Напоминание

Северный танец Һээдьэ


Автор: Иванов Эдуард Капитонович
Должность: педагог дополнительного образования хореограф
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Центр эстетического воспитания детей "Айылгы" ГО "город Якутск"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), г.Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: Северный танец Һээдьэ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Здравствуйте!

Пожалуйста,

опубликуйте

мою

статью

«Северный

танец».

Нужен

сертификат

о

публикации на прохождение аттестации на первую категорию.

Ф.И.О.: Иванов Эдуард Капитонович.

Должность: педагог дополнительного образования, хореограф.

Место работы:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей «Айылгы» ГО «город Якутск»

Согласен с тем, что мои данные будут опубликованы на сайте.

Северный танец «Һээдьэ».

Культура

малочисленных

народов

Севера,

передававшаяся

из

поколения

к

поколению,

непосредственно в обрядовых действиях и языком фольклора и легенд перед исследователями

поставила

сложную

задачу

объективного

описания

танцевальной

культуры.

Одним

из

таких

групповых ритуальных танцев эвенов и эвенков является һээдьэ. Этот вид кругового ритуального

танца пришла до наших дней из глубокой древности. Поэтому влияние различных культур не

позволяет окончательно определить его мифические корни и внутреннее содержание.

Ритуальные танцы в силу родового кочевого образа жизни эвенков и эвенов традиционно

исполнялись во время весенне-летних сборищ. В это время происходил обмен товарами. В этот

период

по

данным

известных

путешественников,

этнографов

происходили

ритуальные

празднества. В период советской власти жизненный уклад этих народов изменился. В территорию

Булунского улуса переселилось большое количество представителей других национальностей. В

результате произошло смешение коренных малочисленных народов и их растворение состав

пришлых

национальностей

и

коренное

изменение

культурно-бытового

уклада

их

жизни.

Эти

исторические процессы привели к изменению традиционной культуры, в том числе исполнение

танца һээдьэ.

Эвены

живут

в

Якутии

и

северо-эвенском

районе

Магаданской

области.

У

них

бытуют

различные

варианты

традиционно

кругового

танца.

Число

участников

не

ограничено.

Сопровождается

танец

отдельными

ритмическими

выкриками

и

запевом

ведущего

импровизатора, как и в осуохайе, которые вторят остальные исполнители. Начинают танец обычно

мужчины. Танец һээдьэ исполняют эвены и поныне в дни оленеводов и других праздников. Он

состоит из зачина и двух частей. 1 медленная часть – главная. 2 быстрая стремительная часть.

Музыкальный размер 6/8-1 часть, 2/4 – вторая часть.

В разных улусах исполнение һээдьэ имеет различия по характеру исполнения, по ритму и по

запеву. Она представлена в ладе различных песен и хоровых танцев. О его разновидностях много

различных суждений и о его происхождении. Һээдьэ в старину был танцем сигнала. Его исполняли,

когда нападали враги. Люди танцевали и пели и при этом выкрикивали. Һээдьэ – товарищ, һанди –

знаешь, һумгэ – шепни, һэккэ – наступил, һуррэ – уходят. По описании Кардашевской һээдьэ был не

просто хоровод. С наступлением весны и лета, когда собирались для того, чтобы подсчитать

силы,выискать потери, узнать, кто не смог пережить холодную суровую зиму, потери бывали

весьма

ощутимые.

Вымирали

и

целыми

сериями.

Старейшина

рода,

проходя

мимо

яранги,

окликал словами һээдьэ-һуруйа и прислушивался на его призыв ответа и знал, сколько остался

человек в жилище. Потом приступал к выискиванию подробнеости тоже окольными вопросами.

Нигу

это

ты,

в

ответ

отвечает

биту

это

я.

И

постепенно

обитатели

жилищ

выходили

и

становились

в

круг.

Во

второй

части

начинался

поминовение

усопших.

Запевала

старается

позабавить их, призывает взять себя в руки: живым надо жить. Стараясь утешить людей, вызвать

веселье и юмор. Потом люди постепенно двигаясь, разогреваясь с серьезной мимикой, гордо

скинув

головы,

начинают

повторять

за

запевалой.

В

начале

танца

движения

медленные,

покачиваясь от стороны в сторону берутся за локти и кружатся по ходу солнца.

В

Булунском

улусе

бывает

много

пурги,

погода

холодная,

ветреная

и

ход

танца

соответсвующая. Они начинают в одном строе как бы, защищаясь от ветра, прикрывая руками

лицо, становятся в линию. Делая имитирующие согревающие движения руками, локтями верх-

вниз, медленным шагом и становятся в круг. Четыре парня делают движения, подражающие

разведение костра. В это время девушки отдаляются на четыре стороны, руки держа в позе

эвенского танца, согнутые на локтях, голову двигают в такте танца вперед, назад, верх, вниз и

расходившись на четыре угла делают круговые движения. В это время парни, разводя костер,

греют руки на «огне», делая круговое движение вокруг костра все собираются в круг. Берутся за

руки в позе полупоклона стоят, немножко согнув колени.Начинают водить хоровод медленно

боковыми шагами с горловым пением «һээдьэ». Запевала начинает запев, остальные повторяют

за

парнем

и

медленно

начинается

хоровод.

И

постепенно

движение

переходит

на

буструю.

Участникам в конце темпераментного танца становится жарко и весело.

Слова запева.

Нээдьэ – һээдьэ,

Нандыа – һандыа,

Нэбгэ – һэбгэ,

Нэбгэ – һэбгэ,

Нундуо – һундуо,

Нуги – һуги,

Нэбгэ – һэбгэ,

Нуруйа – һуруйа

Нуруйа – һуруйа,

Нэврэ – һэврэ,

Нэврэ – һэврэ,

Ну – уо – һу – уо,

Ну – уо – һу – уо,

Ньээдьэ – һээдьэ,

_ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _

.............................

То, что развивалось веками не должно погибать. Традиции тоже развиваются, но новации не

заметны,

если

органично

входит

в

целую

структуру

мировоззрения.

В

настоящее

время

на

материалах танцевального, песенного фольклора созданная новая форма, в хоеографическом

искусстве, освоенный сценический танец по прежнему носит традиционную пластику народного

танца. Танец, рожденный в определенной среде, передается от поколения к поколению. И хорошо

понятно коренному населению. Традиционная форма и содержание народного танца, возможно,

меняется вместе с народом и его культурой, но является наиболее устойчивой. Хотя һээдьэ по

исполнению в разных регионах Якутии имеет разновидности, но на самом деле по содержанию и

по происхождению имеет одинаковый смысл.



В раздел образования