Напоминание

Рабочая программ по химии (9 класс)


Автор: Хадыева Ирина Таржимановна
Должность: учитель химии, биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2"
Населённый пункт: г. Мегион
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программ по химии (9 класс)
Раздел: среднее образование





Назад




Приложение к образовательной программе

основного общего образования МБОУ «СОШ№2»,

утвержденной приказом от «29» августа 2017г. № 673-О

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено и принято

на заседании ШМО

Протокол № 1

от 2 . 08. 2017

Руководитель ШМО

_____ Т.Н. Дацюк

Согласовано

на заседании методсовета

Протокол № 1

от 29.08.2017

Зам. директора по МР

_______________

Г.И. Сидоренко

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии для 9 класса

учителя 1 квалификационной категории Хадыевой Ирины Таржимановны

г. Мегион

2017 - 2018 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

За

основу

рабочей

программы

взята программа

курса

химии

для

8-11

классов

общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом

образовательных

программ

и

стандартов

общего

образования

Министерства

образования

РФ,

опубликованная

издательством

«Просвещение»

в

2013

году

(Примерные программы по химии Н.Н. Гара. Химия 8-9 классы. Предметная линия

учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. Москва: «Просвещение» 2013)

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени

основного

общего

образования,

изложенные

в

пояснительной

записке

Примерной

программы по химии.

Нормативные документы

Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской

Федерации»;

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом

Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред.

приказа

от

23.06.2015

№609)

«Об

утверждении

федерального

компонента

государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и

среднего (полного) общего образования».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253

«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию

при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ

начального

общего,

основного

общего,

среднего

общего

образования»

изменениями). Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию

при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ

начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями

2017).

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-

3 5 6 4

« О

в н еу р оч н о й

д е я т е л ь н о с т и

и

р е а л и з а ц и и

д о п о л н и т е л ь н ы х

общеобразовательных программ».

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

от

26.08.2010

№761н

«Об

утверждении

Единого

квалификационного

справочника

должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные

характеристики должностей работников образования».

Положение о рабочих программах МБОУ «СОШ№2»

Учебный план МБОУ «СОШ№2», утв. приказом от29.08.2017 №673-О;

Учебный график МБОУ «СОШ№2», утв. приказом от29.08.2017 № 673-О;

Примерные программы по химии Н.Н. Гара. Химия 8-9 классы. Предметная линия

учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. Москва: «Просвещение» 2013.

Изучение

химии

в

основной

школе

направлено

на

достижение

следующих целей:

освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,

химической символике;

овладение

умениями наблюдать

химические

явления,

проводить

химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и

уравнений химических реакций;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в

процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний

в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

воспитание

отношения

к

химии

как

к

одному

из

фундаментальных

компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования

веществ

и

материалов

в

быту,

сельском

хозяйстве

и

на

производстве,

решения

практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред

здоровью человека и окружающей среде.

Общая характеристика предмета

Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ,

зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами,

исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях

получения веществ, материалов, энергии. Содержание программы по химии в основной

школе

структурировано

по

шести

блокам:

Методы

познания

веществ

и

химических

явлений.

Экспериментальные

основы

химии;

Вещество;

Химическая

реакция;

Элементарные

основы

неорганической

химии;

Первоначальные

представления

об

органических веществах; Химия и жизнь.

В

курсе

химии

основной

школы

учащиеся

знакомятся

с

первоначальными

понятиями:

атом,

молекула,

простое

и

сложное

вещество,

физические

и

химические

явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических

элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных

уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно

– молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества;

на

примере

кислорода

и

водорода

углубляются

сведения

об

элементе

и

веществе.

Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов,

кислот,

оснований,

солей;

закрепляют

практические

навыки,

необходимые

при

выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура периодической

системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической

связи.

Место предмета в базисном учебном плане

Примерная рабочая программа

разработана на основе федерального базисного

учебного

плана

для

образовательных

учреждений

РФ,

авторов

Г.Е.Рудзитиса,

Ф.Г.Фельдмана

«Программа

курса

химии

для

8-11

классов

общеобразовательных

учреждений», допущенной департаментом общего среднего образования Министерства

образования РФ.

Программа рассчитана на 70 часов, 2 ч в неделю.

Учебник Химия – 9, авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. Москва «Просвещение» 2008

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа

предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и

навыков,

универсальных

способов

деятельности

и

ключевых

компетенций.

В

этом

направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего

образования

являются:

использование

для

познания

окружающего

мира

различных

методов

(наблюдения,

измерения,

опыты,

эксперимент);

проведение

практических

и

лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование

для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм

и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил

здорового образа жизни.

Результаты освоения учебного предмета

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

химическую

символику:

знаки

химических

элементов,

формулы

химических веществ, уравнения химических реакций;

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом,

молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия,

изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень

окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного

и

немолекулярного

строения,

растворы,

электролит

и

неэлектролит,

электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и

восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции,

катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа,

изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,

периодический закон;

основные

теории

химии:

химической

связи,

электролитической

диссоциации, строения органических соединений;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная,

соляная,

азотная

и

уксусная

кислоты;

щелочи,

аммиак,

минеральные

удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза,

сахароза,

крахмал,

клетчатка,

белки,

искусственные

и

синтетические

волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

называть:

знаки

химических

элементов,

изученные

вещества

по

«тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип

химической

связи

в

соединениях,

заряд

иона,

характер

среды

в

водных

растворах

неорганических

соединений,

окислитель

и

восстановитель,

принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

характеризовать:

элементы

малых

периодов

по

их

положению

в

периодической

системе

Д.И.Менделеева;

общие

химические

свойства

металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических

соединений;

строение

и

химические

свойства

изученных

органических

соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу

химической

связи

(ионной,

ковалентной,

металлической),

зависимость

скорости

химической

реакции

и

положения

химического

равновесия

от

различных факторов;

выполнять химический

эксперимент

по

распознаванию

важнейших

неорганических

(кислород,

водород,

углекислый

газ,

аммиак,

растворы

кислот и щелочей, хлорид-, сульфат -, карбонат-ионы, ионы аммония) и

органических веществ;

вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения,

массовую долю растворённого вещества в растворе, количество вещества,

объём или массу реагентов или продуктов реакции.

п р о в о д и т ь самостоятельный

поиск

химической

информации

с

использованием

различных

источников

(научно-популярных

изданий,

компьютерных

баз

данных,

ресурсов

Интернета);

использовать

компьютерные

технологии

для

обработки

и

передачи

химической

информации и ее представления в различных формах;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

объяснения

химических

явлений,

происходящих

в

природе,

быту

и

на

производстве;

определения возможности протекания химических превращений в различных

условиях и оценки их последствий;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм

человека и другие живые организмы;

безопасного

обращения

с

горючими

и

токсичными

веще ствами,

лабораторным оборудованием;

приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

критической оценки достоверности химической информации, поступающей

из разных источников.

Основное содержание

Тема 1. Электролитическая диссоциация (12 часов)

Сущность процесса электролитической диссоциации.

Диссоциация кислот, ще-

лочей и солей. Диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты.

Степень

диссоциации.

Реакции

ионного

обмена.

Гидролиз

солей.

Окислительно-

восстановительные реакции.

Демонстрация: Испытание веществ и их растворов на их электрическую проводимость.

Электролиз хлорида меди (II). Электролиз слабого электролита. Определение реакции

среды в растворах разных солей.

Лабораторные опыты: № 1. Реакции обмена между растворами электролитов.

№ 2. Качественная реакция на хлорид-ион

Практическая

работа

1. Решение

экспериментальных

задач

по

теме

«

Теория

электролитической диссоциации»

Тема 2. Кислород и сера (9 часов)

Положение кислорода и серы в Периодической таблице химических элементов,

строение

их

атомов.

Строение

простых

веществ.

Аллотропия.

Аллотропные

видоизменения кислорода и серы.Сера. Физические свойства и химические свойства серы.

Применение серы. Сероводород. Сульфиды. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Оксид

серы (VI). Серная кислота и её соли. Технология производства серной кислоты. Скорость

химических реакции и ее зависимость от условий протекания. Химическое равновесие.

Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества

вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из

вступивших или получающихся в реакции веществ

Демонстрация: Горение

серы

в

кислороде.

Аллотропия

серы.

Опыты,

выясняющие

зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, от площади

соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры.

Лабораторные опыты:

№ 3. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфидов).

№ 4. Распознавание сульфит- и сульфид-ионов в растворе.

№ 5. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфатами)

№ 6. Распознавание сульфат-иона в растворе.

Практическая работа № 2. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»

Тема 3. Азот и фосфор (11 часов)

Положение азота и фосфора в Периодической таблице химических элементов,

строение

их

атомов.

Азот.

Физические

и

химические

свойства

азота,

получение

применение. Аммиак и его свойства. Синтез аммиака. Соли аммония. Оксиды азота ( II и

IV). Азотная кислота и ее свойства. Соли азотной кислоты. Фосфор, его физиче ские и

химические

свойства, получение

применение. Оксид фосфора

(V).

Ортофосфорная

кислота и ее свойства. Ортофосфаты. Минеральные удобрения.

Демонстрация: Свойства азотной кислоты. Качественная реакция на нитраты

Лабораторные опыты: № 7. Взаимодействие солей аммония с щелочами. Распознавание

солей аммония.

№ 8. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практическая

работа

3. Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомиться

со

свойствами водного раствора аммиака.

№ 4. Определение минеральных удобрений. Решение экспериментальных задач

Тема 4. Углерод и кремний (7 часов)

Положение углерода и кремния в Периодической таблице химических элементов,

строение

их

атомов.

Адсорбция.

Углерод,

его

физические

и

химические

свойства,

получение применение. Оксид углерода (II). Оксид углерода (IV). Угольная кислота и ее

соли. Круговорот углерода в природе. Кремний и его свойства. Оксид кремния (IV).

Кремниевая кислота и ее соли. Силикатная промышленность. Стекло. Виды стекла.

Демонстрация: Поглощение

углем

растворенных

веществ

и

газов.

Виды

стекла.

Затвердевание цемента при смешивании с водой.

Лабораторные опыты:

№ 9. Ознакомление с различными видами топлива.

№10. Ознакомление со свойствами и взаимопревращением карбонатов и гидрокарбонатов.

№ 11. Ознакомление с природными силикатами.

№ 12. Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией)

Практическая работа № 5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.

Распознавание карбонатов.

Тема 5. Общие свойства металлов (16 часов)

Положение металлов в Периодической таблице и особенности строения их атомов.

Физические свойства металлов. Характерные химические свойства металлов. Нахождение

металлов в природе и общие способы их получения. Понятие о металлургии. Металлы в

современной технике. Сплавы. Производство чугуна. Производство стали. Характеристика

щелочных металлов. Положение магния и кальция в периодической таблице химиче ских

элементов, строение их атомов. Кальций и его соединения. Алюминий. Положение железа

в Периодической таблице химических элементов и строение его атома. Свойства железа.

Соединения железа.

Расчетные

задачи: Вычисления

по

химическим

уравнениям

массы,

объема

или

количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему

или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.

Демонстрация: Знакомство

с

образцами

важнейших

соединений

натрия,

калия,

природных

соединений

кальция.

Рудами

железа,

соединениями

алюминия.

Взаимодействие щелочных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и

хлоре.

Лабораторные опыты: № 13. Рассмотрение образцов металлов.

№ 14. Взаимодействие металлов с растворами солей.

№ 15. Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция.

№ 16. Ознакомление с природными соединениями кальция.

№ 17. Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов.

№ 18. Получение гидроксида железа (2) и взаимодействие его с кислотами.

№ 19. Получение гидроксида железа (3) и взаимодействие его с кислотами.

Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Соединений

металлов и изучение их свойств».

№ 7. Решение экспериментальных задач по теме «Соединений металлов и изучение их

свойств».

Тема 6. Органическая химия (13 ч)

Органическая

химия.

Основные

положения

теории

строения

органических

соединений

А.М.

Бутлерова.

Классификация

органических

соединений.

Предельные

(насыщенные)

углеводороды.

Метан,

этан.

Физические

и

химические

свойства.

Применение.

Непредельные

(ненасыщенные)

углеводороды.

Этилен.

Физические

и

химические

свойства.

Применение.

Ацетилен.

Диеновые

углеводороды.

Циклические

углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.

Демонстрация: Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и

обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и

продуктов переработки.

Лабораторные

опыты: Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение и

свойства.

Расчетные

задачи: Установление простейшей формулы вещества по массовым долям

элементов.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-

В том числе

Уроки

Практи

ческие

контрольн

ые работы

лаборато

рные

опыты

1

Повторение

2

2

2

Электролитическая

диссоциация

12

8

1

1

2

2

Кислород и сера

9

3

1

1

4

3

Азот и фосфор

11

6

2

1

2

4

Углерод и кремний

7

2

1

4

5

Общие свойства

металлов

16

6

2

1

7

6

Органические

соединения

13

12

1

Итого

70

39

7

5

19

Контроль уровня обученности

п/

п

Форма

контрол

я

Дата

Тема

контрольно

го занятия

Проверяемые ЗУН

1

Контрол

ьная

работа

№ 1

13.10

«Теория

электролити

ческой

диссоциаци

и»

Проверить

уровень знаний:

понятий

об

электролитах,

электролитической диссоциации, реакциях ионного обмена;

важнейшие вещества и материалы.

Умений характеризовать реакции ионного обмена,

химические свойства кислот, солей, гидроксидов в свете ТЭД,

записывать уравнения ионного обмена в полном ионном и

сокращенном виде, составлять электронный баланс ОВР.

2

Контрол

ьная

работа

№ 2

24.11

«Подгруппа

кислорода»,

«Основные

закономерно

сти

химических

реакций.

Производст

во серной

кислоты»

Проверить уровень:

знаний строения и свойств элементов подгруппы кислорода,

понятий

теплового

эффекта

химической

ре ак ции,

экзотермической

и

эндотермической

реакции,

скорости

реакции,

зависимость

скорости

химической

реакции

от

соответствующих условий, понятие химического равновесия,

прямой и обратной реакции, принцип Ле-Шателье.

Умений: писать термохимические реакции, проводить

расчёты по термохимическим уравнениям, объяснять на

примерах условия смещения равновесия в зависимости от

условий химической реакции.

3

Контрол

ьная

работа

№ 3

26.12

«Подгруппа

азота»

Проверить

уровень з

наний:

физических

и

химических

свойств

азота,

строение

молекулы

аммиака

и

азотной

кислоты, их свойства, способы получения. Характеристику

фосфора

и

его

соединений.

Классификацию

минеральных

удобрений,

условия

их

применения

и

рационального

использования.

Умений: составлять уравнения реакций, иллюстрирующих

свойства разбавленной и концентрированной азотной

кислоты, азота, аммиака, фосфора и его соединений.

4

Контрол

ьная

работа

№ 4

6.04

«Общие

свойства

металлов»,

«Металлы

главных

подгрупп I –

III групп

ПСХЭ Д. И.

Менделеева

»

Проверить уровень знаний:

общей

характеристики

щелочных

и

щелочноземельных

металлов,

алюминия;

важнейших

тяжёлых

металлов,

их

оксидов,

гидроксидов,

хлоридов,

карбонатов,

сульфатов,

нитратов;

умений: определять положение металлов в периодической

таблице, свойств металлов и их соединений, способы их

получения; характеризовать положение металлов в

периодической системе Д.И.Менделеева, химические и

физические свойства металлов и их соединений; объяснять

зависимость физических и химических свойств металлов и их

соединений от строения атомов и молекул.

5

Контрол

ьная

работа

№ 5

18.05

Годовая

Проверить уровень знаний и умений, полученных за учебный

год

Перечень учебно-методической литературы

Литература для учащихся:

1.

Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/

Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-191с.

2.

Хомченко И.Г. Решение задач по химии. - М.: ООО «Изд-во Новая Волна»: Издатель

Умеренков, 2002.

3.

Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четв. издание - Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,

2002.

4.

М.А.Рябов Сборник задач и упражнений по химии 9 класс. Издательство «ЭКЗАМЕН» 2010

Литература для учителя:

1.

Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение,

2008. -56с.

2.

Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.

3.

Титова И. М. Уроки химии 9 класс. : Пособие для учителя. СПб.: КАРО, 2002.

4.

Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты

занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис-пресс, 2004.

5.

Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 кл.: пособие для учителя / Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2008.

6.

Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии

для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.

7.

Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс,2003.

8.

Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-11 класс. М.: Аквариум, 1997.

9.

Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. пособие для

общеобразоват. учреждений / И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская. М: ООО «Издательство

Оникс»: «Издательство «Мир И Образование», 2006.

10.

Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя / Р.А.



В раздел образования