Напоминание

Марио Консиглио "Моя школа"


Авторы: Сигайлова Анна Владимировна, Максимова Ирина Михайловна
Должность: преводаватели фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Новомосковск Тульской области
Наименование материала: Презентация сборника фортепианных ансамблей
Тема: Марио Консиглио "Моя школа"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Новомосковск

Презентация

сборника фортепианных ансамблей

итальянского композитора

Марио Консиглио

«Моя школа»

Выполнили преподаватели:

Сигайлова Анна Владимировна,

Максимова Ирина Михайловна.

Одной

из

ключевых

особенностей

современного

композиторского

творчества

является

высокая

степень

изменений,

которые

претерпевают

практически

все

традиционные

композиторские

приёмы

и

средства

выразительности.

Видоизменяются

способы

ладотональной

организации,

обогащаются

и

преобразуются

средства

гармонического,

тембрового,

ритмического

языка,

приёмы

формирования

и

т.д.

Этот

процесс

естественным и непосредственным образом получил отражения также, в

сфере композиторского творчества, обращённого к юным пианистам.

Наряду

с

изучением

традиционных

классических

образов

искусства

прошлого,

важным

и

полезным

представляется

освоение

авангардных

явлений в сфере фортепианной технологии XX века.

Для позитивного решения актуальнейшей проблемы приобщения юных

музыкантов к миру современной музыки требуется основательное изучение

новейшей музыкально - педагогической литературы. К настоящему моменту,

в сфере детской фортепианной музыки для детей накопился огромный пласт

новых

опусов,

без

знания

которых

педагогическая

работа

становится

односторонней.

В то же время, если отечественная фортепианная музыка для детей и

юношества

достаточно

подробно

изучена,

то

литературы,

особенно

на

русском языке, по вопросам анализа зарубежной фортепианной музыки для

детей на сегодняшний день существует крайне мало.

Значительный пласт музыкальной литературы выдающихся зарубежных

композиторов нашего времени с художественно-педагогической точки зрения

может достойно пополнить учебный репертуар и, тем самым, способствовать

обогащению теории и практики современного отечественного музыкального

воспитания.

Неповторимые

особенности

современной

детской

итальянской

фортепианной музыки, впитавшие в себя творческие поиски композиторов

разных поколений и множественность их художественных взглядов, являются

2

чётким отражением позитивных перемен, произошедших в фортепианном

творчестве композиторов Европы XX века.

В целом, современная итальянская фортепианная музыка для детей и

юношества

обладает

несколькими

общими

значительными

чертами.

Это

использование компонентов новейшего музыкального языка с самых первых

шагов обучения, то есть приобщение ребёнка к миру современной музыки

одновременно

с

освоением

музыкальной

грамоты;

миниатюрность,

афористичность

изложения

музыкального

материала;

неизменное

использование

фольклорных

элементов

в

синтезе

с

последними

достижениями композиторской техники.

Самобытность,

яркость

и

законченность

авторского

музыкального

высказывания, узнаваемый композиторский почерк представляет творчество

М. Консиглио, как незаурядное явление в итальянской музыкальной жизни.

Эстетическая ценность произведений М. Консиглио заключается в создании

им

собственного

стиля,

базирующегося

на

этической

проблематике,

содержательного мира детской музыки.

М.

Консиглио

выступает,

в

первую

очередь,

продолжателем

линии

развития фортепианной литературы, истоком которой явилось итальянское

вокальное пение и творчество мастера итальянской школы Винченцо Билли.

Главным

фактором

преемственности

идей

Консиглио

является

неразрывная

связь

с

истоками

итальянской

народной

музыки.

Выступая

продолжателем

песенных

и

танцевальных

традиций

итальянской

фольклористики, как в области композиторской техники, так и в области

тенденций детского музыкального образования, он значительно расширил и

систематизировал представления о возможностях рояля, как инструмента XX

века.

Особенности

стиля

М.

Консиглио

дают

возможность

в

чрезвычайно

коротких по продолжительности пьесах получить ясное представление об

особенностях

музыкальной

структуры,

стилистических

компонентах,

тембровых и ритмических задачах того или иного сочинения.

3

Контрастные сопоставления, яркий и доступный тематизм, лаконичные

методические, ритмические структуры, компактные фактурные построения –

приемлемые

для

ребёнка

носители

музыкальной

информации.

Перечисленные

особенности

детской

психики,

необходимые

условия

восприятия музыки и, как следствие, полноценный контакт с ней учтены М.

Консиглио в композициях «Моя школа» - сборнике пьес для фортепиано в 4

руки.

Анализ

цикла

доказывает,

что

современные

пьесы

могут

активно

углубить образно-эмоциональное и интеллектуальное восприятие учеником

окружающего мира; с другой стороны, они способны значительно развить его

музыкальные способности и естественным образом подвести к органичному

усвоению «взрослой» музыки XX столетия.

Фортепианная

музыка

цикла

М.

Консиглио

«Моя

школа»

знакомит

малыша с предстоящими событиями школьной жизни, с первыми успехами, с

возможными

потрясениями,

является

своеобразным

отражением

психологических процессов и глобальных перемен, происходящих в создании

ребёнка,

и

адаптирует

психику

ребёнка

через

детское

музыкальное

воспитание.

Перед

нами,

словно

зарисовки

художника

или

кадры

калейдоскопа,

проходят все важные моменты, впечатления, тонкие душевные переживания

из жизни юного ученика, где он сам – главное действующее лицо. Названия

пьес говорят сами за себя.

Сюжет цикла выстроен таким образом, что носит элемент театральности

и может быть использован в музыкально - сценическом действии.

Представляя цикл пьес «Моя школа» хочется отметить, что посредством

музыкального

языка

композитор

смог

передать

живость,

подвижность,

импульсивность,

бесхитростную

детскую

радость,

которые

характеризую

события в жизни ребёнка, идущего учиться.

Все пьесы написаны в 3-х частной репризной форме, где средняя часть

по

характеру

и

темпу

контрастирует

с

крайними

частями.

Ритм

несёт

4

определённую

смысловую

нагрузку,

выполняя

посредством

временного

соотношения

коммуникативную

функцию,

а

благодаря

выразительным

возможностям

играет

драматургическую

роль,

обеспечивая

особенности

изложения и звучания музыкальной темы.

«Первый день школы»

Комическая

иллюстрация

к

пьесе

художника

Сандро

Анджолини

некоторым

образом

раскрывает

представления

первоклассника

о

школе.

Форма пьесы 3-х частная, репризная.

В первой и третей частях вторая партия – солирующая, а звучание

первой

партии

(сопровождение)

повторяющихся

терций

создают

чувство

тревоги, волнения, слышится стук сердца маленького человека перед таким

радостным и ответственным днём. Солирующая 1 партия во второй части

пьесы

напевная,

как

песня

мамы,

немного

грустная.

Смена

тональности

также передаёт смену настроений и впечатлений.

«Моя учительница»

Пьеса

написана

в

ритме

баркаролы.

Контраст

средней

части

по

отношению к первой и третьей выражается в изменении темпа, характера,

фактуры, ладотональным переходом (F – B – F).

На

смену

спокойного,

светлого

колорита

Фа

мажора,

рисующего

образы простоты, наивности, детского мироощущения, приходит Си бемоль

мажор,

раскрывающий

другую

грань

детской

натуры:

беззаботность,

непоседливость, восторженность, неуемную радость.

«Озорник»

Пьеса

Марио

Консиглио

рисует

нам

образ

школьника,

которому

свойственна

непоседливость,

подвижность,

весёлый

и

озорной

характер.

Музыка

пьесы,

выдержанной

в

трёхчастной

форме

в

стремительно

взлетающих мажорных интонациях начальных фраз и акцентах на слабых

долях такта точно передаёт задор и жизнерадостность ребёнка, которому

сложно

долгое

время

усидеть

на

месте.

А

неожиданно

быстрое

5

сопоставление тональностей (Фа-мажор – Ре бемоль мажор – До мажор) при

переходе ко второй части и в пределах её двух предложений, а так же

движение по хроматизму и акцентированные окончания фраз, поддержанные

аккордами – раскрывают вниманию слушателя бурную фантазию мальчугана

и его настойчивость.

В целом, пьеса производит впечатление «ласкового взгляда» взрослого

человека, который вспоминает своё детство и поэтому всерьёз не сердится на

шалости маленького ребёнка, но относится к нему с любовью и пониманием.

«Первые оценки»

В основе этой пьесы – танцевальное начало, которое определяется 3-х

дольным размером (ритм вальса).

Ясное представление пластики танца помогает правильно исполнить

аккомпанемент, легко, но с опорой на бас. Во второй партии важны паузы,

которые придают необходимую лёгкость и воздушность звучанию, аккорды в

правой руке должны быть взяты легко, но собранно. Тема первой партии –

певучая, плавная. Необходимо верно определить главные звуки, к которым

стремится мелодия, найти кульминационные моменты.

«Рождественские каникулы»

Первая и третья части – Аллегро, тональность Соль мажор, размер

3

4

Вторая часть – Анданте, тональность До мажор, размер

6

8

.

Пьеса передаёт весёлый стремительный характер в крайних частях, по

образному содержанию это озорство, шаловливость, игры, разнообразные

впечатления от таких любимых детьми зимних каникул.

Средняя

часть

контрастная

по

темпу

и

настроению,

это

пастораль,

передающая детскую мечтательность, задумчивость, умиротворенность.

Смена

темпа,

характера

и

содержания

требует

от

ученика

быстрого

переключения внимания, смена штрихов тренируют мышечно-двигательную

реакцию, исполнительскую мобильность.

6

«Первое причастие»

Пьеса

состоит

из

двух

разделов,

контрастирующих

между

собой.

Музыка

начала

спокойная,

сосредоточенная,

строгая,

торжественная,

рисующая внешнюю обстановку и передающая душевное состояние в момент

этого важного события в жизни ребёнка и всей его семьи.

Размеренные аккорды с мелодическим подголоском в среднем голосе у

исполнителя второй партии требуют большой кисти и владения приёмом

взятия

полного

аккорда,

умения

контролировать

силу

и

градацию

звука,

большую

музыкальность.

Во

втором

разделе

размеренная

аккордовая

пульсация сменяется арпеджированными шестнадцатыми. Дополнительную

сложность вносит изменение тональности.

В первой партии проходит главная мелодия, которая словно парит над

более плотной фактурой второй партии.

«Школьный перерыв»

Эмоциональная, образная пьеса в 3-х частной форме. Интересна находка

композитора:

при

неизменности

аккордовой

фактуры

аккомпанемента

во

второй партии – изменение характера звучания посредством смены темпов в

частях (1 и 3 части – Allegro moderato, 2 часть – Галоп), тональности (C – F –

C), размера: (

6

8

,

2

4

,

6

8

), а также штрихов солирующей первой партии: певучее,

напевное legato в 1 и 3 частях и скачущее танцевальное staccato галопа во

второй части. Все эти приёмы ярко и живописно передают смену детского

настроения:

от

задумчивости

и

мечтательности

к

подвижным

играм

и

весёлой беготне.

«Трудный экзамен»

Трёхчастная форма (c – Es – c), размер

3

4

.

Колорит минора создаёт атмосферу первого нелёгкого испытания в жизни

ученика.

Восходящее

волнообразное

движение

мелодии

связано

с

выражением

волнения,

надежды,

замешательства

и

неизбежности

этого

события. Нисходящая мелодическая линия подчёркивает красочное звучание

минорного

лада,

эмоциональную

взволнованность.

Аккордовая

фактура

7

второй

партии

знакомит

учащегося

с

гармоническими,

динамическими

свойствами аккордов, их интервальным составом. Анализируя пьесу в разных

направлениях

(форма,

содержание,

техниче ские,

м узыка л ь н о-

исполнительские задачи и т. д.), тем самым у учащихся создаётся картина

представлений

средств

музыкальной

выразительности,

формируются

исполнительские навыки, музыкальное мышление и накапливается опыт для

выражения мыслей и чувств на языке музыки.

Самобытные

музыкальные

явления XX века органично сочетаются в

цикле

Марио

Консиглио

и

являют

собой

своеобразное

стилистическое

резюме европейского музыкального искусства этого периода. «Моя школа»,

таким

образом,

становится

оригинальной

энциклопедией

музыкального

языка, адаптированной к детскому восприятию. Систематическое общение с

музыкальным

материалом

пьес

цикла

способствует

более

активному

развитию

эмоциональных,

интеллектуальных

и

технических

задатков

ученика.

Дистанция, существующая между появлением новаторских явлений в

области музыкального языка и отражением этих явлений в детской музыке, в

последние

десятилетия

стремительно

сокращается.

Стилистика

фортепианной музыки для детей этого периода оказывается максимально

приближенной к языку так называемой «взрослой» академической музыки.

Включение ребёнка в мир современной музыки должно происходить на

как можно более раннем этапе обучения, при этом несколько упущенных лет

могут

обернуться

резким

неприятием

языка

современной

музыки,

и

соответственно, потерей аудитории концертных залов и невосполнимыми

пробелами в профессиональном музыкальном образовании.

Внедрение в концертную и педагогическую практику художественных и

методических

идей

Марио

Консиглио,

заложенных

в

концепции

фортепианного цикла «Моя школа», несомненно, послужит дальнейшему

продуктивному развитию современного исполнительства и педагогики.

8

9



В раздел образования