Автор: Крицкая Анна Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "Плодовитенская СОШ"
Населённый пункт: с.Плодовитое Малодербетовского района Республики Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование урока географии на системно-деятельностной основе
Раздел: среднее образование
Проектирование урока географии на системно-деятельной основе
Крицкая А.А., учитель географии
Разделы: Преподавание географии
Главная особенность Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС) – это повышенное внимание к результатам
образования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме, а значит для их
достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению.
Деятельностный подход в обучении предполагает, что школьник в процессе обучения
должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.
На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения
дела.
Задачей обучения, таким образом, является формирование способов действий,
обеспечивающих результаты учебной деятельности и способствующих развитию
ключевых компетенций.
В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную
деятельность. Деятельность учителя в этом случае заключается не в “передаче” знаний, а в
проектировании учебной деятельности, ее организации, и ее управлении. При этом ясное
определение целей обучения служит основой для оценки результатов обучения, для
определения содержания и методов обучения, для активизации учебной работы
обучающихся, превращения их в сознательных участников образовательного процесса.
Основными требованиями к уроку, построенному на системно-деятельностной основе,
являются:
Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных результатов
(формирование УУД и предметных действий);
Отбор содержания урока, на материале которого будут формироваться предметные и
универсальные действия;
Применение алгоритма действий: педагогическая цель – учебная задача – мотив – учебные
действия – самоконтроль – самооценка – рефлексия;
Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих
самостоятельность обучающихся;
Создание психологически комфортной обстановки на уроке;
Минимализация и вариативность домашнего задания;
Наличие рефлексии как осознания себя в деятельности.
В качестве примера рассмотрим урок в 8 классе по теме “Использование водных ресурсов
в жизнедеятельности человека”.
Тип урока по дидактической цели: урок применения знаний.
Цель урока: формирование у обучающихся познавательных, коммуникативных,
личностных, регулятивных УУД в процессе решения жизненных ситуаций на материале
темы “Внутренние воды РФ”.
Методическая цель: презентация первичного опыта учителя по конструированию урока с
позиций ФГОС.
Оборудование и средства обучения: мультимедийный комплекс, настенная карта,
учебники, географические атласы, карточки-задания, листы рефлексии.
ИКТ-ресурсы: мультимедийная презентация.
Виды, формы и методы работы на уроке:
Самоконтроль и самооценка и взаимооценка результатов деятельности;
Составление вопросов по теме и ответов на них, выбор лучших вопросов;
Работа в группах (виды заданий: прогнозирование последствий, анализ данных с целью
принятия решения, составление рекламных слоганов, проектирование);
Диалог, полилог;
Индивидуальная и коллективная рефлексия.
Содержание деятельности на уроке:
1. Мотивационно-целевой этап урока (обсуждение задач урока, значимости изучаемого для
жизни и хозяйственной деятельности человека). В ходе обсуждения определяются задачи:
– Учиться решать жизненные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов;
– Учиться определять способы познания как методы достижения результата, осуществлять
их выбор.
Инструктаж учителя по работе с листом рефлексии:
Ф.И. обучающегося_____________________________________________
Знаю понятия на отметку_____ (до проверки).
Знаю понятия на отметку_____ (после проверки).
Знаю карту: отлично, хорошо, посредственно, плохо (до проверки).
Знаю карту: отлично, хорошо, посредственно, плохо (после проверки)
Умею отвечать на вопросы: легко, отвечаю на отдельные вопросы, затрудняюсь.
Умею составлять вопросы: могу, не понимаю, как это делать.
Умею применять полученные знания на практике: свободно, с трудом, не могу.
2. Организационно-деятельностный этап урока.
Первый уровень “знаю”.
Самоконтроль по узловым вопросам изученной темы “Водные ресурсы РФ”.
2.1.Учебная задача: осуществить самоконтроль усвоения основных понятий изученной
темы по критериям:
Знаю отлично – “5”
Знаю хорошо – “4”
Знаю посредственно – “3”
Знаю плохо – “2”
Заполнить лист рефлексии (строка 1).
2.2. Практическая задача: выполнить тест из 10 заданий (4 варианта), осуществить
самопроверку по ключам, оценить свою работу по критериям:
10 верных ответов – “5”
8–9 верных ответов – “4”
6–7 верных ответов – “3”
5 и менее верных ответов – “2”.
Заполнить лист рефлексии (строка 2).
2.3. Учебная задача: осуществить самоконтроль усвоения географической номенклатуры
по изученной теме, заполнить лист рефлексии (строка 3).
2.3. Практическая задача: нанести на контурную карту 10 водных объектов по заданию
учителя (4 варианта), осуществить взаимопроверку с помощью атласа, оценить
выполнение работы по критериям, названным в пункте 2.2.
Второй уровень “понимаю”.
Ответы на вопросы и составление вопросов по изученной теме.
Виды вопросов: “ вопросы– понятия” (начинаются со слова ЧТО), “вопросы-суждения”
(начинаются со слов ПОЧЕМУ, ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ, В СЛЕДСТВИЕ ЧЕГО). Второй вид
вопросов побуждает человека задуматься, размышлять, устанавливать причинно-
следственные связи
Учебная задача: научиться компетентно и красиво отвечать на вопросы.
Практическая задача: ответить на 5 вопросов из предложенного списка (фронтальная
работа)
Примеры вопросов:
Почему Волга разливается весной, а Амур – летом?
Почему на Урале много карстовых озер, а в Якутии – термокарстовых?
Почему в европейской части России , несмотря на большое количество осадков, меньше
внутренних вод по сравнению с азиатской частью страны?
Почему в северных озерах страны меньше соли?
В чем причины сильной заболоченности Западно-Сибирской равнины?
Правило ответа на вопрос: убрать вопросительное слово, перестроить фразу.
Например, Волга разливается весной, а Амур – летом, так как…
Практическая задача: составить три собственных вопроса по изученной теме.
Рефлексия: оцените свои умения составлять вопросы и отвечать на них, заполните строки
5 и 6 в листе рефлексии.
Третий уровень “применяю”.
Решение практических задач.
Учебная задача: научиться применять знания на практике.
Практическая задача: решить проблему на основе анализа информации, определить
способ нахождения пути решения (работа в группах).
Задание № 1.
Вы – экологи. В 20 веке был очень популярным “проект поворота северных рек на юг”,
суть которого состояла в том, чтобы из р. Обь направить воду в Казахстан и другие страны
Средней Азии, где вода – дефицит. Для этого планировалось строительство канала “Обь –
Средняя Азия” (смотрите карту).
Задача: Дайте экологическую оценку проекту (+, –).
При ответе используйте речевые формулы: “При ответе мы исходили из того, что…”, “Мы
считаем, что…”
Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания? (Анализ,
синтез, сравнение, прогнозирование.)
Анализ – это разделение целого на части.
Синтез – это соединение частей в целое.
Прогнозирование – предположение, предвосхищение ожидаемого результата. Сравнение –
это мыслительная операция, в основе которой лежит выделение сходства и различий чего-
либо.
Выделение главного – определение отличительного признака.
Воображение – способность создавать образы, идеи, представления.
Задание № 2.
Вы планируете строительство нового собственного дома в районе, где нет водопровода.
Геологи, проведя изыскания, предложили вам 3 участка для бурения скважины.
Задача: Определите, какой из участков (№ 1, № 2, № 3) лучше всего использовать для
бурения? Свой выбор обоснуйте
При ответе используйте речевые формулы: “При выполнении задачи мы использовали
знания о…”, “Мы считаем, что …”
Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания? (Анализ,
синтез, сравнение, прогнозирование.)
Задание № 3.
Вы – работники туристической фирмы. Для привлечения туристов в разные регионы
страны Вы используете слоганы (рекламные лозунги).
Например: “Приглашаем посетить уникальное чистое Телецкое озеро – жемчужину
горного Алтая”, “Добро пожаловать порыбачить в дельте самой крупной реки Европы –
Волге”.
Задача: составьте 3–5 слоганов о водных объектах России, отражая их неповторимые
особенности.
При ответе используйте речевую формулу: “При выполнении задания мы использовали
сведения…”
Какие главные способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?
Задание № 4.
Вы собираетесь провести каникулы в горах (Средний Урал и Саяны). При восхождение на
какие горы нужно взять спецснаряжение, помогающее выжить в условиях ледников и
снежников?
Задача: составьте схему логических рассуждений, используя слова и стрелки.
При ответе используйте речевые формулы: “При выполнении задания мы использовали
знания о …”, “Мы думаем, что…”
Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?
Задание № 5.
Известно, что ГЭС дают самую дешевую электрическую энергию, в которой нуждается
наша страна. Перед вами схема реки Енисей:
Задача: Определите, на каком участке Енисея (№ 1, № 2, № 3, № 4) эффективнее всего
построить ГЭС.
При ответе используйте речевую формулу: «Для выполнения задания мы воспользовались
…», «Мы пришли к выводу…».
Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?
Проверка выполнения задания. Обсуждение результатов. Рефлексия (заполнить строку 7 в
листе рефлексии).
3. Рефлексивно-оценочный этап урока.
Проанализируйте свой лист рефлексии, определите уровень собственной компетентности
в освоении изученной темы, выделите проблемы и их причины. Какие методы познания
помогали нам в выполнении заданий?
4. Домашнее задание: подготовка к контрольной работе по теме «Водные ресурсы
Российской Федерации» с учетом выявленных проблем в усвоении темы.