Напоминание

"Современные образовательные технологии в учебно - воспитательном процессе"


Авторы: Илемесова Рэмзия Гумаровна, Карасаева Альфия Фаритовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Астрахани "СОШ №27"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные образовательные технологии в учебно - воспитательном процессе"
Раздел: начальное образование





Назад




Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе Илемесова Р.Г.,

учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 27» г. Астрахань, Россия

Аннотация. В статье анализируются новые подходы к учебно - воспитательному процессу в связи с

современными требованиями, рассматриваются вопросы формирования принципиально новой

системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление,

индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевые слова: технология,

исследование, проблема, успешность.

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать,

копировать Л.Н. Толстой

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.

Есть множество определений понятия «педагогическая технология». Мы изберем следующее: это

такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в

определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает 60 достижение

необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни

образовательных технологий. Среди основных причин возникновения новых психолого-

педагогических технологий можно выделить следующие:

• необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных

особенностей обучаемых;

• осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного)

способа передачи знаний системным подходом;

• возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия

учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Почему никакие новации последних лет не дали ожидаемого эффекта? Причин такого явления

немало. Одна из них сугубо педагогическая – низкая инновационная квалификация педагога, а

именно неумение выбрать нужную книгу и технологию, вести внедренческий эксперимент,

диагностировать изменения. Одни учителя к инновациям не готовы методически, другие –

психологически, третьи – технологически. Школа была и осталась сориентированной на усвоение

научных истин, заложенных в программах, учебниках и учебных пособиях. Все подкреплено

господством власти учителя. Ученик остался подневольным субъектом процесса обучения. В

последние годы педагоги стараются повернуться лицом к ученику, внедряя личностно-

ориентированное, гуманно-личностное и прочее обучение. Но самая главная беда в том, что

теряет притягательность сам процесс познания. Увеличивается число дошколят не желающих идти

в школу. Снизилась положительная мотивация учения, у детей уже нет и признаков любопытства,

интереса, удивления, хотения – они совсем не задают вопросов. Одна и та же технология может

осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по

инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому

среднему статистическому значению, характерному для данной технологии. Иногда педагог-

мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные

методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного

педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями.

Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на

технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его

развивающемся состоянии. Учитель становится организатором познавательной деятельности

ученика. А для этого необходимо, чтоб учитель представлял, какие образовательные технологии

лучше использовать в учебном процессе. Надо учесть, что выбор технологии зависит от многих

факторов: от возраста учащихся, ресурсных возможностей, подготовленности и в готовности

учителя и т.д. Следует сказать, что приоритет чаще отдается продуктивным, творческим,

исследовательским, проектным, информационным технологиям, не отрицая использования и

других, таких, как технологии критического мышления, технологии встречных усилий, технологии

дифференцированного обучения. Новые приоритеты в образовании побуждают педагогов к

поиску эффективных технологий преподавания, которые позволяют достичь более высоких

результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный

процесс. Мой педагогический стаж составляет 42 года. За годы работы мною использованы

разные методы и методики. Одной из главных задач в своей работе считаю развитие у учащихся

интереса к учению, творчеству. Это качество является мощным инструментом, который побуждает

обучающихся к более глубокому познанию предмета и развивает их способности. Современные

образовательные технологии позволяют разнообразить формы и средства обучения, повышают

творческую активность учащихся. Для достижения этих целей я применяю проблемное обучение.

Перед учащимися ставлю учебную задачу и вместе с ними рассматриваю ее. Совместными

усилиями намечаем способы ее решения, устанавливаем план действий, самостоятельно

реализуемый учениками при минимальной помощи с моей стороны. Проблемное обучение

обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, способствует

сделать учебную деятельность для учащихся более привлекательной. Полноценной

самостоятельной формой организации обучения является групповая работа. Она несет в себе

черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой

деятельности, следовательно: возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная

активность и творческая самостоятельность учащихся, меняется характер взаимоотношений

между детьми, растет самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя

контролируют. Учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в социуме: умение

строить свое поведение с учетом позиции других людей, откровенность, такт. Несколько слов хочу

сказать о проектной деятельности, которая эффективно используется нами, учителями начальной

школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. При

выполнении каждого нового проекта мы решаем несколько интересных, полезных и связанных с

реальной жизнью задач. От ученика требуется умение координировать свои усилия с усилиями

других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью

проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого

необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Несколько лет

мои учащиеся принимают участие в школьной научно-практической конференции и занимают

призовые места. Работа над проектом их захватывает и учит их размышлять, прогнозировать,

предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие

детей. Мною затронута лишь небольшая часть современных образовательных технологий. Нам,

учителям, необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей

школ, направлений. Я считаю, сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без

изучения всего обширного арсенала образовательных технологий. Самой важнейшей

составляющей педагогического процесса должно стать личностно – ориентированное

взаимодействие учителя с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое

самочувствие учителя и учащихся, резкое снижение конфликтных ситуаций на уроках и во время

воспитательной деятельности.



В раздел образования