Авторы: Балаева Екатерина Александровна, Потапова Елена Юрьевна
Должность: студентка 4 курса 341 группы и преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж № 10"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Травматизм на уроках физической культуры"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное
бюджетное
профессиональное
образовательное
учреждение города Москвы «Педагогический колледж №10»
Работу выполнила студентка 341 группы Балаева Е.А. под руководством
преподавателя физической культуры Потаповой Елены Юрьевны.
Травматизм на уроках физической культуры
Аннотация: Настоящая
статья
посвящена
аналᴎзу
травматизма
на
уроках физкультуры.
Ключевые слова: фᴎзᴎческая культура; уроки физкультуры; травматизм
Введенᴎе
Актуальность
теᴍы
статьᴎ.
Несмотря
на
меры
предосторожности,
предпринимаемые
большинством
учителей,
тренеров
и
воспитателей,
на
уроках
физической
культуры,
тренировочных
занятиях,
спортивных
соревнованиях еще нередки случаи травматизма. В общей структуре детского
травматизма этот вид стоит на четвертом месте после бытового, уличного и
школьного.
Изходя ᴎз актуальности, задачей данной статьᴎ явᴎлось рассᴍотреть ᴎ
проаналᴎзᴎровать травматизм на уроках физкультуры.
СТАТИСТИКА
ТРАВМИРОВАННЫХ
ДЕТЕЙ
НА
УРОКАХ
ФИЗКУЛЬТУРЫ
По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший
процент падает на детей 12-14 лет, на втором месте учащиеся младших
классов
(7-11
лет),
на
третьем
-
15-16-летние
подростки.
У
мальчиков
повреждения, полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в
два раза чаще, чем у девочек.
Эта печальная статистика красноречиво говорит о том, что проведение
целенаправленной работы по профилактике спортивного травматизма среди
школьников является важнейшей задачей, которую должны решать не только
учителя
физической
культуры
и
тренеры,
но
и
администрация
школ,
медицинские работники, родители учащихся.
Для
того
чтобы
борьба
с
травматизмом
была
успешной,
учителя,
тренеры,
воспитатели
должны
иметь
четкое
представление
о
степени
травмоопасности
каждого
вида,
входящего
в
учебную
программу
по
физической культуре, держать под неусыпным контролем причины, могущие
привести к опасным последствиям.
ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
При всем многообразии этих причин все же можно выделить такие,
которые чаще всего приводят к травматизму. Это - недостаточный врачебный
контроль за состоянием здоровья, физической подготовленностью учащихся,
нарушение дисциплины и установленных правил во время тренировок и
соревнований, неудовлетворительное состояние мест занятий, пользование
неисправным
или
не
соответствующим
антропометрическим
данным
занимающихся
оборудованием,
отсутствие
строгого
контроля
за
рациональной одеждой, обувью учащихся, неблагоприятные для проведения
занятий или соревнований санитарно-гигиенические и метеорологические
условия,
не
соответствующие
физической
подготовленности
детей,
нарушение
методики
проведения
занятий,
тренировок,
соревнований
и,
наконец,
недостаточная
квалификация
учителя
(тренера).
Истоки
травматизма
полиморфны
и,
как
правило,
содержат
в
себе
сочетанные
причины, поэтому лишь комплексный, квалифицированный разбор каждого
случая позволит вскрыть и ликвидировать их источники.
А
теперь
вновь
обратимся
к
статистике;
по
данным
НИИ
травматологии, 55,1 % травм, полученных учащимися, приходятся на занятия
по спортивной гимнастике, 23 % - по легкой атлетике, лыжной подготовке и
на коньках, 8,2 % - по спортивным играм, на другие виды травматизма падает
13,7 % повреждений.
ГИМНАСТИКА
КАК
НАИБОЛЕЕ
ТРАВМА
ОПАСНЫЙ
ВИД
ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Итак, как следует из приведенных данных, наибольший процент травм
среди школьников зафиксирован на занятиях гимнастикой, которая является
наиболее
травмоопасным
видом
учебной
программы.
К
самым
распространенным
специфическим
причинам
детского
травматизма
при
занятиях этим видом относятся неудовлетворительное состояние спортивных
снарядов,
использование
матов
плохого
качества
или
с
поврежденным
покрытием, неправильная их укладка, плохая организация урока (отсутствие
учителя или тренера при выполнении учащимися упражнений на снарядах,
скопление
их
у
одного
из
снарядов,
отсутствие
контроля
учителя
за
выполнением
детьми
упражнений),
неправильная
методика
проведения
занятий
(форсированные
нагрузки,
отсутствие
полноценной
страховки,
плохое владение приемами самостраховки). Очень частая причина травм -
азарт и завышенная самооценка учеников, что в большой степени присуще
мальчикам 10-14 лет, и потому они требуют особого внимания учителя.
Одной
из
причин
травм
может
быть
недостаточная
освещенность
гимнастического
зала,
Естественное
и
искусственное
освещение
в
зале
должно
соответствовать
нормативным
требованиям,
изложенным
в
соответствующих
документах
(Новый
САНПИН
2 . 4 . 2 . 2 8 2 1 - 1 0 ) .
Горизонтальная (на уровне пола) освещенность должна быть не менее 30 лк,
вертикальная - не менее 100 як. Загрязнение ламп приводит к уменьшению
освещенности, поэтому не реже одного раза в месяц следует производить их
чистку.
Управление
освещением
должно
обеспечивать
возможность
частичного отключения осветительных установок. В зале необходимо иметь и
аварийное
освещение,
при
использовании
которого
горизонтальная
освещенность не должна быть менее 0,5 лк. На всех розетках в зале следует
устанавливать предохранительные заглушки.
Окрашенные в светлые и теплые тона стены зала увеличивают световой
поток
отражения.
Определенное
значение
имеет
и
окраска
спортивных
снарядов.
Известны
примеры,
когда
учащиеся
опасались
выполнять
упражнения с широкой амплитудой поперек разновысоких брусьев, боясь
нарушить их равновесие, хотя брусья стояли на месте устойчиво, и уверенно
делали упражнение лишь после того, как станина брусьев была выкрашена в
черный цвет. При этом у них исчезало ощущение психологической опасности
и создавалась уверенность в незыблемости опоры снаряда. Исходя из этого,
на занятиях физической культурой необходимо создавать психологически
обоснованную, целесообразную, располагающую к двигательной активности
цветовую
гамму.
(Во
время
занятий
легкой
атлетикой,
лыжным
и
конькобежным спортом травмируются в основном нижние конечности, чаще -
суставно связочный аппарат коленного сустава, и в частности мениск. При
резких толчках, падениях возможны разрывы отдельных мышечных волокон
и всей мышцы, отрыв костной пластинки в месте прикрепления мышцы.
Причинами подобных травм служат, в основном, неудовлетворительное
состояние мест проведения занятий, отсутствие специальных ограждений,
установка
финиша
возле
каких-либо
препятствий
(стен,
дверей,
дерева,
забора и т. д.). К травмам приводят и занятия в зале со скользким полом, а
также при неблагоприятных метеорологических условиях на плохо убранной
площадке. Понятно, что не каждой школе доступны беговые дорожки со
специальными
покрытиями,
однако
необходимо
проявлять
постоянную
заботу о местах проведения занятий.
ПРОФИЛАКТИКА
ТРАВМАТИЗМА
ПРИ
ПРОХОЖДЕНИИ
РАЗДЕЛА «ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА»
Одним
из
условии
предотвращения
травматизма
при
прохождении
раздела «Лыжная подготовка» опять-таки является качественная подготовка
мест
занятий.
На
учебной
площадке
(хорошо,
если
она
прямоугольной
формы)
прокладываются
две
лыжни:
внутренняя
предназначается
для
начинающих лыжников, наружная - для подготовленных.
Участок для площадки готовится заблаговременно; еще осенью его
очищают от посторонних предметов (больших камней, пней, коряг и т. п.),
более или менее значительные неровности почвы заравнивают, промеряют
дистанцию. С особенным тщанием следует подойти к подготовке участков,
где школьники будут обучаться спускам и подъемам: пологие склоны (их
крутизна
должна
быть
не
более
15-20°)
освобождают
от
деревьев
и
кустарников. В конце склона делают ровный выкат. Нельзя использовать
участки
с
выкатом
на
проезжую
часть
дороги,
водоем,
болото.
Если
местность
ровная,
учебные
трассы
возле
школы
надо
подготовить
искусственным способом; в этом случае неровности местности имитируют с
помощью сборных деревянных конструкций. При этом необходимо следить,
чтобы
на
деревянных
щитах
не
было
выступающих
гвоздей,
петель
проволоки и т. п.
Если занятия проводятся в парке (лесу), перед каждым уроком учитель
должен тщательно осмотреть всю трассу, подготовить лыжню и места для
упора палок (если снег рыхлый). Трасса не должна пересекать шоссейных и
грунтовых
дорог,
плохо
замерзших
водоемов
и
других
препятствий,
создающих опасность для лыжников. На трассе, проходящей среди деревьев,
убирают свисающие ветки, через канавки, ручейки прокладывают мостки и
насыпают на них снег. Ширина трассы на спусках должна быть не менее 5 м.
На поворотах по ходу трассы устанавливаются отметки.
Наиболее распространенными травмами на занятиях игровыми видами
спорта
являются
повреждения
верхних
и
особенно
нижних
конечностей.
Необходимо иметь в виду, что переломы конечности могут возникнуть как
при прямой травме, так и при падении на подвернутую руку или нижнюю
конечность. При прямом ударе мяча нередки вывихи и переломы в области
мелких суставов кисти. Главная причина их возникновения - плохой пол,
скользкая обувь.
Типичными травмами для таких видов спорта, как борьба, являются
вывихи костей предплечья, ушибы шейного и грудного отдела позвоночника,
переломы
хирургической
шейки
плеча.
Частой
причиной
такого
рода
повреждений является несоответствие весовых категорий на тренировках.
В
связи
с
повышением
требований
к
профилактической
работе
по
борьбе с травматизмом в школах необходимо обратить внимание учителей,
тренеров
на
анализ
и
своевременное
устранение
причин,
ведущих
к
возникновению травмоопасных ситуаций. Одной из форм профилактической
работы
являются
систематические
беседы
со
школьниками
и
юными
спортсменами по предупреждению несчастных случаев. Нельзя допускать к
занятиям,
тренировкам,
соревнованиям
детей,
перенесших
травму
и
не
прошедших врачебный контроль после соответствующего лечения.
Чрезвычайно важным звеном работы по профилактике травматизма
является
обучение
детей
приемам
самостраховки
при
падении,
так
как
большинство спортивных, да и бытовых травм,- результат падений.
Навыки безопасного падения, развитые в детстве, сохраняются на всю
жизнь. Наблюдения показывают, что дети, не прошедшие предварительного
обучения элементам самостраховки, падают, как правило, опасно. Зато даже
после кратковременного обучения у них вырабатывается устойчивый навык.
Обучение
школьников
самостраховке
при
падениях
целесообразно
начинать после предварительной общефизической подготовки. При имитации
падения с высоты роста используют вначале мягкую поверхность - маты.
Технику выполнения всех приемов следует доводить до полного автоматизма.
Детям
первых
классов
элементы
безопасного
падения
желательно
преподнести в игровой форме.
Каждая школа, ДЮСШ должны вести систематический учет и анализ
всех случаев травм по установленной форме, результаты которых необходимо
обсуждать на педагогических советах.
Первичная
регистрация
травмы
осуществляется
медицинским
работником в специальном журнале, который должен быть в каждой школе. В
журнал
заносятся
следующие
сведения:
фамилия,
имя
и
отчество
пострадавшего, его пол, возраст, класс, время получения травмы, дата (день и
час), характер травмы, место, где произошел несчастный случай, фамилия!
преподавателя, проводившего занятия, сведения о знакомстве пострадавшего
с правилами техники безопасности, подробное описание обстоятельств, при
которых
произошел
несчастный
случай,
причины
его
возникновения,
перечень
мероприятий
по
устранению
причин
несчастного
случая
с
указанием
сроков
исполнения,
фамилии
исполнителей,
отметка
о
выполнении, время составления записи (час, число, месяц, год).
В заключение следует отметить, что четкая организация труда учителя,
тренера, соблюдение установленных правил и норм позволяет полностью
исключить
возможность
возникновения
несчастных
случаев
на
уроках
физкультуры
и
занятиях
спортивных
секций.
Сознательное
отношение
к
четкой организации труда, усвоение безопасных методов и приемов работы -
залог полноценной профилактики детского травматизма.
Библиографический список:
1.
Барчукова
Г.В.
Теория
и
методика
настольного
тенниса.
-
М.:
Академия, 2013.
2.
Боген
М.М.
Тактическая
подготовка
-
основа
многолетнего
спортивного совершенствования. - М.: Физическая культура, 2011.
3.
Сакун
Э.И.
Построение
учебного
процесса
по
физическому
воспитанию студентов в вузе. - М: Дашков и К, 2012.
4 .
Тума н я н
Г. С .
Зд о р о в ы й
о б р а з
ж и з н и
и
ф и з и ч е с ко е
совершенствование. - М.: Академия, 2010.