Автор: Пузанова Галина Александровна
Должность: учитель
Учебное заведение: Просецкая средняя школа
Населённый пункт: село Просек Лысковского района
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Программа кружка "Мастерилка"
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОСЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
Утверждена Педсоветом
№ _______ от _____________
Дополнительная общеобразовательная
(общеразвивающая) программа детского объединения
«Мастерилка»
(срок обучения – 1год,
возраст детей с 6,5 лет)
Автор-составитель:
Пузанова Галина Александровна,
с.Просек
2017 год
1
Утверждена Приказом
№_____от ____________
Директор Просецкой
средней школы
______________________
Оглавление
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………3
1.1 Актуальность программы …………………………………………………………..3
1.2 Цель и задачи ………………………………………………………………………..3
1.3 Особенности возрастных групп…………………………………………………….4
1.4 Содержание деятельности ………………………………………………………….4
1.5 Условия реализации программы……………………………………………………5
1.6 Ожидаемый результат……………………………………………………………….5
1.7 Формы подведения итогов реализации программы ………………………………6
2.Рабочая программа……………………………………………………………………....6
2.1 Учебно–тематический план………………………………………………………….6
2.2 Учебный план………………………………………………………………………....7
2.3 Календарный учебный график……………………………………………………….8
3.Содержание курса………………………………………………………………………..9
4.Оценочный материал……………………………………………………………………10
5.Методическое обеспечение программы………………………………………………..14
6. Список литературы……………………………………………………………………...16
2
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Актуальность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на
развитие
творческих
способностей
учащихся,
умение
выполнять
поделки
из
различных
материалов.
При
работе
по
данной
программе
воспитанники
изучают
и
наблюдают
различные виды рукоделий, развивают познавательные способности, расширяют кругозор.
Так как изделия выполнены своими руками, то они будут неповторимы, каждое
индивидуально.
Дети
почувствуют
себя
настоящими
умельцами.
Работа
с
разными
материалами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия, фантазии,
воображения,
хорошего
вкуса.
Она
помогает
развитию
мелкой
моторики,
предоставляет
широкие возможности для творчества.
Новизна
данной
образовательной
программы
опирается
на
понимание
приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его
творческих
способностей,
нравственных
качеств
в
работе,
направленной
на
освоение
предметного и практического содержания.
Характерной
особенностью
данной
программы
является
то,
что
она
помогает
воспитанникам в течение короткого времени сделать осознанный выбор в пользу того или
иного вида творчества, то есть самореализоваться и самоопределиться. Учащийся работает
максимум времени самостоятельно, учится планированию, самоорганизации, самоконтролю и
самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять
уровень усвоения знаний и умениях.
Актуальность данной программы заключается в возможности самим учащимся
создавать красивые и оригинальные изделия, развивать свои креативные способности.
1.2 Цель и задачи
ЦЕЛЬ:
Формирование
и
развитие
творческих
способностей
учащихся,
удовлетворение
их
индивидуальных
потребностей
в
художественном,
эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии.
ЗАДАЧИ:
Обучить основам технологического процесса при изготовлении аппликаций, плоских,
комбинированных и объемных игрушек из ткани, банок и других материалов.
Развивать художественный вкус, творческую активность, эстетическое отношение к
действительности
3
Способствовать развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук, глазомера,
логического мышления, воображения, волевых качеств (усидчивости, терпения,
умения доводить работу до конца и т.п.)
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему, способствовать
формированию эстетического вкуса.
Приносить удовлетворение от выполненной работы.
1.3 Особенности возрастной группы
Объединение формируется, основываясь на принципах интереса и добровольности. В
детское объединение принимаются дети с 6,5 лет.
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в
школу. Начинается новый этап в его развитии. В этот период происходит дальнейшее
физическое
и
психо-физиологическое
развитие
ребенка.
Педагогу
необходимо
проявить выдержку, такт и настойчивость, чтобы заинтересовать ребенка, дать ему
почувствовать, что он - творческая личность, может творить, придумывать новое и
интересное.
Нужно
помочь
адаптироваться
в
коллективе
каждому
новичку,
помочь
ребятам
подружиться – одно из главных условий успешной работы.
1.4. Содержание деятельности
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Состав группы:
занятия 1 раз в неделю по пятницам (по 1 часу), 15 человек.
Формы проведения занятий разнообразны:
- по количеству детей индивидуальные и групповые занятия.
-по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: мастерская, выставка.
- по дидактической цели - вводное занятие, практическое, контроль знаний.
Каждое занятие включает в себя теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Первый этап
Вводная часть - организационный момент, называется тема занятия, производится отметка
отсутствующих, проверяется организация рабочих мест.
Второй этап
Основная часть – повторение и закрепление пройденного материала, изучение нового. Идет
изготовление новой игрушки путем изучения технологического процесса. От практического
действия у детей появляется желание выполнить задание. В творческой части производится
оформление игрушки.
Третий этап
Заключительная часть – подводятся итоги занятия, делаются выводы, что было нового,
производится самооценка работы.
4
В
конце
работы
дети
получают
определенный
вещественный
результат.
Создается
благоприятная
обстановка
для
того,
чтобы
научить
детей
оценивать
свою
собственную
работу, сравнивать полученный результат с заданным образцом или работами других детей.
1.5. Условия реализации программы
Материалы
Инструменты
Цветная бумага, картон; ткани разной
структуры, мех; нитки катушечные разных
цветов; клей ПВА, пластмассовые бутылки,
природный материал, диски
ножницы; иголки; линейка; карандаши; мел,
шило (для педагога)
Оборудование комнаты для занятий
столы, стулья, книжные шкафы, полки для поделок
Методические материалы
Журналы
Книги.
Демонстрационный материал
Раздаточный материал.
1.6. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.
Сформируются практические навыки в декоративно-прикладном творчестве, научатся
самостоятельно выполнять изделия, применяя при этом различные приемы и виды
практической деятельности.
У
учащегося
сформируются
личностные
качества:
трудолюбие,
усидчивость,
целеустремленность, умение добиваться цели, ответственность, креативность.
Получат знания по оформлению работ в разных техниках.
Результативность программы
«Рукодельница»
определяется
диагностическим
исследованием.
Контрольная
диагностика
проводится
в
конце
обучения
и
позволяет
проследить
динамику развития практического навыка.
При
оценке
освоения
программы
применяю
следующие
методы
диагностики:
наблюдение, выполнение отдельных заданий, участие в конкурсах, выставка.
5
Должны знать:
Должны уметь:
-правила соединения и оформления деталей
игрушек;
-правила безопасности труда при работе с
колющими, режущими и мелкими
предметами;
-знать технологию изготовления игрушки
-выполнять простейшие швы;
-выполнять полуплоскостные, объемные,
комбинированные поделки и игрушки;
-определять последовательности выполнения
работы
--оформлять изделие
1.7. Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов реализации программы является школьная фотовыставка
поделок.
2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
2.1 Учебно-тематический план
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
1
1
0
2
Сбор природного материала
1
0,5
0,5
3
Работа с листьями. Птица.
1
0,5
0,5
4
Работа с листьями. Бабочки
1
0,5
0,5
5-6
Работа с листьями. Забавные зверюшки.
2
0,5
1,5
7
Работа с бумагой. Лебеди.
1
0,5
0,5
8
Работа с бумагой. Зайчишка.
1
0,5
0,5
9
Работа с бумагой. Аппликация из
геометрических фигур. Гусеничка.
1
0,5
0,5
10
Работа с бумагой. Конусные игрушки. Петушки
1
0,5
0,5
11
Работа с бумагой. Конусные игрушки. Зоопарк
1
0,5
0,5
12
Работа с бумагой. Оригами. Божья коровка
1
0,5
0,5
13
Работа с бумагой. Цилиндрические игрушки.
1
0,5
0,5
14
Работа с дисками. Улитка.
1
0,5
0,5
15
Работа с дисками. Лягушка.
1
0,5
1,5
16-
17
Поделки из коробок. Забавные зверята
2
0,5
1,5
18-
Поделки из крышек.
2
0,5
1,5
6
19
20-
21
Мягкая игрушка. Игрушки из перчаток
2
0,5
1,5
22-
23
Мягкая игрушка. Совенок.
2
0,5
1,5
24-
25
Мягкая игрушка. Котик.
2
0,5
1,5
26-
27
Работа с бумагой. Веселые матрешки
2
0,5
1,5
28-
29
Работа с бумагой. Сюжетная аппликация
2
0,5
1,5
30-
31
Работа с бумагой. Объемная аппликация
2
0,5
1,5
32
Работа с пластиковыми бутылками. Снежинки.
1
0,5
0,5
33-
34
Работа с пластиковыми бутылками. Божьи
коровки
2
0,5
1,5
2.2 Учебный план.
№
Наименование дисциплины
ИТОГО
по программе
1.
Вводное занятие. Инструктаж по
ТБ.
1
2.
Работа с природным материалом
5
3.
Работа с бумагой
13
4.
Работа с бросовым материалом
(диски, коробки и т.д.)
6
5.
Мягкая игрушка
6
6.
Работа с пластиковыми бутылками
3
ИТОГО:
34
7
8
2.3 Календарный учебный график
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
Всего
учебных
часов
04.09 – 09.09
11.09. – 16.09
18.09. – 23.09
25.09. – 30.09
02.10 – 07.10
09.10 – 14.10
16.10 – 21.10
23.10 – 28.10
30.10 – 04.11
06.11 – 11.11
13.11 – 18.11
20.11 – 25.11
27.11 – 02.12
04.12 – 09.12
11.12 – 16.12
18.12 – 23.12
25.12 – 29.12
01.01 – 06.01
08.01 – 13.01
15.01 – 20.01
22.01 – 27.01
29.01 – 03.02
05.02 – 10.02
12.02 – 17.02
19.02 – 24.02
26.02 – 03.03
05.03 – 10.03
12.03 – 17.03
19.03 – 24.03
26.03 – 31.03
02.04 – 07.04
09.04 – 14.04
16.04 – 21.04
23.04 – 28.04
30.04 – 05.05
07.05 – 12.05
14.05 – 19.05
21.05 – 26.05
28.05 – 02.06
04.06 – 09.06
11.06 – 16.06
18.06 -23.06
25.06 – 30.06
02.07 – 07.07
09.07 – 14.07
16.07 – 21.07
23.07 – 28.07
30.07 – 04.08
06.08 – 11.08
13.08 – 18.08
20.08 – 25.08
27.08 – 01.09
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
1 1 1 1
1 1
1
1
1 1
1
1 1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 1 1 1 1 1 1 1
35
Условные обозначения:
Промежуточная аттестация
Ведение занятий по расписанию
Каникулярный период
1
Общая нагрузка в часах в неделю
9
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№
Разделы
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
Знакомство с организацией
рабочего места. Общие
правила техники
безопасности и личной
гигиены. Организационные
вопросы.
Игра на знакомство.
2.
Работа с природным
материалом
Инструменты и
принадлежности. Правила
безопасного труда.
Подготовка материала к
работе. Последовательность
изготовления изделия
Технология изготовления
поделки. Оформление
выполненного изделия.
3.
Работа с бумагой
Инструменты и
принадлежности. Правила
безопасного труда.
Подготовка материала к
работе. Последовательность
изготовления изделия
Технология изготовления
поделки. Оформление
выполненного изделия.
4.
Работа с бросовым
материалом (диски,
коробки и т.д.)
Инструменты и
принадлежности. Правила
безопасного труда.
Подготовка материала к
работе. Последовательность
изготовления изделия
Технология изготовления
поделки. Оформление
выполненного изделия.
5.
Мягкая игрушка
Инструменты и
принадлежности. Правила
безопасного труда.
Подготовка материала к
работе. Последовательность
изготовления изделия.
Виды швов.
Технология изготовления
поделки. Оформление
выполненного изделия.
6.
Работа с
пластиковыми
бутылками
Инструменты и
принадлежности. Правила
безопасного труда.
Подготовка материала к
работе. Последовательность
изготовления изделия
Технология изготовления
поделки. Оформление
выполненного изделия.
10
4. ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Оценка осуществляется с помощью:
- выполнение работ учащимся по изученной теме;
- проверка теоретических знаний;
-фотовыставки работ.
Промежуточная аттестация по итогам реализации программы
Фотовыставка -работа оценивается по трехбальной системе:
3-отлично- работа выполнена аккуратно, добавлен свой дизайн
2-хорошо-работа выполнена аккуратно, выполнена по шаблону
1-удовлетворительно-выполнена хорошо
Аттестационные таблицы
№
Ф.И ребенка
Количество
изделий
выполненных в
течении года
.
Изделие по теме на
выбор
Общее количество баллов
Балл
1
Мониторинг развития личности учащихся
Параметры
Критерии
Степень выраженности качества (оценивается
педагогом в процессе наблюдения за учебно-
практической деятельностью ребенка и ее
результатами)
+
Мотивация
Выраженность
интереса к
занятиям
Интерес практически не обнаруживается
Интерес возникает лишь к новому материалу
Интерес возникает к новому материалу, но не к
способам решения
Устойчивый учебно-познавательный интерес, но
он не выходит за пределы изучаемого материала
Проявляет постоянный интерес и творческое
отношение к предмету, стремится получить
дополнительную информацию
Самооценка
Самооценка
деятельности на
занятиях
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает
потребности в оценке своих действий – ни
самостоятельной, ни по просьбе учителя
11
Приступая к решению новой задачи, пытается
оценить свои возможности относительно ее
решения, однако при этом учитывает лишь то,
знает он ее или нет, а не возможность изменения
известных ему способов действия
Может с помощью учителя оценить свои
возможности в решении задачи, учитывая
изменения известных ему способов действий
Может самостоятельно оценить свои
возможности в решении задачи, учитывая
изменения известных способов действия
Нравственно-
этические
установки
Ориентация на
общепринятые
моральные нормы
и их выполнение
в поведении
Часто нарушает общепринятые нормы и правила
поведения
Допускает нарушения общепринятых норм и
правил поведения
Недостаточно осознает правила и нормы
поведения, но в основном их выполняет
Осознает моральные нормы и правила поведения
в социуме, но иногда частично их нарушает
Всегда следует общепринятым нормам и
правилам поведения, осознанно их принимает
Познавательна
я сфера
Уровень развития
познавательной
активности,
самостоятельност
и
Уровень активности, самостоятельности ребенка
низкий, при выполнении заданий требуется
постоянная внешняя стимуляция,
любознательность не проявляется
Ребенок недостаточно активен и самостоятелен,
но при выполнении заданий требуется внешняя
стимуляция, круг интересующих вопросов
довольно узок
Ребенок любознателен, активен, задания
выполняет с интересом, самостоятельно, не
нуждаясь в дополнительных внешних стимулах,
находит новые способы решения заданий
Регулятивная
сфера
Произвольность
деятельности
Деятельность хаотична, непродуманна, прерывает
деятельность из-за возникающих трудностей, сти-
мулирующая и организующая помощь
малоэффективна
Удерживает цель деятельности, намечает план,
выбирает адекватные средства, проверяет
результат, однако в процессе деятельности часто
отвлекается, трудности преодолевает только при
психологической поддержке
Ребенок удерживает цель деятельности, намечает
ее план, выбирает адекватные средства, проверяет
результат, сам преодолевает трудности в работе,
доводит дело до конца
12
Уровень развития
контроля
Ученик не контролирует учебные действия, не
замечает допущенных ошибок
Контроль носит случайный непроизвольный
характер; заметив ошибку, ученик не может
обосновать своих действий
Ученик осознает правило контроля, но
затрудняется одновременно выполнять учебные
действия и контролировать их
При выполнении действия ученик ориентируется
на правило контроля и успешно использует его в
процессе решения задач, почти не допуская
ошибок
Самостоятельно обнаруживает ошибки,
вызванные несоответствием усвоенного способа
действия и условий задачи, и вносит коррективы
Коммуникатив
ная сфера
Способность к
сотрудничеству
В совместной деятельности не пытается
договориться, не может придти к согласию,
настаивает на своем, конфликтует или игнорирует
других
Способен к сотрудничеству, но не всегда умеет
аргументировать свою позицию и слушать
партнера
Способен к взаимодействию и сотрудничеству
(групповая и парная работа; дискуссии;
коллективное решение учебных задач)
Проявляет эмоционально позитивное отношение
к процессу сотрудничества; ориентируется на
партнера по общению, умеет слушать
собеседника, совместно планировать,
договариваться и распределять функции в ходе
выполнения задания, осуществлять
взаимопомощь
13
№
Оцениваемые
параметры
Личностная сфера
Познавательная
сфера
Регулятивная сфера
Коммуникат
ивная сфера
Сумма
баллов
Фамилия, имя
учащегося
Мотивация (выраженность
интереса к занятиям)
Самооценка собственной
деятельности на занятиях
Нравственно-этические
установки
Уровень развития познавательной
активности, самостоятельности
Произвольность деятельности
Уровень развития контроля
Способность к сотрудничеству
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
Начало года
Конец года
14
5.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№
Тема
Форма занятий
Приемы и методы
организации учебно-
воспитательного
Методический и
дидактический
материал
Материально
техническое оснащение
занятия
Форма
подведения
итогов
1.
Вводное занятие
Групповая
Методы:
словесные: рассказ,
инструктаж;
наглядные: показ образцов
Наглядный материал
Образцы, ноутбук
Беседа
2.
Работа с
природным
материалом
Практическая,
групповая,
индивидуальная
Методы:
словесные: рассказ,
инструктаж;
наглядные: демонстрация,
показ образцов, иллюстраций;
репродуктивные: работа по
образцу, самостоятельная
работа.
Раздаточный
материал,
иллюстрации, книжки
Ноутбук, презентации,
доска, необходимые
материалы и
инструменты, образцы
изделий
Наблюдение,
оценка,
выставка
3
Работа с бумагой
Практическая,
групповая,
индивидуальная
Методы:
словесные: рассказ,
инструктаж;
наглядные: демонстрация,
показ образцов, иллюстраций;
репродуктивные: работа по
образцу, самостоятельная
работа.
Раздаточный
материал,
иллюстрации, книжки
Ноутбук, презентации,
доска, необходимые
материалы и
инструменты, образцы
изделий
Наблюдение,
оценка,
выставка
4
Работа с
бросовым
материалом
(диски, коробки и
т.д.)
Практическая,
групповая,
индивидуальная
Методы:
словесные: рассказ,
инструктаж;
наглядные: демонстрация,
показ образцов, иллюстраций;
репродуктивные: работа по
образцу, самостоятельная
работа.
Раздаточный
материал,
иллюстрации, книжки
Ноутбук, презентации,
доска, необходимые
материалы и
инструменты, образцы
изделий
Наблюдение,
оценка,
выставка
15
5
Мягкая игрушка
Практическая,
групповая,
индивидуальная
Методы:
словесные: рассказ,
инструктаж;
наглядные: демонстрация,
показ образцов, иллюстраций;
репродуктивные: работа по
образцу, самостоятельная
работа.
Раздаточный
материал,
иллюстрации, книжки
Ноутбук, презентации,
доска, необходимые
материалы и
инструменты, образцы
изделий
Наблюдение,
оценка,
выставка
6
Работа с
пластиковыми
бутылками
Практическая,
групповая,
индивидуальная
Методы:
словесные: рассказ,
инструктаж;
наглядные: демонстрация,
показ образцов, иллюстраций;
репродуктивные: работа по
образцу, самостоятельная
работа.
Раздаточный
материал,
иллюстрации, книжки
Ноутбук, презентации,
доска, необходимые
материалы и
инструменты, образцы
изделий
Наблюдение,
оценка,
выставка
16
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. А.Л.Романовская. Поделки из соленого теста. М.:АСТ, 2007
2. К.Силаева, И.Михайлова. Соленое тесто. Большая книга поделок. М.:Эксмо, 2004
3. М.И.Нагибина. Чудеса для детей из ненужных вещей. Ярославль: Академия развития, 1997
4. М.И.Нагибина. Из простой бумаги мастерим как маги. Ярославль: Академия,К, 2000
5. М.И.Нагибина. Природные дары для поделок и игры. Ярославль: Академия развития, 1997
6. Л.Н.Смирнова. Подарки своими руками. М.: Вече, 2002
7. Н.В.Чен. Замечательные поделки своими руками. Симферополь: Таврида, 2008
Документы
1.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29.08.2013 №1008г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»
2.
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
3.
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Родители являются основным звеном в триаде (ученики – родители - педагог) для
создания единой образовательной среды, так как семья – основа формирования личности
ребенка. Образовательная среда, включающая учащегося, родителя, педагога помогает
выработать единый оценочный критерий в подходе к ребенку.
Формы сотрудничества:
-определение принципов сотрудничества между педагогом и родителями, знакомство с
деятельностью объединения, его программой (родительское собрание в начале учебного года
и конце);
- подведение итогов учебного года; персональных выставок.
17
Создать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу, способность к
оказанию психологической поддержки, внимательное отношение к проблемам родителей –
задача педагога. Педагога и семью объединяет общее стремление помочь ребенку
самореализоваться в жизни, раскрыть свой талант.
Дата
Тема
1 сентября
Родительское собрание, формирование коллектива
15-28 мая
Творческий отчет
15-28 мая
Родительское собрание. Проведение летнего отдыха
18
19