Напоминание

"Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества обучающихся"


Автор: Колесняк Мария Валерьевна
Должность: преподаватель вокала высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ОГБПОУ Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества обучающихся"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОГБПОУ Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных

технологий

Статья на тему:

"Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества

обучающихся"

Составитель: преподаватель вокальных

дисциплин Колесняк М.В.

Ульяновск, 2018 г.

1

Благо даруемое нам искусством,

не в том, чему мы научимся, а в том

какими мы, благодаря ему, становимся"

О. Уайльд.

Вокальное искусство - один из самых главных популярных видов

музыкального исполнительства. Вокально-исполнительское творчество

тесно связано с процессом эстетического воспитания и развития

образования и становится одной из актуальных тем современной

культуры.

Эстетическое воспитание - целенаправленное систематическое

воздействие на личность с целью её эстетического развития, то есть

формирования эстетических восприятий, суждений, чувств, вкусов,

эстетического сознания правильного понимания прекрасного, в

действительности и в музыкальном искусстве; развития эстетических

интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни

по законам красоты.

Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и

совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической

деятельности личности. Велико и многообразно влияние искусства

как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к

действительности на личность.

Искусство, в особенности музыкальное искусство, является могучим

средством возвышения человека. Формировать подлинный музыкально-

эстетический вкус возможно лишь при умении и желании работать и

совершенствовать своё вокальное мастерство, слушать музыку

выдающихся исполнителей вокального искусства, почаще выступать на

сцене. Умение самостоятельно работать над повышением уровня

исполнительской культуры - главное профессиональное качество студента-

вокалиста.

2

Начинать становление процесса музыкального восприятия у

обучаемых следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций,

формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально

-эстетической культуры. Обучаемые должны постепенно изучать

различные жанры, стили вокально-исполнительского искусства.

Музыка, вокальное творчество открывает человеку возможность

реализации и самоопределения в жизни , постижения гармонического

единства с миром.

Искусство пения связано со многими отраслями человеческих

знаний: музыкой, историей искусств, психологией и физиологией,

акустикой, и лингвистикой. Естественно, что исследование вопросов

вокального искусства , в зависимости от аспекта, входит в компетенцию

различных научных дисциплин.

Одним из наиболее актуальных аспектов исследования современных

методов развития вокального мастерства обучаемых является

выявление общих для вокально-исполнительского творчества

закономерностей создания художественного образа, исполнительскими

вокальными средствами.

Одним из существенных аспектов вокального искусства является

его обусловленность творческим взаимодействием композиторов,

исполнителей и слушателей. Центральное место здесь в основном

занимают работы технологического характера, исследующие музыкальное

произведение, его элементы, связи между ними.

История развития вокального искусства являющегося частью

художественной культуры в целом, представляет собой историю

развития эстетических возможностей вокального исполнительства,

выделения вокально-исполнительского творчества в самостоятельную

область художественной деятельности.

Среди работ по истории вокального искусства и исполнительству

большой глубиной и принципиальностью отличается замечательная книга

А.Л. Доливо "Певец и песня" (2), а также его статьи (3, 4). В них

убедительно и обстоятельно показаны истоки исполнительского стиля

3

русских певцов, формирование и развитие русской национальной школы

пения, взаимоотношение творческих и технических сторон в пении.

Важнейшим общепедагогическим принципом является последовательность

развития вокальных и артистических данных индивидуума.

Личностно - ориентированные технологии профессионального

образования - это совокупность действий , операций, процедур,

направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих

достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в

профессионально - педагогических ситуациях, образующих

интегрированное единство форм и методов обучения и воспитания

при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития

индивидуального стиля деятельности. В этом определении выдвигаются

следующие моменты:

1.Целевая установка на развитие личности.

2. Конгруэнтность содержания образования будущей деятельности.

3. Опора на субъективный опыт обучаемых, профессиональной

деятельности.

4.Интегрированное единство форм, методов, и средств обучения.

5. Взаимодействие обучаемых и педагогов.

6 . Индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Личностно - ориентированное образование представляет собой

интеграцию обучения, воспитания и развития. Поэтому технологии

обучения направлены на достижение этих трёх составляющих,

обеспечивающих становление личности.

Виды личностно-ориентированных технологий:

1). Диалогические методы обучения ( групповые дискуссии, анализ

социально - профессиональных ситуаций, диалогические лекции).

2). Игровые технологии ( дидактические, деловые, ролевые, игры).

4

3). Тренинговые технологии ( тренинг рефлексивности, тренинг различных

видов упражнений, профессионально-поведенческий тренинг).

4). Интегративные личностно - ориентированные технологии

((диагностирующий семинар, тренинг, проектирование сценариев

профессионального роста, виртуальная реструктуризация

профессиональной деятельности.

Суть творчества исполнителя заключается в художественной

интерпретации, которая заключается в творческом истолковании

исполнителем композиторского замысла и личном прочтении

музыкального произведения.

В музыкальном искусстве неуклонно возрастает роль исполнителя

интерпретатора, это возлагает большую ответственность не только

на сам процесс исполнительства, но и на профессиональную подготовку

современного исполнителя вокального искусства.

Исходя из вышеизложенного продуктивная система музыкального

образования, должна строиться на сочетании традиционных и новых

компетентных подходов.

Цель эстетического образования и развития обучаемых - приобщение

к основам мировой музыкальной культуры, формирование

исполнительской вокальной культуры.

Певческий голос - уникальный природный инструмент. Главная

задача педагога в деле воспитания студента заключается в том,

чтобы дать любому голосу правильное педагогическое направление

и развитие, учитывая, индивидуальные особенности студента

его голоса, тембра, творческих способностей. Польза пения для

обучаемых очевидна.

Ведь пение не только может помочь студенту развивать вокальный

слух и чувство ритма, пение развивает музыкальную память,

речь, интеллектуальные и творческие способности обучаемого.

5

В воспитании артистичной личности педагог встречается с большими

трудностями как в развитии вокальных данных и интеллектуальных

способностях студента, так и в формировании исполнительских качеств.

На первом этапе обучения особенно важен индивидуальный подход

к каждому обучаемому. Здесь важно помнить, что время созревания

певческой психики, в конечном итоге определяется одарённостью

студента и способностью педагога направить его развитие в нужное русло.

Сложность обучения вокальному искусству заключается, прежде

всего, что оно включает в себя множество компонентов .

Певец одновременно должен являться музыкантом, вокальным

инструментом, слуховым контролёром. При этом нужно учитывать два

разных проявления интеллектуально - психической деятельности

поющего: рациональный, подконтрольный, исполнительский процесс.

Основными вокально-педагогическим принципами формирования

профессиональной культуры вокалиста являются:

-музыкально -художественное воспитание певца;

- развитие музыкально-вокального слуха;

- индивидуальный подход;

-научность и последовательность в развитии голосового аппарата;

- программирование репертуара;

- комплексное решение музыкально-исполнительских задач на основе

научно - исследовательской и педагогической деятельности.

Заключение:

Обобщение результатов психолого-педагогических исследований,

связанных с проблемой эстетического и творческого воспитания

обучаемых, позволили прийти к заключению, что в психологических и в

психолого-педагогических исследованиях накоплен значительный опыт,

6

адаптация которого к современным условиям образования

позволит создать систему психологического содействия в

развитии профессиональных и художественных качеств студента-

вокалиста.

Методическая литература:

М.А. Кушвеава Основы эстетического воспитания М.,1986 г.;

А.Л.Доливо "Заметки об истоках русской классической и советской

вокальной школы", "О музыкальном исполнительстве". Муз. ГИЗ., М.,1959

Емельянов В.В. Развитие голоса "Координация и тренаж", С-П, 1997

Маркова А.К. Психология профессионализма. Самара: АСВТ, стр.361. -2004.

ГонтаренкоН.Б. Сольное пение. секреты вокального мастерства - Феникс,

Н Д: 2008 "Феникс"2008 - с. 128.



В раздел образования