Автор: Сафиулина Наталья Васильевна
Должность: учитель- логопед
Учебное заведение: МАДОУ №105
Населённый пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности речевого развития у детей с нарушением зрения.
Раздел: среднее профессиональное
Особенности речевого развития у детей с нарушением зрения.
Речь является необходимой основой человеческого мышления, его
орудием. Мыслительные процессы - анализ, синтез, сравнение, обобщение и
др.- развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает
речью.
Речь
придает
логический
и
осмысленный
характер
процессам
памяти,
организует
восприятие,
облегчает
узнавания
и
различения
предметов.
Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов,
а так же эмоциональных переживаний.
Осуществляется речь с помощью системы условных символов, называемых
языком и имеющих для определенной группы людей тот или иной смысл.
Любой язык, несмотря на индивидуальные различия, содержит следующие
составные
части:
фонетика,
лексика,
грамматика.
Когда
мы
говорим
о
развитии речи дошкольника, которое еще не закончено, то понимаем под этим
совершенствование всех указанных компонентов языковой системы. Развитие
у
детей
связной
выразительной
речи
необходимо
рассматривать
как
существенное
звено
воспитания
культуры
речи.
Под
связной
речью
понимается
развернутое
изложение
определенного
содержания,
которое
осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно
и образно. На протяжении дошкольного возраста связная речь развивается в
направлении от диалогической к монологической.
Деятельность речевого общения при зрительных нарушениях принципиально
не
нарушается,
овладение
речью
и
ее
функциями,
а
также
структурой
происходит в общих чертах так же, как и у нормально видящих, однако
нарушение зрения накладывает на этот процесс определенный отпечаток,
вносит
специфику,
проявляющуюся
в
динамике
развития
и
накопления
языковых
средств
и
выразительных
движений,
своеобразии
соотношения
слова и образа, содержании лексики.
Из–за
нечеткости,
неточности
зрительного
восприятия
артикуляционных
укладов у детей с нарушениями зрения проблемы со звукопроизношением
встречаются в 2 раза чаще, чем в норме. Это неправильное произношение
свистящих и шипящих звуков (с, з, ш, щ, ж, ч ); неправильное произношение
звуков
л,
р
и
других.
А
так
же
наблюдается
нарушения
словарно
–
семантической
стороны
речи,
формализм
употребления
значительного
количества слов с их конкретными чувственными характеристиками.
Усвоение грамматического строя речи происходит в процессе общения со
взрослыми на основе слухового восприятия и последующего подражания.
При нормальном общении с окружающими слабовидящие дети имеют все
условия для успешного овладения грамматическим строем.
Накопление
словарного
запаса
и
усвоение
грамматического
строя
речи
родного языка способствуют развитию связной речи. Понимание и овладение
связной
речью,
несмотря
на
ряд
перечисленных
о собенно стей,
осуществляется у детей с нарушениями зрения по тем же закономерностям,
что
и
у
нормально
видящих.
Но
недостаточность
словарного
запаса,
непонимание значения и смысла некоторых слов, делают рассказы детей
информативно бедными, им трудно строить последовательный, логичный
рассказ из-за снижения количества конкретной информации. Устная речь
детей
с
нарушениями
зрения
часто
бывает
сбивчива,
отрывочна,
непоследовательна. Они не всегда планируют свое высказывание.
Успешность речевого развития ребенка с нарушением зрения зависит от
реализации основных направления работы с детьми с сочетанной патологией.
Осуществление взаимодействия педагогов ДОО и родителей, обеспечение
единства
их
требований-
служит
мощным
средством
компенсации,
существенно
расширяя
возможности
детей
во
всех
видах
деятельности.
Список используемой литературы:
1.
Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики. – М: Владос, 2000 .
2.
Лапп Е.А. К вопрпосу о развитии речи дошкольников с амблиопией и
косоглазием в специализированных группах детского сада // Логопед.-
2005.-№3.-с. 6-13.
3.
Логопедия / под ред. Л.С. Волковой.-М., 2003.