Автор: Реутская Татьяна Александровна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ФКПОУ "НГГТКИ" МИНТРУДА РОССИИ
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональные пробы по декоративно-прикладному творчеству
Раздел: среднее профессиональное
Важнейшими компонентами профессиональных проб являются проверка и
оценка
знаний,
умений
и
навыков,
необходимых
для
успешного
овладения
абитуриентом выбранной им профессии.
Учет
успеваемости
профпроб
имеет
цель
выявить
и
оценить,
в
какой
степени испытуемый обладает необходимыми навыками и умениями, насколько
самостоятельно выполняет тестовые задания в соответствии с установленными
нормами и техническими требованиями (в пределах программы профпроб), и
определить в конечном итоге уровень квалификации учащихся.
Однако задача состоит не только в том, чтобы объективно определить
качество
знаний,
умений
и
навыков
испытуемых
в
данный
момент,
но
и,
основываясь на результатах проверки, наметить, что необходимо сделать для того,
чтобы каждый абитуриент в дальнейшем процессе обучения прочно и качественно
усвоил требуемый учебной программой материал по выбранной профессии.
Существенное
значение
имеет
понимание
самим
испытуемым
роли
проверки знаний, умений и навыков в повышении их качества.
Изучение творческих способностей человека осуществляется с конца 50-х
годов XX века. Поиски конечного единого показателя не дали положительных
результатов. Выяснилось, что творческие способности во многом зависят от того
материала, на основании которого составлено задание. Например, испытуемый
может
достаточно
легко
и
продуктивно
фантазировать,
комбинируя
элементы
зрительного образа, однако с трудом составлять слова из букв. Или, если легко
составляет слова из букв, то может с большим трудом придумывать целостные
фразы.
Отсутствие связей можно объяснить только тем, что каждая мыслительная
способность формируется автономно, на специфическом учебном материале и
имеет свои психические механизмы развития.
Поэтому для оценки знаний, умений и навыков, профессиональных качеств
необходимых для творческих профессий на всем протяжении профпроб, на всех
этапах
проверки
я
использую
критерии
оценок
знаний,
умений
и
навыков,
разработанных и составленных мною в процессе работы на Отделении выбора
профессии.
При выставлении оценок я руководствуюсь конкретными требованиями к
выполняемой работе; так же учитываю степенью овладения умениями, знаниями
и
первоначальными
профессиональными
навыками,
индивидуальными
особенностями и знаниями испытуемых. Немалое значение в оценке имеет и
прилежание к работе.
Цель
отделения –
выяснение
профессиональной
пригодности
и
диагностики
способностей
к
обучению,
знаний,
умений
и
навыков
для
определения места обучения.
Профпробы проводятся в форме тестирования и частичного собеседования.
Задачи отделения – изучение общих и специальных способностей для
определения перспективности обучения конкретной профессии.
Методы
обследования
– индивидуальное и групповое тестирование на
определение общих способностей, психологической пригодности к профессии;
специальные трудовые пробы, собеседование.
Цель
проведения
профпроб: определение
возможности
поступающих
осваивать соответствующие основные профессиональные программы среднего
профессионального
образования,
выяснение
знаний,
умений
и
навыков
и
интересов абитуриентов.
Одно
из
направлений
профпроб
на
ОВП
–
пробы
по
декоративно
–
прикладному творчеству.
Профпробы
по
народно
–
прикладному
творчеству
проводится
по
следующим профессиям:
Вышивальщица, вышивальщица на машине
Кружевница
Портной легкого платья
Закройщик
Ювелир
Мастер резьбы по дереву
Художник росписи по дереву
Модистка головных уборов
Швея по пошиву обуви
Мастер ручного вязания
Гравер
Скорняк
Ц е л ь
п р о в е д е н и я
п р о ф п р о б
п о
Д П Т : Выявить
уровень
сформированности
творческого
мышления,
знаний,
умений
и
навыков
абитуриентов
с
учетом
требований
программы
базовой
школы
по
курсу
«Технология»,
художественнее
способности,
физические
возможности
в
соответствии
с
требованиями
профессиональных
карт
для
последующей
рекомендации профессии.
На основании цели профпроб и принципов построена программа профпроб
по народно – прикладному творчеству, которая рассчитана на 32 часа и разбита на
блоки по направлениям профпроб.
Основные направления профпроб по ДПТ:
1.
Эскизирование
2.
Уменьшение и увеличение рисунка по клеткам
3.
Построение графического образа
4.
Работа с цветными карандашами и акварельными красками
5.
Аппликация
6.
Шитье
7.
Плетение
8.
Вышивание
9.
Лепка
10.Моделирование из бумаги
При проведении профпроб обращается внимание на вводное занятие, на
котором
мастер
знакомится
с
испытуемым,
выявляет
уровень
образования,
возраст,
характер
заболевания
(ДЦП,
травма
пальцев
рук
и
т.п.).
Знакомить
абитуриентов