Автор: Барабанщикова Жанна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: Свердловская обл., городской округ ЗАТО Свободный
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гражданско-патриотической позиции в процессе вокально-хоровой деятельности (на примере концертного хора "Апрель" МБУ ДО "ДМШ" городского округа ЗАТО Свободный).
Раздел: дополнительное образование
Барабанщикова Жанна Михайловка
Преподаватель МБУ ДО
«Детская музыкальная школа»,
ГО ЗАТО Свободный
Формирование
гражданско-патриотической
позиции
в
процессе
вокально-хоровой деятельности (на примере концертного хора «Апрель»
МБУ ДО «ДМШ» городского округа ЗАТО Свободный).
Современное общество находится на стадии глубоких трансформаций,
при которых образование и интеллект определяют конкурентоспособность.
Эти понятия становятся определяющим ресурсом для развития экономики в
современных
реалиях.
В
наши
дни
образование
получает
приоритет
и
государственную
поддержку,
а
понятие
«качество
образования»
является
определяющим. Это находит отражение в таких официальных документах,
как
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от
29.12.2012 № 273-ФЗ); Национальная доктрина образования в Российской
Федерации
до
2025
года
(от
04.10.2000,
№751); Концепция
развития
дополнительного образования детей (от 04.09.2014, № 1726-р).
Среди основных приоритетов современной политики на передний план
выходит гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных,
противоречивых
событий
в
общественной
жизни,
в
политике,
в
системе
государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие
известные
праздники,
появились
новые;
в
молодёжной
среде
всё
чаще
отмечаются
факты,
связанные
с
национальным
противостоянием,
проявляется
преступность,
рост
жестокости,
насилия;
средства
массовой
информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Всё это
свидетельствует
о
падении
нравственности
нашего
общества,
о
падении
интереса
и
уважения
к
прошлому
России
у
подрастающего
поколения.
Поэтому
на
современном
этапе
так
актуальна
проблема
воспитания
гражданина страны – настоящего патриота своей Родины. Развивать в детях
уважение к собственному народу, культуре, уважение к родному очагу – вот
ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы
воспитать достойного гражданина своей Родины.
Общеизвестно, что ядром и главным средством формирования
личности является искусство, отличающееся универсальностью воздействия
на внутренний мир человека.
Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой
опыт
и
исследования
показали,
что
музыка
влияет
и
на
психику,
и
на
физиологию человека, она может оказывать успокаивающее и возбуждающее
действие,
вызывать
различные
эмоции.
Выдающийся
педагог
В.А.
Сухомлинский
считал
музыку
важным
средством
нравственного,
патриотического
и
умственного
воспитания
человека:
«Музыкальное
воспитание
–
это
не
воспитание
музыканта,
а
прежде
всего
воспитание
человека» – говорил он.
В
современном
мире
необходимо
формировать
творчески
активную личность, способную к преобразованию мира.
Специфические особенности хорового пения обеспечивают огромные
возможности для воспитания чувства патриотизма. Трудно переоценить роль
такого музицирования в деле идейно-художественного воспитания не только
участников
исполнения,
но
и
слушателей.
Серьезное
значение
хоровому
пению
придавали
политические
деятели
во
все
времена.
Один
из
организаторов массовых хоровых праздников в нашей стране сказал: «Если
отлично поет хор в сто человек, то это искусство; а если отлично поет хор в
25000 человек, то это уже больше, чем искусство, - это явление огромной
общественной значимости».
Коллективная
форма
хорового
исполнения
делает
его
ценным
средством общего воспитания школьников. На это обращал особое внимание
наш
великий
русский
просветитель,
педагог
-
К.Д.
Ушинский.
Хочется
напомнить его высказывания о воспитательном значении хорового пения: « В
песне, а особенно, в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и
освежающее
человека,
но
что-то
организующее
труд,
располагающее
дружных певцов к дружному делу. Вот почему наши крестьяне поют хоровую
песню при вольной работе, требующей соединения сил; вот почему и в школу
требуется ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно
сильно
чувствующее
сердце,
а
это
очень
важно
в
школе,
где
общими
усилиями должно побеждать трудности учения».
В процессе педагогической деятельности в МБУ ДО «ДМШ» созрела
идея создания концертного хорового коллектива «Апрель», в состав которого
вошли учащиеся со всех отделений музыкальной школы.
Хоровое пение – искусство массовое. Оно предусматривает главное –
коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что
большая
группа
людей
объединена
одной
идеей,
подчинена
единому
художественно-исполнительскому замыслу. Это значит, что чувства, идеи,
заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой
людей.
Осознание
детьми
того,
что
когда
они
поют
вместе,
дружно,
то
получается
красиво
и
хорошо,
осознание
каждым
из
них
того,
что
он
участвует
в
этом
исполнении,
и,
что
песня,
спетая
хором,
звучит
выразительнее и ярче, чем, если бы он спел ее один. Осознание этой силы
коллективного
исполнения
оказывает
на
юных
певцов
колоссальное
воздействие.
Русское
народное
творчество
–
это
своеобразная
энциклопедия
духовной жизни народа. Произведения русского фольклора – неоценимый
источник
развития
чувства
патриотизма,
недаром
они
оказали
большое
влияние на всю русскую культуру. Русская классическая литература, музыка,
начиная с творчества А.С. Пушкина и М.И. Глинки, развивались на основе
народной поэзии и музыки, а многие русские художники (И.Е. Репин, В.М.
Васнецов) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных
песен и сказок. Богатейшие возможности в деле патриотического воспитания
содержатся в фольклоре. А наши великие русские певцы! Как они влияют на
восприятие
русской
песни
впечатлительным
детским
умом!
Вспомним
исполнение Шаляпиным таких русских песен как «Дубинушка», «Эй, ухнем»
и
других
песен.
Русская
песня
во
всех
ее
жанрах
–
плясовая,
хоровая,
шуточная, колыбельная, о народных героях – сопровождала и сопровождает
русского человека всю жизнь. Родные интонации и ритмы, впитанные всем
существом с детства, петые в юности, являют собой благодарную почву для
воспитания любви к Родине. С колыбели впитывают в себя дети мотив
русской песни, тихо льющийся из уст матери: «Спи, дитя мое, усни, сладкий
сон тебя храни…».Именно народная песня с её поэтичным и удивительным
миром, эмоциональной выразительностью и мелодичностью формирует у
детей бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливает
связь
и
преемственность
поколений. Существует
целая
классификация
русских
народных
песен:
рекрутские,
обрядовые, лирические, военные,
хороводные, трудовые
колыбельные,
прибаутки,
заклички
и
если
проанализировать сюжет этих песен, то можно увидеть, что большинство
песен поются и играются о человеке, о родине, о любви, о труде. Песня
всегда отражает окружающий мир, в котором она была создана и в жизни
народа имеет огромное значение. В процессе разучивания песни обязательно
знакомлю ученика с её содержанием, героями, персонажами. Это помогает
формировать
у
учащегося
такие
черты
характера
как
:
(«Сама
садик
я
садила»,
«Савка
и
Гришка»,
«Уж
мы
сеяли
ленок»)
–
трудолюбие;
(«Коровушка») - любовь к животным; («Как пойду я на быструю речку»,
«Среди
долины
ровные»
)-
красота
родного
края;
(«Блины»)
–
гостеприимство; («Птичка», «Как пошли наши подружки») - сопереживание;
(«Частушки») – веселье. Дети с огромным желанием и удовольствием любят
исполнять частушки, ведь частушка занимает в жизни народа очень значимое
место. Частушка оперативно и активно откликается на все события жизни.
Частушка – это и бодрость, оптимизм, юмор, озорство. Народная музыка,
сказки,
былины
легли
в
основу
многих
произведений
великих
русских
композиторов, прославивших Россию.
Хоровое исполнительство неизбежно связано с литературным текстом.
Слово и музыка в песне неразделимы. В этом единстве заключается великая
сила
хорового
искусства.
Слово
облегчает
восприятие
идейно-
художественного
содержания
музыкального
произведения.
Слово
конкретизирует музыку, а музыка, в свою очередь, эмоционально окрашивает
текст,
передавая
его
общее
настроение
и
следуя
за
тончайшими
его
интонациями,
оттенками.
Текст
в
значительной
мере
определяет
степень
«весомости»
хорового
произведения
как
средства
во спит ания
патриотических чувств юного гражданина страны.
Вот
какие
слова
поэта
М.
Матусовского
звучат
в
известной
песне
композитора В.Баснера:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Каждая
строка
этой
песни
сливается
воедино
с
душевной
запоминающейся мелодией. Чувства и переживания в этой песни понятны
молодому поколению нашей страны.
С
большим
проникновением
и
чувством
огромной
гордости
за
легендарный подвиг героя дети поют песню Э. Колмановского «Алеша».
«Наши дети» - так называется одна из частей Реквиема Д. Кабалевского на
слова
Р.Рождественского.
Реквием
посвящен
тем,
кто
погиб
в
борьбе
с
фашизмом. Светлая, оптимистическая музыка той части Реквиема, которую
исполняют
дети,
рождает
в
них
чувство
веры
в
будущее,
гордости
за
бессмертный подвиг своих отцов. Песня А. Островского на слова Л. Ошанина
«Пусть всегда будет солнце» быстро завоевала любовь и признание во всем
мире. Это песня-марш, песня-клятва, исполненная любви к людям и веры в
жизнь. Идея мира, мысль всего миролюбивого человечества выражена в
песне
словами
радостного,
доверчивого,
улыбающегося
маленького
гражданина Вселенной:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
Можно
назвать
множество
песен
и
хоровых
произведений,
воспитывающих у детей, молодежи благородные чувства любви к Родине.
В
рамках
современного
образовательного
процесса,
который
носит
гуманистический
характер
и
направлен
на
индивидуальное
личностное
развитие, развивающее обучение в системе образования становится ведущим,
а
технологии,
предполагающие
построение
учебного
материала
на
личностно-смысловой,
эмоционально-психологической
основе,
становятся
очень актуальными.
Начиная с 2000г., в Российской Федерации разработаны и действуют
более
60
программ
гражданского
и
патриотического
воспитания.
Очень
многие современные композиторы в своем творчестве обращаются к теме
любви к Родине. Организовываются фестивали патриотической песни, целью
которых
является
актуализация
проблем
патриотического
воспитания
в
России. Ежегодно в городском округе ЗАТО свободный проходит открытый
фестиваль-колнкурс
патриотической
песни
«О
Родине!
О
доблести!
О
славе!», организатором которого выступает МБУ ДО «ДМШ». Выступление
хорового коллектива «Апрель» стало традиционным на открытии и закрытии
этого фестиваля.
Воспитательные
и
организационные
возможности
хоровой
музыки
огромны.
Практический
опыт
работы
с
хоровым
коллективом
«Апрель»
показал, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный
фольклор,
церковную
и
классическую
музыку,
учащиеся
проникаются
ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих,
научаются
высокой
нравственности
и
красоте
человеческого
общения.
Однако,
на
практике,
возможностям
музыкального
искусства
для
формирования
патриотического
чувства
у
подрастающего
поколения
в
большинстве программ уделяется недостаточное внимание, - отсутствуют
воспитательные
программы,
использующие
возможности
музыкального
искусства как средства патриотического воспитания.
Список литературы
1.Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. – Ленинград, 1980.
2. Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогике. – Москва,
1956.
3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – Москва, 1989.
4.
Сергеева
П.А.
Народная
песня
как
способ
формирования
у
школьников эмоционально-ценностного отношения к миру. – Майкоп, 2005.
5. Соколов В.Г. Работа с детским хором. – Москва, 1981.
6. Сухомлинский В.А. Люди науки. – Москва, 1985. – С.
7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – Москва,
1968.