Напоминание

Программа формирования здоровьесберегающей среды в МБОУ Обливской СОШ №1.


Автор: Щепелева Наталья Петровна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ Обливская СОШ №1
Населённый пункт: Ростовская область, Обливский район, станица Обливская
Наименование материала: статья
Тема: Программа формирования здоровьесберегающей среды в МБОУ Обливской СОШ №1.
Раздел: среднее образование





Назад




Программа формирования здоровьесберегающей среды в МБОУ Обливской СОШ

№1.

Слайд

2. В национальной Доктрине развития образования cказано, что «государство в

сфере образования обязано обеспечить: всестороннюю заботу о здоровье и физическом

воспитании и развитии учащихся» В Федеральной программе развития образования в

качестве

ведущих

выделяются

задачи

сохранения

здоровья,

оптимизации

учебного

процесса,

разработки

здоровьесберегающих

технологий

обучения

и

формирования

ценности здоровья и здорового образа жизни.

Образование

и

здоровье

фундаментальные

жизненные

блага,

качеством

которых

определяется

и

уровень

жизни

отдельного

человека,

и

состоятельность

каждого

государства. Негативные тенденции в здоровье россиян, разработка и реализация мер по

их устранению

должны

находиться в поле зрения не только ученых, но и педагогов,

родителей»

Слайд

3. Поэтому цель работы ОУ по здоровьесбережению

-

создание единого

здоровьесберегающего

пространства

обеспечивающего

развитие

личности

с

учетом

физиологических и интеллектуальных способностей, удовлетворение ее потребностей и

возможностей. (5-11 слайды)

Слайд

12,13 Базовая

модель

системной

комплексной

работы

по

сохранению

и

укреплению здоровья в МБОУ Обливской СОШ № 1 состоит из семи блоков:

I блок – здоровьесберегающая инфраструктура школы:

состояние

и

содержание

здания

и

помещений

школы

в

соответствии

с

гигиеническими нормативами;

оснащенность кабинетов, спортивного зала, спортплощадок необходимым

оборудованием и инвентарем;

наличие и оснащение медицинского кабинета;

наличие и оснащение школьной столовой;

организация качественного питания;

необходимый и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающий

работу с обучающимися(медицинские работники, учителя физической культуры, психолог,

социальный педагог).

II блок – рациональная организация образовательного процесса:

соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему

учебной

и

внеучебной

нагрузки

(домашние

задания)

обучающихся

на

всех

этапах

обучения;

использование

методов

и

методик

обучения,

адекватных

возрастным

возможностям и особенностям обучающихся;

введение

любых

инноваций

в

образовательный

процесс

только

под

контролем специалистов;

соблюдение

всех

требований

к

использованию

технических

средств

в

обучении;

рациональная

и

соответствующая

требованиям

организация

уроков

физической культуры;

индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития),

работа по индивидуальным программам в старших классах.

III блок – организация физкультурно-оздоровительной работы:

полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья,

организация

занятий

с

обучающимися,

отнесенными

по

состоянию

здоровья

к

специальной медицинской группе (СМГ);

организация динамического часа («час здоровья») между 3 и 4 уроком в 1

классе;

организация динамических перемен, физкультминуток на уроках;

создание условий и организация работы спортивных секций;

регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий;

создание спортивных классов на базе школы.

IV блок – просветительско-воспитательная работа с обучающимися:

включение

в

систему

работы

школы

образовательных

программ,

направленных на формирование ценности здоровья и ЗОЖ;

лекции

(лектории),

беседы,

консультации

по

проблемам

сохранения

и

укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

проведение “Дней здоровья”, конкурсов, праздников.

V

блок

организация

системы

просветительской

и

методической

работы

с

педагогами, специалистами и родителями:

лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и

развития ребенка, его здоровья, факторов положительно и отрицательно влияющих на

здоровье и т.п.;

приобретение необходимой научно-методической литературы;

привлечение педагогов и родителей к совместной работе по проведению

спортивных соревнований, дни здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и

т.п

VI блок– медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием

здоровья:

использование рекомендованных и утвержденных методов профилактики

заболеваний, не требующих постоянного наблюдения врача;

регулярный

анализ

и

обсуждение

на

педсоветах

данных

о

состоянии

здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;

регулярный анализ результатов динамических наблюдений за состоянием

здоровья и их обсуждением с педагогами, родителями, введение карты здоровья класса

(школы);

создание

системы

комплексной

педагогической,

психологической

и

социальной помощи детям со школьными проблемами;

использование

инновационного

аппаратно-програмного

комплекса

«АРМИС»;

привлечение

медицинских

работников

к

реализации

всех

компонентов

работы по сохранению и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и

родителей.

VIIблок - мониторингздоровьесберегающей деятельности :

мониторинг

индивидуального

развития

обучающихся

(медицинский,

социальный, педагогический, психологический);

мониторинг внедрения здоровьесберегающих технологий. Слайды 14,15

Слайд 16.

Чтобы эффективно внедрить идеи здорового образа жизни в практику учителя,

необходимо решить три проблемы:

Изменить отношение педагога к ученикам – он должен принимать их такими, какими они

являются.

Изменить мировоззрение учителя, его отношение к собственному жизненному опыту.

Педагог

должен

научиться

осознавать

свои

переживания

и

чувства

с

позиции

здоровьесбережения. Изменить отношение учителя к учебному процессу – требуется не

только

достигать

дидактических

целей,

но

и

развивать

школьников

с

максимально

сохраненным здоровьем.

Слайд

17. Термин

«здоровьесберегающие

образовательные

технологии»

появился

в

педагогической практике сравнительно недавно. Статистика |заболеваний обучающихся

потребовала

разработки

педагогических

технологий,

направленных

на

сохранение

и

укрепление

здоровья

школьников,

тщательный

анализ

влияния

учебного

процесса

и

педагогических технологий на здоровье учащихся.

Слайд

18. Здоровьесберегающие образовательные технологии не представляют

собой

однородной

группы,

они

различаются

по

педагогическому

и

методическому

инструментарию. Всё многообразие форм, средств и методов ЗОТ можно разделить на

несколько групп (по Н.К. Смирнову):

*

организационно-педагогические технологии - определяющие режим учебного дня,

структуру учебного процесса и регламентированные в СанПиНах. Этот вид технологий

предполагает использование учителем в ходе образовательной деятельности методов и

средств,

способствующих

предотвращению

переутомления,

гиподинамии

и

других

дезадаптационных

состояний.

Использование

учителем

этого

вида

технологий

предполагает знание возрастной психофизиологии и санитарно-гигиенических норм.

*

образовательные

технологии

-

предполагают

включение

в

учебный

план

ОУ

образовательных

дисциплин

здоровьеразвивающей

направленности

(например,

в

виде

учебных модулей предметных областей «биология», «ОБЖ», «экология», «технология»).

Данная работа попадает в формат широкомасштабного эксперимента по модернизации

содержания и структуры образования в направлении валеологизации образовательного

процесса.

воспитательные технологии - предполагают включение в план воспитательной

работы школы программ, направленных на формирование культуры здоровья учащихся,

мотивации их к ведению здоровогo образа жизни, предупреждению вредных привычек. В

рамках

длиной

работы

предполагается

организация

воспитательных

мероприятий

со

школьниками после уроков,просвещение их родителей.

Слайд 19. В числе наиболее распространенных здоровьесберегающих приемов,

традиционно используемых в ОУ, можно назвать:

обучение учащихся элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), таким

как

оздоровительная

гимнастика,

корригирующая,

дыхательная,

меры

профилактики

простудных заболеваний, самомассаж;

- привитие навыков оказания первой медицинской помощи;

-

привитие

санитарно-гигиенических

навыков

в

рамках

занятий

по

гигиеническому

воспитанию;

-

использование

здоровьеразвивающих

технологий

физкультуры

и

спорта

(физкультминутки,

подвижные

перемены);

специально

организованная

двигательная

активность ребенка - занятия оздоровительной физкультурой;

соблюдение

санитарно-гигиенических

норм

организации

учебного

процесса,

чередование занятий с высокой и низкой днигательной активностью, проветривание и

влажная уборка помещений и пр.;

-

использование

в

ОУ

реабилитационных

мероприятий

(фитотерапия,

ароматерапия,

витаминотерапия, функциональная музыка, ингаляция, лечебная физкультура, массаж,

психогимнастика, тренинг);

- использование в ОУ массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники

здоровья, выход на природу, экскурсии);

-

работа

с

семьей

(пропаганда

здорового

образа

жизни

черезсистему

занятий

в

родительском лектории);

- работа с педагогическим коллективом (обучение педагогического коллектива в условиях

инновационного образовательного учреждения).

Таким образом, понятие «здоровьесберегащие технологии объединяет в себе все

направления деятельности ОУ по формированию, сохранению и укреплению здоровья

обучающихся.

С л а й д

2 0 . Обобщая

функции,

цели

и

механизмы

здоровьесберегаюи

образовательных

технологий,

можно

вычленить

общие

принципы

соответствия

применяемых

учителем

технологий

критериям

здоровьесберегающей

педагогики.

Приведенные

ниже

принципы

здоровьесберегающих

образовательных

технологий

разделены на 5 блоков, включающих критерии различной направленности:

1.

Педагогический блок критериев -

Постановка цели урока как урока оздоровительной направленности

и в

организационной части, и в отношении содержания.

Обеспечение

на

уроке

правильного

соотношения

между

темпом

и

информационной плотностью, учет физического состояния и настроя учащихся.

Использование

на

уроке

активных

методов

обучения

и

минимизация

рутинных видов деятельности (слушание, диктовка, ответы на вопросы).

Использование

различных

приемов

мотивации

деятельностиученика

-

внешней (оценка, соревнование одноклассников) и внутренней мотив получения знаний).

Обеспечение

интереса

к

предмету

и

уроку,

положительной

настройки

учеников на урок.

Использование

в

образовательном

процессе

психолого-педагогических

приемов и методов, обоснованных с точки зрения сохранения здоровья учащихся.

Реализация

индивидуально-личностного

подхода

к

образовательной

деятельности, обеспечение дифференцированного подхода к учащимся.

2.

Психологический блок критериев —

Формирование

эмоционально-позитивного

стиля

взаимоотношений

с

обучающимися на основе уважения и сотрудничества.

Грамотная психологическая организация образовательного процесса, умение

стимулировать мотивацию учащихся, поддерживать и развивать систему обратных связей

между педагогом и обучающимися.

Обеспечение здоровьесберегающегопсихологического воздействия на учеников.

3.

Психофизиологический блок критериев -

Контроль за психофизиологическим состоянием обучающихся в ходе уроков

для оценки влияния урока на их здоровье.

Обеспечение

оптимального

соотношения

физической

нагрузки

и

информационного компонента урока без информационной перегрузки учащихся.

Контроль за временным совпадением основной информационной нагрузки

урока и фазы устойчивой работоспособности обучающихся.

Учет естественных биоритмов, индивидуальных особенностейучащихся в

ходе учебного процесса.

4.

Санитарно-гигиенический блок критериев -

Соответствие

санитарно-гигиенических

условий

обучения

требованиям

СанПиНов: чистота, световой и воздушно-тепловой режимы соблюдение норм объема

домашних заданий и др.

Контроль за осанкой учащихся и рассадка учеников с учётом состояния их

зрения, коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения.

Контроль за рациональным распределением нагрузки на уроке, чередование

видов

деятельности

с

учетом

своевременно

замеченного

наступления

снижения

работоспособности учащихся.

5.

Физкультурно-оздоровительный блок критериев -

Проведение

на

каждом

уроке

физкультминуток

и

пауз

общего

и

специального воздействия.

Приведенные выше критерии могут быть использованы администрацией школы

при проведении оценки здоровьесберегающей составляющей работы учителя. В ходе

самооценки и сам педагог может провести рефлексию этих аспектов своей деятельности.

Слайд 21-24.Здоровьеохранные методы к организации урока.

Слайд 25.Требования к здоровьесберегающей организации урока

Основная

единица

организации

учебно-воспитательного

процесв

современной

школе представлена в виде урока. Поэтому урок в наибольшей степени определяет все

совокупные

влияния

образовательной

среды

на

здоровье

обучающихся.

Сохранение

здоровья детей и выполнение учебных, воспитательных и развивающих функций урока

должно рассматриваться учителями как равноправные задачи, направленные на общее

повышение эффективности обучения.

Опираясь на валеологическую регламентацию урока, разработанн Л.Б. Дыхан, B.C.

Кукушиным, А.Г. Трушкиным в книге «Педагогичесвалеология» (2005), я предлагаю вам

требования здоровьесберегающей организации урока.

I.

Санитарно-гигиенические

требования

к

организации

урока

включают

проветривание класса, уровень освещенности и чистоты

кабинета, состояние рабочих

мест учеников и учителя и весь комплекс условий, прописанных в нормативах СанПиН.

II. Подбор адекватных возрасту форм и методов ведения урока. Для различных

возрастных групп обучающихся рекомендованы различные формы и методы обучения,

описанные

в

методических

пособиях

для

учителей.

Однако

работа

в

области

здоровьесберегающих образовательных технологий предполагает наличие у учителя более

глубоких

знаний

в

области

возрастной

психофизиологии.

Для

сохранения

здоровья

школьников важным является также удовлетворение базовых потребностей обучающихся,

различных в младшем, среднем и старшем школьном возрасте.

III.

Здоровьесберегающее построение урока предполагает начало занятия с

привычного

динамического

стереотипа

(ритуала

приветствия

учителя

стоя).

Запуск

динамического стереотипа обеспечивает наиболее экономичный способ работы мозга -

создается позитивный настрой на урок, снижается двигательная активность и повышается

концентрация внимания. Те же цели достигаются грамотным построением урока - урок

начинается с постановки цели и задач урока, описания плана занятия, видов учебной

деятельности

детей

и

усвоения

этой

информации

обучающимися.

Такая

технология

организации

урока

предполагает

возникновение

у

учащихся

доминанты,

завершение

которой возможно в случае достижения запрограммированного на уроке результата. Такой

вариант реализации урока сочетается с положительной эмоцией, чувством удовлетворения

и у учащихся, и у учителя. В противном случае накопление незавершенных доминант (по

мнению И.А. Аршавского) провоцирует нежелание учиться, а в некоторых случаях даже

может привести к появлению неврозов.

IV.

Т е м п

и

р и т м

у р о к а

являются

значимыми

п о к а з ат е л я м и

здоровьесберегающих

характеристик

урока.

Оптимальный

темп

урока

должен

подбираться

на

основе

результатов

диагностики

интенсивности

умственной

работоспособности детей класса. Темп урока должен совпадать со средним темпом работы

класса. При отсутствии диагностики темп урока можно подобрать опытным путем -

главное, чтобы все учащиеся класса справлялись с предложенным темпом. Учителя-

холерики, склонные навязывать учащимся чрезмерно высокий темп обучения,

должны

обращать особое внимание на темп урока.

Помимо темпа значимым является ритм урока. Ритмичность означает плавное

чередование на уроке микрофаз напряжения и отдыха. Такое чередование чрезвычайно

важно для учащихся флегматиков и, особенно, меланхоликов, для которых отсутствие

микрофаз

отдыха

на

уроке

приводит

к

истощению

психофизиологических

резервов.

V.

Длительность

основных

видов

учебной

деятельности

обучающихся.

Регламентация

длительности

основных

видов

учебнойи

деятельности

обучающихся

связана

с

развитием

утомления

и

неблагоприятным

воздействием

постоянных

раздражителей

на

органы

чувств.

Такая

регламентация

основана

на

тщательных

физиолого

-

гигиенических

исследованиях

и

требует

обязательного

соблюдения.

Существуют нормы непрерывного письма, чтения, регламентируется объем диктантов на

уроках русского языка, имеются нормы работы с

компьютером и применения ТСО на

уроках.

VI.

Смена

видов

деятельности

на

уроке

является здоровьеохранным

требованием,

связанным

с

особенностями

психофизиологии,

концентрации

внимания.

Длительность

концентрации

внимания

на

одном

объекте

у

младших

школьников

не

превышает 3-8 минут. Непроизвольная концентрация внимания может быть связана с

новизной, яркостью, интересом объекта для обучающихся. Учитель при организации

здоровьесберегающего образовательного процесса должен помнить, что учебный труд, как

и всякий другой, интересен тогда, когда| он разнообразен.

VII.

Профилактика утомления учащихся и снятие напряжения от статичной

позы

во

время

урока

обычно

носит

характер

физкультурных

пауз.

Эффективность

проведения физкультурных минуток возрастает при выполнении следующих условий:

-

обеспечение

положительного

эмоционального

фона,

проведения

физкультминуток;

-

разнообразие форм проводимых упражнений;

-

исполнение

педагогом

роли

участника,

выполняющего

упражнения

для

собственного здоровья.

Время проведения физпаузы не обязательно должно быть строго привязано к 20-25-

й минуте урока, как это рекомендуется во многих гигиенических пособиях. Наилучшим

индикатором

времени

для

физкультминутки

является

поведение

самих

обучающихся

проявляющееся в некотором повышении непроизвольной двигательной активности, либо,

наоборот, вялости. Рассуждения учителей о том, физкультминутки прерывают ход занятия,

можно

опровергнуть

тем

фактом,

что

именно

регулярное

проведение

физминуток

является средством восприятия их детьми как естественной части урока.

VIII.

Привлечение

н

ходе

урока

всех

возможных модальностей

восприятия

обучающихся:

зрения,

слуха,

осязания,

обоняния.

Полисенсорность

восприятия

обеспечивает лучшую активность мозга, более прочное запоминание. канал), реже у

обучающихся

в

восприятии

доминирует

слух

(аудиальный

канал),

у

некоторых

преобладает кинестетический канал восприятия (через осязание, Необходимо учитывать и

индивидуальность

доминирующих

каналов

восприятия

у

разных

обучающихся:

чаще

информация

усваивается

через

орган

зрения

(визуальный

манипулирование

с

предметами).

Поэтому

при

изложении

нового

материала

нужно

не

только

внятно

произносить новые термины, но и записывать их на доске, а также предлагать учащимся

зафиксировать их в тетради.

Слайд

26.

IX.

Соотношение

образного

и

логического

восприятия

иобработки

учебного материала, опирающееся на физиологический механизм доминирования левого

или правого полушария головного мозга. Исследование индивидуального профиля ФМА у

школьников позволяет судить, какое полушарие головного мозга - левое (абстрактно -

логическое)

или

правое

(образное)

личность

преимущественно

использует

в

мыслительной деятельности. Особенности доминирования

полушарий головного мозга

обуславливают

преобладание

аналитического,

ассоциативного

или

холистического,

аналогового

типов

мышления,

что

делает

необходимой

диагностику

профиля

ФМА

учащихся при формировании профильных классов с углубленным изучением предметов

гуманитарного, естественного пли математического циклов.

Зная направленность мышления, можно говорить о склонностях и способностях

ребенка,

объяснять

причины

высокой

или

низкой

успеваемости

обучаемого

по

определенным учебным дисциплинам. На основании знания доминирующего у личности

типа мышления можно рекомендовать школьнику, в каких профессиональных областях он

лучше всего сможет себя проявить.

X.

Дифференциация и индивидуализация процесса обучения в зависимости

от личностных особенностей и состояния здоровья учащихся является важным фактором

здоровьесберегающего подхода к организации учебной деятельности. При традиционной

классно-урочной системе обучения эта проблема выходит в разряд наиболее сложных и

актуальных. Способы дифференциации и индивидуализации известны педагогам. Для

охраны

здоровья

ребенка

особенно

значимыми

становятся

способы

дифференциации

обучения, в основу которых положен учёт таких особенностей нервной системы, как

слабость и инертность. Эти свойства наиболее значимы в учебном процессе, поскольку

могут

резко

снижать

успешность

учебной

деятельности

обучающихся

в

случае

их

игнорирования

учителем

и

способствовать

повышению

тревожности

и

развитию

дидактогенных

неврозов.

Эти

свойства

нервной

системы

легко

диагностируются

по

поведению детей на уроке.

XI.

Мотивация

учебной

деятельности

связана со

стимулированием

познавательного

интереса.

Побудительным

началом

продуктивной

мыслительной

деятельности является не принуждение, а желание обучаемого решить проблему. В этом

случае активность будет мотивированной и эффективной. При организации учебного

процесса

необходимо

разделять

внешнюю

мотивацию

(получение

оценки)

и

внутреннюю мотивацию, более продуктивную (возможность профессионального роста и

пр.). Учебный процесс надо строить с упором на внутреннюю мотивацию. В то же время

необходимо учитывать известный закон Джеркса - Додсона:

с л и ш к о м

в ы с о к а я

мотивация, эмоциональное перенапряжение так же ухудшают результаты деятельности,

как и низкая мотивированность.

Важным

фактором

здоровьесберегающей

организации

урока

является

формирование в ходе учебной деятельности познавательного интереса, связанного не

только с интеллектуальной, но и с волевой и эмоциональной сферой личности. К условиям

организации учебного процесса, способствующим развитию познавательного интереса,

вносятся:

1.

Вовлечение

обучающегося

в

процесс

самостоятельного

поиска

знаний,

решение задач проблемного характера.

2.

Осознание

учащимися

важности,

целесообразности

изучения

школьного

предмета.

3.

Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, что способствует

повышению интереса к новому материалу.

4. Слишком легкий или слишком трудный материал не вызывает интереса -

обучение должно быть трудным, но посильным.

5.

Регулярная проверка и оценивание работы школьника (в том числе им самим

или с помощью компьютерных тестов).

XII.

Инициация творческой деятельности обучающихся на уроках. Создание

условий

для

проявления

творчества

в

учебной

деятельности

является

залогом

полноценного развития ребенка.

Творчество является одним из важнейших факторов сохранения здоровья человека

в течение всей жизни. Нейрофизиологами доказано, что полноценное интеллектуальное

функционирование человека в зрелом и старческом возрасте поддерживает не только

функционирование мозга, но и всех систем организма. Творческий подход к заданиям на

уроке, при выполнении домашних заданий является способом удовлетворения базовых

способностей обучающихся. Творческое выполнение задания не обязательно предполагает

грандиозность решения - это может быть выбop самим учеником способа решения задачи

и т.д.

XIII.

Психологическая

атмосфера

урока,

стиль

общения

учителя являются

важными

составляющими

здоровьесберегающей

организации

урока.

Позитивная

психологическая атмосфера урока возникает в случае принятия учеников независимо от их

учебных

успехов,

преобладания

поощрения,

понимания

и

поддержки,

проявления

внимания к возможно большему числу учащихся.

XIV.

Создание

на

уроке

ситуаций

успеха

для

учащихся.

Успехи

также

необходимы для нормального развития личности обучающегосякак и ситуации неудачи,

стимулирующие поисковую активность. Однако устойчивые неудачи в учении оказывают

негативное влияние на здоровье и развитие обучающихся. Учителю можно рекомендовать

определенную регламентированную процедуру, продуманную с точки зрения создания

для учащихся ситуации успеха. Самым простым способом для создания ситуации успеха

является определенность домашних заданий. Четкое знание учениками объема и способа

выполнения

домашнего

задания

обеспечивает

успешность

их

ответа.

Поэтому,

если

учитель

каждый

раз

проговаривает

требования

к

выполнению

домашнего

задания

и

напоминает,

что

выполнение

этих

требований

обеспечит

успешность

ответа,

такая

ситуация снижает тревожность и невротизацию детей и способствует лучшей подготовке

даже слабых обучающихся.

Процедура оценки ответа ученика также должна иметь психосберегающий эффект -

это

означает

оценивание

конкретного

ответа

без

перехода

на

личность

ребенка.

Обязательно

сначала

надо

отметить

достоинства

ответа,

и

лишь

затем

-

недостатки.

Девизом работы хорошего учителя является восприятие успехов своих ученик как общей

победы, а неудач - как личного поражения!

XV.

Включение

в

процесс

познания

эмоционально-чувственной

сферы

предполагает

не

столько

эмоциональное

насыщение

учебного

материала

(что

иногда

трудно обеспечить в рамках некоторых предметных областей, например, математики или

химии), сколь эмоциональное отношение самого учителя к своему предмету, с огромной

силой воздействующее на школьника. Информация, окрашенная эмоциями, несравненно

лучше

запоминается,

приобретает

личностный

смысл.

Однако

использование

эмоционально-чувственной обстановки в процессе обучения не означает обязательное

проведение

урока

на

«накале

страстей».

Известны

исследования

Г.Н.

Сердюковской

показавшие, что необходимо оптимальное соотношение эмоциональности, трудности и

насыщенности

урока.

Например,

высокая

эмоциональность

вредна

на

трудных

и

насыщенных уроках математики.

Слайд 27 – 31 . Гигиенические критерии рациональной организации урока

п/п

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

Рациональный

Недостаточно

рациональный

Нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не

более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Число видов учебной

деятельности

4-7

2-3

1-2

3

Средняя продолжительность

различных видов учебной

деятельности

Не более 10 мин

11-15 мин

Более 15 мин

4

Частота чередования

различных видов учебной

деятельности

Смена не позже

чем через 7-10 мин

Смена через 11-15 мин

Смена через 15-20

мин

5

Число видов преподавания

Не менее 3

2

1

6

Чередование видов

преподавания

Не позже чем

через 10-15 мин

Через 15-20 мин

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных

разрядок(число)

2-3

1

Нет

8

Место и длительность

применения ТСО

В соотвегствии с

гигиеническими

нормами

С частичным

соблюдением

гигиенических норм

В произвольной

форме

9

Чередование позы

Поза чередуется в

соответствии с

видом работы.

Учитель

наблюдает за

посадкой

учашихся

Имеются случаи

несоответствия позы

виду работы. Учитель

иногда конгролирует

посадку учашихся

Частые

несоответствия позы

виду работы. Поза не

контролируется

учителем

10

Физкультминутки

Две за урок,

состоящие из 3

легких

упражнений, по 3-

5 повторений

каждого

1 физкультминутка за

урок, с недостаточной

продолжительностью

Отсутствуют

11

Психологический климат

Преобладают

положительные

эмоции

Имеются случаи

отрицательных эмоций.

Урок, эмоционально

индифферентный

Преобладают

отрицательные

эмоции

12

Момент наступления

утомления учащихся по

снижению учебной активности

Не ранее чем через

40 мин

Не ранее чем через 35-37

мин

Менее чем через 30

мин

Слайд 32.Работоспособность в течение учебного дня 1-6 классы

Слайд 33Работоспособность в течение учебного дня 7-11 классы

34.Работоспособность в течение рабочей недели 1-6 классы

35.Работоспособность в течение рабочей недели 7-11 классы

36.- 43Гимнастика для глаз –самокоррекция. Дневник здровья



В раздел образования