Автор: Щукина Елена Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад 85
Населённый пункт: Чита,Забайкальский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ТРИЗ в работе психолога ДОУ"
Раздел: среднее профессиональное
ТРИЗ
в работе психолога ДОУ
Обществу нужны люди интеллектуально смелые,
самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие
принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.
Дошкольное детство – это тот особый возраст,
когда ребенок открывает для себя мир.
Это возраст, когда появляется способность к
творческому решению проблем, возникающих
в той или иной ситуации жизни ребенка
(креативность)
Целью использования ТРИЗ – развитие качеств
мышления: гибкость, подвижность,
системность; поисковую активность,
стремление к новизне, развитие творческого
воображения.
Исходным положением тризовской концепции
по отношению к дошкольнику является
принцип природосообразности обучения.
Обучая ребенка, педагог должен идти от его
природы.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ -
алгоритм
решения изобретательских задач.
Овладев алгоритмом, решение любых задач идет
планомерно, по четким логическим этапам:
1.корректируется первоначальная формулировка
задачи;
2.строится модель;
3.определяются имеющиеся вещественно –
полевые ресурсы;
4.составляется ИКР (идеальный конечный результат.
На первом этапе
дети знакомятся с каждым
компонентом в отдельности в игровой форме. Это
помогает увидеть в окружающей действительности
противоречия.
Игра “Да-Нетки”
Например: слово “Слон”, дети задают вопросы (Это
живое? Это растение? Это животное? Оно большое?
Оно живет в жарких странах? Это слон?), воспитатель
отвечает только “ да” или “нет”, пока дети не угадают
задуманное.
Игра “Черное-белое”
Педагог поднимает карточку с изображением белого домика, и
дети называют положительные качества объекта, затем
поднимает карточку с изображением черного домика и дети
перечисляют отрицательные качества. (Пример:
“Книга”.
Хорошо –
из книг узнаешь много интересного . .
Плохо –
они быстро рвутся . . . и т.д.)
Игра “Наоборот” или “перевертыши”
(проводится с мячом).
Педагог бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок
отвечает словом, противоположным по значению и
возвращает ведущему мяч (хороший – плохой, строить -
разрушать выход - вход)
1
.Игры на нахождение внешних и внутренних
ресурсов
2
.Игры с противоречиями, которые они решают с
помощью алгоритма.
3.
Метод фокальных объектов (МФО)
–
перенесение свойств одного объекта или
нескольких на другой.
Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как
совокупность связанных между собой определенным образом
элементов, удобно функционирующих между собой.
Например: Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза,
кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую
входит рассматриваемая система) – водоем.“Что было бы, если бы все
лягушки исчезли?”, “Для чего они нужны?”, “Какую пользу они
приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В
результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если
нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое
звено (другая система)
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками)
– моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном
мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)
Коллаж из сказок .
Придумывание новой сказки на основе уже известных
детям сказок.
Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Этот метод
развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у
детей, создает условия, при которых главные герои
остаются, но попадают в новые обстоятельства, которые
могут быть фантастическими и невероятными.
Сказка “Гуси – лебеди”. Новая ситуация: на пути девочки
встречается серый волк.
Моделирование сказок
Вначале необходимо обучить дошкольников
составлению сказки по предметно –
схематической модели
.
Приемы фантазирования
«Нарисуй добрую Бабулечку –ягулечку», где
детям предлагается изменить образ Бабы-яги
и превратить ее в добрую Бабулечку-ягулечку,
затем придумать для нее дом и воплотить этот
образ на бумаге.
Можно предложить детям наборы
геометрических фигуры, создать из них какой
либо образ
При подготовке детей к школе целесообразно
использовать упражнения и задачи:
На общее развитие;
На проверку инерции мышления;
На использование приемов фантазирования.
Приемы ТРИЗ я использую в качестве
дополнительных методов в работе : при
проведении непосредственной
образовательной деятельности- чтобы
переключить внимание детей на другой вид
работы или в качестве сюрпризных моментов.
.
ТРИЗ
позволяет снять психологические барьеры,
убрать боязнь перед новым, неизвестным,
сформировать восприятие жизненных и
учебных проблем не как непреодолимых
препятствий, а как очередных задач, которые
следует решить
Спасибо за внимание!!!