Напоминание

"Этапы организации детского духового оркестра"


Автор: Бирюков Геннадий Николаевич
Должность: преподаватель отделения "духовых и ударных инструментов"
Учебное заведение: МБОУДО "Погарская ДШИ"
Населённый пункт: пгт Погар, Брянская область
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Этапы организации детского духового оркестра"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическое сообщение

Тема:

"Этапы организации детского духового оркестра"

Автор:

Бирюков

Геннадий

Николаевич

преподаватель

высшей

категории

отделения «Духовых и ударных инструментов» МБОУДО «Погарская

ДШИ», Заслуженный работник культуры РСФР.

Погар

2018 г.

«

Духовой оркестр просто не может играть

плохую музыку».

В. Халилов.

Духовой оркестр – это не просто большой ансамбль исполнителей, играющих

на духовых и ударных инструментах, но еще и живой, развивающийся в

творческом

и

техническом

отношении

коллектив

музыкантов.

В

душе

каждого

человека

есть

особая

зона,

открытая

для

восприятия

музыки

и

музыка своим эмоциональным воздействием побуждает человека к самым

лучшим поступкам – созиданию, творению. Музыка, исполняемая духовым

оркестром, была, есть и будет одним из самых любимых народом видов

музыкального исполнительства.

Духовые оркестры различаются по своему составу и делятся на типы: малый

медный, малый смешанный, большой смешанный. Каждый из перечисленных

типов

духового

оркестра

обладает

разными

художественными

и

техническими

возможностями,

любой

из

них

прекрасно

звучит,

как

в

концертном

зале,

так

и

на

открытом

воздухе,

поэтому

духовой

оркестр

желанный

участник

на

торжественных

мероприятиях,

парадах,

народных

праздниках.

Создание духового оркестра в детской школе искусств – процесс длительный

и

трудоемкий.

Начинается

он

с

работы

над

партиями

на

уроках

специальности, затем на занятиях по оркестровой подготовке, где ученики

сыгрываются

по

группам

инструментов.

Только

после

этого

собирается

полный состав оркестра и начинается работа над произведением в целом. В

начале

каждого

занятия

обязательно

нужно

подготовиться

к

игре

разыграться, выстроить инструменты. Для этого существуют специальные

упражнения одним из которых является исполнение гаммы в медленном

темпе всем оркестром. Задача руководителя состоит в том, чтобы услышать

все

неточности,

фальшивые

звуки

и

устранить

их,

выстроить

звучание

инструментов. Хорошая настройка духового оркестра существенно влияет на

качество исполняемых произведений. В репетиции оркестра важно добиться

хорошего

ансамбля:

чистоты

интонирования,

синхронности

и

сбалансированности звучания по вертикали и горизонтали, точности метро-

ритма,

уравновешенности

динамики,

выразительной

фразировки,

артикуляции,

штрихов,

исполнительского

дыхания,

выявления

рельефа

и

фона. В работе с коллективом духового оркестра дирижеру необходимо не

только

выстроить

оркестр,

но

и

добиться

динамического

равновесия

звучности,

согласовать

интенсивность

нарастаний

и

спадов

динамики

в

каждой оркестровой партии и инструментальной группе. Объемное звучание

оркестра получается, когда оркестровые голоса сбалансированы по вертикали

во всех регистрах, одинаковы по динамике и характеру звукоизвлечения.

Звуковой

баланс

в

оркестре

меняется

в

зависимости

от

фактуры.

Определяющим

выразительным

признаком

духового

оркестра

является

наличие в нем множества тембров, их способность трансформироваться и

организовываться

в

зависимости

от

художественной

задачи.

Каждое

музыкальное

произведение

отличается

присущей

только

ему

тембровой

окраской и организацией музыкальной ткани. Дирижеру нужно проследить и

рельефно выявить ее в звучании оркестра.

Одним из важнейших этапов работы дирижера является подбор репертуара

для исполнения духовым оркестром. Произведения выбираются по принципу

от простого к сложному. На этом этапе работы дирижер прежде всего должен

исходить

из

реального

состава

оркестра,

его

возможностей,

которые

напрямую зависят от присутствующих в нем инструментов и групп, а также

уровня

исполнительской

подготовленности

участников

оркестра.

Важно

учитывать

технические

возможности

отдельных

музыкантов,

а

именно

исполнителей

первых

голосов,

выполняющих

мелодическую

функцию.

Конечно,

нельзя

забывать

того,

что

звучность

оркестра,

полнота,

сила,

сочность звучания зависят от гармонии, которая создается вторым голосом

(валторны,

альты,

тенора,

тромбоны).

Полноценная

работа

коллектива

музыкантов

духового

оркестра

напрямую

зависит

от

сыгранности

групп

инструментов,

стройности

их

звучания,

умения

слышать

друг

друга

в

ансамблевом

исполнении,

а

также

понимать

дирижерский

жест

«руку

дирижера»,

своевременно

реагировать

на

его

указания.

При

подборе

репертуара следует тщательно определить технические трудности, как со

стороны амбушюрной, так и пальцевой техники, учитывать ансамблевые

трудности. Поэтому на начальном этапе работы с духовым оркестром следует

брать произведения с максимально простым строением оркестровой ткани.

Для

общего

исполнительского

роста

оркестра

важно

развивать

умение

каждого участника правильно и продуктивно заниматься. Не менее важен

правильный

выбор

инструмента

для

участника

оркестра.

Это

касается

и

учащихся отделения духовых инструментов школы искусств. Выбор этот

напрямую зависит от физических данных (возможностей) ученика: строение

челюсти,

форма

губ,

состояние

зубов,

сформированный

прикус.

Задача

преподавателя

(руководителя)

подсказать

ученику,

помочь

сделать

правильный выбор инструмента.

Ни для кого не секрет, что одна из проблем детского духового оркестра

заключается в том, что его состав непостоянен - дети вырастают, оканчивают

школу и уходят. На их место приходят новые ученики. Ввести в состав

духового оркестра нового участника не так просто. Даже уверенно выучив

свою партию, ученик не может сразу органично влиться в исполнительский

коллектив,

ему

непривычно

мощное

многоголосное

звучание

оркестра,

непонятен

дирижерский

жест.

Из

многолетнего

опыта

своей

работы

с

детским духовым оркестром я могу рекомендовать постепенное введение

ученика

в

оркестр.

Несколько

первых

занятий

ученик

присутствует

на

репетициях оркестра, сидя со своей группой. В этот период он привыкает к

звучанию оркестра, учится слышать голоса инструментов, учится понимать

дирижерский жест. Затем он принимает участие в разыгрывании, учится

слышать не только себя, членов своей группы, но и других музыкантов

оркестра. В дальнейшем он становится полноценным участником оркестра.

Творческий и исполнительский рост оркестра, как в целом, так и каждого его

участника , невозможен без систематических занятий.

В

духовом

оркестре

действия

всех

музыкантов

строго

согласованы,

направлены

на

достижение

единого

результата

и

каждому

участнику

необходимо

приложить

максимум

усилий

для

достижения

общей

цели.

Согласованные действия всех участников духового оркестра на всех этапах

занятий

воспитывают

у

учащихся

дух

коллективизма,

товарищества,

ответственности. Игра в духовом оркестре способствует общему подъему

музыкальной культуры, пробуждает гражданские и патриотические чувства,

развивает музыкально-эстетический вкус.

Список используемой литературы:

1.

И.Губарев «Духовой оркестр» краткий очерк Москва СК 1963г.

2.

В. Рунов «Как организовать самодеятельный духовой оркестр»

Москва 1969 г.

3.

В. Халилов, Н. Михайлов, Е. Аксенов, С.Суровцев, Д. Браславский

«Школа игры для духового оркестра» Москва 2007 г.

4.

Р. Петров «Школа коллективной игры для духовых оркестров»

Ташкент 2004г.

5.

Н.Иванов-Радкевич, В.Бухаров, Г.Лысань, Л.Мальтер «Школа

коллективной игры для духовых оркестров» Москва 1960г.

6.

С.Болотин «Методика преподавания игры на трубе в музыкальной

школе» Ленинград 1980 г.

7.

З.Городецкая, Л.Магазинер «В помощь военному дирижеру»

Москва 1953 г.



В раздел образования