Напоминание

"ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА."


Автор: Зотикова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Д/С №85
Населённый пункт: Город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА."
Раздел: дошкольное образование





Назад




ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ

РАЗВИТИЕ

РЕБЕНКА

РАННЕГО

И

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Интеллект

это

прижизненно

формирующаяся

система

высших

психических функций, которая обеспечивает адаптацию к изменяющимся

условиям среды и успешное решение возникающих перед человеком проблем

и задач без пробных предметных действий.

Наиболее

близким

по

содержанию

категории

интеллекта

является

понятие «мышление», оба они отражают связанные между собой свойства

психической реальности. Решить проблему «мышление и интеллект» можно,

используя

категории

«процесс»

и

«система

и

свойство».

Интеллект

характеризует структуру и свойства некоторой функциональной психической

системы

связанных

между

собой

компонентов,

а

мышление

процесс

функционирования

психической

системы,

обеспечивающей

адекватное

и

адаптивное поведение, а также нахождение продуктивного результата при

решении проблем. При исследовании мышления выявляются динамические

свойства функционирования интеллекта как системы.

Мало изученным является вопрос о возрастной динамике интеллекта и

поэтому

в

литературе

представлены

противоречивые

взгляды

на

закономерности

формирования

интеллекта

у

детей.

Полезным

может

оказаться сопоставление формы интеллекта и стадии становления мышления,

которые

в

психологии

изучены

лучше.

Если

принять

за

истину

то,

что

невербальному интеллекту соответствует наглядно-действенное и наглядно-

образное мышление, а вербальному — словесное и словесно-логическое, то

можно сделать вывод о первом этапе развития интеллекта как становлении

невербального интеллекта. Вербальный интеллект формируется позднее в

онтогенезе на основе относительно развитых перцептивных способностей и

накопленного опыта предметно-практической деятельности в среде.

Различия в уровне развития общего интеллекта и разница в баллах

выполнения

тестовых

заданий

это

результат

не

только

обучения

и

воспитания, но и различий в наследственности испытуемых. В исследованиях

последних лет получен неожиданный, но постоянно появляющийся факт

большей

генетической

обусловленности

вербального

интеллекта

по

сравнению

с

невербальным.

Имея

в

виду

эти

положения,

становится

понятным,

почему

так

важен

этап

становления

речи

в

раннем

возрасте.

Разная степень успешности освоения речи ребенком, в большой степени

зависящая от социальной ситуации развития, определяет формирование выс-

ших

психических

функций.

Причем

не

только

по

общесистемным

механизмам

как

целое

детерминирует

части,

но

и

менее

изученным

способам

через

экспрессию

генов

в

мозговых

структурах

в

ранних

возрастах.

В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие интеллекта,

который

меняется

не

только

по

количественным

параметрам,

но

и

качественно.

Качественные

изменения

интеллекта

как

системы

познавательных функций, и средства оптимальной адаптации к меняющейся

среде,

касаются

усложнения

структуры

и

индивидуализации

е го

функционирования.

Интеллект

дошкольника

даже

в

возрасте

6,5—7

лет

еще

не

дифференцирован

и

представляет

единую

диффузную

систему

без

специализации

отдельных

компонентов,

которые

могут

у

разных

детей

развиваться с различной скоростью. Вместе с тем, три ведущих компонента в

виде

вербального,

невербального

и

общего

интеллекта

присутствуют

в

ситуациях

решения

любых

познавательных

задач,

что

свидетельствует

о

структурном обогащении интеллектуальной системы. Причем, наблюдая за

деятельностью старших дошкольников в"ситуациях решения нестандартных

задач, удается отметить соотношение, общего интеллекта с продуктивным

воображением и креативностью. Чем богаче воображение у ребенка, чем

лучше он использует память при решении практических задач, тем легче он

обучается новым навыкам и осваивает новые формы деятельности. Итак,

воображение у старших дошкольников начинает включаться в произвольную

интеллектуальную деятельность. При этом отметим ведущую роль обучения

ребенка операциям мышления через игру и совместную деятельность со

взрослым.

Согласно

воззрениям

Л.

С.

Выготского,

обучение

в

старшем

дошкольном

возрасте

«ведет»

за

собой

когнитивное

развитие,

а

через

развитие

высших

психических

функций

оно

ускоряет

созревание

кортикальных

формаций,

являющихся

ключевыми

в

познавательной

деятельности: теменно-височных и лобных отделов коры.

В

старшем

дошкольном

возрасте

можно

заметить

еще

одно

ка-

чественное

изменение

в

когнитивных

функциях:

благодаря

включению

ребенка в более богатые социальные отношения за счет его взаимодействий

со

сверстниками,

интенсивно

накапливается

опыт

его

самореализации

в

социальном

мире,

участия

и

разрешения

внешних

конфликтов.

Ребенок

накапливает,

обобщает

знания

о

себе,

своем

месте

среди

сверстников,

формирует

более

детальную

картину

«Я-образа»,

которая

постепенно

обогащается когнитивным содержанием. Когнитивный компонент «Я-образа»

на

границе

шести-восьми

лет

трансформируется

в

«Я-концепцию».

Эти

изменения в самосознании ребенка параллельно с положительной динамикой

интеллектуальных функций приводят к проявлению социального интеллекта.

Работами последних лет показан факт включения в структуру социального

интеллекта дошкольника самооценочных и интеллектуальных характеристик.

Оказалось,

что

уровень

развития

социального

интеллекта

старших

дошкольников

определяется

степенью

адекватности

интегральной

и

парциальных

их

самооценок.

Социальное

поведение,

строясь

на

перцептивных

способностях

распознавать

знак

и

качество

эмоционально

окрашенных отношений и на способностях организовывать адекватные от-

ветные действия, успешно в случае адекватных самооценок, отражающих

широту и богатство социального опыта ребенка. Неадекватная самооценка

способствует

формированию

либо

конформного,

либо

конфликтного

поведения в социальной среде. Однако, специфика самооценки не полностью

определяет успешность поведения дошкольника в микро- и макросоциуме,

так

как

степень

адекватности

социальных

отношений

и

реализации

личностных задач зависит еще и от уровня развития вербального и общего

интеллекта. Вербальный интеллект как важнейший для социального развития

определяет

качество

коммуникативных

средств

общения

и

деятельности.

Общий — обеспечивает возможности социального обучения по принципу:

чем больше развит общий интеллект, тем более эффективно и динамично

формируется

положительный

социальный

опыт

и

достигается

высокий

социальный

статус.

Исследования

последних

лет,

выполненные

на

репрезентативных

выборках

дошкольников,

убедительно

показали,

что

интеллектуальная система в целом, в том числе и социальный интеллект,

формируются у девочек быстрее, чем у мальчиков.

В

качестве

краткого

резюме

изложения

особенностей

становления

интеллектуальной системы в старшем дошкольном возрасте, следует указать

на связь процесса развития когнитивных функций с социальными факторами

и

полом

ребенка,

на

незавершенность

формирования

интеллектуальной

системы. Одной из важных особенностей данного этапа развития мышления

и накопления знаний является высокая пластичность нервно-психических

процессов, определяющих не только качество и уровень развития интеллекта

ребенка в дошкольном возрасте, но и имеющиеся возможности интенсивного

когнитивного развития в старших возрастах.

Благодаря

выраженной

пластичности

психических

процессов

у

дошкольников появляется возможность коррекции нарушений в развитии

когнитивных

функций

и

ускорения

интеллектуального

развития.

Если

созданы

психолого-педагогические

условия,

адекватные

возрастным

возможностям

формирования

интеллектуальных

функций,

то

к

концу

дошкольного

детства

обнаруженные

тендерные

отличия

в

формировании

интеллектуальной

системы

сглаживаются

и

в

психометрических

тестах

становятся не значимыми. Установлено, что в ситуации последовательного

обучения

и

воспитания

в

специально

организованной

психолого-

педагогической технологии (В. Г. Каменская, В. И. Клопова, 1998), согласно

которой в течение двух-трех лет происходит контролируемое и направленное

формирование высших психических функций, мальчики и девочки достигают

одинаковых успехов.



В раздел образования