Авторы: Илемесова Рэмзия Гумаровна, Карасаева Альфия Фаритовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ №27"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные образовательные технологии в учебно - воспитательном процессе"
Раздел: начальное образование
Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Илемесова Р.Г.,
учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 27» г. Астрахань, Россия
Аннотация. В статье анализируются новые подходы к учебно - воспитательному процессу в связи с
современными требованиями, рассматриваются вопросы формирования принципиально новой
системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление,
индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевые слова: технология,
исследование, проблема, успешность.
Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать,
копировать Л.Н. Толстой
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.
Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это
такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в
определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает 60 достижение
необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни
образовательных технологий. Среди основных причин возникновения новых психолого-
педагогических технологий можно выделить следующие:
• необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных
особенностей обучаемых;
• осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного)
способа передачи знаний системным подходом;
• возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия
учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления
немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а
именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент,
диагностировать изменения. Одни учителя к инновациям не готовы методически, другие –
психологически, третьи – технологически. Школа была и осталась сориентированной на усвоение
научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Все подкреплено
господством власти учителя. Ученик остался подневольным субъектом процесса обучения. В
последние годы педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-
ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что
теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти
в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства,
интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов. Одна и та же технология может
осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по
инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому
среднему статистическому значению, характерному для данной технологии. Иногда педагог-
мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные
методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного
педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями.
Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на
технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его
развивающемся состоянии. Учитель становится организатором познавательной деятельности
ученика. А для этого необходимо, чтоб учитель представлял, какие образовательные технологии
лучше использовать в учебном процессе. Надо учесть, что выбор технологии зависит от многих
факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и в готовности
учителя и т.д. Следует сказать, что приоритет чаще отдается продуктивным, творческим,
исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и
других, таких, как технологии критического мышления, технологии встречных усилий, технологии
дифференцированного обучения. Новые приоритеты в образовании побуждают педагогов к
поиску эффективных технологий преподавания, которые позволяют достичь более высоких
результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный
процесс. Мой педагогический стаж составляет 42 года. За годы работы мною использованы
разные методы и методики. Одной из главных задач в своей работе считаю развитие у учащихся
интереса к учению, творчеству. Это качество является мощным инструментом, который побуждает
обучающихся к более глубокому познанию предмета и развивает их способности. Современные
образовательные технологии позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают
творческую активность учащихся. Для достижения этих целей я применяю проблемное обучение.
Перед учащимися ставлю учебную задачу и вместе с ними рассматриваю ее. Совместными
усилиями намечаем способы ее решения, устанавливаем план действий, самостоятельно
реализуемый учениками при минимальной помощи с моей стороны. Проблемное обучение
обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует
сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной. Полноценной
самостоятельной формой организации обучения является групповая работа. Она несет в себе
черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой
деятельности, следовательно: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная
активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений
между детьми, растет самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя
контролируют. Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в социуме: умение
строить свое поведение с учетом позиции других людей, откровенность, такт. Несколько слов хочу
сказать о проектной деятельности, которая эффективно используется нами, учителями начальной
школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. При
выполнении каждого нового проекта мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с
реальной жизнью задач. От ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями
других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью
проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого
необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Несколько лет
мои учащиеся принимают участие в школьной научно-практической конференции и занимают
призовые места. Работа над проектом их захватывает и учит их размышлять, прогнозировать,
предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие
детей. Мною затронута лишь небольшая часть современных образовательных технологий. Нам,
учителям, необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей
школ, направлений. Я считаю, сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без
изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Самой важнейшей
составляющей педагогического процесса должно стать личностно – ориентированное
взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое
самочувствие учителя и учащихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время
воспитательной деятельности.