Автор: Зотикова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ Д/С №85
Населённый пункт: Город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА."
Раздел: дошкольное образование
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ
РАЗВИТИЕ
РЕБЕНКА
РАННЕГО
И
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Интеллект
—
это
прижизненно
формирующаяся
система
высших
психических функций, которая обеспечивает адаптацию к изменяющимся
условиям среды и успешное решение возникающих перед человеком проблем
и задач без пробных предметных действий.
Наиболее
близким
по
содержанию
категории
интеллекта
является
понятие «мышление», оба они отражают связанные между собой свойства
психической реальности. Решить проблему «мышление и интеллект» можно,
используя
категории
«процесс»
и
«система
и
свойство».
Интеллект
характеризует структуру и свойства некоторой функциональной психической
системы
связанных
между
собой
компонентов,
а
мышление
—
процесс
функционирования
психической
системы,
обеспечивающей
адекватное
и
адаптивное поведение, а также нахождение продуктивного результата при
решении проблем. При исследовании мышления выявляются динамические
свойства функционирования интеллекта как системы.
Мало изученным является вопрос о возрастной динамике интеллекта и
поэтому
в
литературе
представлены
противоречивые
взгляды
на
закономерности
формирования
интеллекта
у
детей.
Полезным
может
оказаться сопоставление формы интеллекта и стадии становления мышления,
которые
в
психологии
изучены
лучше.
Если
принять
за
истину
то,
что
невербальному интеллекту соответствует наглядно-действенное и наглядно-
образное мышление, а вербальному — словесное и словесно-логическое, то
можно сделать вывод о первом этапе развития интеллекта как становлении
невербального интеллекта. Вербальный интеллект формируется позднее в
онтогенезе на основе относительно развитых перцептивных способностей и
накопленного опыта предметно-практической деятельности в среде.
Различия в уровне развития общего интеллекта и разница в баллах
выполнения
тестовых
заданий
—
это
результат
не
только
обучения
и
воспитания, но и различий в наследственности испытуемых. В исследованиях
последних лет получен неожиданный, но постоянно появляющийся факт
большей
генетической
обусловленности
вербального
интеллекта
по
сравнению
с
невербальным.
Имея
в
виду
эти
положения,
становится
понятным,
почему
так
важен
этап
становления
речи
в
раннем
возрасте.
Разная степень успешности освоения речи ребенком, в большой степени
зависящая от социальной ситуации развития, определяет формирование выс-
ших
психических
функций.
Причем
не
только
по
общесистемным
механизмам
—
как
целое
детерминирует
части,
но
и
менее
изученным
способам
—
через
экспрессию
генов
в
мозговых
структурах
в
ранних
возрастах.
В дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие интеллекта,
который
меняется
не
только
по
количественным
параметрам,
но
и
качественно.
Качественные
изменения
интеллекта
как
системы
познавательных функций, и средства оптимальной адаптации к меняющейся
среде,
касаются
усложнения
структуры
и
индивидуализации
е го
функционирования.
Интеллект
дошкольника
даже
в
возрасте
6,5—7
лет
еще
не
дифференцирован
и
представляет
единую
диффузную
систему
без
специализации
отдельных
компонентов,
которые
могут
у
разных
детей
развиваться с различной скоростью. Вместе с тем, три ведущих компонента в
виде
вербального,
невербального
и
общего
интеллекта
присутствуют
в
ситуациях
решения
любых
познавательных
задач,
что
свидетельствует
о
структурном обогащении интеллектуальной системы. Причем, наблюдая за
деятельностью старших дошкольников в"ситуациях решения нестандартных
задач, удается отметить соотношение, общего интеллекта с продуктивным
воображением и креативностью. Чем богаче воображение у ребенка, чем
лучше он использует память при решении практических задач, тем легче он
обучается новым навыкам и осваивает новые формы деятельности. Итак,
воображение у старших дошкольников начинает включаться в произвольную
интеллектуальную деятельность. При этом отметим ведущую роль обучения
ребенка операциям мышления через игру и совместную деятельность со
взрослым.
Согласно
воззрениям
Л.
С.
Выготского,
обучение
в
старшем
дошкольном
возрасте
«ведет»
за
собой
когнитивное
развитие,
а
через
развитие
высших
психических
функций
оно
ускоряет
созревание
кортикальных
формаций,
являющихся
ключевыми
в
познавательной
деятельности: теменно-височных и лобных отделов коры.
В
старшем
дошкольном
возрасте
можно
заметить
еще
одно
ка-
чественное
изменение
в
когнитивных
функциях:
благодаря
включению
ребенка в более богатые социальные отношения за счет его взаимодействий
со
сверстниками,
интенсивно
накапливается
опыт
его
самореализации
в
социальном
мире,
участия
и
разрешения
внешних
конфликтов.
Ребенок
накапливает,
обобщает
знания
о
себе,
своем
месте
среди
сверстников,
формирует
более
детальную
картину
«Я-образа»,
которая
постепенно
обогащается когнитивным содержанием. Когнитивный компонент «Я-образа»
на
границе
шести-восьми
лет
трансформируется
в
«Я-концепцию».
Эти
изменения в самосознании ребенка параллельно с положительной динамикой
интеллектуальных функций приводят к проявлению социального интеллекта.
Работами последних лет показан факт включения в структуру социального
интеллекта дошкольника самооценочных и интеллектуальных характеристик.
Оказалось,
что
уровень
развития
социального
интеллекта
старших
дошкольников
определяется
степенью
адекватности
интегральной
и
парциальных
их
самооценок.
Социальное
поведение,
строясь
на
перцептивных
способностях
распознавать
знак
и
качество
эмоционально
окрашенных отношений и на способностях организовывать адекватные от-
ветные действия, успешно в случае адекватных самооценок, отражающих
широту и богатство социального опыта ребенка. Неадекватная самооценка
способствует
формированию
либо
конформного,
либо
конфликтного
поведения в социальной среде. Однако, специфика самооценки не полностью
определяет успешность поведения дошкольника в микро- и макросоциуме,
так
как
степень
адекватности
социальных
отношений
и
реализации
личностных задач зависит еще и от уровня развития вербального и общего
интеллекта. Вербальный интеллект как важнейший для социального развития
определяет
качество
коммуникативных
средств
общения
и
деятельности.
Общий — обеспечивает возможности социального обучения по принципу:
чем больше развит общий интеллект, тем более эффективно и динамично
формируется
положительный
социальный
опыт
и
достигается
высокий
социальный
статус.
Исследования
последних
лет,
выполненные
на
репрезентативных
выборках
дошкольников,
убедительно
показали,
что
интеллектуальная система в целом, в том числе и социальный интеллект,
формируются у девочек быстрее, чем у мальчиков.
В
качестве
краткого
резюме
изложения
особенностей
становления
интеллектуальной системы в старшем дошкольном возрасте, следует указать
на связь процесса развития когнитивных функций с социальными факторами
и
полом
ребенка,
на
незавершенность
формирования
интеллектуальной
системы. Одной из важных особенностей данного этапа развития мышления
и накопления знаний является высокая пластичность нервно-психических
процессов, определяющих не только качество и уровень развития интеллекта
ребенка в дошкольном возрасте, но и имеющиеся возможности интенсивного
когнитивного развития в старших возрастах.
Благодаря
выраженной
пластичности
психических
процессов
у
дошкольников появляется возможность коррекции нарушений в развитии
когнитивных
функций
и
ускорения
интеллектуального
развития.
Если
созданы
психолого-педагогические
условия,
адекватные
возрастным
возможностям
формирования
интеллектуальных
функций,
то
к
концу
дошкольного
детства
обнаруженные
тендерные
отличия
в
формировании
интеллектуальной
системы
сглаживаются
и
в
психометрических
тестах
становятся не значимыми. Установлено, что в ситуации последовательного
обучения
и
воспитания
в
специально
организованной
психолого-
педагогической технологии (В. Г. Каменская, В. И. Клопова, 1998), согласно
которой в течение двух-трех лет происходит контролируемое и направленное
формирование высших психических функций, мальчики и девочки достигают
одинаковых успехов.