Автор: Машкова Марина Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: г.Славянск-на-Кубани, Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Решение задач на растворы
Раздел: среднее образование
Интегрированный урок математики и химии в 8 классе
Тема: «Решение задач на растворы »
Тип и особенности: урок обучения умениям и навыкам.
Оборудование: проектор, компьютер, экран, карточки с заданиями, УМК:
Алгебра
8 кл, издательство
«Просвещение»,
Москва, 2013, автор Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк ( учебник, рабочие тетради) .
Цели урока
образовательные:
Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, рассмотреть
биологическое значение воды как универсального растворителя, развить практические умения решать задачи, расширить знания
учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов
в школе.
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к химии и математике, культуру общения, способность к коллективной работе.
Развивающие:
1.
Развивать способности к самостоятельному выбору метода решения задач.
2.
Умение обобщать, абстрагировать и конкретизировать знания.
3.
Умение оценивать собственные возможности.
Ход урока
Этапы урока
Задачи урока
Визуальный
ряд
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I.
Создать
На доске дата,
Приветствие учащихся,
Демонстрируют готовность к уроку.
Регулятивные:
Организацион
ный момент
Эмоциональную,
психологическу
ю
подготовку
к
восприятию,
усвоению
изучаемого
материала
эпиграф:
Слайд № 1,2
проверка готовности
к уроку.
Здравствуйте! Сегодня мы
проводим необычный урок.
Две науки – математика и химия
призваны сегодня на урок,
чтобы объединить свои усилия
в решении задач. Мы с вами
увидим, как математические
методы решения задач
помогают при решении задач по
химии.
Девиз нашего урока (слайд 2)
слушают учителя, рассуждают о
значении математики и химии в
жизни, математических знаний для
человека.
вступают
в
диалог
с
учителем
и
одноклассниками.
Включаются в деловой ритм урока.
саморегуляция
Личностные:
самоопределение
Познавательная:
слушают учителя,
рассуждают о
значении математики
в жизни,
математических
знаний для человека.
Коммуникативная:
вступают в диалог с
у ч и т е л е м
и
одноклассниками.
В к л ю ч а ю т с я
в
деловой ритм урока.
II.
Постановка
целей
Эмоциональная,
психологическая
и мотивационная
подготовка
к
у с в о е н и ю
изучаемого
материала
Слайд 3
Слайд 3 учитель формулирует
цели урока
слушают учителя, вступают в диалог
с учителем и одноклассниками
Принимают
учебную
задачу,
сформулированн
у ю
в м е с т е
с
учителем
III. Проверка
домашнего
задания,
актуализация
знаний
Актуализировать
опорные знания
и способы
действий.
Слайды 4,5,6,7,8
Вспомним и повторим понятие
процента.
- Что называют процентом?
(1/100 часть числа.)
Как выразить проценты в виде
десятичной и обыкновенной
дроби
- Выразите в виде десятичной
дроби 17%, 40%, 6%
- Выразите в виде
обыкновенной дроби 25%,
30%, 7%
- Установите соответствие
40% 1/4
25% 0,04
Отвечаю на вопросы, говорят ответы
цепочкой
Коммуникативн
ые:
у м е н и е
слушать
ответы
товарищей.
Регулятивные:
п р и н и м а ю т
и
сохраняют
учебную
задачу;
осуществляют
контроль
своей
деятельности
и
деятельности
партнеров,
при
необходимости
корректируют
собственную
80% 0,4
4% 4/5
Как найти % от числа?
Найти 10% от 30 (10%=0,1
30*0,1=3)
- Вычислите
1) 20% от 70
2) 6% от 20
3) х% от 7
деятельность
и
деятельность
одноклассников.
IV
Предваритель
ная работа
Актуализировать
опорные
знания
и
с п о с о б ы
действий.
Слайд 9,10,11
Что такое раствор?
- -
П р и в е д и т е
п р и м е р ы
растворов,
с
которыми
вы
встречаетесь
в
повседневной
жизни.
–
Какое
вещество
чаще
всего
и с п ол ь зуе т с я
в
к а ч е с т в е
растворителя?
Часто понятие “раствор” мы
Часто понятие “раствор” мы
связываем, прежде всего, с
водой, с водными растворами.
Есть и другие растворы:
например спиртовые раствор
йода, одеколона,
лекарственные настойки.
Хотя именно вода является
самым распространённым
соединением и
“растворителем” в природе.
¾ поверхности Земли покрыто
водой
Человек на 70% состоит из
воды.
В сутки человек выделяет 3
литра воды и столько же
нужно ввести в организм.
Отвечают на вопросы:
- (Однородная система, состоящая из
частиц
растворенного
вещества,
растворителя
и
продуктов
и х
взаимодействия.)
-(уксус, нашатырный спирт, раствор
марганцовки,
перекись
водорода
и
др.)
-(Вода.)
Регулятивные:
принимают
и сохраняют
учебную задачу;
осуществляют
контроль своей
деятельности и
деятельности
партнеров по
образовательному
процессу, при
необходимости
корректируют
собственную
деятельность и
деятельность
одноклассников;
способны к
саморегуляции.
Познавательные:
создают алгоритмы
деятельности;
устанавливают
причинно-
следственные связи;
строят логическую
цепочку
Овощи – 90% воды содержат
(рекордсмены-огурцы -98%)
Рыба 80% (рекордсмен у
животных – медуза 98%)
Хлеб – 40%
Молоко – 75%
рассуждений.
Коммуникативные:
умеют слушать,
слышать и понимать
партнера по
речевому
высказыванию,
обосновывать свою
точку зрения; при
возникновении
спорных ситуаций не
создают конфликтов.
Личностные: имеют
мотивацию к
учебной
деятельности;
осознают важность
получаемых знаний
и приобретаемых
умений
V.
Выполнение
задач
стандартного,
вариативного
и творческого
типа
Из курса химии вы знаете как
найти массовую долю вещества
в растворе, для этого
необходимо найти отношение
массы растворенного вещества
к общей массе раствора.
Чтобы в этом убедиться,
предлагаю выполнить задачу.
Задача №1 Перед посадкой
семена томатов
дезинфицируют 15%-ным
раствором марганцовки.
Сколько г марганцовки
потребуется для
приготовления 500 г такого
раствора? Слайд 13
Решение и ответ слайд 14
Как вы считаете, есть ли
другой вариант решения
Отвечают на вопросы учителя
1. Задача
2.Внимательно читают условие
3.Определяют данные условия задачи
4.Дети
предлагают
свои
варианты
решения.
5.Обобщение и вывод из записей на
слайде.
Сильные ученики могут предложить
решение
задачи
с
точки
зрения
Регулятивные:
целеполагание,
саморегуляция,
Коммуникативные:
умение с
достаточной
полнотой выражать
свои мысли в
соответствии с
задачами и
условиями.
Познавательные:
осознание и
произвольное
построение речевого
высказывания в
устной форме.
Слайд12,13,14,1
5,16
Слайд 17,18
данной задачи?
Если пути решения от учеников
не поступило учитель говорит:
Давайте посмотрим на эту
задачу с точки зрения
математики. Какое правило на
проценты вы применили при
решении этой задачи?
Слайд 15,16
Какие формулы вам
понадобились при решении
данной задачи?
– Как видите, задачи, которые
вы встречаете на химии, можно
решать на уроках математики
без применения химических
формул
Какое количество воды и
80%-го раствора уксусной
кислоты следует взять для
того, чтобы приготовить 200 г
столового уксуса (8%-ый
раствор уксусной кислоты.)
0,8х = 0,08*200
0,8х = 16
х = 16:0,8
х = 20
20 (г) – уксусной кислоты
математики.
(Правило
нахождения
процента
от
числа.)
Дети отвечают.
Оформляют записи решения задач в
тетради.
200 – 20 = 180 (г) – воды.
Ответ: 20 г, 180г.
VI. Контроль
сформирован
ности умений
и навыков
Учиться
работать в
группе, познать
новое,
совершенствоват
ь приёмы счёта
Слайд 19
Предлагает
всем
учащимся
решить задачи парами (работа в
группе).
При смешивании 10%-го и
30%-го раствора марганцовки
получают 200 г 16%-го
раствора марганцовки.
Сколько граммов каждого
раствора взяли?
С а м о с тоя т е ль н о
от в еч а ют
н а
вопросы друг другу. Помогают друг
другу в решении задач
Познавательные:
поиск
и
выделение
необходимой
информации.
Регулятивные:
умение
проверять
результаты
вычислений
Коммуникативные:
умение сотрудничать
с
т о в а р и щ а м и
в
группе,
з а д а в а т ь
вопросы
с
целью
получения
нужной
информации.
VII.
Рефлексия.
Подвести
итоги
работы на уроке,
дать
качественную
оценку
работы
к л а с с а
и
отдельных
учеников.
Слайд 20
Мы
благополучно
справились
со
всеми
заданиями!.
Давайте
подведём итоги нашего урока.
Посмотрите на содержание всех
решенных сегодня задач. Что их
объединяет?
– Действительно, во всех
задачах фигурируют водные
растворы; расчеты связаны с
массовой долей растворенного
вещества; и если вы обратили
внимание, задачи касаются
разных сторон нашего быта.
– Посмотрите на эти задачи с
точки зрения математики. Что
их объединяет?
Формулируют
конечный
результат
своей работы на уроке, отвечают на
вопросы учителя
(Задачи на растворы.)
(Задачи на проценты.)
Коммуникативные:
умение
высказывать
своё
мнение
при
обсуждении
задания
Личностные:
формирование
математической
компетентности,
положительное
отношение к урокам
математики.
Чему научились на уроке?
Вам понравился урок?
Отметки за урок.
VIII.
Домашнее
задание.
Слайд № 21
Домашнее задание:
№ 630, 755
Записывают задание на дом.
Регулятивные:
Принимают учебное
задание в
соответствии с
уровнем своего
развития