Напоминание

Формирование гражданско-патриотической позиции в процессе вокально-хоровой деятельности (на примере концертного хора "Апрель" МБУ ДО "ДМШ" городского округа ЗАТО Свободный).


Автор: Барабанщикова Жанна Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская музыкальная школа"
Населённый пункт: Свердловская обл., городской округ ЗАТО Свободный
Наименование материала: статья
Тема: Формирование гражданско-патриотической позиции в процессе вокально-хоровой деятельности (на примере концертного хора "Апрель" МБУ ДО "ДМШ" городского округа ЗАТО Свободный).
Раздел: дополнительное образование





Назад




Барабанщикова Жанна Михайловка

Преподаватель МБУ ДО

«Детская музыкальная школа»,

ГО ЗАТО Свободный

Формирование

гражданско-патриотической

позиции

в

процессе

вокально-хоровой деятельности (на примере концертного хора «Апрель»

МБУ ДО «ДМШ» городского округа ЗАТО Свободный).

Современное общество находится на стадии глубоких трансформаций,

при которых образование и интеллект определяют конкурентоспособность.

Эти понятия становятся определяющим ресурсом для развития экономики в

современных

реалиях.

В

наши

дни

образование

получает

приоритет

и

государственную

поддержку,

а

понятие

«качество

образования»

является

определяющим. Это находит отражение в таких официальных документах,

как

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от

29.12.2012 № 273-ФЗ); Национальная доктрина образования в Российской

Федерации

до

2025

года

(от

04.10.2000,

№751); Концепция

развития

дополнительного образования детей (от 04.09.2014, № 1726-р).

Среди основных приоритетов современной политики на передний план

выходит гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных,

противоречивых

событий

в

общественной

жизни,

в

политике,

в

системе

государственного и местного самоуправления. Отошли в прошлое многие

известные

праздники,

появились

новые;

в

молодёжной

среде

всё

чаще

отмечаются

факты,

связанные

с

национальным

противостоянием,

проявляется

преступность,

рост

жестокости,

насилия;

средства

массовой

информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Всё это

свидетельствует

о

падении

нравственности

нашего

общества,

о

падении

интереса

и

уважения

к

прошлому

России

у

подрастающего

поколения.

Поэтому

на

современном

этапе

так

актуальна

проблема

воспитания

гражданина страны – настоящего патриота своей Родины. Развивать в детях

уважение к собственному народу, культуре, уважение к родному очагу – вот

ведущая педагогическая идея, которой необходимо придерживаться, чтобы

воспитать достойного гражданина своей Родины.

Общеизвестно, что ядром и главным средством формирования

личности является искусство, отличающееся универсальностью воздействия

на внутренний мир человека.

Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой

опыт

и

исследования

показали,

что

музыка

влияет

и

на

психику,

и

на

физиологию человека, она может оказывать успокаивающее и возбуждающее

действие,

вызывать

различные

эмоции.

Выдающийся

педагог

В.А.

Сухомлинский

считал

музыку

важным

средством

нравственного,

патриотического

и

умственного

воспитания

человека:

«Музыкальное

воспитание

это

не

воспитание

музыканта,

а

прежде

всего

воспитание

человека» – говорил он.

В

современном

мире

необходимо

формировать

творчески

активную личность, способную к преобразованию мира.

Специфические особенности хорового пения обеспечивают огромные

возможности для воспитания чувства патриотизма. Трудно переоценить роль

такого музицирования в деле идейно-художественного воспитания не только

участников

исполнения,

но

и

слушателей.

Серьезное

значение

хоровому

пению

придавали

политические

деятели

во

все

времена.

Один

из

организаторов массовых хоровых праздников в нашей стране сказал: «Если

отлично поет хор в сто человек, то это искусство; а если отлично поет хор в

25000 человек, то это уже больше, чем искусство, - это явление огромной

общественной значимости».

Коллективная

форма

хорового

исполнения

делает

его

ценным

средством общего воспитания школьников. На это обращал особое внимание

наш

великий

русский

просветитель,

педагог

-

К.Д.

Ушинский.

Хочется

напомнить его высказывания о воспитательном значении хорового пения: « В

песне, а особенно, в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и

освежающее

человека,

но

что-то

организующее

труд,

располагающее

дружных певцов к дружному делу. Вот почему наши крестьяне поют хоровую

песню при вольной работе, требующей соединения сил; вот почему и в школу

требуется ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно

сильно

чувствующее

сердце,

а

это

очень

важно

в

школе,

где

общими

усилиями должно побеждать трудности учения».

В процессе педагогической деятельности в МБУ ДО «ДМШ» созрела

идея создания концертного хорового коллектива «Апрель», в состав которого

вошли учащиеся со всех отделений музыкальной школы.

Хоровое пение – искусство массовое. Оно предусматривает главное –

коллективное исполнение художественных произведений. А это значит, что

большая

группа

людей

объединена

одной

идеей,

подчинена

единому

художественно-исполнительскому замыслу. Это значит, что чувства, идеи,

заложенные в словах и музыке, выражаются не одним человеком, а массой

людей.

Осознание

детьми

того,

что

когда

они

поют

вместе,

дружно,

то

получается

красиво

и

хорошо,

осознание

каждым

из

них

того,

что

он

участвует

в

этом

исполнении,

и,

что

песня,

спетая

хором,

звучит

выразительнее и ярче, чем, если бы он спел ее один. Осознание этой силы

коллективного

исполнения

оказывает

на

юных

певцов

колоссальное

воздействие.

Русское

народное

творчество

это

своеобразная

энциклопедия

духовной жизни народа. Произведения русского фольклора – неоценимый

источник

развития

чувства

патриотизма,

недаром

они

оказали

большое

влияние на всю русскую культуру. Русская классическая литература, музыка,

начиная с творчества А.С. Пушкина и М.И. Глинки, развивались на основе

народной поэзии и музыки, а многие русские художники (И.Е. Репин, В.М.

Васнецов) использовали для своих картин поэтические сюжеты народных

песен и сказок. Богатейшие возможности в деле патриотического воспитания

содержатся в фольклоре. А наши великие русские певцы! Как они влияют на

восприятие

русской

песни

впечатлительным

детским

умом!

Вспомним

исполнение Шаляпиным таких русских песен как «Дубинушка», «Эй, ухнем»

и

других

песен.

Русская

песня

во

всех

ее

жанрах

плясовая,

хоровая,

шуточная, колыбельная, о народных героях – сопровождала и сопровождает

русского человека всю жизнь. Родные интонации и ритмы, впитанные всем

существом с детства, петые в юности, являют собой благодарную почву для

воспитания любви к Родине. С колыбели впитывают в себя дети мотив

русской песни, тихо льющийся из уст матери: «Спи, дитя мое, усни, сладкий

сон тебя храни…».Именно народная песня с её поэтичным и удивительным

миром, эмоциональной выразительностью и мелодичностью формирует у

детей бережное отношение к истории и культуре своего народа, усиливает

связь

и

преемственность

поколений. Существует

целая

классификация

русских

народных

песен:

рекрутские,

обрядовые, лирические, военные,

хороводные, трудовые

колыбельные,

прибаутки,

заклички

и

если

проанализировать сюжет этих песен, то можно увидеть, что большинство

песен поются и играются о человеке, о родине, о любви, о труде. Песня

всегда отражает окружающий мир, в котором она была создана и в жизни

народа имеет огромное значение. В процессе разучивания песни обязательно

знакомлю ученика с её содержанием, героями, персонажами. Это помогает

формировать

у

учащегося

такие

черты

характера

как

:

(«Сама

садик

я

садила»,

«Савка

и

Гришка»,

«Уж

мы

сеяли

ленок»)

трудолюбие;

(«Коровушка») - любовь к животным; («Как пойду я на быструю речку»,

«Среди

долины

ровные»

)-

красота

родного

края;

(«Блины»)

гостеприимство; («Птичка», «Как пошли наши подружки») - сопереживание;

(«Частушки») – веселье. Дети с огромным желанием и удовольствием любят

исполнять частушки, ведь частушка занимает в жизни народа очень значимое

место. Частушка оперативно и активно откликается на все события жизни.

Частушка – это и бодрость, оптимизм, юмор, озорство. Народная музыка,

сказки,

былины

легли

в

основу

многих

произведений

великих

русских

композиторов, прославивших Россию.

Хоровое исполнительство неизбежно связано с литературным текстом.

Слово и музыка в песне неразделимы. В этом единстве заключается великая

сила

хорового

искусства.

Слово

облегчает

восприятие

идейно-

художественного

содержания

музыкального

произведения.

Слово

конкретизирует музыку, а музыка, в свою очередь, эмоционально окрашивает

текст,

передавая

его

общее

настроение

и

следуя

за

тончайшими

его

интонациями,

оттенками.

Текст

в

значительной

мере

определяет

степень

«весомости»

хорового

произведения

как

средства

во спит ания

патриотических чувств юного гражданина страны.

Вот

какие

слова

поэта

М.

Матусовского

звучат

в

известной

песне

композитора В.Баснера:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Каждая

строка

этой

песни

сливается

воедино

с

душевной

запоминающейся мелодией. Чувства и переживания в этой песни понятны

молодому поколению нашей страны.

С

большим

проникновением

и

чувством

огромной

гордости

за

легендарный подвиг героя дети поют песню Э. Колмановского «Алеша».

«Наши дети» - так называется одна из частей Реквиема Д. Кабалевского на

слова

Р.Рождественского.

Реквием

посвящен

тем,

кто

погиб

в

борьбе

с

фашизмом. Светлая, оптимистическая музыка той части Реквиема, которую

исполняют

дети,

рождает

в

них

чувство

веры

в

будущее,

гордости

за

бессмертный подвиг своих отцов. Песня А. Островского на слова Л. Ошанина

«Пусть всегда будет солнце» быстро завоевала любовь и признание во всем

мире. Это песня-марш, песня-клятва, исполненная любви к людям и веры в

жизнь. Идея мира, мысль всего миролюбивого человечества выражена в

песне

словами

радостного,

доверчивого,

улыбающегося

маленького

гражданина Вселенной:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Можно

назвать

множество

песен

и

хоровых

произведений,

воспитывающих у детей, молодежи благородные чувства любви к Родине.

В

рамках

современного

образовательного

процесса,

который

носит

гуманистический

характер

и

направлен

на

индивидуальное

личностное

развитие, развивающее обучение в системе образования становится ведущим,

а

технологии,

предполагающие

построение

учебного

материала

на

личностно-смысловой,

эмоционально-психологической

основе,

становятся

очень актуальными.

Начиная с 2000г., в Российской Федерации разработаны и действуют

более

60

программ

гражданского

и

патриотического

воспитания.

Очень

многие современные композиторы в своем творчестве обращаются к теме

любви к Родине. Организовываются фестивали патриотической песни, целью

которых

является

актуализация

проблем

патриотического

воспитания

в

России. Ежегодно в городском округе ЗАТО свободный проходит открытый

фестиваль-колнкурс

патриотической

песни

«О

Родине!

О

доблести!

О

славе!», организатором которого выступает МБУ ДО «ДМШ». Выступление

хорового коллектива «Апрель» стало традиционным на открытии и закрытии

этого фестиваля.

Воспитательные

и

организационные

возможности

хоровой

музыки

огромны.

Практический

опыт

работы

с

хоровым

коллективом

«Апрель»

показал, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный

фольклор,

церковную

и

классическую

музыку,

учащиеся

проникаются

ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих,

научаются

высокой

нравственности

и

красоте

человеческого

общения.

Однако,

на

практике,

возможностям

музыкального

искусства

для

формирования

патриотического

чувства

у

подрастающего

поколения

в

большинстве программ уделяется недостаточное внимание, - отсутствуют

воспитательные

программы,

использующие

возможности

музыкального

искусства как средства патриотического воспитания.

Список литературы

1.Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. – Ленинград, 1980.

2. Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогике. – Москва,

1956.

3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – Москва, 1989.

4.

Сергеева

П.А.

Народная

песня

как

способ

формирования

у

школьников эмоционально-ценностного отношения к миру. – Майкоп, 2005.

5. Соколов В.Г. Работа с детским хором. – Москва, 1981.

6. Сухомлинский В.А. Люди науки. – Москва, 1985. – С.

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. – Москва,

1968.



В раздел образования