Автор: Яковлева Светлана Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5 (Школа №5)
Населённый пункт: город Нелидово Тверской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Квест-игра "Классная физика"
Раздел: среднее образование
Квест-игра «Классная физика»
(Для учащихся 7-8 классов)
Разработка игры
учителя физики Школы №5 города Нелидово Тверской области
Яковлевой Светланы Николаевны.
Пояснительная записка.
Внеурочная работа – обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Она
позволяет учителю, в увлекательной форме показать учащимся связь между наукой
и жизнью, разнообразие физических явлений в природе, научить ребят находить и
объяснять их в обыденной жизни. Комфортная, творческая атмосфера внеклассного
мероприятия
даёт
учащимся
возможность
проявить
смекалку,
творческую
активность и самостоятельность, а учителю – расширить и углубить знания ребят,
полученные на уроках.
Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует
формированию
познавательных
интересов
учащихся,
позволяет
активизировать
весь
учебный
процесс,
придавая
ему
творческий
характер,
теснее
связывая
с
жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания
путем самообразования.
Любая
игра
-
это
развлекательное
мероприятие
и
его
главная
цель
–
стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предметов,
привить им интерес и вкус к занятиям данной темой.
Цели:
обобщение и углубление знаний по физике.
Задачи:
Образовательные:
обобщить и закрепить знания учащихся по физике;
расширить кругозор учащихся по предмету;
Способствовать развитию познавательного интереса к урокам физики.
Развивающие:
развивать информационную и коммуникативную компетенции;
развивать память, внимание;
развивать логическое мышление;
развить интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Воспитательные:
Сформирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
Воспитывать чувство уважения друг к другу, доброжелательность,
толерантность, чувство товарищества и сопереживания.
Воспитывать инициативность и активность,
Воспитывать упорство и настойчивость в достижении цели.
Форма: интеллектуальная игра
Ход мероприятия.
1 ведущий. ФИЗИКА – какая емкость слова!
ФИЗИКА – для вас не просто звук!
ФИЗИКА – основа и опора!
ВСЕХ без исключения наук
2 ведущий. Вглядитесь пристально вокруг
И вам понятным станет вдруг
Что физика - царица-мать
Её для жизни нужно знать
1 ведущий. Здравствуйте участники и гости «Физического поединка « Классная
физика»». Сегодня мы собрались с вами чтобы узнать много нового, интересного и
увлекательного из области физики.
2 ведущий. Физики – очень любознательные люди. Их интересует, что, где, как
происходит вокруг нас , и почему так все происходит.
Хорошо бы, чтобы все ученики это понимали.
(сценка).
Ведущий:
Физика — сложнейшая наука.
Физика не любит дураков.
Расскажу вам я про двух учеников,
Которые запоминали закон Гука.
Вася, Коля Богачёвы -
Два братишки-близнеца
Приходили после школы.
Два прилежных молодца.
Коля :
— Надо делать нам уроки! —
Ведущий:
Вдруг воскликнул братец Коля –
Вася:
Да еще, в какие сроки!
Физику поучим что ли?!
Коля:
Сила упругости -
Это вам не глупости!
Вася:
А вот уж закон Гука -
Серьёзнейшая штука.
Ведущий:
И принялись два брата,
Два верных близнеца
Учить закончик Гука
Почти до утреца.
Коля:
Минус «К» и дельта «Эль»
О боже, что за мука!
Вася:
Минус «К» и дельта «Эль» -
Серьёзнейшая штука!
Коля:
Дельты, минус, «К» и «Ло»
Что-то нам невеселО!
Ведущий:
Тихоньки стали
Два братишки-близнеца.
И спокойно, крепко спали
Два прилежных молодца .
А наутро, вставши рано,
В школу быстренько пошли.
И, державши спину прямо,
Физику сдавать пришли.
Коля: Вот и первый наш звонок.
Начался уже урок.
Учитель:
Вася, Коля Богачёвы
Отвечайте на вопрос.
Расскажите закон Гука.
Ведущий:
Для мальчишек погас свет:
Вася: Нет у нас закона Гука!
Коля: Закон есть, а Гука нет!
Учитель:
- Это что ещё за штука?! –
Ведущий: Учитель говорит в ответ, -
Учитель:
Вот за этого, за Гука
Шлю родителям привет!
Открывайте дневники!
Горе вы ученики.
Коля: Нет постойте! Мы учили!
Да немножко подзабыли!
Учитель:
— Двойки ставлю, и конец!
Это вам не шутка!
Учить законы Гука -
Серьёзнейшая штука!
Ведущий:
Мальчики переглянулись.
Но совсем не улыбнулись!
Вася:
- Коля, надо не грустить.
А получше нам учить!
1 ведущий. Поэт стремится сделать простые вещи – сложными, а физик сложные
вещи – простыми.
2 ведущий. Сейчас знания и смекалку покажут 4 команды из учащихся 8-х классов.
Давайте познакомимся.
1 ведущий. Слово предоставляется команде школы №2
(участники говорят название своей команды и девиз)
2 ведущий. Слово предоставляется команде школы №3………..
1 ведущий. Слово предоставляется команде школы №4……….
2 ведущий. Слово предоставляется команде школы №5…….
1 ведущий.
Итак, мы начинаем первый тур игры «Классная физика». Каждой команде мы
дадим маршрутный лист, на нем будут написаны 4 номера кабинетов. Вы по
порядку должны будите зайти в каждый кабинет, в которых вас будут ждать
старшеклассники. Они будут задавать вам вопросы по физике, и вы должны будете
на них ответить. За каждый правильный ответ вам будут давать один жетон. В
конце нашей игры вы подсчитаете свои жетоны и тот у кого будет большее
количество жетонов, тот получит приз.
2 ведущий. Капитаны команд, подойдите за маршрутными листами. Удачи вам.
(Команды идут по станциям)
1 станция: «Знатоки метрологии»
(Каждый член команды получает задание. Приборы разложены на столах.
Каждый член команды должен найти те приборы, которые необходимы ему для
выполнения задания.)
Задания:
1.
Измерить диаметр горошины.
2.
Измерить массу камня.
3.
Измерить атмосферное давление.
4.
Измерить объём тела.
5.
Измерить температуру воды в стакане.
6.
Измерить температуру воздуха в кабинете.
7.
Измерить время ответа одноклассника.
8.
Измерить силу тяжести камня.
9.
Измерить вес груза.
10.Измерить силу трения деревянного бруска о пол.
2 станция: «Физика в лицах»
(Показываем портреты ученых. Ведущий дает подсказки. Игроки должны назвать
имя ученого. Презентация в приложении.)
Подсказки ведущего.
Ведущий: сейчас я покажу вам фотографии выдающихся ученых физиков. Имена
которых вам уже знакомы. Вы же должны отгадать фамилию этих ученых.
Слайд - 2
(Портрет Галилео Галилея)
Великий итальянский ученый Г.Галилей после окончания университета занялся
исследованиями в области механики и астрономии. Им открыт принцип
относительности движения и закон инерции. Главное достижение ученого в
области оптики – создание оптической трубы (одного из первых телескопов).
Ученый обессмертил свое имя рядом астрономических открытий, сделанных с
помощью телескопа: обнаружил горы на Луне, открыл 4 спутника у Юпитера.
Слайд – 3 (Портрет Исаака Ньютона)
Однажды вечером в 1665 году молодой человек двадцати трех лет сидел в
фруктовом саду родительского замка и раздумывал. Среди тишины вечера яблоко,
говорят, упало перед ним. Этот факт, такой простой, который мог бы пройти
незамеченным для всех других, поражает и возбуждает его внимание. Луна видна
на небе. Молодой человек принимается размышлять о природе той единственной
силы, которая толкает тела к Земле; он наивно спрашивает себя: почему Луна не
падает? Думая об этом, он приходит к одному из наиболее прекрасных открытий,
которыми может гордиться человеческий ум».
Исаак Ньютон – великий физик, открывший закон всемирного тяготения.
Слайд – 4 (Портрет Юрия Алексеевича Гагарина)
Юрий Алексеевич Гагарин – уникальный путешественник. Претендентов на это
путешествие было около 3 тысяч, однако выбор пал на него. Это кругосветное
путешествие он совершил в одиночку. Сын крестьянина, ученик ремесленного
училища, рабочий, студент, курсант аэроклуба. Свой исторический полет в космос
он совершил 12 апреля 1961 года на советском корабле – спутнике «Восток».
Ю.А.Гагарин облетел нашу планету и вернулся на Землю; полет продолжался 1 час
48 минут.
Совершенное им прославило человеческий разум, его и его Родину. Ему
принадлежит историческая фраза, сказанная перед началом дороги: «ПОЕХАЛИ».
Слайд – 5 (Портрет Архимеда)
Этот ученый жил в Сиракузах, на острове Сицилия. Великий инженер и
конструктор своего времени. Круг его научных интересов: математика, механика,
оптика, астрономия. Он помог своему царю Гиерону избежать обмана. С одним из
его открытий мы сталкиваемся почти каждую неделю.
По легенде, ему принадлежит возглас «ЭВРИКА!», прозвучавший вслед за
сделанным им открытием.
Слайд – 6 (Портрет Вильгельма Конрада Рентгена)
Фамилия этого ученого знакома всем: и школьникам, и артистам, и научным
работникам. Инженер по образованию, он в 23 года защитил диссертацию на
звание доктора философии. Его научные исследования посвящены
электромагнетизму, физике кристаллов, оптике. Но главное его достижение
относилось к совершенно неизвестной до тех пор области науки. Она то и
прославила его имя. В.К.РЕНТГЕН – лауреат первой Нобелевской премии по
физике (1901г.) Ему первому удалось увидеть строение части скелета живого
человека.
Слайд – 7 (Портрет Михаила Васильевича Ломоносова)
Сын крестьянина-помора северной окраины России. Он рано научился грамоте,
прочел все книги, какие мог достать, в 14 лет самоучкой изучил арифметику и
грамматику. В 1730 году пешком ушел в Москву учиться. В 1731году ему удалось
поступить в Словяно-греко-латинскую академию. По окончании, как один из
способнейших учеников, был направлен в Петербургский университет. Тут
заинтересовался серьезно химией и физикой.
В 1741 году Михаил Васильевич был назначен профессором химии Петербургской
академии Наук. Благодаря его усилиям в Петербурге была создана прекрасно
оборудованная лаборатория. По его инициативе и проекту был открыт Московский
университет.
Ломоносов придерживался мнения, что химия должна быть неразрывно связана с
физикой и математикой. Это соединение позволило Ломоносову заложить
фундамент науки об атоме и молекулах, то есть создать новую отрасль знаний -
физическую химию.
Взгляды и теории Ломоносова, далеко уходящие в будущее, оценили только
ученые, живущие чуть ли не на два века позже.
Слайд –8 (Портрет Эванджелиста Торричелли)
Итальянский учёный. Ученик Галилея, измерил атмосферное давление, разработал
ряд вопросов по физике и математике. Торричелли внес весомый вклад в механику,
математику, гидравлику, баллистику и оптику.
Слайд – 9 (Портрет Блез Паскаля)
Французский математик, физик и философ. Открыл и исследовал ряд важнейших
свойств жидкостей и газов. Опытами подтвердил существование атмосферного
давления. Доказал, что воздух имеет вес. Высказал мысль, что давление воздуха
уменьшается с высотой. Плодотворно занимался гидростатикой, открыв закон,
получивший его имя, установил принцип действия гидравлического пресса.
Слайд – 10 (Портрет Константина Эдуардовича Циолковского)
Константин Эдуардович Циолковский (1857 - 1935) - выдающийся российский и
советский ученый, основоположник современной космонавтики, а также философ,
яркий представитель школы русского космизма.
Представитель русского космизма, член Русского общества любителей
мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и
пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал
заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций,
выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что
развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и
совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять
жизнь по Вселенной.
Слайд – 11 (Портрет Джеймс Максвелла)
Шотландец по происхождению. Максвелл заложил основы
современной классической электродинамики (уравнения Максвелла), ввёл в физику
понятия тока смещения и электромагнитного поля, получил ряд следствий из своей
теории (предсказание электромагнитных волн, электромагнитная
природа света, давление света и другие). Один из основателей кинетической теории
газов (установил распределение молекул газа по скоростям).
3 станция: «Астрофизика»
(презентация в приложении)
1. Назовите страну, которая первой запустила искусственный спутник Земли.
2. Кто побывал в космосе первым?
3. Назовите имя и отчество первого космонавта
4. Сколько планет насчитывает Солнечная система?
5. Какая планета самая яркая из видимых с Земли? Её называют «Утренняя
звезда».
6.Назовите то место Солнечной системы, куда ступала нога человека.
7. Какой учёный доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?
8. Как звали первую собаку, побывавшую в космосе?
9. Назовите фамилию первой в мире женщины-космонавта, нашей
соотечественницы.
10. Чему равна первая космическая скорость?
4 станция: «Физика вокруг нас»
1.Как называется самое распространенное вещество в природе?
2.Что тяжелее тонна соломы или тонна железа?
3. В какой комнате запах распространяется быстрее в теплой или холодной?
4.Как называется маленькое количество жидкости?
5.Одно яйцо варят при нормальных условиях до состояния «крутое» 4 минуты.
Сколько минут нужно варить 5 яиц?
6. Чем отличаются молекулы воды, пара, льда?
7.Кто говорит на всех языках?
8.Назовите наибольшую единицу времени.
9.При резкой остановке автобуса человек, стоящий в нем
отклонится… (в какую сторону)
10. Какая из единиц массы самая большая?
а) тонна; б) грамм; в) центнер; г) кг.
(Затем команды собираются снова в одном кабинете)
1 ведущий. Мы рады, что все команды прошли испытания. Маршрутные листы, где
указано количество вами заработанных баллов, сдайте в жюри.
2 ведущий. У каждой команды было домашнее задание – домашний эксперимент.
Сейчас вам предстоит нам его показать.
(команды по очереди показывают опыты)
1 ведущий. А мы преступаем к третьему туру игры. Наш магистр будет показывать
опыты, а вы должны будете ответить на его вопросы . Тот кто сможет правильно
ответить и объяснить опыт, принесёт в копилку своей команды 10 баллов.
(заранее подготовленный учащийся показывает интересные опыты, учитель ему
помогает)
2 ведущий. А последний тур игры будет для капитанов. Я прошу капитанов всех
команд выйти сюда. Для вас мы подготовили отдельные вопросы, которые вы
видите на доске. За каждый правильный ответ , вам будет даваться определенное
количество очков. В конце игры мы подсчитаем ваше количество баллов и узнаем
кто же победит в нашей супер - игре.
(Презентация прилагается. )
1 ведущий. Слово для подведения итогов и награждения команд предоставляется
жюри.
(Жюри подводит итоги и награждает команды грамотами.)
Учащиеся читают рэп:
Реальная физика совсем не проста.
В ней всё логично, всё неспроста.
Атом в основе Вселенной лежит.
Свет излучает, кристаллы растит.
Вихри магнитные всюду кружат.
Природу Вселенной они сохранят.
В единое поле вместе слились.
Время, пространство из них родились.
Фотоны , нейтрино или протоны,
Пионы, мюоны и электроны.
Хотя и имеют разный заряд.
Но видимый мир постоянно творят.
Протоны, нейтроны в пространстве летят.
Из кучи частичек они состоят.
Ни одна этот мир покинуть не может.
Вообщем, попали - им ничто не поможет.
Частичка материи спирально летела.
С мембраны в мембрану сугубо по делу.
Пополнить свой внутренний потенциал.
Ей крайне важно - иначе провал!
Реальная физика очень проста.
В ней есть и логика, и красота.
Большой предсказательный потенциал.
Поможет открыть начало начал.
Реальная физика очень проста.
В ней есть и логика, и красота.
КвантОвый предел - нам не преграда!
Познание - лучшая в мире награда.
Учащиеся читают стихи:
1.
Физика вовсе не простой предмет,
И как его выучить – дадим мы совет.
2.
Надо все формулы знать назубок,
И не пропускать без причины урок.
1. Правильно нужно задачи решать,
Четко, как учат их оформлять.
2. Теорию нужно всем знать, да чтоб так,
Что рассказать её будет пустяк.
1. Контрольные надо писать лишь на пять.
Обязательно всем надо физику знать!
2. Знать про альфа - распады и громкость звука.
Физика, вовсе, скажу вам, не скука.
1. А опыты…Боже, это так интересно!
Их готова творить я везде, повсеместно.
2. В общем одно я хочу лишь сказать:
Физику надо учить всем и знать!
2 ведущий. Наша игра подошла к концу. Конфуций говорил «Три пути ведут к
знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это
путь самый легкий, и путь опыта – это путь самый горький». Не важно, каким
путем человек получает истинные знания, важен результат. И мы надеемся, что
сегодня вы получили именно тот результат, которого ожидали.