Автор: Ветчинкина Ирина Алексеевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Трубчевская ДШИ им.А Вяльцевой"
Населённый пункт: г.Трубчевск
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Работа над кантиленой в произведениях малых форм".
Раздел: дополнительное образование
МБУДО «Трубчевская детская школа искусств им.А. Вяльцевой»
Открытый урок в классе специального фортепиано
Дата проведения: 20.10.2016
Преподаватель: Ветчинкина Ирина Алексеевна
Ученица: Ляпкина Ида
Класс: 5
Тема урока: «Работа над кантиленой в произведениях малых форм».
Цель урока: «
Формирование у учащегося навыка игры кантилены.
Тип урока: традиционный.
Задачи: Образовательные:
Формирование навыков певучей (кантиленной) игры;
Работа над средствами музыкальной выразительности;
Работа над эмоциональным восприятием пьесы (динамический план);
Развивающие:
Развитие навыка координации движений и поиск нужного звукового
соотношения мелодии и аккомпанемента в их одновременном звучании;
Развитие эмоционального отношения к исполнению изучаемого музыкального
произведения;
Развитие пианистических навыков в работе над кантиленой;
Воспитательные:
Воспитание внимательного отношения к культуре звукоизвлечения в исполняемом
сочинении;
Воспитание умения анализировать музыкальный материал;
Воспитание тщательного слухового контроля;
Воспитание любви к музыке и эстетического вкуса;
Методы работы:
Словесный (диалог, рассказ, объяснение)
Показа
Сравнения
Анализа
Образно-эмоционального воздействия
1.Представление ученицы, тема урока, название пьесы: Ф.Шопен . Кантабиле.
2.Проигрывает пьесу.
3.Беседа о композиторе. Юношеское сочинение (в 24 года.) Шопену приходилось творить в
трудную для Польши эпоху. С конца 18 в. Польша перестала существовать, её поделили Австрия,
Пруссия и Россия. По итогам Наполеоновских войн Варшава находилась в составе Российской
империи.
4.Название пьесы: канто - пение, кантаре-петь, кантабиле-певуче, канцоне-песня.
форма пьесы : одночастная, фортепианная миниатюра спокойного, напевного характера.
тональность си бемоль мажор, повторение фраз характерно для Шопена.
Лирическая, мечтательная песня.
5.мы слушали произведения Шопена. Что в них главное? Шопен-Мелодист! Мелодия-душа
музыки.
Средства муз-й выразительности: Мелодия-главная муз. мысль.
Мелодия.С работы над мелодией мы и начнём практическую часть нашего урока.
6.Играет 1 фразу. Давай сразу же обговорим, что у нас главное должно быть во время урока –
слушать себя.
С чего мы начинаем. Определяем границы фраз. Они почти одинаковы –эти две фразы.
2 фраза более насыщеная , чем 1-я.
Начинаем игру полным погружением руки в клавиатуру. Играем и слушаем себя,
Мы решили, что это песня и должны передать теплоту и выразительность , свойственную нашему
голосу. Поэтому играем без толчков, плавно. Как поют певцы, один звук переходит в другой.
Пальцы –плоские, играем подушечками. Близко к клавишам.
Главное-дослушать звук и взять дыхание на всю фразу. Петь.
7.Аппликатура-3,4,5 пальцы.
Аппликатура. У романтиков отличается-перекладывание, подкладывание, скольжение.1 палец на
чёрных
8.Аккомпанемент.Типичный для пьес Шопена танцевального плана аккомпанемент .Бас на
сильной доле. Бас-основа гармонии. Брать мягко, но полнозвучно.
Очень опасно оставлять мелодию без поддержки.
В пьесе мелодика Шопена сочетается с танцевальными элементами в аккомпанементе.
9.Соотношение мелодии и аккомпанемента.
10.Средства муз-й выразительности. Мелодия-главная музыкальная мысль, лад ,тембр, динамика,
педаль, штрихи.
Играем пьесу с педалью.
Объяснение темпа рубато: Рубато----видишь дерево. Ветки качаются чуть-чуть, листья-больше, а
свол неподвижен. Рубато----ветки с листьями качаются, а общий темп
сохраняется.Рука,ответственная за аккомпанемент,должна соблюдать строгий ритм.Шопен
никогда не применял термин рубато к местам,где мелодия украшена нерегулярными группами
быстрых нот.
Г.Гейне – Есть только один пианист, которому я отдал бы предпочтение – это Шопен!