Напоминание

"Эффект присутствия"


Автор: Модина Анастасия Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №7 имени Олега Беспалова"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: статья
Тема: "Эффект присутствия"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Эффект присутствия

В последние годы так называемый «эффект присутствия» приобретает все большую

популярность.

Аналитики

называют

«эффект

присутствия»

в

числе

наиболее

перспект ив ны х

т ехнологий,

которы е

будут

з адават ь

тон

на

м и р о в ом

телекоммуникационном

рынке.

Сергей

Георгиевич

Кара-Мурза

в

своем

труде

«Манипуляция сознанием» неоднократно обращается к содержанию понятия «эффект

присутствия»

и

рассматривает

его

как

одно

из

сильнейших

средств

манипуляции

сознанием. «Средства массовой информации сегодня есть инструмент идеологии, а не

информации.

Главное

в

их

сообщениях

идеи,

внедряемые

в

наше

сознание

контрабандой» - С.Кара-Мурза. Прием «эффект присутствия» был введен в практику

нацистской

пропагандой.

Сегодня

он

описан

во

всех

учебниках

по

журналистике.

Включает в себя ряд трюков, которые должны имитировать реальность. Их постоянно

используют при «репортажах с мест боев» и в криминальной хронике, фабрикуя задним

числом съемку «реальной» поимки бандитов или автокатастрофы. Иллюзию «боевой

обстановки» создают, например, резким дерганьем камеры и сбиванием фокуса. В это

время перед камерой бегут какие-то люди, слышны выстрелы и крики. Все выглядит так,

будто бы оператор в страшном волнении, под огнем снимает реальность.

Из

журналистских

воспоминаний:

«До

начала

американских

бомбежек

Афганистана талибы и Северный Альянс крайне редко стреляли друг в друга, в основном

в воздух. Танки били по пристрелянным точкам, чтобы, не дай Бог, никого не задеть, а то

вдруг попадешь в соседа по кишлаку. Вот поэтому Америке, прилагавшей колоссальные

усилия, чтобы столкнуть их между собой, очень трудно их было убедить воевать по-

настоящему. Бывало, что журналист приезжал на передовую с заданием: снять боевые

действия, а их и в помине нет. И тогда он заказывал имитацию. Платил деньги, и

моджахеды заряжали свои автоматы и стреляли в сторону талибов, а талибы отвечали им

тем же. Все снималось на камеру. После этого мировые информагентства сообщали, что

группа

журналистов

была

обстреляна

талибами.

В

теленовостях

вовсю

крутили

«реальные»

видеокадры…».

Иллюзия

достоверности

оказывает

сильнейшее

эмоциональное

воздействие

и

создает

ощущение

большой

подлинности

событий.

Создается

мощный

эффект

присутствия,

мы

как

будто

вброшены

в

страшную

действительность, не подозревая, что это всего лишь дешевый трюк.

А как делались телерепортажи о Чечне в 1995-1996 годах? Вот тропинка вдоль

разрушенного дома, вдалеке от боя. По этой тропинке бегут какие-то люди, за ними

следует камера. Камера дергается, люди выпадают из кадра, сбивается фокусировка. Все

так, будто оператор, в страшном

волнении, под огнем снимает реальность. Создается

мощный эффект присутствия, мы как будто вброшены

в страшную действительность

Чечни. Но ведь это трюк, который должен имитировать реальность! Описан во всех

учебниках телерекламы и телерепортажа. Камера дергалась и сбивалась с фокуса только

для того, чтобы создать иллюзию боевой обстановки. Это дешевый прием телерепортера,

манипулирующего сознанием зрителя – reality show (имитация реальности). На Западе его

постоянно

применяют

в

полицейских

роликах,

чтобы

имитировать

сфабрикованную

задним числом съемку поимки бандитов или дорожной катастрофы. При этом зрителя и не

обманывают, будто это натуральная съемка, но сильнейшее эмоциональное воздействие от

иллюзии достоверности отличается.

Данный

прием

широко

используется

коммерческой

рекламой

специально

инсценируются всяческие «накладки», чтобы создать образ бесхитростных «простых»

людей. Особенно умиляют ролики, в которых очередная «тетя Ася» хорошо поставленным

голосом профессиональной актрисы пытается эмулировать речь «людей из народа» -

якобы случайные паузы, деланные запинки, легкие дефекты произношения, показная

неуверенность… Это примитивный, но действенный прием «захвата аудитории».

«Как-то на уроке истории одного известного московского учителя ученик оспорил

его информацию о том, что во французском Пантеоне похоронен Бальзак. «Его там нет»,-

тихо, но уверенно сказал мальчик. «Ты, наверное, ошибся», - громче, но менее уверенно

сказал учитель. «Нет,- подтвердил тот, - Гюго есть, сердце Золя есть, а Бальзака нет». И

добавил: «Я там был».

Еще помню публичный спор Чухраев – отца и сына: отец возмущался тем, что сын

спорит с ним о войне, доказывая, что там было, чего не было. «Ведь я же там был!»-

приводил он свой последний, но бесспорный довод.

Эффект

присутствия…

Этот

аргумент

стоит

многих

книжных

знаний,

энциклопедической образованности, преподавательской амбиции. Эффект присутствия не

только помогает что-то лучше запомнить, но и дает иногда поразительный ракурс знанию.

Нередко – просто новое знание» - Анатолий Берштейн.

Эффект

присутствия

также

является

важной

особенностью

среды

Интернет,

характеризующей

процесс

общения

индивида

с

окружающей

средой,

состоящей

из

окружающей обстановки, помещения, рабочего места с компьютером и т.п., и среды,

создаваемой

компьютерными

гиперсредствами.

Соотношение

степени

воздействия

на

человека этих двух составляющих определяет степень эффекта присутствия. Следует

отметить,

что

эффект

присутствия

по

своей

природе

в

большей

степени

связан

с

интерактивным общением и с самой компьютерной гиперсредой, нежели с общением

через нее. Эффект присутствия и его влияние на индивидов непосредственно связан с

рассмотрением и анализом социальной и виртуальной реальности.

По-моему, «эффект присутствия» играет с нами злую шутку: мы думаем, что мы

везде присутствием и владеем информацией почти обо всем на свете, но это только нам

так кажется. Да, мы владеем информацией, но какой?

Еще Ф.В.Ницше в XIX веке сказал, что «потребитель информации будет получать

не информацию, а интерпретацию информации…».



В раздел образования