Напоминание

"Травматизм на уроках физической культуры"


Авторы: Балаева Екатерина Александровна, Потапова Елена Юрьевна
Должность: студентка 4 курса 341 группы и преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ "Педагогический колледж № 10"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Травматизм на уроках физической культуры"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное

бюджетное

профессиональное

образовательное

учреждение города Москвы «Педагогический колледж №10»

Работу выполнила студентка 341 группы Балаева Е.А. под руководством

преподавателя физической культуры Потаповой Елены Юрьевны.

Травматизм на уроках физической культуры

Аннотация: Настоящая

статья

посвящена

аналᴎзу

травматизма

на

уроках физкультуры.

Ключевые слова: фᴎзᴎческая культура; уроки физкультуры; травматизм

Введенᴎе

Актуальность

теᴍы

статьᴎ.

Несмотря

на

меры

предосторожности,

предпринимаемые

большинством

учителей,

тренеров

и

воспитателей,

на

уроках

физической

культуры,

тренировочных

занятиях,

спортивных

соревнованиях еще нередки случаи травматизма. В общей структуре детского

травматизма этот вид стоит на четвертом месте после бытового, уличного и

школьного.

Изходя ᴎз актуальности, задачей данной статьᴎ явᴎлось рассᴍотреть ᴎ

проаналᴎзᴎровать травматизм на уроках физкультуры.

СТАТИСТИКА

ТРАВМИРОВАННЫХ

ДЕТЕЙ

НА

УРОКАХ

ФИЗКУЛЬТУРЫ

По частоте случаев среди различных возрастных групп наибольший

процент падает на детей 12-14 лет, на втором месте учащиеся младших

классов

(7-11

лет),

на

третьем

-

15-16-летние

подростки.

У

мальчиков

повреждения, полученные на занятиях физической культурой, наблюдаются в

два раза чаще, чем у девочек.

Эта печальная статистика красноречиво говорит о том, что проведение

целенаправленной работы по профилактике спортивного травматизма среди

школьников является важнейшей задачей, которую должны решать не только

учителя

физической

культуры

и

тренеры,

но

и

администрация

школ,

медицинские работники, родители учащихся.

Для

того

чтобы

борьба

с

травматизмом

была

успешной,

учителя,

тренеры,

воспитатели

должны

иметь

четкое

представление

о

степени

травмоопасности

каждого

вида,

входящего

в

учебную

программу

по

физической культуре, держать под неусыпным контролем причины, могущие

привести к опасным последствиям.

ПРИЧИНЫ ТРАВМАТИЗМА НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ

При всем многообразии этих причин все же можно выделить такие,

которые чаще всего приводят к травматизму. Это - недостаточный врачебный

контроль за состоянием здоровья, физической подготовленностью учащихся,

нарушение дисциплины и установленных правил во время тренировок и

соревнований, неудовлетворительное состояние мест занятий, пользование

неисправным

или

не

соответствующим

антропометрическим

данным

занимающихся

оборудованием,

отсутствие

строгого

контроля

за

рациональной одеждой, обувью учащихся, неблагоприятные для проведения

занятий или соревнований санитарно-гигиенические и метеорологические

условия,

не

соответствующие

физической

подготовленности

детей,

нарушение

методики

проведения

занятий,

тренировок,

соревнований

и,

наконец,

недостаточная

квалификация

учителя

(тренера).

Истоки

травматизма

полиморфны

и,

как

правило,

содержат

в

себе

сочетанные

причины, поэтому лишь комплексный, квалифицированный разбор каждого

случая позволит вскрыть и ликвидировать их источники.

А

теперь

вновь

обратимся

к

статистике;

по

данным

НИИ

травматологии, 55,1 % травм, полученных учащимися, приходятся на занятия

по спортивной гимнастике, 23 % - по легкой атлетике, лыжной подготовке и

на коньках, 8,2 % - по спортивным играм, на другие виды травматизма падает

13,7 % повреждений.

ГИМНАСТИКА

КАК

НАИБОЛЕЕ

ТРАВМА

ОПАСНЫЙ

ВИД

ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА

Итак, как следует из приведенных данных, наибольший процент травм

среди школьников зафиксирован на занятиях гимнастикой, которая является

наиболее

травмоопасным

видом

учебной

программы.

К

самым

распространенным

специфическим

причинам

детского

травматизма

при

занятиях этим видом относятся неудовлетворительное состояние спортивных

снарядов,

использование

матов

плохого

качества

или

с

поврежденным

покрытием, неправильная их укладка, плохая организация урока (отсутствие

учителя или тренера при выполнении учащимися упражнений на снарядах,

скопление

их

у

одного

из

снарядов,

отсутствие

контроля

учителя

за

выполнением

детьми

упражнений),

неправильная

методика

проведения

занятий

(форсированные

нагрузки,

отсутствие

полноценной

страховки,

плохое владение приемами самостраховки). Очень частая причина травм -

азарт и завышенная самооценка учеников, что в большой степени присуще

мальчикам 10-14 лет, и потому они требуют особого внимания учителя.

Одной

из

причин

травм

может

быть

недостаточная

освещенность

гимнастического

зала,

Естественное

и

искусственное

освещение

в

зале

должно

соответствовать

нормативным

требованиям,

изложенным

в

соответствующих

документах

(Новый

САНПИН

2 . 4 . 2 . 2 8 2 1 - 1 0 ) .

Горизонтальная (на уровне пола) освещенность должна быть не менее 30 лк,

вертикальная - не менее 100 як. Загрязнение ламп приводит к уменьшению

освещенности, поэтому не реже одного раза в месяц следует производить их

чистку.

Управление

освещением

должно

обеспечивать

возможность

частичного отключения осветительных установок. В зале необходимо иметь и

аварийное

освещение,

при

использовании

которого

горизонтальная

освещенность не должна быть менее 0,5 лк. На всех розетках в зале следует

устанавливать предохранительные заглушки.

Окрашенные в светлые и теплые тона стены зала увеличивают световой

поток

отражения.

Определенное

значение

имеет

и

окраска

спортивных

снарядов.

Известны

примеры,

когда

учащиеся

опасались

выполнять

упражнения с широкой амплитудой поперек разновысоких брусьев, боясь

нарушить их равновесие, хотя брусья стояли на месте устойчиво, и уверенно

делали упражнение лишь после того, как станина брусьев была выкрашена в

черный цвет. При этом у них исчезало ощущение психологической опасности

и создавалась уверенность в незыблемости опоры снаряда. Исходя из этого,

на занятиях физической культурой необходимо создавать психологически

обоснованную, целесообразную, располагающую к двигательной активности

цветовую

гамму.

(Во

время

занятий

легкой

атлетикой,

лыжным

и

конькобежным спортом травмируются в основном нижние конечности, чаще -

суставно связочный аппарат коленного сустава, и в частности мениск. При

резких толчках, падениях возможны разрывы отдельных мышечных волокон

и всей мышцы, отрыв костной пластинки в месте прикрепления мышцы.

Причинами подобных травм служат, в основном, неудовлетворительное

состояние мест проведения занятий, отсутствие специальных ограждений,

установка

финиша

возле

каких-либо

препятствий

(стен,

дверей,

дерева,

забора и т. д.). К травмам приводят и занятия в зале со скользким полом, а

также при неблагоприятных метеорологических условиях на плохо убранной

площадке. Понятно, что не каждой школе доступны беговые дорожки со

специальными

покрытиями,

однако

необходимо

проявлять

постоянную

заботу о местах проведения занятий.

ПРОФИЛАКТИКА

ТРАВМАТИЗМА

ПРИ

ПРОХОЖДЕНИИ

РАЗДЕЛА «ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА»

Одним

из

условии

предотвращения

травматизма

при

прохождении

раздела «Лыжная подготовка» опять-таки является качественная подготовка

мест

занятий.

На

учебной

площадке

(хорошо,

если

она

прямоугольной

формы)

прокладываются

две

лыжни:

внутренняя

предназначается

для

начинающих лыжников, наружная - для подготовленных.

Участок для площадки готовится заблаговременно; еще осенью его

очищают от посторонних предметов (больших камней, пней, коряг и т. п.),

более или менее значительные неровности почвы заравнивают, промеряют

дистанцию. С особенным тщанием следует подойти к подготовке участков,

где школьники будут обучаться спускам и подъемам: пологие склоны (их

крутизна

должна

быть

не

более

15-20°)

освобождают

от

деревьев

и

кустарников. В конце склона делают ровный выкат. Нельзя использовать

участки

с

выкатом

на

проезжую

часть

дороги,

водоем,

болото.

Если

местность

ровная,

учебные

трассы

возле

школы

надо

подготовить

искусственным способом; в этом случае неровности местности имитируют с

помощью сборных деревянных конструкций. При этом необходимо следить,

чтобы

на

деревянных

щитах

не

было

выступающих

гвоздей,

петель

проволоки и т. п.

Если занятия проводятся в парке (лесу), перед каждым уроком учитель

должен тщательно осмотреть всю трассу, подготовить лыжню и места для

упора палок (если снег рыхлый). Трасса не должна пересекать шоссейных и

грунтовых

дорог,

плохо

замерзших

водоемов

и

других

препятствий,

создающих опасность для лыжников. На трассе, проходящей среди деревьев,

убирают свисающие ветки, через канавки, ручейки прокладывают мостки и

насыпают на них снег. Ширина трассы на спусках должна быть не менее 5 м.

На поворотах по ходу трассы устанавливаются отметки.

Наиболее распространенными травмами на занятиях игровыми видами

спорта

являются

повреждения

верхних

и

особенно

нижних

конечностей.

Необходимо иметь в виду, что переломы конечности могут возникнуть как

при прямой травме, так и при падении на подвернутую руку или нижнюю

конечность. При прямом ударе мяча нередки вывихи и переломы в области

мелких суставов кисти. Главная причина их возникновения - плохой пол,

скользкая обувь.

Типичными травмами для таких видов спорта, как борьба, являются

вывихи костей предплечья, ушибы шейного и грудного отдела позвоночника,

переломы

хирургической

шейки

плеча.

Частой

причиной

такого

рода

повреждений является несоответствие весовых категорий на тренировках.

В

связи

с

повышением

требований

к

профилактической

работе

по

борьбе с травматизмом в школах необходимо обратить внимание учителей,

тренеров

на

анализ

и

своевременное

устранение

причин,

ведущих

к

возникновению травмоопасных ситуаций. Одной из форм профилактической

работы

являются

систематические

беседы

со

школьниками

и

юными

спортсменами по предупреждению несчастных случаев. Нельзя допускать к

занятиям,

тренировкам,

соревнованиям

детей,

перенесших

травму

и

не

прошедших врачебный контроль после соответствующего лечения.

Чрезвычайно важным звеном работы по профилактике травматизма

является

обучение

детей

приемам

самостраховки

при

падении,

так

как

большинство спортивных, да и бытовых травм,- результат падений.

Навыки безопасного падения, развитые в детстве, сохраняются на всю

жизнь. Наблюдения показывают, что дети, не прошедшие предварительного

обучения элементам самостраховки, падают, как правило, опасно. Зато даже

после кратковременного обучения у них вырабатывается устойчивый навык.

Обучение

школьников

самостраховке

при

падениях

целесообразно

начинать после предварительной общефизической подготовки. При имитации

падения с высоты роста используют вначале мягкую поверхность - маты.

Технику выполнения всех приемов следует доводить до полного автоматизма.

Детям

первых

классов

элементы

безопасного

падения

желательно

преподнести в игровой форме.

Каждая школа, ДЮСШ должны вести систематический учет и анализ

всех случаев травм по установленной форме, результаты которых необходимо

обсуждать на педагогических советах.

Первичная

регистрация

травмы

осуществляется

медицинским

работником в специальном журнале, который должен быть в каждой школе. В

журнал

заносятся

следующие

сведения:

фамилия,

имя

и

отчество

пострадавшего, его пол, возраст, класс, время получения травмы, дата (день и

час), характер травмы, место, где произошел несчастный случай, фамилия!

преподавателя, проводившего занятия, сведения о знакомстве пострадавшего

с правилами техники безопасности, подробное описание обстоятельств, при

которых

произошел

несчастный

случай,

причины

его

возникновения,

перечень

мероприятий

по

устранению

причин

несчастного

случая

с

указанием

сроков

исполнения,

фамилии

исполнителей,

отметка

о

выполнении, время составления записи (час, число, месяц, год).

В заключение следует отметить, что четкая организация труда учителя,

тренера, соблюдение установленных правил и норм позволяет полностью

исключить

возможность

возникновения

несчастных

случаев

на

уроках

физкультуры

и

занятиях

спортивных

секций.

Сознательное

отношение

к

четкой организации труда, усвоение безопасных методов и приемов работы -

залог полноценной профилактики детского травматизма.

Библиографический список:

1.

Барчукова

Г.В.

Теория

и

методика

настольного

тенниса.

-

М.:

Академия, 2013.

2.

Боген

М.М.

Тактическая

подготовка

-

основа

многолетнего

спортивного совершенствования. - М.: Физическая культура, 2011.

3.

Сакун

Э.И.

Построение

учебного

процесса

по

физическому

воспитанию студентов в вузе. - М: Дашков и К, 2012.

4 .

Тума н я н

Г. С .

Зд о р о в ы й

о б р а з

ж и з н и

и

ф и з и ч е с ко е

совершенствование. - М.: Академия, 2010.



В раздел образования