Напоминание

Музыкальная память. Методы запоминания музыкального произведения наизусть.


Автор: Прокопьева Елена Валентиновна
Должность: преподаватель по классу баяна, аккордеона
Учебное заведение: МОУ ДО "Школа искусств №2"
Населённый пункт: город Усть-Илимск, Иркутская область
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Музыкальная память. Методы запоминания музыкального произведения наизусть.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое сообщение

Музыкальная память. Методы запоминания музыкального

произведения наизусть.

.02.2018

МОУ ДО «Школа искусств №2» г. Усть-Илимск

Преподаватель Прокопьева Елена Валентиновна

Введение

Проблема развития музыкальной памяти учащихся становится все

более

актуальной.

Педагогическая

практика,

собственный

опыт

показывают, что быстрое и эффективное выучивание на память

музыкальных произведений является сложной задачей для многих

учащихся. Известно, что хорошо выученное наизусть произведение

способствует

свободному

исполнению,

придает

ребенку

уверенность,

раскрывает

творческие

возможности,

позволяет

думать о музыкальности исполнения.

Музыкальная память – пожалуй, самая неисследованная область

музыкальной психологии и педагогики. Проблема точного

запоминания и точного воспроизведения нотного текста возникла

ещё в 19 веке.

Считается

,

игра по памяти вошла в моду со времен

Ф.Листа (эпоха романтизма). Музыканты – исполнители объясняли

это обстоятельство тем, что игра наизусть совершенно необходима

для творческой свободы, так как усложняющаяся фактура

произведений уже не позволяла исполнителю раздваивать свое

внимание между клавиатурой и нотным текстом.

Но на смену одним неудобствам, связанным с раздваиванием

внимания, пришли другие – необходимость устойчивого

запоминания и точного воспроизведения текста.

Десятилетиями

проблемы

памяти

активно

исследовались

представителями разных наук: психологии, биологии, медицины,

генетики,

кибернетики

и

ряда

других.

Вопросами

музыкальной

памяти

занимались

ученые,

педагоги,

музыканты

вс ех

специальностей.

Работы

Голубовской

Н.И.,

Маккиннон

Л.,

Петрушина П.И., Савшинского С.И., Стоянова А. и Щапова А.П.,

являются

ключевыми в

освещении

особенностей

и

проблем

музыкальной памяти. Но всё-таки этот феномен не изучен до конца.

Тем не менее, знание о работе музыкальной памяти и её развитии

необходимо

каждому

преподавателю

музыки,

чтобы

помочь

ребенку

освоить

приемы

заучивания

наизусть

с

наименьшими

затратами. Я считаю, что ученики тоже должны знать про свою

память, как таковую, и музыкальную в частности. Дети познают

себя, когда на уроках обсуждаются виды памяти и их особенности.

Хорошая

музыкальная

память

это

быстрое

запоминание

музыкального

произведения,

его

прочное

сохранение

и

максимально точное воспроизведение даже спустя длительный срок

после выучивания.

По словам Н. А. Римского-Корсакова, «музыкальная память, как и

память, вообще, играя важную роль в области всякого умственного

труда, труднее всего поддаётся искусственным способам развития и

заставляет более или менее примириться с тем, что есть у каждого

д а н н о г о

с у б ъ е к т а

о т

п р и р о д ы » .

Этой точке зрения противостоит мнение известного музыкального

психолога А. А. Алексеева, согласно которому музыкальная память

«поддаётся

значительному

развитию

в

процессе

специальных

педагогических воздействий».

Виды музыкальной памяти.

Существует

несколько

видов музыкальной

памяти, с

которыми

приходится

иметь

дело

музыканту.

Когда

мы

запоминаем

музыкальное произведение, можно говорить: о двигательной (она

же мускульная, мышечная); тактильной; эмоциональной (образно-

ассоциативной, это вид слуховой памяти), зрительной, слуховой и

л о г и ч е с ко й

п а м я т и

(словесно-логическая,

конструктивно-

логическая).

Рассмотрим пять основных видов.

1.Память логическая

Этот вид памяти помогает нам запоминать и удерживать в голове

логику развития произведения, тип фактуры, технические формулы,

структурные

единицы

музыкальной

ткани

(мотивы,

фразы,

предложения,

периоды),

смену

тональностей,

ключевых

знаков.

Логическая память опирается на теоретические знания ученика.

Проблема: Если знаний нет - будут проблемы с запоминанием.

2.Память зрительная

Заключается

в

запоминании

написанного

нотного

текста

и

запоминании расположения рук на инструменте. Для того, чтобы

этот

вид

памяти

работал,

необходимо,

во-первых,

чтобы

он

от

природы присутствовал в достаточно развитом состоянии. Она в

большинстве случаев играет второстепенную роль по сравнению со

слуховой

памятью

(слепые

музыканты

лишены

возможности

пользоваться зрительной памятью). Во-вторых, наличие нотного

текста во время работы над произведением является обязательным

требованием.

Проблема: У детей преобладает двигательная память, поэтому они,

к

сожалению,

не

любят

смотреть

в

ноты.

Часто,

выучив

произведение наизусть, они в дальнейшем всю работу проводят без

нот.

Это

не

даёт

возможности

тексту

как

следует

закрепиться

на

зрительной

памяти.

В

результате

этот

вид

памяти

остаётся

незадействованным.

Кроме

того,

в

нотном

тексте

содержится

масса

интереснейшей

информации, которая при таком подходе остаётся незамеченной.

Качество исполнения от этого страдает.

3.Память слуховая

В музыкально-слуховой памяти различают способность запоминать

мелодию,

гармонию,

тембр,

ритм,

интонацию.

Музыкально-

ритмическая память - явление, в котором соединяются слуховая и

мышечная

память.

Слуховые

представления

сильно

зависят

от

топографии клавиатур и ощущений пальцев, пальцевой моторики.

Проблема: Отсутствие слухового контроля - серьёзнейшая причина

проблем с запоминанием текста.

4.Память двигательная (моторика)

Это

запоминание,

сохранение

и

воспроизведение

различных

движений, (я разделяю движения на: физико-механические: сила,

скорость, высота, масса; и художественные - память на штрихи).

Человеческий

мозг

не

в

состоянии

проконтролировать

мелкие

длительности

в

быстрых

темпах:

пальцы

бегают

значительно

быстрее, чем мозг в состоянии работать.

С этой задачей прекрасно справляется наша моторика. Это самый

надёжный и наиболее часто задействованный вид памяти.

Особенность

моторной

памяти

заключается

в

том,

что

она

не

нуждается

в

контроле.

Попытки

проконтролировать

моторику

головой во время выступления обычно приводят к катастрофам на

сцене – полному забыванию текста.

Зато если суметь полностью отключить голову, «не мешать» рукам,

то они, скорее всего, справятся с задачей без проблем. Вот почему

этот

вид

памяти

так

любят

наши

ученики.

90%

выступлений

держится исключительно на моторике.

5.Память тактильная

Это память прикосновения к струнам, к клавиатуре. Память на ход

кнопки, её погружение в дно и глубину клавиатур. Кончик пальца

даже без наших усилий запоминает характер прикосновения и в

плане

динамической

нюансировки

и

в

отношении

штрихов.

Тактильная

память

хорошо

тренируется

при

игре

с

закрытыми

глазами или в темноте.

Получается

что

для

того,

чтобы

ученик

забыл

на

сцене

текст,

должны отказать все виды памяти, причём одновременно.

Своеобразный коллапс. Это почти невероятно, однако иногда такое

встречается. И именно потому, что о пяти видах памяти речи и

близко

никогда

не

было.

Или

уделялось

этому

недостаточно

внимания.

Ученики

используют

обычно

одну,

как

уже

упоминалось,

двигательную. А отключить двигательную память очень просто:

достаточно начать её контролировать. Для этого надо только задать

себе вопрос: «А интересно, какая там следующая нота?». И всё.

Провал обеспечен.

Методы

развития памяти

Для развития зрительной памяти необходимо заниматься постоянно

чтением с листа.

Значительному развитию

слуховой

памяти

способствуют

уроки

сольфеджио, слушания музыки и хора.

Тактильная память лучше всего развивается игрой с закрытыми

глазами или в темноте.

Логическая

память

должна

быть

задействована

постоянно

при

разборе, запоминании. Но она тяжеловесна и не продуктивна во

время исполнения на сцене.

Двигательная память развивается в результате регулярных занятий.

При

этом,

педагог

должен

объяснить

ученику

какие

движения

нужно запомнить в контексте исполняемого произведения.

В последнее время активно развиваются компьютерные технологии,

что позволяет пользоваться новинками компьютерной индустрии.

Большую пользу в развитии музыкальной памяти ребенка могут

оказать

музыкальные

компьютерные

игры

(«Учимся

запоминать

музыку», «Угадай мелодию», «Несерьёзные уроки», «Интервалы» и

др.), где в игровой форме будет предложено повторить мелодию,

определить животное по голосу, сочинить мелодию и пр.

Большой

интерес

вызывают

серии

музыкальных

компьютерных

программ

(«Virtual

Piano»,

«Музыкальный

экзаменатор»

и

др.),

которые нацелены на развитие музыкальной памяти, в частности

о п р е д е л е н и е

н а

с л у х

д в и ж е н и е

з в у к о в ы с о т н ы х

последовательностей, запоминания мелодической цепочки, умение

слышать интервалы вне лада и пр. Использование программ дает

возможность

получить

практический

опыт,

который

можно

приобрести, только работая на инструменте.

Типы или каналы восприятия

Задача преподавателя: развивать все виды памяти.

Для продуктивной работы над запоминанием нужно понять, как

ученики

воспринимают

информацию.

Одни

дети

схватывают

информацию

на

лету,

другие

же

не

могут

усвоить

даже

после

многократных

повторений.

Преподавателю

нужно

научиться

говорить с каждым ребёнком на его языке.

В зависимости от типа восприятия, все люди делятся на 4 основных

категории:

1. Визуалы (визуальный канал восприятия)

2. Аудиалы (аудиальный канал восприятия)

3. Кинестетики

4.Дискреты

или

дигиталы

(дискретно-дигитальный

канал

восприятия. (digital (англ.) – цифровой).

Визуалы- это люди, которые лучше воспринимают поступающую

информацию посредством органов зрения.

Аудиалы лучше усваивают информацию на слух.

Для кинестетиков более важными являются другие органы чувств,

такие как осязание, обоняние.

Дискреты для усвоения информации используют преимущественно

логическое мышление, какие-либо знаки, условные обозначения.

Как распознать у ребёнка ведущий канал восприятия и переработки

информации? Часто, достаточно просто понаблюдать!

У ребёнка визуала - развита способность логически мыслить. Речь

их

не

отличается

особым

богатством.

Ребёнок-визуал

при

восприятии

информации

больше

полагается

на

зрительные

ощущения. Он быстро запоминает цвет, форму, размер. В общении

со сверстниками ребенок-визуал сначала наблюдает, а уже потом

идет на контакт.

Особенности

внимания:

визуалу

шум,

всевозможные

помехи

практически не мешают.

Особенности

запоминания:

помнит

то,

что

видел,

запоминает

картинами (образное мышление хорошо развито).

Аудиал познает окружающий мир через звуки, поэтому раньше

других начинает говорить, имеет большой словарный запас. Умеет

убеждать,

уговаривать.

Дети-аудиалы

очень

общительны.

Особенности

внимания:

аудиал

легко

отвлекается

на

звуки.

Особенности запоминания: аудиал - то, что обсуждал, запоминает,

слушая. Среди учеников ДМШ, ДШИ много детей с преобладанием

именно звукового типа восприятия окружающего мира. Их обычно

относят

к

разряду

талантливых,

поскольку

для

успешной

музыкальной деятельности этот тип восприятия является наиболее

подходящим, хотя вовсе не обязательным.

С

аудиалами

реже

возникают

проблемы

при

выучивании

музыкального

произведения

наизусть,

так

как

они

от

природы

весьма продуктивно используют запоминание музыки на слух.

Кинестетик познает мир с помощью прикосновений, движений.

Они живут в чувствах, в телесных ощущениях. У него хорошо

развита моторика, он очень много двигается, любит активные игры,

связанные с прыжками, бегом, борьбой, ему трудно усидеть на

одном месте, долго заниматься одним делом. Кинестетик любит все

трогать, ощупывать; ему особенно важны тактильные ощущения,

старайтесь

меньше

употреблять

фразу

"Не

трогай!"

На

уроке

отвечает медленно, с трудом подбирает слова. Любимый ответ : «Я

не знаю»

Особенности

внимания:

к и н е с т е т и к у

в о о б щ е

т р у д н о

концентрировать

свое

внимание,

его

легко

отвлечь

чем

угодно.

Особенности запоминания: кинестетик помнит общее впечатление;

запоминает, двигаясь, ощупывая, нюхая. Любит все записывать,

если

будет

только

слушать

или

смотреть,

то

не

воспримет

и

половины информации. Зато эти дети удивительно грамотны.

Дискреты или дигиталы живут в мире языковых знаков, таблиц,

схем, графиков. Все ощущения, эмоции, чувственные потребности,

всё,

что

исходит

от

души

и

тела,

они

стараются

перевести

в

словесные формулировки.

От

них

можно

услышать,

например:

«Золотая

рыбка

это

многоцелевой

преобразователь

желаний

в

действительное

поле

явлений», «Куст – это совокупность веток, исходящих из одного

места»,

«С

точки

зрения

банальной

интуиции

не

каждый

индивидуум

может

игнорировать

критерий

утопического

субъективизма».

Дискреты рассматривают все предметы и явления с точки зрения

пользы: «Зелёные яблоки, как продукт плодоводства, пригодны для

употребления с точки зрения большого содержания в них железа».

Среди детей дискреты встречаются крайне редко. (Я не встречала)

При

общении,

в

учебном

процессе

необходимо

использовать

методы, понятные и близкие ребенку.

С

учеником-визуалом

следует

употреблять

слова,

описывающие

цвет, форму, местоположение, можно выделять цветом темы, фразы,

части

произведения,

использовать

наглядные

пособия.

Можно

попросить нарисовать картинку по разучиваемому произведению,

на которой будет изображен процесс его развертывания. На ней

может

быть

уделено

больше

внимания

эмоционально-образному

плану либо логико-композиционному аспекту.

С учеником - аудиалом использовать вариации голоса (громкость,

паузы, интонации). Разговаривать с ребёнком о том, какие эмоции

вызывает та или иная музыка, попросите их нарисовать, и выразить

свои впечатления в рисунке.

Способности

аудиалов

можно

развивать

прослушиванием

качественных музыкальных записей, игрой в театр с изменением

голоса. Ролевые игры и домашний театр — их стихия, они любят и

понимают

музыку.

Аудиал

быстрее

запомнит

нотный

текст

проговаривая его.

С

кинестетиком

лучше

использовать

жесты,

прикосновения,

довольно

медленную

речь,

позволяйте

ему

"обыгрывать"

информацию.

Кинестетики

обучаются

посредством

мышечной

памяти.

Именно

эти

дети

лучше

других

практически

реально

осознают разницу между различными способами звукоизвлечения.

Любой человек, ребенок в том числе, использует разные каналы

восприятия.

Не

подлежит

сомнению,

что

преподаватель

может

интуитивно выбрать способ общения с ребёнком, но знания никогда

не

помешают. Это наша профессия - много знать и постоянно

приобретать новые знания, учиться.

Нужно

всегда

стараться

понять

любого

ребёнка,

искать

возможности поддерживать интерес к обучению, желание посещать

уроки. Не маловажную роль играет радость общения с педагогом.

Методы работы над текстом и запоминанием наизусть.

Существует

множество

методов

работы

над

текстом,

над

запоминанием наизусть. Выделим основные этапы.

1. Донотный

Когда начинается запоминание музыкального произведения?

C самого первого знакомства, с того момента, когда ученик впервые

услышал его, получил первое впечатление. При этом в коре

головного мозга образуется своеобразный трек (track (англ.) - след,

курс, трасса), в нашем случае – звуковая дорожка. Происходит

первоначальное запоминание, а с запоминания начинается память.

Выделим варианты ознакомления с музыкальным произведением.

Первый вариант – выбираем произведения совместно с учеником,

деля с ним ответственность и подогревая его интерес. Нужно

заранее обдумать пьесы, которые будут предложены ученику. Это

должен быть материал, подходящий по сложности, интересный по

содержанию.

Педагогу нужно быть готовым самому проиграть пьесу ученику в

лучшем виде. И, если для младших учеников можно просто

прочесть с листа, то произведения, предназначенные для

старшеклассников нужно хорошо выучить. Педагог должен играть!

При прослушивании пьесы у ученика происходит возбуждение

слухового нерва, что влечёт за собой реакцию голосовых связок и

мышц пальцев. А если при этом ученик следит за нотным текстом,

у него работает зрение, он в общих чертах видит картину нотного

текста. Первоначальное усвоение текста становится зрительно-

слуховым,

Второй вариант - рекомендую слушать запись. Очень хорошо

предложить ребёнку прослушать произведение в исполнении

профессиональных исполнителей, а так же детей-учащихся

музыкальных школ - участников и победителей различных

конкурсов. После прослушивания полезно обсудить, узнать

впечатления и мнение ребёнка о прослушанном произведении.

Так же, необходимо рассказать о композиторе, интересных фактах

его биографии, исторических условиях, в которых проходило

творчество автора, если это народная обработка - познакомить с

литературным текстом и т.д. Самое главное, чтобы у ребёнка

возникла влюблённость в звучание пьесы и интерес к его идее и

художественному содержанию.

Учёные, которые изучают воздействие музыки на мозг, выяснили,

что, что прослушивание или исполнение любимых композиций

вызывает у человека выработку гормона удовольствия дофамина.

Дофамин естественным образом вырабатывается в больших

количествах во время любого позитивного жизненного опыта в

«центре удовольствия», который находится в прилежащем ядре

головного мозга. И если музыка нравится, она не только

воздействует на «центр удовольствия», но и значительно

активизирует работу мозга.

Третий вариант – ученик разбирает самостоятельно, если готов к

этому.

На мой взгляд, лучше – комбинировать.

Есть

еще

четвертый.

Ученик

откуда-то

знает

пьесу

и

хочет

ее

сыграть.

2. Работа с нотным текстом.

Дальше наступает момент непосредственного знакомства с нотной

записью, т. е. после слуховой, активно подключается зрительная

память.

Что же такое нотный текст?

Это система графических знаков, своеобразный шифр, для

непосвящённых людей абстракция. Он приспособлен для фиксации

музыкального произведения, его идеи. Это данность, которой как

бы, не существует без воспроизведения. И ученику, с помощью

педагога, предстоит расшифровать нотный текст, услышать и

перевести в игровые движения, выучить наизусть, исполнить на

публике, то есть воспроизвести.

Часто дети сразу устремляются к клавиатуре. Нельзя позволять им

этого с первого класса. К музыке нужно присмотреться, как это мы

делаем,

когда

впервые

знакомимся

с

другим

человеком,

чтобы

знать, как с ним общаться.

Предварительно,

лучше

мысленно

разделить

произведение

на

части:

(можно

обозначить

части

в

нотах

карандашом

любым

способом,

дать

название,

соответствующее

их

художественному

содержанию. Последнее очень любят и хорошо понимают дети.

Попутно ученики находят схожий или одинаковый нотный текст;

секвенционное развитие, похожий или одинаковый ритмический

рисунок и т.д.

Установка

на

умение

делать

предварительный

анализ

помогает

ученику

прочнее

запоминать

музыкальный

материал,

сокращает

время

при

запоминании

похожих

или

одинаковых

«кусочков»

текста. При этом, запускается важнейший в нашей педагогической

работе процесс - воспитание ребёнка как будущего исследователя и

мыслителя.

Хорошим ученикам, наученным самостоятельному разбору, тоже не

помешает

напомнить,

не

спешить

прикасаться

к

клавиатуре,

а

поработать «головушкой».

Рассмотрим наиболее рациональный метод разбора.

Без инструмента.

Сидя за столом необходимо внимательно:

1)

пропеть

внутренним

слухом

обозначенный

фрагмент

(все

мелодические линии и подголоски).

2) постараться услышать гармонические вертикали;

3) простучать ритмический рисунок (особенно сложные места);

4) простучать ритм и метр одновременно двумя руками;

5) внимательно изучить все штрихи, динамику, аппликатуру;

6) понять музыкальную форму произведения.

В конце разбора, когда общая картина фрагмента станет полностью

ясна, можно начать исполнять на инструменте, уже чётко

представляя себе цель и задачи.

Важно выбрать такой объём материала, какой ребёнок может

охватить зрением в целом. Пусть для начала будет даже всего один

такт, со временем глазные мышцы станут более тренированными, и

ученик будет видеть больше и дальше.

Так

же,

перед

первым

проигрыванием

на

инструменте,

рекомендуется проработка нотного текста в виде пропевания вслух

всех возможных мелодических линий:

1.По методу Альбрехта, предполагающим ритмизированное чтение

нот без интонирования;

2.По

методу

абсолютной

сольмизации,

предполагающей

пропевание с названиями нот, при этом чисто интонируя и в точном

ритмическом движении

По мере обще-музыкального развития ученика следует постепенно

переходить от первого метода ко второму.

Применение

этих

методов

подключает

к

работе

слуховую

и

логическую виды памяти. Если же при таком пропевании ещё и

мысленно представлять исполнение этого текста на инструменте

(причём правильной аппликатурой!), то и зрительная память будет в

работе, и двигательная подготовится к реальному исполнению.

Нужно помнить, что наилучшее запоминание получается только

при постепенном запоминании.

Это метод постепенного запоминания

.

При

применении

этого

метода,

после

выучивания,

например,

второго такта, нужно вернуться к первому, и повторить их вместе.

Этот же принцип применим и к предложениям, периодам, частям.

Нужно как бы «нанизывать» выученные отрывки на единую нить

памяти,

всё

время,

возвращаясь

к

началу,

и

повторяя

ранее

выученное вместе с вновь заученным материалом. Учить следует

вдумчиво,

медленно.

Заучивание

одноголосных

мелодий,

после

такой подготовки, вряд ли вызовет какие-либо трудности.

В полифонических пьесах подобным образом прорабатываются все

голоса перед тем, как их соединить.

Нельзя забывать, что все эти действия необходимо выполнять при

неослабевающем внимании и сосредоточенности. Если внимание

притупилось, наступила усталость, то стоит на время отложить

занятия, чтобы продолжить их при более ясном сознании, потому

что, музыкальный материал должен сохраняться в долговременной

памяти с сознательным доступом!

Метод чередования является одним из методов активизирующих

умственную

работу

при

запоминании.

Он

заключается

в

чередовании

проигрывания

отдельных

эпизодов

музыкального

материала

по

нотам

с

последующим

проигрыванием

их

на

инструменте наизусть.

Более сложный метод – мысленное проигрывание произведения по

нотам, а затем наизусть.

Этим приемом пользуются многие выдающиеся музыканты. Такие

занятия «в уме» имеют огромное значение. Скорее всего, этот метод

преподаватели всё-таки предлагают своим продвинутым ученикам.

Было

бы

очень

хорошо,

если

бы

он

получил

более

широкое

применение и распространение, не смотря на свою трудность. Хотя

именно он максимально активизирует слуховую сторону памяти и

развивает слуховое воображение.

При

исполнении

на

инструменте,

внутренний

слух

должен

постоянно контролировать получаемый результат. По сути, идеален

тот вариант исполнения, при котором музыкант сначала слышит

необходимое

звучание

внутри

себя,

затем

исполняет,

а

получившееся

звучание

сверяет

с

тем,

что

сохранил

в

памяти

внутренний

слух.

В

виде

формулы

это

выглядит

так:

«слышу

(внутренним

слухом)

исполняю

-

контролирую

(внутренним

слухом)»

Конечно эта цепочка «память-исполнение-контроль» в реальности

происходит столь быстро, что исполнитель не всегда может её

осознать. Но принцип мыслить при исполнении на опережение

должен быть базовым для хорошего музыканта.

Обращаться к анализу по нотам необходимо постоянно, даже после

того, как произведение уже прочно выучено и возможно не раз

исполнено

публично.

Ведь

даже

долговременная

память

имеет

свойство

терять

мелкие

элементы,

и

подчас

исполнитель

с

удивлением обнаруживает, что играет не ту ноту или не тот штрих в

произведении, исполняемом им годами. Следует помнить об этом, и

не пренебрегать кропотливым нотным анализом в уже, казалось бы,

не раз сыгранном произведении.

Ещё один метод работы с текстом предложен Татьяной Зильберт.

Она – пианистка, преподаёт в Виннице в музыкальном училище,

педагогический стаж- 30 лет, ведёт свой блог в интернете, пишет

статьи о музыке. Привожу небольшую статью, размещённую на

этом блоге, почти дословно.

Она

справедливо

считает,

что

процесс

разбора

и

запоминания

текста относится к черновой работе. А черновая работа должна

занимать в идеале не более 10% времени, отведённого на освоение

произведения. Предлагается посвятить этой работе хотя бы 2-3

недели,

никак

не

больше,

чтобы

основное

время

посвятить

творческой работе.

В запоминании текста участвуют (должны участвовать) пять видов

памяти.

Но

при

этом

есть

один

секрет:

если

в

первую

очередь

текст

запомнила наша двигательная память – всё! Все остальные виды

памяти

будут

отдыхать

мёртво.

Заставить

их

работать

уже

практически невозможно. Действительно, зачем, если руки уже и

так играют! Наш организм всегда естественно противится работе, а

лишней работе – в особенности.

Поэтому: самое правильное (то, что было проверено многократно

практикой,

и

практикой

учеников)

не

делать

разбор

текста

вообще.

Такой

формы

работы

нет.

Либо

читка

с

листа

(ознакомление), либо запоминание текста наизусть.

Когда мы пытаемся запомнить наизусть совершенно новый текст,

где

в

пальцах

ещё

не

успели

образоваться

двигательные

стереотипы, то у нашего ленивого мозга просто нет другого способа

решить

эту

задачу,

кроме

как

подключить

все

остальные

виды

памяти: логическую, слуховую, зрительную и тактильную. Это же

элементарно: уловка, которая сама собой напрашивается!

В

результате

процесс

запоминания

многократно

ускоряется,

и,

главное, текст держится в голове намного прочнее и дольше, при

этом времени на всё это уходит в разы меньше.

Кроме того, при таком способе запоминания уже не получится

учить большими кусками. Приходится дробить фактуру на очень

маленькие эпизоды, зачастую не больше такта, а иногда и гораздо

меньше, что также положительно влияет на результат.

Такой способ заучивания текста (наизусть, минуя разбор) вызывает

неоднозначную реакцию. Но как вариант можно попробовать.

Я попробовала применить этот метод, мне он очень понравился.

Работает.

3. Проверка прочности запоминания.

Личный

опыт

показывает,

что

проводить

проверку

прочности

запоминания на уроке, лучше всего в игровой форме. Обычно, дети

с удовольствием и азартом включаются в игру. Привожу примеры,

которые мы используем на уроках.

Игра «Диалог».

В

начале

игры

договариваемся,

кто

начинает

играть,

а

кто

продолжает. Например: я играю первую фразу, ученик вторую и т.д.,

пока не исполним всю пьесу. Затем, меняемся.

Игра «Стоп».

Ученик начинает исполнять, я в любом месте даю команду «стоп».

Ребёнок

прекращает

исполнение,

при

этом

руки

остаются

на

клавиатурах. Через короткий промежуток времени (3-5 секунд),

после команды «дальше», он

должен продолжить играть с того

места, где произошла остановка.

Игра «Сброс».

Отличается

от

предыдущей

тем,

что

ученик

после

команды

«сброс»

резко

сбрасывает

руки

с

клавиатур,

и

так

же,

через

небольшой промежуток времени возвращается к исполнению.

Игра «Покажи в нотах»

Я играю пьесу, ученик слушает, не глядя в ноты. Останавливаюсь в

любом

месте.

Ребёнок

должен

найти

в

нотном

тексте,

где

произошла остановка.

Игра «Помехи»

Варианты:

Ученик исполняет, я задаю какой-либо вопрос. Не прекращая игры,

он должен постараться ответить.

Ребёнок исполняет, я играю придуманный аккомпанемент. Часто

бывает,

что

это

является

помехой

и

сбивает

с

толку

учеников,

особенно младших.

Со

старшими

можно

вообще

одновременно

играть

в

разных

тональностях.

Антимузыкальный

метод,

зато

очень

хорошо

работает для проверки концентрации внимания.

Правила для учеников

Предлагаю

правила

для

учеников,

способствующие

развитию

памяти

в

процессе

работы

над

выучиванием

произведения

наизусть.

1. Нельзя учить пьесу наизусть в состоянии утомления, сонливости,

когда не удается, сосредоточить внимание.

2. Заучивать произведение нужно по небольшим фрагментам.

3. Способствуют запоминанию:

а) интенсивная эмоциональная и интеллектуальная работа;

б) осмысленные приёмы и способы работы;

в) основным способом было и есть многократное повторение;

г) повторению подлежит не вся пьеса, а фрагменты, которые не

поддаются запоминанию;

д)

повторения

должны

выполняться

с

полной

умственной

сосредоточенностью;

е)

количественная

сторона

повторений

имеет

значение

лишь

в

сочетании с качественной;

ж)

аппликатура

не

может

быть

нестабильной

в

процессе

запоминания текста наизусть. Это важное условие!

4.Тормозят запоминание:

а) безинициативное отношение к работе;

б) бесцельное просиживание за инструментом;

в)

бездумное

повторение,

являющееся,

по

мнению

учеников,

элементом интеллектуальной проработки;

г) бессодержательные и неверные приёмы и способы работы.

5. Перед игрой произведения наизусть просматривать его глазами

по нотам.

6. Проверкой качества заучивания может быть написание нот на

чистом нотном листе по памяти или пропевание (проговаривание)

мелодии вслух с правильным ритмом и в указанном автором темпе.

7.

Чередование

пассивного

(по

нотам)

и

активного

(без

нот)

повторения очень полезно.

8. Важно исполнять выученное произведение в медленном темпе и

даже очень медленном. Иногда рекомендуется менять темп при

исполнении. Так исполнение медленной пьесы в быстром темпе

помогает прояснить музыкальные линии, а исполнении быстрой

пьесы

в

медленном

способствует

закреплению

технических

навыков, и предотвращает «заигрывание».

9. При исполнении произведения наизусть стараться следить за

выполнением задач, которые постоянно ставит педагог.

А педагог, должен всегда помнить с каким тонким материалом он

имеет дело – ребёнок, его мозг, его память!

Список литературы

1.Алексеев А.Л. Методика обучения игре на фортепиано

2.Бехтерева Н. материалы лекции «Как работает наш мозг».

3. Н.И.Голубовская О музыкальном исполнительстве. Издательство

«Музыка», Ленинград, 1985

4. Гобова Е.С. Понимать детей дело интересное. М.,А+, 1997.

5.

Григорьев

В.Ю.

О

развитии

музыкальной

памяти

учащихся.

Вопросы музыкальной педагогики, выпуск II, сборник статей по

редакцией В.И. Руденко /В.Ю. Григорьев – М., Музыка, 1980

4. Достал Ян. Ребенок за роялем / Ян Достал – М., Издательство

Музыка, 1981

5. Зильберт Т. Развитие памяти при игре на рояле.

6. Коган Г.Л. Работа пианиста. / Г.Л. Коган – М., Классика 2004-204

7. Маккиннон Л. Игра наизусть. Издательство «Музыка»,

Ленинград, 1967

8. Г. Нейгауз Об искусстве фортепианной игры. Москва «Музыка»,

1988

9. Пуриц И. Методические статьи по обучению на баяне.- М. :

Издательский Дом «Композитор, 2001 г. Под редакцией Н.В. Пуриц

10. Смирнова И.Л. Совершенствование запоминания музыкальных

произведений

в

профессиональной

подготовке

студентов.

Музыкальное

образование

и

воспитание

учащейся

молодежи:

содержание, формы, методы./ И.Л. Смирнова – Свердловск, 1989

11. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: учебное пособие для

студентов

по

специальности

2119

Музыка

и

пение

Просвещение – М., 1984



В раздел образования