

письма,

способствует

развитию

музыкально-образного

мышления,

обогащает

его

исполнительский

опыт

новыми

приемами,

характерными

д л я

клмпозиторского сочинения»; обилие технических задач, встречающихся в

авторском творчестве, создает певцу различные исполнительские трудности,

но

при

этом

«дает

ему

возможность

ощутимо

развиваться

вокально,

повышать не только культуру своего ремесла, но и культуру в широком

значении этого понятия» [1, c. 87-89].

Таким

образом,

работа

с

репертуаром

решает

следующие

педагогические

задачи:

развитие

и

совершенствование

вокально-

исполнительского (музыкального, технологического, творческого) мышления

певца,

его

творческой

активности,

исполнительской

воли

и

интуиции,

интонационно-ладового слуха и интонационно-речевого вокального опыта.

Все действия обучающего процесса относительно вокальной техники,

художественно-творческой

и

постановочной

работы

над

вокальным

произведением

педагогу

необходимо

сопровождать

теоретическими

пояснениями и практическими показами с целью большей убедительности и

наглядности для обучаемого.

С первых вокальных занятий педагогу следует воспитывать у певца

такие

качества

как

самоконтроль

и

самоанализ

относительно

личного

исполнительского

процесса.

Для

этого

после

выполнения

какого-либо

задания необходимо спрашивать воспитанника о положительных результатах

и недостатках в его исполнении; что необходимо сделать, чтобы исправить

свои недостатки в пении или какие-либо элементы общего исполнительского

процесса. Все это помогает развивать вокальное, музыкальное и творческое

мышление

исполнителя;

осознавать

значимость

правильных

действий;

готовит певца к самостоятельной осмысленной вокально-исполнительской

работе.

Таким

образом,

рассмотрев

вопросы

педагогической

работы

с

народными певцами, были выявлены следующие основополагающие задачи

по постановке и развитию голоса: практическое освоение певческих умений

и навыков (вокального дыхания, звукообразования, резонаторных функций,

высокой певческой позиции, правил певческой орфоэпии, культуры и логики

певческой

речи);

развитие

музыкального,

вокального

и

художественно-

творческого

мышления

певца.

Указанные

задачи

реализуются

средствами

практического

освоения

комплекса

вокальных,

речевых

упражнений

и

песенного

репертуара;

формами

учебной

и

концертно-исполнительской

деятельности. Главной целью вокальной педагогики являются: в ДШИ и

ДМШ

развитие

музыкальных,

вокальных

и

художественно-творческих

способностей ребенка, подготовка более одаренных детей для обучения

в

специальных

образовательных

учреждениях;

в

среднем

и

высшем

профессиональном

образовании

воспитание

творческой

личности,

подготовка

высокопрофессионального

специалиста

в

области

народно-

певческого исполнительского искусства.

Основными

вокально-педагогическими

принципами

обучения

народному

пению

являются:

индивидуальный

подход,

связь

теории

с

практикой, наглядность, последовательность, связь вокально-технического и

творческого, синкретический подход в решении исполнительского процесса,

развитие от простого к сложному, освоение от частного к общему и наоборот.

ПРИМЕЧАНИЯ

1.

Бураков В.А. Об использовании авторских произведений в процессе

подготовки народного певца / В.А. Бурлаков // Культура народного пения:

традиции и искусство: материалы науч.-практ.конф. «Актуальные проблемы

культуры народного пения», 13-16 мая 2000г. / под общ. Ред. Л.В. Шаминой .

– М.: МГИМ, 2001. – С. 86-89.

2.

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 2007, -

С.368.

3.

Колесникова С.В. Народная песня в исполнительской и педагогической

практике народного певца: метод. Рекомендации и указания / авт.-сост. С.В.

Колесникова. – Саранск: ООО «Референт», 2015. – С.44.

4.

Крошилина

Т.Д.

Мы

птицы!

Игровые

упражнения

и

детские

фольклорные игры: метод.пособие / Т.Д. Крошилина. – Сочи: ГУП «СПП»,

1997. – С.56.

5.

Мешко Н.К. Искусство народного пения: практическое руководство и

методика обучения искусству народного пения / Н.К. Мешко. – М.: НОУ

«Луч», 1996. – Ч.1. – С.43.

6.

Федонюк

В.В.

Детский

голос.

Задачи

и

методы

работы

с

ним:

метод.пособие \ В.В. Федонюк. – СПб: «Союз художников», 2003. – С.64.

7.

Филиппов А.В. Принципы, методы и приемы вокально-педагогической

деятельности и их процессуальное наполнение / А.В. Филиппов // Голос и

речь. 2012. - №3 (8). – С. 37-47.

8.

Шамина Л.В. Основы народно-певческой педагогики: учеб.пособие /

Л.В. Шамина. – М.: ООО «Графика», 2010. – С. 202.



В раздел образования