Напоминание

Проектирование урока географии на системно-деятельностной основе


Автор: Крицкая Анна Александровна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МКОУ "Плодовитенская СОШ"
Населённый пункт: с.Плодовитое Малодербетовского района Республики Калмыкия
Наименование материала: статья
Тема: Проектирование урока географии на системно-деятельностной основе
Раздел: среднее образование





Назад




Проектирование урока географии на системно-деятельной основе

Крицкая А.А., учитель географии

Разделы: Преподавание географии

Главная особенность Федерального государственного образовательного стандарта

основного общего образования (ФГОС) – это повышенное внимание к результатам

образования. Все эти результаты заданы в деятельностной форме, а значит для их

достижения необходимо осуществление деятельностного подхода к обучению.

Деятельностный подход в обучении предполагает, что школьник в процессе обучения

должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. научиться осуществлять деятельность.

На первый план здесь выходит деятельность, а знания являются условием выполнения

дела.

Задачей обучения, таким образом, является формирование способов действий,

обеспечивающих результаты учебной деятельности и способствующих развитию

ключевых компетенций.

В современном понимании знать – значит с помощью знаний осуществлять определенную

деятельность. Деятельность учителя в этом случае заключается не в “передаче” знаний, а в

проектировании учебной деятельности, ее организации, и ее управлении. При этом ясное

определение целей обучения служит основой для оценки результатов обучения, для

определения содержания и методов обучения, для активизации учебной работы

обучающихся, превращения их в сознательных участников образовательного процесса.

Основными требованиями к уроку, построенному на системно-деятельностной основе,

являются:

Постановка педагогической цели с учетом изменившихся образовательных результатов

(формирование УУД и предметных действий);

Отбор содержания урока, на материале которого будут формироваться предметные и

универсальные действия;

Применение алгоритма действий: педагогическая цель – учебная задача – мотив – учебные

действия – самоконтроль – самооценка – рефлексия;

Использование интерактивных методов и форм обучения, предполагающих

самостоятельность обучающихся;

Создание психологически комфортной обстановки на уроке;

Минимализация и вариативность домашнего задания;

Наличие рефлексии как осознания себя в деятельности.

В качестве примера рассмотрим урок в 8 классе по теме “Использование водных ресурсов

в жизнедеятельности человека”.

Тип урока по дидактической цели: урок применения знаний.

Цель урока: формирование у обучающихся познавательных, коммуникативных,

личностных, регулятивных УУД в процессе решения жизненных ситуаций на материале

темы “Внутренние воды РФ”.

Методическая цель: презентация первичного опыта учителя по конструированию урока с

позиций ФГОС.

Оборудование и средства обучения: мультимедийный комплекс, настенная карта,

учебники, географические атласы, карточки-задания, листы рефлексии.

ИКТ-ресурсы: мультимедийная презентация.

Виды, формы и методы работы на уроке:

Самоконтроль и самооценка и взаимооценка результатов деятельности;

Составление вопросов по теме и ответов на них, выбор лучших вопросов;

Работа в группах (виды заданий: прогнозирование последствий, анализ данных с целью

принятия решения, составление рекламных слоганов, проектирование);

Диалог, полилог;

Индивидуальная и коллективная рефлексия.

Содержание деятельности на уроке:

1. Мотивационно-целевой этап урока (обсуждение задач урока, значимости изучаемого для

жизни и хозяйственной деятельности человека). В ходе обсуждения определяются задачи:

– Учиться решать жизненные проблемы, связанные с использованием водных ресурсов;

– Учиться определять способы познания как методы достижения результата, осуществлять

их выбор.

Инструктаж учителя по работе с листом рефлексии:

Ф.И. обучающегося_____________________________________________

Знаю понятия на отметку_____ (до проверки).

Знаю понятия на отметку_____ (после проверки).

Знаю карту: отлично, хорошо, посредственно, плохо (до проверки).

Знаю карту: отлично, хорошо, посредственно, плохо (после проверки)

Умею отвечать на вопросы: легко, отвечаю на отдельные вопросы, затрудняюсь.

Умею составлять вопросы: могу, не понимаю, как это делать.

Умею применять полученные знания на практике: свободно, с трудом, не могу.

2. Организационно-деятельностный этап урока.

Первый уровень “знаю”.

Самоконтроль по узловым вопросам изученной темы “Водные ресурсы РФ”.

2.1.Учебная задача: осуществить самоконтроль усвоения основных понятий изученной

темы по критериям:

Знаю отлично – “5”

Знаю хорошо – “4”

Знаю посредственно – “3”

Знаю плохо – “2”

Заполнить лист рефлексии (строка 1).

2.2. Практическая задача: выполнить тест из 10 заданий (4 варианта), осуществить

самопроверку по ключам, оценить свою работу по критериям:

10 верных ответов – “5”

8–9 верных ответов – “4”

6–7 верных ответов – “3”

5 и менее верных ответов – “2”.

Заполнить лист рефлексии (строка 2).

2.3. Учебная задача: осуществить самоконтроль усвоения географической номенклатуры

по изученной теме, заполнить лист рефлексии (строка 3).

2.3. Практическая задача: нанести на контурную карту 10 водных объектов по заданию

учителя (4 варианта), осуществить взаимопроверку с помощью атласа, оценить

выполнение работы по критериям, названным в пункте 2.2.

Второй уровень “понимаю”.

Ответы на вопросы и составление вопросов по изученной теме.

Виды вопросов: “ вопросы– понятия” (начинаются со слова ЧТО), “вопросы-суждения”

(начинаются со слов ПОЧЕМУ, ЧЕМ ОБЪЯСНИТЬ, В СЛЕДСТВИЕ ЧЕГО). Второй вид

вопросов побуждает человека задуматься, размышлять, устанавливать причинно-

следственные связи

Учебная задача: научиться компетентно и красиво отвечать на вопросы.

Практическая задача: ответить на 5 вопросов из предложенного списка (фронтальная

работа)

Примеры вопросов:

Почему Волга разливается весной, а Амур – летом?

Почему на Урале много карстовых озер, а в Якутии – термокарстовых?

Почему в европейской части России , несмотря на большое количество осадков, меньше

внутренних вод по сравнению с азиатской частью страны?

Почему в северных озерах страны меньше соли?

В чем причины сильной заболоченности Западно-Сибирской равнины?

Правило ответа на вопрос: убрать вопросительное слово, перестроить фразу.

Например, Волга разливается весной, а Амур – летом, так как…

Практическая задача: составить три собственных вопроса по изученной теме.

Рефлексия: оцените свои умения составлять вопросы и отвечать на них, заполните строки

5 и 6 в листе рефлексии.

Третий уровень “применяю”.

Решение практических задач.

Учебная задача: научиться применять знания на практике.

Практическая задача: решить проблему на основе анализа информации, определить

способ нахождения пути решения (работа в группах).

Задание № 1.

Вы – экологи. В 20 веке был очень популярным “проект поворота северных рек на юг”,

суть которого состояла в том, чтобы из р. Обь направить воду в Казахстан и другие страны

Средней Азии, где вода – дефицит. Для этого планировалось строительство канала “Обь –

Средняя Азия” (смотрите карту).

Задача: Дайте экологическую оценку проекту (+, –).

При ответе используйте речевые формулы: “При ответе мы исходили из того, что…”, “Мы

считаем, что…”

Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания? (Анализ,

синтез, сравнение, прогнозирование.)

Анализ – это разделение целого на части.

Синтез – это соединение частей в целое.

Прогнозирование – предположение, предвосхищение ожидаемого результата. Сравнение –

это мыслительная операция, в основе которой лежит выделение сходства и различий чего-

либо.

Выделение главного – определение отличительного признака.

Воображение – способность создавать образы, идеи, представления.

Задание № 2.

Вы планируете строительство нового собственного дома в районе, где нет водопровода.

Геологи, проведя изыскания, предложили вам 3 участка для бурения скважины.

Задача: Определите, какой из участков (№ 1, № 2, № 3) лучше всего использовать для

бурения? Свой выбор обоснуйте

При ответе используйте речевые формулы: “При выполнении задачи мы использовали

знания о…”, “Мы считаем, что …”

Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания? (Анализ,

синтез, сравнение, прогнозирование.)

Задание № 3.

Вы – работники туристической фирмы. Для привлечения туристов в разные регионы

страны Вы используете слоганы (рекламные лозунги).

Например: “Приглашаем посетить уникальное чистое Телецкое озеро – жемчужину

горного Алтая”, “Добро пожаловать порыбачить в дельте самой крупной реки Европы –

Волге”.

Задача: составьте 3–5 слоганов о водных объектах России, отражая их неповторимые

особенности.

При ответе используйте речевую формулу: “При выполнении задания мы использовали

сведения…”

Какие главные способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?

Задание № 4.

Вы собираетесь провести каникулы в горах (Средний Урал и Саяны). При восхождение на

какие горы нужно взять спецснаряжение, помогающее выжить в условиях ледников и

снежников?

Задача: составьте схему логических рассуждений, используя слова и стрелки.

При ответе используйте речевые формулы: “При выполнении задания мы использовали

знания о …”, “Мы думаем, что…”

Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?

Задание № 5.

Известно, что ГЭС дают самую дешевую электрическую энергию, в которой нуждается

наша страна. Перед вами схема реки Енисей:

Задача: Определите, на каком участке Енисея (№ 1, № 2, № 3, № 4) эффективнее всего

построить ГЭС.

При ответе используйте речевую формулу: «Для выполнения задания мы воспользовались

…», «Мы пришли к выводу…».

Какие способы умственных действий вы использовали при выполнении задания?

Проверка выполнения задания. Обсуждение результатов. Рефлексия (заполнить строку 7 в

листе рефлексии).

3. Рефлексивно-оценочный этап урока.

Проанализируйте свой лист рефлексии, определите уровень собственной компетентности

в освоении изученной темы, выделите проблемы и их причины. Какие методы познания

помогали нам в выполнении заданий?

4. Домашнее задание: подготовка к контрольной работе по теме «Водные ресурсы

Российской Федерации» с учетом выявленных проблем в усвоении темы.



В раздел образования