Автор: Иванов Эдуард Капитонович
Должность: педагог дополнительного образования хореограф
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр эстетического воспитания детей "Айылгы" ГО "город Якутск"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г.Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Северный танец Һээдьэ
Раздел: дополнительное образование
Здравствуйте!
Пожалуйста,
опубликуйте
мою
статью
«Северный
танец».
Нужен
сертификат
о
публикации на прохождение аттестации на первую категорию.
Ф.И.О.: Иванов Эдуард Капитонович.
Должность: педагог дополнительного образования, хореограф.
Место работы:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания детей «Айылгы» ГО «город Якутск»
Согласен с тем, что мои данные будут опубликованы на сайте.
Северный танец «Һээдьэ».
Культура
малочисленных
народов
Севера,
передававшаяся
из
поколения
к
поколению,
непосредственно в обрядовых действиях и языком фольклора и легенд перед исследователями
поставила
сложную
задачу
объективного
описания
танцевальной
культуры.
Одним
из
таких
групповых ритуальных танцев эвенов и эвенков является һээдьэ. Этот вид кругового ритуального
танца пришла до наших дней из глубокой древности. Поэтому влияние различных культур не
позволяет окончательно определить его мифические корни и внутреннее содержание.
Ритуальные танцы в силу родового кочевого образа жизни эвенков и эвенов традиционно
исполнялись во время весенне-летних сборищ. В это время происходил обмен товарами. В этот
период
по
данным
известных
путешественников,
этнографов
происходили
ритуальные
празднества. В период советской власти жизненный уклад этих народов изменился. В территорию
Булунского улуса переселилось большое количество представителей других национальностей. В
результате произошло смешение коренных малочисленных народов и их растворение состав
пришлых
национальностей
и
коренное
изменение
культурно-бытового
уклада
их
жизни.
Эти
исторические процессы привели к изменению традиционной культуры, в том числе исполнение
танца һээдьэ.
Эвены
живут
в
Якутии
и
северо-эвенском
районе
Магаданской
области.
У
них
бытуют
различные
варианты
традиционно
кругового
танца.
Число
участников
не
ограничено.
Сопровождается
танец
отдельными
ритмическими
выкриками
и
запевом
ведущего
импровизатора, как и в осуохайе, которые вторят остальные исполнители. Начинают танец обычно
мужчины. Танец һээдьэ исполняют эвены и поныне в дни оленеводов и других праздников. Он
состоит из зачина и двух частей. 1 медленная часть – главная. 2 быстрая стремительная часть.
Музыкальный размер 6/8-1 часть, 2/4 – вторая часть.
В разных улусах исполнение һээдьэ имеет различия по характеру исполнения, по ритму и по
запеву. Она представлена в ладе различных песен и хоровых танцев. О его разновидностях много
различных суждений и о его происхождении. Һээдьэ в старину был танцем сигнала. Его исполняли,
когда нападали враги. Люди танцевали и пели и при этом выкрикивали. Һээдьэ – товарищ, һанди –
знаешь, һумгэ – шепни, һэккэ – наступил, һуррэ – уходят. По описании Кардашевской һээдьэ был не
просто хоровод. С наступлением весны и лета, когда собирались для того, чтобы подсчитать
силы,выискать потери, узнать, кто не смог пережить холодную суровую зиму, потери бывали
весьма
ощутимые.
Вымирали
и
целыми
сериями.
Старейшина
рода,
проходя
мимо
яранги,
окликал словами һээдьэ-һуруйа и прислушивался на его призыв ответа и знал, сколько остался
человек в жилище. Потом приступал к выискиванию подробнеости тоже окольными вопросами.
Нигу
–
это
ты,
в
ответ
отвечает
биту
–
это
я.
И
постепенно
обитатели
жилищ
выходили
и
становились
в
круг.
Во
второй
части
начинался
поминовение
усопших.
Запевала
старается
позабавить их, призывает взять себя в руки: живым надо жить. Стараясь утешить людей, вызвать
веселье и юмор. Потом люди постепенно двигаясь, разогреваясь с серьезной мимикой, гордо
скинув
головы,
начинают
повторять
за
запевалой.
В
начале
танца
движения
медленные,
покачиваясь от стороны в сторону берутся за локти и кружатся по ходу солнца.
В
Булунском
улусе
бывает
много
пурги,
погода
холодная,
ветреная
и
ход
танца
соответсвующая. Они начинают в одном строе как бы, защищаясь от ветра, прикрывая руками
лицо, становятся в линию. Делая имитирующие согревающие движения руками, локтями верх-
вниз, медленным шагом и становятся в круг. Четыре парня делают движения, подражающие
разведение костра. В это время девушки отдаляются на четыре стороны, руки держа в позе
эвенского танца, согнутые на локтях, голову двигают в такте танца вперед, назад, верх, вниз и
расходившись на четыре угла делают круговые движения. В это время парни, разводя костер,
греют руки на «огне», делая круговое движение вокруг костра все собираются в круг. Берутся за
руки в позе полупоклона стоят, немножко согнув колени.Начинают водить хоровод медленно
боковыми шагами с горловым пением «һээдьэ». Запевала начинает запев, остальные повторяют
за
парнем
и
медленно
начинается
хоровод.
И
постепенно
движение
переходит
на
буструю.
Участникам в конце темпераментного танца становится жарко и весело.
Слова запева.
Нээдьэ – һээдьэ,
Нандыа – һандыа,
Нэбгэ – һэбгэ,
Нэбгэ – һэбгэ,
Нундуо – һундуо,
Нуги – һуги,
Нэбгэ – һэбгэ,
Нуруйа – һуруйа
Нуруйа – һуруйа,
Нэврэ – һэврэ,
Нэврэ – һэврэ,
Ну – уо – һу – уо,
Ну – уо – һу – уо,
Ньээдьэ – һээдьэ,
_ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _
_ _ _ _ _ _
.............................
То, что развивалось веками не должно погибать. Традиции тоже развиваются, но новации не
заметны,
если
органично
входит
в
целую
структуру
мировоззрения.
В
настоящее
время
на
материалах танцевального, песенного фольклора созданная новая форма, в хоеографическом
искусстве, освоенный сценический танец по прежнему носит традиционную пластику народного
танца. Танец, рожденный в определенной среде, передается от поколения к поколению. И хорошо
понятно коренному населению. Традиционная форма и содержание народного танца, возможно,
меняется вместе с народом и его культурой, но является наиболее устойчивой. Хотя һээдьэ по
исполнению в разных регионах Якутии имеет разновидности, но на самом деле по содержанию и
по происхождению имеет одинаковый смысл.