Автор: Уткина Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №92
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование ценностных ориентаций младших школьников в воспитательно-образовательном процессе"
Раздел: начальное образование
«Формирование ценностных ориентаций младших школьников в
воспитательно-образовательном процессе»
Современное российское общество претерпевает серьезные изменения,
касающиеся
социальной,
экономической,
культурной
жизни.
Чтобы
адаптироваться
в
новых
условиях,
привыкнуть
к
новым
жизненным,
общественным реалиям, огромному числу людей пришлось пересмотреть
свои прежние системы ценностей, заново осмыслить, ради чего стоит жить и
на какие идеалы опираться.
В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования
ценностных ориентаций в современных условиях развития общества.
Система ценностных ориентаций является важнейшей характеристикой
личности
и
показателем
ее
сформированности.
Степень
развитости
ценностных ориентации, особенности их становления позволяют судить об
уровне развития личности, цельность и устойчивость которой «выступает как
устойчивость ее ценностных ориентаций».
Формирование ценностных ориентаций осуществляется в течение всей
жизни человека. Но существуют такие основы, которые закладываются в
детские
годы,
когда
личность
ребенка
особенно
восприимчива
к
воспитательным воздействиям. Особое место в этом отношении занимает
младший школьный возраст – период наиболее интенсивного социального
развития ребенка, ведущее место в котором занимает присвоение ценностей
своего народа, а затем познание и присвоение общечеловеческих ценностей.
Анализ
психолого-педагогической
литературы
позволил
выявит
противоречие
между
необходимостью
целенаправленной
деятельности
учителя по формированию ценностных ориентаций младших школьников и
недостаточной
разработанностью
психолого-педагогических
условий,
реализация
которых
позволит
учащимся
начальной
школы
выработать
правила и нормы поведения с учетом осознанных ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта
(процесс социализации) и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях,
интересах
и
других
проявлениях
личности.
В
структуре
человеческой
деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и
волевыми
ее
сторонами.
Система
ценностных
ориентаций
образует
содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю
основу
ее
отношений
к
действительности.
В
процессе
совместной
деятельности,
определяющей
отношения
людей
в
группах,
складываются
групповые
ценностные
ориентации.
Совпадение
важнейших
ценностных
ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность.
Несмотря на наличие различных подходов к ценностным ориентациям в
разных
науках,
все
они
связывают
понятие
ценностных
ориентаций
с
определением ценностей, обозначающих объекты, явления, их свойства, а
также
абстрактные
идеи,
воплощающие
в
себе
общественные
идеалы
и
выступающие благодаря этому как эталон должного.
Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону
направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему
миру,
к
другим
людям,
к
себе
самому,
основу
мировоззрения
и
ядро
мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции.
Ценности принадлежат группе или обществу, ценностные ориентации
индивиду. Ценностные ориентации связываются с личностным смыслом –
индивидуализированным отражением действительного отношения личности
к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемым
как
«значение
–
для
-
меня»
усваиваемых
субъектом
знаний
о
мире,
включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми,
социальные нормы, роли, ценности и идеалы.
Ценностные
ориентации
младших
школьников
отличают ся
неустойчивостью, они во многом определяются влиянием школы, родителей.
Поэтому важно не упустить данный период социального развития учащихся,
способствуя формированию у них ценностных ориентаций.
2
Выделяются
внешние
(среда,
социум,
культура,
в
которых
зафиксированы ценности) и внутренние (потребности, интересы, свойства
личности) условия образования ценностных ориентаций. Влияние внешних
условий
обусловлено
признанием
социальной
природы
человека,
его
психики.
Внутренние
условия
освоения
ценностного
содержания
окружающего
мира
складываются
у
человека
в
ходе
его
возрастного
развития.
Формирование
ценностных
ориентаций
младших
школьников
осуществляется как в процессе обучения средствами учебных предметов,
особенно гуманитарного цикла, так и в процессе воспитания.
В практике работы педагогов начальной школы накоплен богатый опыт
в
формировании
ценностных
ориентаций
младших
школьников.
Анализ
методико-педагогических изданий позволил выделить наиболее интересные
по нашему мнению средства, формы и методы работы в данном направлении.
В
ходе
нашей
работы
были
охарактеризованы
к р и т е р и и
сформированности ценностных ориентаций младших школьников:
1.
Когнитивный
критерий,
который
предполагает
наличие
представлений,
знаний
учащихся
об
определенных
нравственных,
эстетических ценностях.
2.
Мотивационно-потребностный критерий, который выявляет
наличие
потребности
в
следовании
данным
ценностным
ориентациям,
положительного отношения к ним.
3 . Деятельностный критерий, который выявляет следование данным
ценностным ориентациям в поведении учащихся.
Результаты,
полученные
в
ходе
первого
этапа
констатирующего
эксперимента,
подтвердили
необходимость
проведения
формирующей
работы.
Формирование ценностных ориентаций младших школьников
может
осуществляться
в
процессе
обучения.
Существуют
различные
пути
3
формирования
ценностных
ориентаций
учащихся
через
учебные
занятия.
Само содержание учебных предметов (чтения, русского языка,
истории)
помогает учащимся осознать, что окружающий мир существует по своим
объективным
законам,
ориентирует
на
усвоение
нравственных
норм,
культурных
ценностей,
без
которых
невозможна
жизнь
в
обществе,
самореализация личности.
Одним из источников формирования ценностных ориентаций служат
народные афористичные изречения (пословицы, поговорки, присловья и др.),
которые не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Народные
афоризмы, предельно короткие по форме и безгранично глубокие по смыслу,
охватывают
буквально
все
стороны
жизни,
затрагивая
вечно
актуальные
вопросы морали и истины в их взаимопроникновении.
Мы
считаем,
что
в
воспитательно-образовательном
процессе
современной школы следует шире использовать педагогический потенциал
народной
афористики,
которая
характеризуется
устремленностью
к
духовности, нацеленностью на толерантность, солидарность, добро, любовь.
Благодаря
своей
глубокой
философской
обобщенности
и
художественной
ценности
фольклор
и
сейчас
может
решать
практические,
нравственные
проблемы,
которые
возникают
перед
человеком
в
жизни
(как
должно
поступать,
что
следует
считать
добром
и
злом
и
т.д.),
т.е.
формировать
ценностные
ориентации,
убеждения
и
привычки
в
соответствии
с
определенными нравственными принципами. С этой целью мы организовали
и провели в классе конкурс «Знатоки пословиц и поговорок».
В процессе формирующего эксперимента по формированию ценностных
ориентаций младших школьников нами была проведена целенаправленная
работа по анализу художественных произведений различных литературных
жанров. Использование произведений художественной литературы, которая
не
престает
восхищать
и
удивлять
своим
глубоким
содержанием
и
совершенной
формой, в процессе формирования ценностных ориентаций,
помогает
выработке
у
детей
способности
к
сопереживанию,
развивает
4
положительные эмоции, мотивирует к социально одобряемому поведению.
Дети становятся добрее, внимательнее друг к другу, расширяется их кругозор
и повышается интерес к познанию окружающего мира.
Этическая беседа -
беседа учителя с детским коллективом на темы,
способствующие формированию ценностных ориентаций, занимает большое
место
в
воспитательно-образовательном
процессе.
Во
время
беседы
школьники не только получают информацию о сущности и содержании тех
или иных ценностных ориентаций, но в её процессе между участниками
происходит обмен собственными мнениями и суждениями.
Формирование
ценностных
ориентаций
стимулирует
превращение
накопленных
представлений
в
понятия.
Если
же
понятие
приобретает
конкретность,
оно
переходит
в
представление.
Вооружение
учащихся
представлениями и понятиями о ценностях, принятых в социуме, умением
выделять из действительности явления жизни и подвергать их оценке по
ценностному критерию является одним из условий формирования социально
ориентированного поведения, начиная с младшего школьного возраста.
Беседы
в
ходе
формирующей
работы,
проводились
по
таким
направлениям
как:
о
товариществе
и
дружбе,
о
доброте,
отзывчивости,
скромности, справедливости, о честности и умении держать слово, о культуре
поведения.
В
ходе
нашей
формирующей
работы
осуществлялась
организация
совместной игровой деятельности младших школьников.
Формирование
ценностных
ориентаций
в
детском
коллективе
предполагает
тесную
связь
всего
содержания
жизни
школьников
с
теми
процессами,
которые
происходят
в
широкой
социальной
среде.
Воспитательное воздействие было направлено, прежде всего, на коллектив,
на создание такой атмосферы в коллективе, которая оказывала бы позитивное
влияние на каждого ученика. Ц е н н о с т н ы е
о р и е н т а ц и и
л и ч н о с т и
определяются
не
только
самой
деятельностью,
но
и
теми
отношениями,
которые в процессе этой деятельности складываются, стало быть, в первую
5
очередь,
организацией
и
формами
деятельности,
её
общественной
направленностью.
В
процессе
обучения
русскому
языку
и
чтению
у
младших школьников широко применяются игровые занятия.
Результаты второго этапа констатирующего эксперимента подтвердили
эффективность проведенной нами формирующей работы.
Список литературы
1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология [Текст] / Г. С. Абрамова. – М., 2012
2. Алексеев, П. В. Социальная философия [Текст] / П. В. Алексеев. – М.:
Проспект, 2014
3. Бочек, Е. А. Игра «Если вместе, если дружно» [Текст] / Е. А.
Бочек // Начальная школа – 2014. - №1. – С.106-107.
4. Братусь, Б. С. Смысловая сфера личности [Текст] / Б. С. Братусь //
Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер,
2011.- С.130-139.
5. Горбунова, М. Ю. Социальная психология [Текст] /
М. Ю. Горбунова. – М.:
Владос, 2013. – 223с.
6. Данилюк, Л. Г. Воспитание эмоциональной отзывчивости на уроках чтения
[Текст] / Л. Г. Данилюк // Начальная школа. – 2012. – № 1. – С.10-12.
7. Демидова, Е. Организация соревновательной и игровой деятельности детей
[Текст] / Е. Демидова // Начальная школа. – 2013. - №6. – С.62-64.
8. Иванов И. П. Методы коммунарского воспитания. – М.: Педагогика, 1999
9. Иванов, И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст] /
И. П. Иванов. – М.: Просвещение, 1989.
6
7