Автор: Модина Анастасия Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7 имени Олега Беспалова"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Эффект присутствия"
Раздел: дополнительное образование
Эффект присутствия
В последние годы так называемый «эффект присутствия» приобретает все большую
популярность.
Аналитики
называют
«эффект
присутствия»
в
числе
наиболее
перспект ив ны х
т ехнологий,
которы е
будут
з адават ь
тон
на
м и р о в ом
телекоммуникационном
рынке.
Сергей
Георгиевич
Кара-Мурза
в
своем
труде
«Манипуляция сознанием» неоднократно обращается к содержанию понятия «эффект
присутствия»
и
рассматривает
его
как
одно
из
сильнейших
средств
манипуляции
сознанием. «Средства массовой информации сегодня есть инструмент идеологии, а не
информации.
Главное
в
их
сообщениях
–
идеи,
внедряемые
в
наше
сознание
контрабандой» - С.Кара-Мурза. Прием «эффект присутствия» был введен в практику
нацистской
пропагандой.
Сегодня
он
описан
во
всех
учебниках
по
журналистике.
Включает в себя ряд трюков, которые должны имитировать реальность. Их постоянно
используют при «репортажах с мест боев» и в криминальной хронике, фабрикуя задним
числом съемку «реальной» поимки бандитов или автокатастрофы. Иллюзию «боевой
обстановки» создают, например, резким дерганьем камеры и сбиванием фокуса. В это
время перед камерой бегут какие-то люди, слышны выстрелы и крики. Все выглядит так,
будто бы оператор в страшном волнении, под огнем снимает реальность.
Из
журналистских
воспоминаний:
«До
начала
американских
бомбежек
Афганистана талибы и Северный Альянс крайне редко стреляли друг в друга, в основном
в воздух. Танки били по пристрелянным точкам, чтобы, не дай Бог, никого не задеть, а то
вдруг попадешь в соседа по кишлаку. Вот поэтому Америке, прилагавшей колоссальные
усилия, чтобы столкнуть их между собой, очень трудно их было убедить воевать по-
настоящему. Бывало, что журналист приезжал на передовую с заданием: снять боевые
действия, а их и в помине нет. И тогда он заказывал имитацию. Платил деньги, и
моджахеды заряжали свои автоматы и стреляли в сторону талибов, а талибы отвечали им
тем же. Все снималось на камеру. После этого мировые информагентства сообщали, что
группа
журналистов
была
обстреляна
талибами.
В
теленовостях
вовсю
крутили
«реальные»
видеокадры…».
Иллюзия
достоверности
оказывает
сильнейшее
эмоциональное
воздействие
и
создает
ощущение
большой
подлинности
событий.
Создается
мощный
эффект
присутствия,
мы
как
будто
вброшены
в
страшную
действительность, не подозревая, что это всего лишь дешевый трюк.
А как делались телерепортажи о Чечне в 1995-1996 годах? Вот тропинка вдоль
разрушенного дома, вдалеке от боя. По этой тропинке бегут какие-то люди, за ними
следует камера. Камера дергается, люди выпадают из кадра, сбивается фокусировка. Все
так, будто оператор, в страшном
волнении, под огнем снимает реальность. Создается
мощный эффект присутствия, мы как будто вброшены
в страшную действительность
Чечни. Но ведь это трюк, который должен имитировать реальность! Описан во всех
учебниках телерекламы и телерепортажа. Камера дергалась и сбивалась с фокуса только
для того, чтобы создать иллюзию боевой обстановки. Это дешевый прием телерепортера,
манипулирующего сознанием зрителя – reality show (имитация реальности). На Западе его
постоянно
применяют
в
полицейских
роликах,
чтобы
имитировать
сфабрикованную
задним числом съемку поимки бандитов или дорожной катастрофы. При этом зрителя и не
обманывают, будто это натуральная съемка, но сильнейшее эмоциональное воздействие от
иллюзии достоверности отличается.
Данный
прием
широко
используется
коммерческой
рекламой
–
специально
инсценируются всяческие «накладки», чтобы создать образ бесхитростных «простых»
людей. Особенно умиляют ролики, в которых очередная «тетя Ася» хорошо поставленным
голосом профессиональной актрисы пытается эмулировать речь «людей из народа» -
якобы случайные паузы, деланные запинки, легкие дефекты произношения, показная
неуверенность… Это примитивный, но действенный прием «захвата аудитории».
«Как-то на уроке истории одного известного московского учителя ученик оспорил
его информацию о том, что во французском Пантеоне похоронен Бальзак. «Его там нет»,-
тихо, но уверенно сказал мальчик. «Ты, наверное, ошибся», - громче, но менее уверенно
сказал учитель. «Нет,- подтвердил тот, - Гюго есть, сердце Золя есть, а Бальзака нет». И
добавил: «Я там был».
Еще помню публичный спор Чухраев – отца и сына: отец возмущался тем, что сын
спорит с ним о войне, доказывая, что там было, чего не было. «Ведь я же там был!»-
приводил он свой последний, но бесспорный довод.
Эффект
присутствия…
Этот
аргумент
стоит
многих
книжных
знаний,
энциклопедической образованности, преподавательской амбиции. Эффект присутствия не
только помогает что-то лучше запомнить, но и дает иногда поразительный ракурс знанию.
Нередко – просто новое знание» - Анатолий Берштейн.
Эффект
присутствия
также
является
важной
особенностью
среды
Интернет,
характеризующей
процесс
общения
индивида
с
окружающей
средой,
состоящей
из
окружающей обстановки, помещения, рабочего места с компьютером и т.п., и среды,
создаваемой
компьютерными
гиперсредствами.
Соотношение
степени
воздействия
на
человека этих двух составляющих определяет степень эффекта присутствия. Следует
отметить,
что
эффект
присутствия
по
своей
природе
в
большей
степени
связан
с
интерактивным общением и с самой компьютерной гиперсредой, нежели с общением
через нее. Эффект присутствия и его влияние на индивидов непосредственно связан с
рассмотрением и анализом социальной и виртуальной реальности.
По-моему, «эффект присутствия» играет с нами злую шутку: мы думаем, что мы
везде присутствием и владеем информацией почти обо всем на свете, но это только нам
так кажется. Да, мы владеем информацией, но какой?
Еще Ф.В.Ницше в XIX веке сказал, что «потребитель информации будет получать
не информацию, а интерпретацию информации…».