Напоминание

Проблемное обучение как фактор формирования мотивации студентов


Автор: Голубкова Галина Григорьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ "Медицинский колледж №2"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Проблемное обучение как фактор формирования мотивации студентов
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Тема «Влияние мотивации на обучение».

Актуальность темы

Мотивация

или

стремление

учащегося

к

учебе

это

важнейший

фактор,

обеспечивающий успешное преподавание и высокую результативность качества обучения.

Как известно, процесс усвоения знаний, развитие интеллекта не является отражением

педагогических воздействий. Педагогические внешние воздействия преломляются через

внутренний мир ребенка, через его личность. Важнейшей характеристикой личности

является

его

отношения

с

окружающими

условиями,

его

интересы.

Познавательный

интерес – интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в

обучении.

Это

один

из

самых

значимых

мотивов

учения.

Значение

мотивации

для

успешной учебы выше, чем значение интеллекта. Высокая позитивная мотивация может

играть

роль

компенсаторного

фактора

в

случае

недостаточно

высоких

способностей.

Современная педагогика - это мастерство во многом зависящая от мастерства педагога.

Поэтому,

при

преподавании

любой

дисциплины

необходимо

использовать

различные

методы, для того чтобы заинтересовать и мотивировать студента. Современный выпускник

образовательного

учреждения

должен

не

только

владеть

специальными

знаниями,

умениями и навыками, но и знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо

прививать

учащимся

интерес

к

накоплению

знаний,

самостоятельной

работе

и

непрерывному образованию.

В

настоящее

время

существует

кризис

знаниево-просветительной

парадигмы:

несоответствие между постоянно растущим объемом информации и нормой времени на ее

усвоение. В силу того, что современный студент – это интернет-пользователь, то любая

научная

информация

доступна,

но

читая

ее,

он

не

понимает

и

не

запоминает.

Возвращается исконная ценность профессии педагога «как искусства донесения знаний».

Мотивация или стремление учащегося к учебе - это важнейший фактор, обеспечивающий

успешное преподавание и высокую результативность качества обучения. В настоящее

время увеличилось количество немотивированных студентов, поступающих в колледж. У

студентов не сформированы профессиональные мотивы, в большей степени преобладает

познавательная

мотивация или получение диплома при формальном усвоении знаний.

Поэтому,

не

мотивированным

учащимся

в

первую

очередь

нужны

наставники,

воспитатели.

Мотивированным

учащимся

-

качественная

передача

знаний,

умений

и

навыков.

«Два

человеческих

изобретения

можно

считать

самыми

трудными

это

искусство управлять и воспитывать» (Кант).

В

90-годы

многие

сложившиеся

достойные

традиции

в

силу

изменившейся

идеологической надстройки общества были разрушены, в том числе и в образовании и

медицине.

В

новых

условиях,

не

отбрасывая

старые,

фундаментальные

методики,

необходимо создавать новые, с помощью которых можно будет сформировать высокую

мотивацию

студентов.

Для

мотивации

нужны

мотивы.

Мотивы

это

причины,

стимулирующие человека и побуждающие его к активной деятельности, например к учебе.

На мотивы можно влиять. Если выбор студента был сделан неосознанно, можно помочь

будущему студенту в профессиональной адаптации и профессиональном становлении.

Профессиональная обязанность педагога – знать методы и приемы, способствующие росту

мотивации учащихся и их желанию учиться и уметь применять эти методы на практике.

В последние годы весьма актульными стали методы интерактивного обучения,

среди которых важное место занимает метод проблемного обучения:

создание и анализ

конкретных ситуаций и пути их решения. В учебном процессе проблема может быть

выражена

в

форме

проблемного

вопроса

или

задания.

Например,

перед

учащимися

ставится проблема атеросклероза. Учащиеся должны поставить вопросы и сами же на них

ответить. Не менее значимым является мультидисциплинарный подход. Изучая тему, я

рассматриваю

ее

комплексно,

выявляя

структурные

закономерности,

соединяя

физиологическую

структуру

и

личность

в

целом.

Болезнь

это

понятие

комплексное

Большое значение я, как врач-клиницист и педагог придаю иллюстративному подходу -

это

примеры

из

моей

личной

врачебной

практики,

примеры

из

жизни

и

творчества

великих

ученых,

внесших

вклад

в

развитие

медицины.

Это

в

большой

степени

способствует развитию мотивации, направленной на профессиональное образование.Не

может

быть

обезличенных

знаний,

мы

запоминаем

информатора,

если

он

яркий

и

интересный. С глубоким уважением я вспоминаю своих профессоров, преподававших в

педиатрическом

институте

ныне СПбГПМА:

И.М.

Воронцова,

Г.А.

Баирова,

Г.Ф.

Всеволодова

Г.А.

Тимофееву

как

ярких

личностей,

высоких

профессионалов,

лекции

которых мне запомнились на всю жизнь.

Заключение: Успешное обучение - это высокая мотивация учащихся к обучению

Значительное

влияние

на

мотивацию

учения

и

ее

развитие

может

оказать

учитель,

имеющий большой профессиональный опыт, системный подход и использующий в своей

работе определенные методы и приемы, которые способствуют положительной мотивации

к обучению у учащихся. Российский основоположник педагогики К.Д. Ушинский писал

«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в

ученике

охоту

к

овладению

знаниями.

Приохотить

ребенка

к

учению

гораздо

более

достойная задача, чем приневолить»



В раздел образования