Напоминание

Решение задач на растворы


Автор: Машкова Марина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.Славянск-на-Кубани, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Решение задач на растворы
Раздел: среднее образование





Назад




Интегрированный урок математики и химии в 8 классе

Тема: «Решение задач на растворы »

Тип и особенности: урок обучения умениям и навыкам.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки с заданиями, УМК:

Алгебра

8 кл, издательство

«Просвещение»,

Москва, 2013, автор Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк ( учебник, рабочие тетради) .

Цели урока

образовательные:

Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, рассмотреть

биологическое значение воды как универсального растворителя, развить практические умения решать задачи, расширить знания

учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов

в школе.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес к химии и математике, культуру общения, способность к коллективной работе.

Развивающие:

1.

Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.

2.

Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.

3.

Умение оценивать собственные возможности.

Ход урока

Этапы урока

Задачи урока

Визуальный

ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.

Создать

На доске дата,

Приветствие учащихся,

Демонстрируют готовность к уроку.

Регулятивные:

Организацион

ный момент

Эмоциональную,

психологическу

ю

подготовку

к

восприятию,

усвоению

изучаемого

материала

эпиграф:

Слайд № 1,2

проверка готовности

к уроку.

Здравствуйте! Сегодня мы

проводим необычный урок.

Две науки – математика и химия

призваны сегодня на урок,

чтобы объединить свои усилия

в решении задач. Мы с вами

увидим, как математические

методы решения задач

помогают при решении задач по

химии.

Девиз нашего урока (слайд 2)

слушают учителя, рассуждают о

значении математики и химии в

жизни, математических знаний для

человека.

вступают

в

диалог

с

учителем

и

одноклассниками.

Включаются в деловой ритм урока.

саморегуляция

Личностные:

самоопределение

Познавательная:

слушают учителя,

рассуждают о

значении математики

в жизни,

математических

знаний для человека.

Коммуникативная:

вступают в диалог с

у ч и т е л е м

и

одноклассниками.

В к л ю ч а ю т с я

в

деловой ритм урока.

II.

Постановка

целей

Эмоциональная,

психологическая

и мотивационная

подготовка

к

у с в о е н и ю

изучаемого

материала

Слайд 3

Слайд 3 учитель формулирует

цели урока

слушают учителя, вступают в диалог

с учителем и одноклассниками

Принимают

учебную

задачу,

сформулированн

у ю

в м е с т е

с

учителем

III. Проверка

домашнего

задания,

актуализация

знаний

Актуализировать

опорные знания

и способы

действий.

Слайды 4,5,6,7,8

Вспомним и повторим понятие

процента.

- Что называют процентом?

(1/100 часть числа.)

Как выразить проценты в виде

десятичной и обыкновенной

дроби

- Выразите в виде десятичной

дроби 17%, 40%, 6%

- Выразите в виде

обыкновенной дроби 25%,

30%, 7%

- Установите соответствие

40% 1/4

25% 0,04

Отвечаю на вопросы, говорят ответы

цепочкой

Коммуникативн

ые:

у м е н и е

слушать

ответы

товарищей.

Регулятивные:

п р и н и м а ю т

и

сохраняют

учебную

задачу;

осуществляют

контроль

своей

деятельности

и

деятельности

партнеров,

при

необходимости

корректируют

собственную

80% 0,4

4% 4/5

Как найти % от числа?

Найти 10% от 30 (10%=0,1

30*0,1=3)

- Вычислите

1) 20% от 70

2) 6% от 20

3) х% от 7

деятельность

и

деятельность

одноклассников.

IV

Предваритель

ная работа

Актуализировать

опорные

знания

и

с п о с о б ы

действий.

Слайд 9,10,11

Что такое раствор?

- -

П р и в е д и т е

п р и м е р ы

растворов,

с

которыми

вы

встречаетесь

в

повседневной

жизни.

Какое

вещество

чаще

всего

и с п ол ь зуе т с я

в

к а ч е с т в е

растворителя?

Часто понятие “раствор” мы

Часто понятие “раствор” мы

связываем, прежде всего, с

водой, с водными растворами.

Есть и другие растворы:

например спиртовые раствор

йода, одеколона,

лекарственные настойки.

Хотя именно вода является

самым распространённым

соединением и

“растворителем” в природе.

¾ поверхности Земли покрыто

водой

Человек на 70% состоит из

воды.

В сутки человек выделяет 3

литра воды и столько же

нужно ввести в организм.

Отвечают на вопросы:

- (Однородная система, состоящая из

частиц

растворенного

вещества,

растворителя

и

продуктов

и х

взаимодействия.)

-(уксус, нашатырный спирт, раствор

марганцовки,

перекись

водорода

и

др.)

-(Вода.)

Регулятивные:

принимают

и сохраняют

учебную задачу;

осуществляют

контроль своей

деятельности и

деятельности

партнеров по

образовательному

процессу, при

необходимости

корректируют

собственную

деятельность и

деятельность

одноклассников;

способны к

саморегуляции.

Познавательные:

создают алгоритмы

деятельности;

устанавливают

причинно-

следственные связи;

строят логическую

цепочку

Овощи – 90% воды содержат

(рекордсмены-огурцы -98%)

Рыба 80% (рекордсмен у

животных – медуза 98%)

Хлеб – 40%

Молоко – 75%

рассуждений.

Коммуникативные:

умеют слушать,

слышать и понимать

партнера по

речевому

высказыванию,

обосновывать свою

точку зрения; при

возникновении

спорных ситуаций не

создают конфликтов.

Личностные: имеют

мотивацию к

учебной

деятельности;

осознают важность

получаемых знаний

и приобретаемых

умений

V.

Выполнение

задач

стандартного,

вариативного

и творческого

типа

Из курса химии вы знаете как

найти массовую долю вещества

в растворе, для этого

необходимо найти отношение

массы растворенного вещества

к общей массе раствора.

Чтобы в этом убедиться,

предлагаю выполнить задачу.

Задача №1 Перед посадкой

семена томатов

дезинфицируют 15%-ным

раствором марганцовки.

Сколько г марганцовки

потребуется для

приготовления 500 г такого

раствора? Слайд 13

Решение и ответ слайд 14

Как вы считаете, есть ли

другой вариант решения

Отвечают на вопросы учителя

1. Задача

2.Внимательно читают условие

3.Определяют данные условия задачи

4.Дети

предлагают

свои

варианты

решения.

5.Обобщение и вывод из записей на

слайде.

Сильные ученики могут предложить

решение

задачи

с

точки

зрения

Регулятивные:

целеполагание,

саморегуляция,

Коммуникативные:

умение с

достаточной

полнотой выражать

свои мысли в

соответствии с

задачами и

условиями.

Познавательные:

осознание и

произвольное

построение речевого

высказывания в

устной форме.

Слайд12,13,14,1

5,16

Слайд 17,18

данной задачи?

Если пути решения от учеников

не поступило учитель говорит:

Давайте посмотрим на эту

задачу с точки зрения

математики. Какое правило на

проценты вы применили при

решении этой задачи?

Слайд 15,16

Какие формулы вам

понадобились при решении

данной задачи?

– Как видите, задачи, которые

вы встречаете на химии, можно

решать на уроках математики

без применения химических

формул

Какое количество воды и

80%-го раствора уксусной

кислоты следует взять для

того, чтобы приготовить 200 г

столового уксуса (8%-ый

раствор уксусной кислоты.)

0,8х = 0,08*200

0,8х = 16

х = 16:0,8

х = 20

20 (г) – уксусной кислоты

математики.

(Правило

нахождения

процента

от

числа.)

Дети отвечают.

Оформляют записи решения задач в

тетради.

200 – 20 = 180 (г) – воды.

Ответ: 20 г, 180г.

VI. Контроль

сформирован

ности умений

и навыков

Учиться

работать в

группе, познать

новое,

совершенствоват

ь приёмы счёта

Слайд 19

Предлагает

всем

учащимся

решить задачи парами (работа в

группе).

При смешивании 10%-го и

30%-го раствора марганцовки

получают 200 г 16%-го

раствора марганцовки.

Сколько граммов каждого

раствора взяли?

С а м о с тоя т е ль н о

от в еч а ют

н а

вопросы друг другу. Помогают друг

другу в решении задач

Познавательные:

поиск

и

выделение

необходимой

информации.

Регулятивные:

умение

проверять

результаты

вычислений

Коммуникативные:

умение сотрудничать

с

т о в а р и щ а м и

в

группе,

з а д а в а т ь

вопросы

с

целью

получения

нужной

информации.

VII.

Рефлексия.

Подвести

итоги

работы на уроке,

дать

качественную

оценку

работы

к л а с с а

и

отдельных

учеников.

Слайд 20

Мы

благополучно

справились

со

всеми

заданиями!.

Давайте

подведём итоги нашего урока.

Посмотрите на содержание всех

решенных сегодня задач. Что их

объединяет?

– Действительно, во всех

задачах фигурируют водные

растворы; расчеты связаны с

массовой долей растворенного

вещества; и если вы обратили

внимание, задачи касаются

разных сторон нашего быта.

– Посмотрите на эти задачи с

точки зрения математики. Что

их объединяет?

Формулируют

конечный

результат

своей работы на уроке, отвечают на

вопросы учителя

(Задачи на растворы.)

(Задачи на проценты.)

Коммуникативные:

умение

высказывать

своё

мнение

при

обсуждении

задания

Личностные:

формирование

математической

компетентности,

положительное

отношение к урокам

математики.

Чему научились на уроке?

Вам понравился урок?

Отметки за урок.

VIII.

Домашнее

задание.

Слайд № 21

Домашнее задание:

№ 630, 755

Записывают задание на дом.

Регулятивные:

Принимают учебное

задание в

соответствии с

уровнем своего

развития



В раздел образования