Напоминание

Особенности речевого развития у детей с нарушением зрения.


Автор: Сафиулина Наталья Васильевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МАДОУ №105
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности речевого развития у детей с нарушением зрения.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности речевого развития у детей с нарушением зрения.

Речь является необходимой основой человеческого мышления, его

орудием. Мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, обобщение и

др.- развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает

речью.

Речь

придает

логический

и

осмысленный

характер

процессам

памяти,

организует

восприятие,

облегчает

узнавания

и

различения

предметов.

Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов,

а так же эмоциональных переживаний.

Осуществляется речь с помощью системы условных символов, называемых

языком и имеющих для определенной группы людей тот или иной смысл.

Любой язык, несмотря на индивидуальные различия, содержит следующие

составные

части:

фонетика,

лексика,

грамматика.

Когда

мы

говорим

о

развитии речи дошкольника, которое еще не закончено, то понимаем под этим

совершенствование всех указанных компонентов языковой системы. Развитие

у

детей

связной

выразительной

речи

необходимо

рассматривать

как

существенное

звено

воспитания

культуры

речи.

Под

связной

речью

понимается

развернутое

изложение

определенного

содержания,

которое

осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно

и образно. На протяжении дошкольного возраста связная речь развивается в

направлении от диалогической к монологической.

Деятельность речевого общения при зрительных нарушениях принципиально

не

нарушается,

овладение

речью

и

ее

функциями,

а

также

структурой

происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих, однако

нарушение зрения накладывает на этот процесс определенный отпечаток,

вносит

специфику,

проявляющуюся

в

динамике

развития

и

накопления

языковых

средств

и

выразительных

движений,

своеобразии

соотношения

слова и образа, содержании лексики.

Из–за

нечеткости,

неточности

зрительного

восприятия

артикуляционных

укладов у детей с нарушениями зрения проблемы со звукопроизношением

встречаются в 2 раза чаще, чем в норме. Это неправильное произношение

свистящих и шипящих звуков (с, з, ш, щ, ж, ч ); неправильное произношение

звуков

л,

р

и

других.

А

так

же

наблюдается

нарушения

словарно

семантической

стороны

речи,

формализм

употребления

значительного

количества слов с их конкретными чувственными характеристиками.

Усвоение грамматического строя речи происходит в процессе общения со

взрослыми на основе слухового восприятия и последующего подражания.

При нормальном общении с окружающими слабовидящие дети имеют все

условия для успешного овладения грамматическим строем.

Накопление

словарного

запаса

и

усвоение

грамматического

строя

речи

родного языка способствуют развитию связной речи. Понимание и овладение

связной

речью,

несмотря

на

ряд

перечисленных

о собенно стей,

осуществляется у детей с нарушениями зрения по тем же закономерностям,

что

и

у

нормально

видящих.

Но

недостаточность

словарного

запаса,

непонимание значения и смысла некоторых слов, делают рассказы детей

информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный

рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь

детей

с

нарушениями

зрения

часто

бывает

сбивчива,

отрывочна,

непоследовательна. Они не всегда планируют свое высказывание.

Успешность речевого развития ребенка с нарушением зрения зависит от

реализации основных направления работы с детьми с сочетанной патологией.

Осуществление взаимодействия педагогов ДОО и родителей, обеспечение

единства

их

требований-

служит

мощным

средством

компенсации,

существенно

расширяя

возможности

детей

во

всех

видах

деятельности.

Список используемой литературы:

1.

Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики. – М: Владос, 2000 .

2.

Лапп Е.А. К вопрпосу о развитии речи дошкольников с амблиопией и

косоглазием в специализированных группах детского сада // Логопед.-

2005.-№3.-с. 6-13.

3.

Логопедия / под ред. Л.С. Волковой.-М., 2003.



В раздел образования