Автор: Хадыева Ирина Таржимановна
Должность: учитель химии, биологии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№2"
Населённый пункт: г. Мегион
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Рабочая программ по химии (9 класс)
Раздел: среднее образование
Приложение к образовательной программе
основного общего образования МБОУ «СОШ№2»,
утвержденной приказом от «29» августа 2017г. № 673-О
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено и принято
на заседании ШМО
Протокол № 1
от 2 . 08. 2017
Руководитель ШМО
_____ Т.Н. Дацюк
Согласовано
на заседании методсовета
Протокол № 1
от 29.08.2017
Зам. директора по МР
_______________
Г.И. Сидоренко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии для 9 класса
учителя 1 квалификационной категории Хадыевой Ирины Таржимановны
г. Мегион
2017 - 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
За
основу
рабочей
программы
взята программа
курса
химии
для
8-11
классов
общеобразовательных учреждений (автор Н.Н.Гара), рекомендованная Департаментом
образовательных
программ
и
стандартов
общего
образования
Министерства
образования
РФ,
опубликованная
издательством
«Просвещение»
в
2013
году
(Примерные программы по химии Н.Н. Гара. Химия 8-9 классы. Предметная линия
учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. Москва: «Просвещение» 2013)
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени
основного
общего
образования,
изложенные
в
пояснительной
записке
Примерной
программы по химии.
Нормативные документы
Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Закон об образовании в Российской
Федерации»;
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утв. приказом
Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред.
приказа
от
23.06.2015
№609)
«Об
утверждении
федерального
компонента
государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253
«Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального
общего,
основного
общего,
среднего
общего
образования»
(с
изменениями). Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования (с изменениями
2017).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-
3 5 6 4
« О
в н еу р оч н о й
д е я т е л ь н о с т и
и
р е а л и з а ц и и
д о п о л н и т е л ь н ы х
общеобразовательных программ».
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
от
26.08.2010
№761н
«Об
утверждении
Единого
квалификационного
справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные
характеристики должностей работников образования».
Положение о рабочих программах МБОУ «СОШ№2»
Учебный план МБОУ «СОШ№2», утв. приказом от29.08.2017 №673-О;
Учебный график МБОУ «СОШ№2», утв. приказом от29.08.2017 № 673-О;
Примерные программы по химии Н.Н. Гара. Химия 8-9 классы. Предметная линия
учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. Москва: «Просвещение» 2013.
Изучение
химии
в
основной
школе
направлено
на
достижение
следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии,
химической символике;
овладение
умениями наблюдать
химические
явления,
проводить
химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и
уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний
в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание
отношения
к
химии
как
к
одному
из
фундаментальных
компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования
веществ
и
материалов
в
быту,
сельском
хозяйстве
и
на
производстве,
решения
практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред
здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика предмета
Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ,
зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами,
исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях
получения веществ, материалов, энергии. Содержание программы по химии в основной
школе
структурировано
по
шести
блокам:
Методы
познания
веществ
и
химических
явлений.
Экспериментальные
основы
химии;
Вещество;
Химическая
реакция;
Элементарные
основы
неорганической
химии;
Первоначальные
представления
об
органических веществах; Химия и жизнь.
В
курсе
химии
основной
школы
учащиеся
знакомятся
с
первоначальными
понятиями:
атом,
молекула,
простое
и
сложное
вещество,
физические
и
химические
явления, валентность; закладываются простейшие навыки в написании знаков химических
элементов, химических формул простых и сложных веществ, составлении несложных
уравнений химических реакций; даются понятия о некоторых химических законах: атомно
– молекулярном учении, законе постоянства состава, законе сохранения массы вещества;
на
примере
кислорода
и
водорода
углубляются
сведения
об
элементе
и
веществе.
Учащиеся изучают классификацию простых и сложных веществ, свойства воды, оксидов,
кислот,
оснований,
солей;
закрепляют
практические
навыки,
необходимые
при
выполнении практических и лабораторных работ. Изучаются структура периодической
системы химических элементов Д.И.Менделеева, периодический закон, виды химической
связи.
Место предмета в базисном учебном плане
Примерная рабочая программа
разработана на основе федерального базисного
учебного
плана
для
образовательных
учреждений
РФ,
авторов
Г.Е.Рудзитиса,
Ф.Г.Фельдмана
«Программа
курса
химии
для
8-11
классов
общеобразовательных
учреждений», допущенной департаментом общего среднего образования Министерства
образования РФ.
Программа рассчитана на 70 часов, 2 ч в неделю.
Учебник Химия – 9, авторов Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. Москва «Просвещение» 2008
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа
предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков,
универсальных
способов
деятельности
и
ключевых
компетенций.
В
этом
направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего
образования
являются:
использование
для
познания
окружающего
мира
различных
методов
(наблюдения,
измерения,
опыты,
эксперимент);
проведение
практических
и
лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование
для решения познавательных задач различных источников информации; соблюдение норм
и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил
здорового образа жизни.
Результаты освоения учебного предмета
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
химическую
символику:
знаки
химических
элементов,
формулы
химических веществ, уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом,
молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия,
изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень
окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного
и
немолекулярного
строения,
растворы,
электролит
и
неэлектролит,
электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и
восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции,
катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа,
изомерия, гомология;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;
основные
теории
химии:
химической
связи,
электролитической
диссоциации, строения органических соединений;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная,
соляная,
азотная
и
уксусная
кислоты;
щелочи,
аммиак,
минеральные
удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза,
сахароза,
крахмал,
клетчатка,
белки,
искусственные
и
синтетические
волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
называть:
знаки
химических
элементов,
изученные
вещества
по
«тривиальной» или международной номенклатуре;
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип
химической
связи
в
соединениях,
заряд
иона,
характер
среды
в
водных
растворах
неорганических
соединений,
окислитель
и
восстановитель,
принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
характеризовать:
элементы
малых
периодов
по
их
положению
в
периодической
системе
Д.И.Менделеева;
общие
химические
свойства
металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических
соединений;
строение
и
химические
свойства
изученных
органических
соединений;
объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу
химической
связи
(ионной,
ковалентной,
металлической),
зависимость
скорости
химической
реакции
и
положения
химического
равновесия
от
различных факторов;
выполнять химический
эксперимент
по
распознаванию
важнейших
неорганических
(кислород,
водород,
углекислый
газ,
аммиак,
растворы
кислот и щелочей, хлорид-, сульфат -, карбонат-ионы, ионы аммония) и
органических веществ;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения,
массовую долю растворённого вещества в растворе, количество вещества,
объём или массу реагентов или продуктов реакции.
п р о в о д и т ь самостоятельный
поиск
химической
информации
с
использованием
различных
источников
(научно-популярных
изданий,
компьютерных
баз
данных,
ресурсов
Интернета);
использовать
компьютерные
технологии
для
обработки
и
передачи
химической
информации и ее представления в различных формах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
объяснения
химических
явлений,
происходящих
в
природе,
быту
и
на
производстве;
определения возможности протекания химических превращений в различных
условиях и оценки их последствий;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм
человека и другие живые организмы;
безопасного
обращения
с
горючими
и
токсичными
веще ствами,
лабораторным оборудованием;
приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
критической оценки достоверности химической информации, поступающей
из разных источников.
Основное содержание
Тема 1. Электролитическая диссоциация (12 часов)
Сущность процесса электролитической диссоциации.
Диссоциация кислот, ще-
лочей и солей. Диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты.
Степень
диссоциации.
Реакции
ионного
обмена.
Гидролиз
солей.
Окислительно-
восстановительные реакции.
Демонстрация: Испытание веществ и их растворов на их электрическую проводимость.
Электролиз хлорида меди (II). Электролиз слабого электролита. Определение реакции
среды в растворах разных солей.
Лабораторные опыты: № 1. Реакции обмена между растворами электролитов.
№ 2. Качественная реакция на хлорид-ион
Практическая
работа
№
1. Решение
экспериментальных
задач
по
теме
«
Теория
электролитической диссоциации»
Тема 2. Кислород и сера (9 часов)
Положение кислорода и серы в Периодической таблице химических элементов,
строение
их
атомов.
Строение
простых
веществ.
Аллотропия.
Аллотропные
видоизменения кислорода и серы.Сера. Физические свойства и химические свойства серы.
Применение серы. Сероводород. Сульфиды. Оксид серы (IV). Сернистая кислота. Оксид
серы (VI). Серная кислота и её соли. Технология производства серной кислоты. Скорость
химических реакции и ее зависимость от условий протекания. Химическое равновесие.
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества
вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из
вступивших или получающихся в реакции веществ
Демонстрация: Горение
серы
в
кислороде.
Аллотропия
серы.
Опыты,
выясняющие
зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ, от площади
соприкосновения, от концентрации веществ, от температуры.
Лабораторные опыты:
№ 3. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфидов).
№ 4. Распознавание сульфит- и сульфид-ионов в растворе.
№ 5. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений (сульфатами)
№ 6. Распознавание сульфат-иона в растворе.
Практическая работа № 2. Экспериментальные задачи по теме «Подгруппа кислорода»
Тема 3. Азот и фосфор (11 часов)
Положение азота и фосфора в Периодической таблице химических элементов,
строение
их
атомов.
Азот.
Физические
и
химические
свойства
азота,
получение
применение. Аммиак и его свойства. Синтез аммиака. Соли аммония. Оксиды азота ( II и
IV). Азотная кислота и ее свойства. Соли азотной кислоты. Фосфор, его физиче ские и
химические
свойства, получение
применение. Оксид фосфора
(V).
Ортофосфорная
кислота и ее свойства. Ортофосфаты. Минеральные удобрения.
Демонстрация: Свойства азотной кислоты. Качественная реакция на нитраты
Лабораторные опыты: № 7. Взаимодействие солей аммония с щелочами. Распознавание
солей аммония.
№ 8. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
Практическая
работа
№
3. Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомиться
со
свойствами водного раствора аммиака.
№ 4. Определение минеральных удобрений. Решение экспериментальных задач
Тема 4. Углерод и кремний (7 часов)
Положение углерода и кремния в Периодической таблице химических элементов,
строение
их
атомов.
Адсорбция.
Углерод,
его
физические
и
химические
свойства,
получение применение. Оксид углерода (II). Оксид углерода (IV). Угольная кислота и ее
соли. Круговорот углерода в природе. Кремний и его свойства. Оксид кремния (IV).
Кремниевая кислота и ее соли. Силикатная промышленность. Стекло. Виды стекла.
Демонстрация: Поглощение
углем
растворенных
веществ
и
газов.
Виды
стекла.
Затвердевание цемента при смешивании с водой.
Лабораторные опыты:
№ 9. Ознакомление с различными видами топлива.
№10. Ознакомление со свойствами и взаимопревращением карбонатов и гидрокарбонатов.
№ 11. Ознакомление с природными силикатами.
№ 12. Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией)
Практическая работа № 5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.
Распознавание карбонатов.
Тема 5. Общие свойства металлов (16 часов)
Положение металлов в Периодической таблице и особенности строения их атомов.
Физические свойства металлов. Характерные химические свойства металлов. Нахождение
металлов в природе и общие способы их получения. Понятие о металлургии. Металлы в
современной технике. Сплавы. Производство чугуна. Производство стали. Характеристика
щелочных металлов. Положение магния и кальция в периодической таблице химиче ских
элементов, строение их атомов. Кальций и его соединения. Алюминий. Положение железа
в Периодической таблице химических элементов и строение его атома. Свойства железа.
Соединения железа.
Расчетные
задачи: Вычисления
по
химическим
уравнениям
массы,
объема
или
количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему
или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Демонстрация: Знакомство
с
образцами
важнейших
соединений
натрия,
калия,
природных
соединений
кальция.
Рудами
железа,
соединениями
алюминия.
Взаимодействие щелочных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и
хлоре.
Лабораторные опыты: № 13. Рассмотрение образцов металлов.
№ 14. Взаимодействие металлов с растворами солей.
№ 15. Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция.
№ 16. Ознакомление с природными соединениями кальция.
№ 17. Ознакомление с образцами алюминия и его сплавов.
№ 18. Получение гидроксида железа (2) и взаимодействие его с кислотами.
№ 19. Получение гидроксида железа (3) и взаимодействие его с кислотами.
Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме «Соединений
металлов и изучение их свойств».
№ 7. Решение экспериментальных задач по теме «Соединений металлов и изучение их
свойств».
Тема 6. Органическая химия (13 ч)
Органическая
химия.
Основные
положения
теории
строения
органических
соединений
А.М.
Бутлерова.
Классификация
органических
соединений.
Предельные
(насыщенные)
углеводороды.
Метан,
этан.
Физические
и
химические
свойства.
Применение.
Непредельные
(ненасыщенные)
углеводороды.
Этилен.
Физические
и
химические
свойства.
Применение.
Ацетилен.
Диеновые
углеводороды.
Циклические
углеводороды. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.
Демонстрация: Модели молекул органических соединений. Горение углеводородов и
обнаружение продуктов их горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и
продуктов переработки.
Лабораторные
опыты: Этилен, его получение, свойства. Ацетилен, его получение и
свойства.
Расчетные
задачи: Установление простейшей формулы вещества по массовым долям
элементов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Тема
Кол-
В том числе
Уроки
Практи
ческие
контрольн
ые работы
лаборато
рные
опыты
1
Повторение
2
2
2
Электролитическая
диссоциация
12
8
1
1
2
2
Кислород и сера
9
3
1
1
4
3
Азот и фосфор
11
6
2
1
2
4
Углерод и кремний
7
2
1
4
5
Общие свойства
металлов
16
6
2
1
7
6
Органические
соединения
13
12
1
Итого
70
39
7
5
19
Контроль уровня обученности
№
п/
п
Форма
контрол
я
Дата
Тема
контрольно
го занятия
Проверяемые ЗУН
1
Контрол
ьная
работа
№ 1
13.10
«Теория
электролити
ческой
диссоциаци
и»
Проверить
уровень знаний:
понятий
об
электролитах,
электролитической диссоциации, реакциях ионного обмена;
важнейшие вещества и материалы.
Умений характеризовать реакции ионного обмена,
химические свойства кислот, солей, гидроксидов в свете ТЭД,
записывать уравнения ионного обмена в полном ионном и
сокращенном виде, составлять электронный баланс ОВР.
2
Контрол
ьная
работа
№ 2
24.11
«Подгруппа
кислорода»,
«Основные
закономерно
сти
химических
реакций.
Производст
во серной
кислоты»
Проверить уровень:
знаний строения и свойств элементов подгруппы кислорода,
понятий
теплового
эффекта
химической
ре ак ции,
экзотермической
и
эндотермической
реакции,
скорости
реакции,
зависимость
скорости
химической
реакции
от
соответствующих условий, понятие химического равновесия,
прямой и обратной реакции, принцип Ле-Шателье.
Умений: писать термохимические реакции, проводить
расчёты по термохимическим уравнениям, объяснять на
примерах условия смещения равновесия в зависимости от
условий химической реакции.
3
Контрол
ьная
работа
№ 3
26.12
«Подгруппа
азота»
Проверить
уровень з
наний:
физических
и
химических
свойств
азота,
строение
молекулы
аммиака
и
азотной
кислоты, их свойства, способы получения. Характеристику
фосфора
и
его
соединений.
Классификацию
минеральных
удобрений,
условия
их
применения
и
рационального
использования.
Умений: составлять уравнения реакций, иллюстрирующих
свойства разбавленной и концентрированной азотной
кислоты, азота, аммиака, фосфора и его соединений.
4
Контрол
ьная
работа
№ 4
6.04
«Общие
свойства
металлов»,
«Металлы
главных
подгрупп I –
III групп
ПСХЭ Д. И.
Менделеева
»
Проверить уровень знаний:
общей
характеристики
щелочных
и
щелочноземельных
металлов,
алюминия;
важнейших
тяжёлых
металлов,
их
оксидов,
гидроксидов,
хлоридов,
карбонатов,
сульфатов,
нитратов;
умений: определять положение металлов в периодической
таблице, свойств металлов и их соединений, способы их
получения; характеризовать положение металлов в
периодической системе Д.И.Менделеева, химические и
физические свойства металлов и их соединений; объяснять
зависимость физических и химических свойств металлов и их
соединений от строения атомов и молекул.
5
Контрол
ьная
работа
№ 5
18.05
Годовая
Проверить уровень знаний и умений, полученных за учебный
год
Перечень учебно-методической литературы
Литература для учащихся:
1.
Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/
Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2008.-191с.
2.
Хомченко И.Г. Решение задач по химии. - М.: ООО «Изд-во Новая Волна»: Издатель
Умеренков, 2002.
3.
Химия. Пособие-репетитор для поступающих в вузы // четв. издание - Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,
2002.
4.
М.А.Рябов Сборник задач и упражнений по химии 9 класс. Издательство «ЭКЗАМЕН» 2010
Литература для учителя:
1.
Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение,
2008. -56с.
2.
Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 11 с.
3.
Титова И. М. Уроки химии 9 класс. : Пособие для учителя. СПб.: КАРО, 2002.
4.
Рыбникова З.Д., Рыбников А.В. Неорганическая химия. 8-9 классы: Ключевые темы. Конспекты
занятий. Контрольные и проверочные работы. - М.: Айрис-пресс, 2004.
5.
Гара Н.Н. Химия: уроки в 9 кл.: пособие для учителя / Н.Н. Гара. - М.: Просвещение, 2008.
6.
Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический материал по химии
для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004. – 79 с.
7.
Егоров А.С. Все виды расчетных задач по химии для подготовки к ЕГЭ. - Ростов н/Д: Феникс,2003.
8.
Городничева И.Н. Контрольные и проверочные работы по химии. 8-11 класс. М.: Аквариум, 1997.
9.
Новошинский И.И. Типы химических задач и способы их решения. 8-11 кл.: Учеб. пособие для
общеобразоват. учреждений / И.И. Новошинский., Н.С. Новошинская. М: ООО «Издательство
Оникс»: «Издательство «Мир И Образование», 2006.
10.
Лидин Р.А. Тесты по химии для обучения и текущего контроля знаний: 8-9 кл.: Кн. Для учителя / Р.А.