Напоминание

"Использование технологии РКМЧП на уроках русского языка в условиях перехода на новый стандарт"


Автор: Муратова Айсылу Нагимовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бардымская СОШ №2"
Населённый пункт: село Барда, Пермский край
Наименование материала: педагогический проект
Тема: "Использование технологии РКМЧП на уроках русского языка в условиях перехода на новый стандарт"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бардымская средняя

общеобразовательная школа №2»

Педагогический проект

«Использование технологии критического мышления через

чтение и письмо на уроках русского языка в условиях

перехода на новый стандарт»

Муратова Айсылу Нагимовна,

учитель русского языка и литературы

2017-2018 учебный год

Содержание

1.Актуальность………………………………………………………………………3-4

2.Основное содержание и механизмы реализации…………………………………5-9

3.Промежуточные результаты и дальнейшее развитие……………………………10

4.Список литературы…………………………………………………………………11

5.Приложения………………………………………………………………………..12-19

Актуальность

2

Современному обществу, обществу информационных технологий необходимы

граждане,

способные

самостоятельно,

активно

действовать,

принимать

гибкие

решения, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому в процессе

обучения

учитель

должен

не

только

способствовать

овладению

определенным

кругом

знаний

и

навыков,

но

и

обеспечивать

развитие

личности,

формировать

самостоятельность мышления, желание и умение учиться. Однако изо дня в день мы

сталкиваемся

с

проблемой

низкого

познавательного

интереса,

инертности

обучающихся

на

уроке,

равнодушием

их

к

тому,

что

изучают.

Как

повысить

мотивацию

к

обучению

у

современных

школьников?

Как

вовлечь

учеников

в

образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задаёт

себе каждый учитель. Именно этого требует и новый стандарт.

Понятно, что решить данные проблемы, опираясь

на традиционную классно-

урочную систему нельзя. Поэтому и возникла идея апробации Технологии РКМЧП.

Данный педагогический проект был разработан в сентябре 2015 и реализуется

третий

год.

Это

система

мероприятий,

связанных

с

внедрением Технологии

развития критического мышления через чтение и письмо и представляет собой

обобщение

опыта

работы

в

8

г

классе.

Таким

образом,

сам

учебный

процесс

является объектом

исследования, пр ед ме т исследования

эффективность

использования технологии РКМЧП в данном классе.

Цель проекта -

внедрение Технологии РКМЧП для достижения метапредметных

результатов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- диагностировать уровень сформированности критического мышления учащихся;

- подобрать и апробировать разнообразные приемы технологии с учетом возрастного

уровня;

3

-

проанализировать

эффективность

использования

приемов

технологии

и

самой

стратегии РКМЧП в целом

- создать банк методических и дидактических материалов по технологии

Основное содержание и механизмы реализации

4

Благодаря способности человека мыслить, решаются трудные задачи, делаются

открытия,

появляются

изобретения.

Но

можно

ли

научиться

мыслить

более

эффективно? Оказывается, можно.

Как и другие качества ума, мышление можно

развивать.

Развивать

мышление

-

значит

развивать

умение

думать. Технология

развития критического мышления и является одним из инновационных методов,

позволяющих добиться позитивных результатов.

Особенностью в формировании мыслительной деятельности школьников в данной

педагогической технологии является то, что учащийся сам конструирует процесс

обучения, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления

своего развития, сам определяет конечный результат.

Технология представляет собой целостную систему,

формирующую навыки

работы с информацией в процессе чтения и письма. Учебное занятие строится в

соответствии с технологической цепочкой: вызов – осмысление – рефлексия. На

стадии вызова происходит актуализация имеющихся знаний по теме, включаются

механизмы

мотивации,

определяется

цель.

На

стадии

осмысления

происходит

непосредственная работа с текстом – чтение, которое сопровождается действиями

ученика: маркировкой, составлением таблицы, ведением дневника и др. В результате

этого

соотносятся

новые

и

имеющиеся

знания,

происходит

систематизация

материала.

Таким

образом,

ученик

следит

за

собственным

пониманием

самостоятельно.

На

стадии

рефлексии

происходит

обобщение

информации,

возрастает роль письма. Письмо помогает не только разобраться в материале и

поразмышлять над прочитанным, но и высказать новые гипотезы.

В технологии

используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе,

так и в качестве стратегии ведения урока в целом.

Этапы реализации проекта

Первый этап – диагностический (сентябрь – октябрь 2015 г)

Второй этап - экспериментальный, деятельностный (ноябрь 2015 – май 2018г)

5

Третий этап - аналитический (июнь-сентябрь 2018 г)

Ожидаемые результаты

Формирование личной ответственности за собственное образование

Развитие навыков работы с текстами, идеями, большим объемом информации

Развитие творческих и аналитических способностей

Формирование умения организовывать учебное сотрудничество, совместную

деятельность с учителем и сверстниками

Повышение качества обучения

На первом этапе работы над проектом совместно с психологом проводилась

диагностика

уровня

мыслительных

умений

школьников,

в

процессе

чего

определился

уровень

критического

мышления

учащихся

(приложение

1).

Под

понятием "критическое мышление" подразумевались умения: исключать лишнее и

выделять

главное;

логически

мыслить

и

устанавливать

причинно-следственные

связи; обобщать, анализировать, классифицировать, систематизировать материал.

Для выявления уровня каждого мыслительного умения были разработаны тесты на

каждый этап проекта, в которых учитывались возрастные возможности учащихся.

Тесты содержат по 10 заданий, каждый тест оценивался максимум в 10 баллов, в

зависимости от количества выполненных заданий.

Анализ данных показал, что на начальном этапе в основном уровень развития

критического мышления учащихся был небольшой, часть обучающихся имела

средний уровень, количество учащихся низкого уровня достаточно велико, а

высокого - нет вообще. Сравнительный анализ позволил увидеть, что ко второму

полугодию

2016-2017

учебного

года

количество

учащихся,

показывающих

уровень, приближенный к норме, увеличился, уменьшилось количество учащихся

6

с низким уровнем развития критического мышления, появились дети с высоким

уровнем

развития

критического

мышления,

на

третьем

временном

этапе

тенденция эффективности проекта сохранилась.

На втором этапе работы над проектом проводилась диагностика эффективности

приемов Технологии развития критического мышления

Эффективность приемов, направленных на мотивацию школьников

Эффективность приемов,

направленных на развитие умения работать с

информацией

Прием

Кластер

Стратегия

"Зигзаг"

"Инсерт"

Таблица "Знаю - узнал

- хочу узнать"

6кл

7кл

8кл

6кл

7кл

8кл

6кл

7кл

8кл

6кл

7кл

Осознанность

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

7

Приемы

Ключевые

слова

Верные и

неверные

утверждения

"Верите ли

вы?"

Таблица

"толстых" и

"тонких"

вопросов

"Дерево

предсказаний"

6кл

7кл

8кл

6кл

7кл

8кл

6кл

7кл

8кл

6кл

7кл

8кл

6кл

7кл 8кл

Осознанность

выполняемых

действий

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Осознанность

результата

действий

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

-

+

-

+

+

Высокий уровень

результативности

-

-

+

+

+

+

_

+

+

-

-

+

-

+

+

выполняемых

действий

Осознанность

результата

действий

-

-

+

+

+

+

-

+

+

-

+

Высокий уровень

результативности

-

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

Таблицы

показывают,

что

не

все

приемы

технологии

сработали

в

начале

исследований.

Это

обуславливается

возрастными

и

психологическими

особенностями школьников. Использование таких приемов было отложено и вновь

предложено учащимся через определенный промежуток времени.

Результаты

диагностики

показали,

что

приемы ТРКМЧП

принимаются

учащимися

осознанно,

вызывают

интерес,

способствуют

стимулированию

мыследеятельности, что приводит к высокому качеству деятельности на уроках.

Из перечисленных приемов был создан методический банк, состоящий из наиболее

эффективных приемов технологии развития критического мышления через чтение и

письмо для развития критического мышления младших школьников.

Доминирующие приемы ТРКМЧП на каждый возрастной период

Стадии

6 класс

7 класс

8 класс

Вызов

«Верные –

неверные

утверждения»

«Дерево

«Ключевые

слова»

«Верные -

неверные

«Знаю – хочу знать -

узнал»

«Ключевые слова»

«Ассоциации»

8

прогнозов»

«Корзина идей»

утверждения»

«Ассоциации»

Осмысление

«Чтение с

остановками»

«Ролевая игра»

«Грамматические

алгоритмы»

«Фишбоун»

«Инсерт»

«Совместный

поиск»

«Ролевая игра»

«Исследовательский

проект»

«Дневник»

«Ролевая игра»

Рефлексия

Кластер

Синквейн

Творческое

письмо

«Толстые и

тонкие вопросы»

«Грамматические

алгоритмы»

Диаманта

«Концептуальная

таблица»

«Шесть шляп»

«Эссе. Очерк на

основе интервью»

( приложения, приложение2 )

Промежуточные результаты

Использование

технологии

развития

критического

мышления

через

чтение

и

письмо позволило достичь следующих результатов (промежуточных):

- увеличилось качество успеваемости по русскому языку;

9

- изменилось отношение детей к урокам русского языка (появилась мотивация к

обучению, готовность к самообразованию);

- сформировалось положительное отношение к заданиям творческого и проблемно-

поискового характера;

-

изменилось

у

учащихся

отношение

к

собственным

ошибкам

и

затруднениям,

возникающим

в

ходе

работы

(они

стали

восприниматься

ими

более

спокойно,

возросло умение преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца);

- уроки стали проходить в атмосфере доверия, сотрудничества, в системе "учитель -

ученик - класс", выработалось осознанное отношение к индивидуальной, групповой

и коллективной деятельности.

В настоящее время проект находится на втором этапе реализации.

Реализация

проекта закончится в сентябре текущего года.

Дальнейшее развитие проекта

Свое продолжение проект получит и в старшем звене. Формируемые умения

помогут в подготовке к ГИА и ЕГЭ

Проект станет предметом распространения педагогического опыта

Будет активно применяться и в других классах

Литература

1.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология

развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.

2.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на

уроке. М.: Просвещение, 2004. – 175 с

10

3.

Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 –

13

4.

Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в

системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. – 272с.

5.

Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория,

практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с

6.

Статьи из газеты «Русский язык» (Приложение к газете «Первое

сентября») за 2004, 2005, 2009, 2010гг.

11

Приложение 1

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мыслительные

умения

Умение исключать

лишнее, выделять

главное

Умение логически

мыслить,

устанавливать

причинно-

следственные связи

Умение

обобщать

Умение

классифицировать

Умение

систематизировать

материал

Ф. И. О. учащихся

6кл

7кл

8кл

6кл

7кл

8кл

6кл

7кл

8кл

6кл

7кл

8кл

6кл

7кл

8кл

1. Абдулов Рафаэль

5

6

7

5

7

7

5

6

6

4

5

5

4

4

5

2. Абдульманов

Радмиль

2

3

5

3

4

4

5

4

6

3

4

5

3

4

4

3. Атнабаева Лидия.

4

4

6

4

5

6

3

4

6

4

5

7

5

6

7

4. Баталов Илья

3

4

4

3

4

5

3

4

5

3

4

4

3

4

5

5. Баянгулова Элиза

5

6

6

5

5

6

5

7

7

5

6

7

5

5

6

6. Биктимирова

Элина

3

3

4

3

3

4

3

5

5

3

3

5

3

4

5

7. Заитова Юля

4

5

5

5

6

6

6

7

7

5

5

6

5

6

7

8. Исмакаева

Альмиза

3

4

5

4

5

5

4

5

6

3

4

5

3

4

5

12

9. Иткинов Нияз

3

3

5

3

4

5

3

4

5

4

4

5

3

4

5

10. Кучукбаев Артур

5

6

7

6

6

8

6

7

7

5

7

9

7

7

8

11. Мукминов

Рустам

5

7

9

6

7

9

6

7

8

6

7

9

6

8

9

12. Мусеева Мадина

3

4

6

5

7

8

6

6

8

5

6

8

6

7

7

13 Мухаметова

Айгуль

9

9

10

8

9

10

9

9

9

8

9

10

8

8

10

14. Насыбуллина

Лейла

4

5

6

5

6

7

6

7

8

5

5

6

5

6

6

15. Туксаитова

Эльвина

5

7

8

5

6

7

6

7

7

5

5

6

5

6

6

16. Уракова

Сильвина

4

5

7

5

6

8

4

5

7

6

7

8

6

7

9

17. Халитова Лидия

5

7

8

5

7

8

5

6

7

5

6

6

5

7

9

18. Уразманова

Лариса

7

8

8

8

9

10

9

10

10

8

8

10

9

9

10

19. Юсупова Илюза

6

7

7

6

7

7

6

6

7

5

6

7

5

6

7

20. Яппаров Айдар

3

4

5

3

4

5

3

4

4

4

5

6

4

5

6

21. Казанбаев Арсен

5

6

6

5

6

6

5

6

7

5

6

6

5

6

6

22. Ахмаров Денис

-

5

6

-

5

6

-

6

7

-

4

6

-

5

7

13

23. Ахмаров Ильсур

-

5

6

-

5

6

-

5

6

-

6

6

-

5

7

14

15

16

17

Приложение 2

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым. 8 класс

Цели: - Формирование нравственных чувств и нравственного поведения

(воспитание уважения к хлебу, к чужому труду);

- развитие умения грамотно работать с информацией( анализировать,

структурировать, выделять главное, делать вывод);

- совершенствование правописания

Урок построен по Технологии РКМЧП, используются приемы «Мозговой штурм»,

«Фишбоун»; организуется работа в парах, группах, индивидуальная работа

Ход урока: I

. АЗ и целеполагание

1)

Проверка домашнего задания. Ребята читают свои синквейны о подлежащем и

сказуемом

2)

Работа с текстом:

Поклонимся хлеборобу

Какое это счастье – жить в мире без войн и с хлеб…м в д…статке. Но хлеб сам

по себе (не)приходит, булки в полях родят?ся только в сказке.

Хлеб не волшебник, но все может. Ур…жай его зависит от хлебороба. Поклонимся

же ему и будем чес…ны и совес…ны перед его подвигом, великим и скромным одн…

временно.

Определить основную мысль

Актуален ли текст сегодня?

Найти грамматические основы, определить типы сказуемых

18

В первом предложении есть тире. Между какими членами предложения

находится? ( выход к теме урока)

3)

Стадия вызова: «Мозговой штурм». Работают в парах или группах,

высказывают свои предположения о том, когда между подлежащим и

сказуемым ставится тире. Все предположения записываются на доске, рядом с

сомнительными ставится «?»

4)

Постановка учебных задач

II. Изучение нового

1)

Стадия осмысления

Работа с информационным текстом( стр. 46 учебника). Заполнение схемы

«Фишбоун»( приложение )

Заполните схему, используйте разные цвета

Сформулируйте вывод

2)

Стадия рефлексии

Озвучивание схемы. Возвращение к первоначальным предположениям,

избавление от ошибок

III. Закрепление

1)

Работа с первоначальным текстом 1 и 3 предложения записываются в тетрадь.

Поработаем над орфографией

Закрепляем правило

Почему в 3 предложении нет тире? ( выход к материалу следующего

урока)

2)

упр. 74

3)

возвращение к фишбоуну

19



В раздел образования