Автор: Верещетина Ольга Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО Центр детского творчества г. Брянска
Населённый пункт: Брянск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Геометрический конструктор "Танграм"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Брянска
Методическая разработка занятия по теме:
Разработала:
Педагог дополнительного образования
Верещетина Ольга Владимировна
1
Аннотация
Занятие по теме «Геометрический конструктор «Танграм»» входит в
раздел «Основы графической грамоты» дополнительной общеобразователь-
ной общеразвивающей программы технической направленности «Твори, вы-
думывай, пробуй», разработанная для детей младшего школьного возраста. В
процессе реализации программы изучение геометрического материала обуча-
ющихся способствуют формированию графических и конструкторских уме-
ний и навыков, развитию пространственного и логического мышления, осу-
ществлению первых шагов к конструкторско-технологической деятельности,
подготовке обучающихся к более раннему восприятию технической инфор-
мации.
На занятии обучающиеся получают первоначальные сведения о гео-
метрических фигурах, чертеже, развивают умения и навыки работы с чертеж-
ными инструментами.
Методическая разработка занятия по теме «Геометрический конструк-
тор «Танграм»» представляет вариант занятия, направленный на формирова-
ние первоначальных навыков черчения у обучающихся начальной школы че-
рез игровую деятельность. На таком занятии дети не только создают фигуры
по инструкциям, но и конструируют, фантазируют, решают художественные
задачи от простого - к сложному.
Данная методическая разработка написана с целью раскрытия опыта
проведения занятия по теме «Геометрический конструктор «Танграм»» и мо-
жет быть полезна педагогам дополнительного образования и учителям на-
чальной школы при развитии у обучающихся начальных навыков геометрии и
черчения.
В материале содержатся основы построения, базовые понятия и услов-
ные обозначения, материалы и инструменты, необходимые при работе на за-
нятии, так же представлены схемы танграма.
Весь материал проиллюстрирован
презентацией, которая раскрывает
содержание темы, подает ее в красочной, доступной форме и помогает доне-
сти информацию до слушателей.
2
Введение
Головоломки – игрушки на все времена, которыми увлекаются не толь-
ко дети, но и взрослые. Одна из таких головоломок – это геометрический
конструктор «Танграм». Игра помогает развивать логическое мышление, гео-
метрическую интуицию, пространственное воображение. Это способ отвле-
чения от повседневных проблем и направлен на развитие различных мысли-
тельных процессов - сопоставление, обобщение, установление последова-
тельности, определение отношений «целое» - «часть».
Буквально слово «танграм» означает «семь дощечек мастерства» и со-
стоит из семи плоских фигур (танов), которые складывают определённым об-
разом для получения другой, более сложной, фигуры (животного, птицы, ору-
дия труда, мебель, предметы быта и т.д.).
Танграм может применяться на уроках математики для получение на-
чальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими
фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур
по форме, размеру, площади. Составление из нескольких фигур новой геомет-
рической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квад-
рат, из трёх – треугольник, трапецию, параллелограмм и т.д.
Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства,
отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-дви-
гательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигу-
ры. У них развивается умение анализировать простые изображения, выделять
в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видо-
изменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайна
одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном.
3
Основная часть
План-конспект занятия
Тема «Геометрический конструктор «Танграм»
Цель занятия: познакомить обучающихся с историей возникнове-
ния игры-головоломки «Танграм», самостоятельно изготовить геометри-
ческий конструктор «Танграм».
Задачи:
1. Направленные на достижение личностных результатов обучения
- уважительное отношение к истории других народов;
- профессиональное самоопределение;
- развитие познавательных интересов и учебной мотивации
2.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
- управление своей деятельностью (организация рабочего места, умение
работать по технологической карте);
- применение самостоятельности и инициативности (умение работать по
готовым схемам, самостоятельно составлять из элементов фигуры);
Коммуникативные:
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
Познавательные:
- формирование умения формулировать учебные задачи и планировать
свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- способность объективно относиться к результатам своего труда,
3.
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
- учить экономно расходовать материал, размечать детали с помощью чер-
тежных инструментов, аккуратно вырезать элементы;
- применение полученных знаний и умений в быту и в различных ситуа-
циях;
- формирование логического типа мышления и пространственного вооб-
ражения;
- владение терминологией, понятиями, методами и приемами.
4
Тип урока: урок изложения нового материала.
Методы
урока:
словесный
(рассказ,
беседа),
наглядный
(демонстрация),
самостоятельная работа обучающихся.
Форма организации деятельности обучающихся на уроке: фронтальная, в па-
рах, индивидуальная.
Методическая цель урока: активизация познавательной деятельности обучаю-
щихся на уроке изучения нового материала.
Учебно-материальное оснащение урока:
- мультимедийный комплекс,
- презентация «Геометрический конструктор «Танграм»,
- конверты с заданиями,
-материалы и инструменты: картон, линейка, карандаш, ножницы, клей.
5
Ход урока
Структурные
элементы урока
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
1. Организационная
часть урока
Приветствие, проверка готовности обучающихся к занятию, по-
ложительный настрой на работу и сотрудничество.
Приветствуют педагога, осуще-
ствляют самооценку готовности
к занятию, настраиваются на ра-
боту.
2. Мотивация к учеб-
ной деятельности
Вчера я услышала о старинной китайской игре-голо-
воломке. Но, к сожалению, не могла найти её название.
Чтобы узнать название этой игры нужно раскодировать
слово. Вы, ребята, поможете мне?
В конверте № 1 лежит листок и алфавит с номерами
букв. Работать вы будете по парам. Я зачитаю вам матема-
тические задания, а вы на листок запишите полученный от-
вет.
Итак, задания:
1. Увеличь число 18 на 2. (20).
2. Уменьши число 2 на 1. (1).
3. Какое число состоит из 1 десятка и 5 единиц? (15)
4. Какое число предшествует числу 5? (4)
5. Увеличь число 9 на само себя. (18)
6. Уменьшаемое – 10, вычитаемое -9, какова раз-
ность? (1)
7. Найди сумму числе 6 и 8. (14)
Дальше раскодируете полученное слово и запишите его: каждой
цифре соответствует буква в алфавите.
Решают математические задания,
записывают ответы.
Используя алфавит и нумерацию
букв расшифровывают слово.
Слушают педагога, смотрят пре-
6
СЛАЙД 1
Теперь мы знаем, что китайская игра-головоломка
называется «Танграм». Спасибо, вы мне очень помогли.
Посчитайте, сколько букв в этом слове. Правильно – 7. За-
помним эту цифру, мы ещё сегодня с ней встретимся.
А сейчас я хотела бы рассказать вам об истории появ-
ления этой игры.
Эта игра – головоломка появилась в Китае более
4000 лет назад. Существует целый ряд версий и гипотез
возникновения игры “Танграм”.
По одной из легенд у одного человека из рук выпала
фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроен-
ный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз по-
лучал все новые интересные изображения. Это занятие
оказалось
настолько
увлекательным,
что
впоследствии
квадрат, составленный из семи геометрических фигур, на-
звали Доской Мудрости.
СЛАЙД 2
Другая легенда рассказывает нам, о том, что у немо-
лодого императора Китая родился долгожданный сын и на-
следник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообрази-
тельным не по летам. Одно беспокоило старого императо-
ра: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел
учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие це-
лый день забавляться игрушками. Император призвал к
себе трех мудрецов, один из которых был известен как ма-
тематик, другой прославился как художник, а третий был
зентация с историей возникнове-
ния игры-головоломки.
7
знаменитым философом, и повелел им придумать игру, за-
бавляясь которой, его сын постиг бы начала математики,
научился смотреть на окружающий мир пристальными гла-
зами художника, стал бы терпеливым, как истинный фило-
соф, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из
простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»-
квадрат, разрезанный на семь частей.
СЛАЙД 3
Вот мы познакомились с историей возникновения
игры-головоломки «Танграм».
3. Актуализация базо-
вых знаний
А теперь настало время увидеть эту игру и поиграть
в
неё.
В
конверте
№
2
лежат
геометрические
фигуры
разных цветов. Давайте назовем каждую из них.
Желтый треугольник
Синий треугольник
Оранжевый треугольник
Золотой треугольник
Фиолетовый треугольник
Зеленый квадрат
Белый параллелограмм.
Этих фигур – 7. С этой цифрой мы сегодня уже
встречались. В слове «Танграм» 7 букв. Каждый элемент
танграма называется – ТАН.
В
течение
одной
минуты
вы
будите
смотреть
на
экран и запомните расположение фигур. Далее из 7 геомет-
рических фигур вам нужно сложить такую же фигуру и на-
звать её.
Называют цвет и геометриче-
скую фигуру.
Складывают квадрат из 7 геомет-
рических фигур.
8
СЛАЙД 4
Молодцы! Вы все справились с заданием.
Следующее задание лежит у вас в конверте № 3.
Каждому из вас нужно собрать любую фигуру животного
по схеме. Обязательное правило игры: должны использо-
ваться все 7 танов.
Работают со схемой. Собирают
из геометрического конструктора
фигурки животных.
3. Изложение нового
материала
Ну, а теперь пришло время самим сделать игру-голо-
воломку «Танграм».
Для этого нам понадобятся следующие материалы и
инструменты: картон, линейка, карандаш, ножницы.
Следуя инструкциям технологической карты, мы с
вами изготовим игру «Танграм».
1. От левого верхнего угла картона вправо отмерить
12 см.
От левого верхнего угла картона вниз отмерить 12
см.
От правого верхнего угла картона вниз отмерить 12
см.
От нижнего левого угла отмерить 12 см.
Соединить горизонтальными и вертикальными лини-
ями отмеченные точки.
Должен получиться квадрат со стороной 12 см.
СЛАЙД 5.
2. От левого верхнего угла вправо отмерить 6 см.
От левого верхнего угла вниз отмерить 6 см.
Соединить отмеченные точки.
Чертят геометрические фигуры,
следуя пунктам технологической
карты и инструкциям педагога.
9
Вверху получается средний треугольник.
СЛАЙД 6.
3. Приложить линейку к верхнему левому углу и
нижнему правому. Начертить линию от левого нижнего
угла до основания среднего треугольника.
Получилось два симметричных четырехугольника.
СЛАЙД 7.
4. Приложить линейку к верхнему правому углу и
нижнему левому. Начертить линию, соединяющую углы.
Получаются 2 больших треугольника и 2 трапеции.
СЛАЙД 8.
5. На нижней стороне большого квадрата с левого
угла отложить 6 см. Соединить отмеченную точку и левый
угол
среднего
треугольника.
Начертить
отрезок
от
угла
среднего треугольника до стороны большого треугольника.
Получились маленький треугольник и квадрат.
СЛАЙД 9.
6. От правого верхнего угла большого квадрата вниз
отложить 3 см. Соединить отмеченную точку и середину
среднего
треугольника.
Начертить
отрезок
от
середины
среднего треугольника до стороны большого треугольника.
СЛАЙД 10.
На этом чертежные работы закончились. Теперь вы-
режем получившиеся геометрические фигуры. Но, прежде,
давайте вспомним правила безопасной работы с ножница-
ми.
1.
Ножницы
хранить
в
определенном
месте
-
в
Фронтальный опрос
10
подставке или рабочей коробке.
2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работа-
ющего.
3. Передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
4. Не оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями
СЛАЙД 11.
Сейчас берем ножницы и аккуратно по линиям раз-
резаем большой квадрат на маленькие геометрические фи-
гуры.
Вырезают по линиям получив-
шиеся геометрические фигуры
4.
Закрепление
полу-
ченных знаний. Само-
стоятельная
работа
обучающихся
У нас еще остался конверт № 4. Давайте откроем его
и посмотрим, что же там за задание. А задание такое: на
листе начерчен только контур фигуры, вам нужно из вы-
резанных танов собрать фигурки животных.
Если кто-то справился раньше, помогите своему со-
седу.
Молодцы, у вас все получилось.
А, теперь, очередное задание. Придумайте сами и
сложите из танов фигуры. Это могут быть животные, дома,
техника, мебель и многое другое.
Собирают фигуры животных.
Складывают фигуры.
5.
Заключительная
часть
Сегодня мы познакомились и сами сделали геомет-
рический конструктор «Танграм».
Где и когда вы можете использовать конструктор?
Можно изготовить несколько комплектов конструк-
тора и когда к вам придут друзья в гости, будет чем их раз-
влечь, собирая фигурки по схемам, по контурам. А можно
усложнить задание и собирать на время.
Отвечают на вопрос.
11
А если сделать такой конструктор не из картона, а из
цветного фетра или из фанеры, то это будет замечательный
подарок другу на день рождения.
СЛАЙД 12.
А посмотрите, как современные дизайнеры исполь-
зуют элементы танграма. Это и мебель, и ландшафтный
дизайн, и даже шоколад.
СЛАЙД 13, 14, 15, 16, 17
Слушают
педагога
и
смотрят
презентацию.
6. Подведение итогов
урока.
В заключение урока я предлагаю завершить начало фразы:
1. Мне понравилось на занятии …
2. Я не понял …
3. Мне было не интересно, потому что …
4. Раньше я не знал, что…
5. Сегодня я узнал, что …
Заканчивают начатую фразу.
12
13