Автор: Колесняк Мария Валерьевна
Должность: преподаватель вокала высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ОГБПОУ Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества обучающихся"
Раздел: среднее профессиональное
ОГБПОУ Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных
технологий
Статья на тему:
"Эстетические аспекты вокально-исполнительского творчества
обучающихся"
Составитель: преподаватель вокальных
дисциплин Колесняк М.В.
Ульяновск, 2018 г.
1
Благо даруемое нам искусством,
не в том, чему мы научимся, а в том
какими мы, благодаря ему, становимся"
О. Уайльд.
Вокальное искусство - один из самых главных популярных видов
музыкального исполнительства. Вокально-исполнительское творчество
тесно связано с процессом эстетического воспитания и развития
образования и становится одной из актуальных тем современной
культуры.
Эстетическое воспитание - целенаправленное систематическое
воздействие на личность с целью её эстетического развития, то есть
формирования эстетических восприятий, суждений, чувств, вкусов,
эстетического сознания правильного понимания прекрасного, в
действительности и в музыкальном искусстве; развития эстетических
интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни
по законам красоты.
Эстетическое развитие - это длительный процесс становления и
совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической
деятельности личности. Велико и многообразно влияние искусства
как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к
действительности на личность.
Искусство, в особенности музыкальное искусство, является могучим
средством возвышения человека. Формировать подлинный музыкально-
эстетический вкус возможно лишь при умении и желании работать и
совершенствовать своё вокальное мастерство, слушать музыку
выдающихся исполнителей вокального искусства, почаще выступать на
сцене. Умение самостоятельно работать над повышением уровня
исполнительской культуры - главное профессиональное качество студента-
вокалиста.
2
Начинать становление процесса музыкального восприятия у
обучаемых следует с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций,
формирования эмоциональной отзывчивости как части музыкально
-эстетической культуры. Обучаемые должны постепенно изучать
различные жанры, стили вокально-исполнительского искусства.
Музыка, вокальное творчество открывает человеку возможность
реализации и самоопределения в жизни , постижения гармонического
единства с миром.
Искусство пения связано со многими отраслями человеческих
знаний: музыкой, историей искусств, психологией и физиологией,
акустикой, и лингвистикой. Естественно, что исследование вопросов
вокального искусства , в зависимости от аспекта, входит в компетенцию
различных научных дисциплин.
Одним из наиболее актуальных аспектов исследования современных
методов развития вокального мастерства обучаемых является
выявление общих для вокально-исполнительского творчества
закономерностей создания художественного образа, исполнительскими
вокальными средствами.
Одним из существенных аспектов вокального искусства является
его обусловленность творческим взаимодействием композиторов,
исполнителей и слушателей. Центральное место здесь в основном
занимают работы технологического характера, исследующие музыкальное
произведение, его элементы, связи между ними.
История развития вокального искусства являющегося частью
художественной культуры в целом, представляет собой историю
развития эстетических возможностей вокального исполнительства,
выделения вокально-исполнительского творчества в самостоятельную
область художественной деятельности.
Среди работ по истории вокального искусства и исполнительству
большой глубиной и принципиальностью отличается замечательная книга
А.Л. Доливо "Певец и песня" (2), а также его статьи (3, 4). В них
убедительно и обстоятельно показаны истоки исполнительского стиля
3
русских певцов, формирование и развитие русской национальной школы
пения, взаимоотношение творческих и технических сторон в пении.
Важнейшим общепедагогическим принципом является последовательность
развития вокальных и артистических данных индивидуума.
Личностно - ориентированные технологии профессионального
образования - это совокупность действий , операций, процедур,
направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих
достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в
профессионально - педагогических ситуациях, образующих
интегрированное единство форм и методов обучения и воспитания
при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития
индивидуального стиля деятельности. В этом определении выдвигаются
следующие моменты:
1.Целевая установка на развитие личности.
2. Конгруэнтность содержания образования будущей деятельности.
3. Опора на субъективный опыт обучаемых, профессиональной
деятельности.
4.Интегрированное единство форм, методов, и средств обучения.
5. Взаимодействие обучаемых и педагогов.
6 . Индивидуальный стиль педагогической деятельности.
Личностно - ориентированное образование представляет собой
интеграцию обучения, воспитания и развития. Поэтому технологии
обучения направлены на достижение этих трёх составляющих,
обеспечивающих становление личности.
Виды личностно-ориентированных технологий:
1). Диалогические методы обучения ( групповые дискуссии, анализ
социально - профессиональных ситуаций, диалогические лекции).
2). Игровые технологии ( дидактические, деловые, ролевые, игры).
4
3). Тренинговые технологии ( тренинг рефлексивности, тренинг различных
видов упражнений, профессионально-поведенческий тренинг).
4). Интегративные личностно - ориентированные технологии
((диагностирующий семинар, тренинг, проектирование сценариев
профессионального роста, виртуальная реструктуризация
профессиональной деятельности.
Суть творчества исполнителя заключается в художественной
интерпретации, которая заключается в творческом истолковании
исполнителем композиторского замысла и личном прочтении
музыкального произведения.
В музыкальном искусстве неуклонно возрастает роль исполнителя
интерпретатора, это возлагает большую ответственность не только
на сам процесс исполнительства, но и на профессиональную подготовку
современного исполнителя вокального искусства.
Исходя из вышеизложенного продуктивная система музыкального
образования, должна строиться на сочетании традиционных и новых
компетентных подходов.
Цель эстетического образования и развития обучаемых - приобщение
к основам мировой музыкальной культуры, формирование
исполнительской вокальной культуры.
Певческий голос - уникальный природный инструмент. Главная
задача педагога в деле воспитания студента заключается в том,
чтобы дать любому голосу правильное педагогическое направление
и развитие, учитывая, индивидуальные особенности студента
его голоса, тембра, творческих способностей. Польза пения для
обучаемых очевидна.
Ведь пение не только может помочь студенту развивать вокальный
слух и чувство ритма, пение развивает музыкальную память,
речь, интеллектуальные и творческие способности обучаемого.
5
В воспитании артистичной личности педагог встречается с большими
трудностями как в развитии вокальных данных и интеллектуальных
способностях студента, так и в формировании исполнительских качеств.
На первом этапе обучения особенно важен индивидуальный подход
к каждому обучаемому. Здесь важно помнить, что время созревания
певческой психики, в конечном итоге определяется одарённостью
студента и способностью педагога направить его развитие в нужное русло.
Сложность обучения вокальному искусству заключается, прежде
всего, что оно включает в себя множество компонентов .
Певец одновременно должен являться музыкантом, вокальным
инструментом, слуховым контролёром. При этом нужно учитывать два
разных проявления интеллектуально - психической деятельности
поющего: рациональный, подконтрольный, исполнительский процесс.
Основными вокально-педагогическим принципами формирования
профессиональной культуры вокалиста являются:
-музыкально -художественное воспитание певца;
- развитие музыкально-вокального слуха;
- индивидуальный подход;
-научность и последовательность в развитии голосового аппарата;
- программирование репертуара;
- комплексное решение музыкально-исполнительских задач на основе
научно - исследовательской и педагогической деятельности.
Заключение:
Обобщение результатов психолого-педагогических исследований,
связанных с проблемой эстетического и творческого воспитания
обучаемых, позволили прийти к заключению, что в психологических и в
психолого-педагогических исследованиях накоплен значительный опыт,
6
адаптация которого к современным условиям образования
позволит создать систему психологического содействия в
развитии профессиональных и художественных качеств студента-
вокалиста.
Методическая литература:
М.А. Кушвеава Основы эстетического воспитания М.,1986 г.;
А.Л.Доливо "Заметки об истоках русской классической и советской
вокальной школы", "О музыкальном исполнительстве". Муз. ГИЗ., М.,1959
Емельянов В.В. Развитие голоса "Координация и тренаж", С-П, 1997
Маркова А.К. Психология профессионализма. Самара: АСВТ, стр.361. -2004.
ГонтаренкоН.Б. Сольное пение. секреты вокального мастерства - Феникс,
Н Д: 2008 "Феникс"2008 - с. 128.