Напоминание

"ТРИЗ в работе психолога ДОУ"


Автор: Щукина Елена Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад 85
Населённый пункт: Чита,Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ТРИЗ в работе психолога ДОУ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ТРИЗ

в работе психолога ДОУ

Обществу нужны люди интеллектуально смелые,

самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие

принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст,

когда ребенок открывает для себя мир.

Это возраст, когда появляется способность к

творческому решению проблем, возникающих

в той или иной ситуации жизни ребенка

(креативность)

Целью использования ТРИЗ – развитие качеств

мышления: гибкость, подвижность,

системность; поисковую активность,

стремление к новизне, развитие творческого

воображения.

Исходным положением тризовской концепции

по отношению к дошкольнику является

принцип природосообразности обучения.

Обучая ребенка, педагог должен идти от его

природы.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ -

алгоритм

решения изобретательских задач.

Овладев алгоритмом, решение любых задач идет

планомерно, по четким логическим этапам:

1.корректируется первоначальная формулировка

задачи;

2.строится модель;

3.определяются имеющиеся вещественно –

полевые ресурсы;

4.составляется ИКР (идеальный конечный результат.

На первом этапе

дети знакомятся с каждым

компонентом в отдельности в игровой форме. Это

помогает увидеть в окружающей действительности

противоречия.

Игра “Да-Нетки”

Например: слово “Слон”, дети задают вопросы (Это

живое? Это растение? Это животное? Оно большое?

Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель

отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают

задуманное.

Игра “Черное-белое”

Педагог поднимает карточку с изображением белого домика, и

дети называют положительные качества объекта, затем

поднимает карточку с изображением черного домика и дети

перечисляют отрицательные качества. (Пример:

“Книга”.

Хорошо –

из книг узнаешь много интересного . .

Плохо –

они быстро рвутся . . . и т.д.)

Игра “Наоборот” или “перевертыши”

(проводится с мячом).

Педагог бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок

отвечает словом, противоположным по значению и

возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить -

разрушать выход - вход)

1

.Игры на нахождение внешних и внутренних

ресурсов

2

.Игры с противоречиями, которые они решают с

помощью алгоритма.

3.

Метод фокальных объектов (МФО)

перенесение свойств одного объекта или

нескольких на другой.

Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как

совокупность связанных между собой определенным образом

элементов, удобно функционирующих между собой.

Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза,

кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую

входит рассматриваемая система) – водоем.“Что было бы, если бы все

лягушки исчезли?”, “Для чего они нужны?”, “Какую пользу они

приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В

результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если

нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое

звено (другая система)

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)

моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном

мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)

Коллаж из сказок .

Придумывание новой сказки на основе уже известных

детям сказок.

Знакомые герои в новых обстоятельствах.

Этот метод

развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у

детей, создает условия, при которых главные герои

остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые

могут быть фантастическими и невероятными.

Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки

встречается серый волк.

Моделирование сказок

Вначале необходимо обучить дошкольников

составлению сказки по предметно –

схематической модели

.

Приемы фантазирования

«Нарисуй добрую Бабулечку –ягулечку», где

детям предлагается изменить образ Бабы-яги

и превратить ее в добрую Бабулечку-ягулечку,

затем придумать для нее дом и воплотить этот

образ на бумаге.

Можно предложить детям наборы

геометрических фигуры, создать из них какой

либо образ

При подготовке детей к школе целесообразно

использовать упражнения и задачи:

На общее развитие;

На проверку инерции мышления;

На использование приемов фантазирования.

Приемы ТРИЗ я использую в качестве

дополнительных методов в работе : при

проведении непосредственной

образовательной деятельности- чтобы

переключить внимание детей на другой вид

работы или в качестве сюрпризных моментов.

.

ТРИЗ

позволяет снять психологические барьеры,

убрать боязнь перед новым, неизвестным,

сформировать восприятие жизненных и

учебных проблем не как непреодолимых

препятствий, а как очередных задач, которые

следует решить

Спасибо за внимание!!!



В раздел образования